Секрет водоросли: волгоградские животноводы апробировали новую кормовую добавку (Видео)
25 January 2021, 23:08

Не просто научный эксперимент, но и возможный прорыв в отрасли сельского хозяйства России. Сегодня волгоградские ученые пробуют создавать корма для коров на основе одноклеточных водорослей.

Разработчики полагают, что по питательным свойствам они однозначно заменят стандартные комбикорма. А главное, в разы снизят себестоимость в животноводстве, ведь прокормить стадо можно будет, не имея ни земли, ни техники, ни удобрений.

В колбах и пробирках – концентрированная среда, состоящая из клеток микроорганизмов. Той самой хлореллы вульгарис, штамм которой и производит эту вязкую жидкость.

Из нее волгоградские ученые синтезировали вещество, способное частично заменить комбикорм для животных. Эта водоросль – из Пензенской области.

Там несколько лет назад были получены ее генетический штамм, патент и свидетельство о безопасности продукта. До сих пор в мире использовалась только суспензия хлореллы. Концентрат в Волгограде получили впервые.

Николай Богданов, кандидат биологических наук, г. Пенза: «В Чехии мой штамм используют – суспензию хлореллы. На сегодняшний день это просто мечта, концентрат решает очень многие проблемы. Мы концентрат готовим, привозим, ставим на ферму. И месяц, два – сколько нужно, столько могут использовать. Энергетическая ценность суспензии приближается для коровы к нулю, а гранулы – вы не найдете в мире растений такого содержания белка, как в хлорелле – 65 % белка в клетке! Это первый раз».

Этой биоразработкой волгоградский ученый Илья Чмулев занимается давно и год работает с пензенским штаммом. В специально созданной им установке – биореакторе аквариумного типа получаются гидрогранулы с уникальными питательными свойствами. Вместе с комбикормом получается питательная масса. Производство добавки по себестоимости дешевле обычного корма для животных.

Денис Новиков, соавтор разработки, преподаватель кафедры общей гигиены и экологии ВолгГМУ: «Длительное время нам нужно освещать. Как минимум, 12 часов в сутки. Мы загружаем в биореактор культуру и субстрат – воду. Это первый этап культивации – не загущение, а прирост биомассы. Выдержать надо не менее 20 часов. Потом уже загущенный гель можно приводить к заморозке».

В гидрогранулах содержится целый природный витаминный комплекс: хлорофитум, экзометаболиты, аминокислоты, хлорофилл и еще около 150 компонентов.

Илья Чмулев, автор разработки, аспирант ВолГАУ, научный сотрудник Сахалинского НИИ сельского хозяйства, студент Hochschule Anhalt: «Это микроорганизм БПКМ – AL 24. И могу сказать, как студент Анхальта, что мы обгоняем сейчас Германию в этом направлении за счет наших новейших штаммов микроорганизмов, которые мы используем для синтезации такого корма».

Автор разработки уже приступил к апробации новой кормовой базы на животных. В эксперименте задействовано 44 теленка и сразу несколько опытных групп. Одни питаются стандартным комбикормом, другие – смешанным с лабораторной массой. Для этих животных эксперимент длится уже месяц. Начали с минимальной добавки. Контрольное взвешивание – ежедневное. Результаты радуют.

– Экспериментальные группы дали больше привеса. В течение 30 дней у нас до начала эксперимента была привеска и после 30 дней. Можем уже точно сказать: смешанный корм дает результат выше стандартного.

Исследования продолжаются. Следующее контрольное взвешивание животных будет через 10 дней. А это самый важный этап эксперимента. Гель-гранулами пробуют заменить половину нормы питания.

50 % ежедневного рациона питания 2-месячного теленка составляет жидкий концентрат новой экспериментальной разработки. Результат налицо: привес массы составляет 200 граммов, больше контрольного.

Опытный-1 так питается уже несколько дней. Животное находится в отдельном загоне, так как сразу на большой группе опробовать замещение большой нормы комбикорма опасно. Наблюдение – круглосуточное. Илья Чмулев в коровник приходит даже ночью. Подопечный чувствует себя хорошо.

При растворении гель-гранул в комбикорме получается влажная, травянистого цвета масса – она ускоряет обменные процессы в организме. При этом остается похожей на водоросль.

Для сельского хозяйства, рискованных зон земледелия особенно, получать корма круглый год без использования пахотных земель, сельхозтехники, удобрений, а также вне зависимости от погодных капризов – это может стать настоящим прорывом.

Интерес к разработке у аграриев есть. Соотношение цены и качества привлекает. Гель-гранулы стоят, как и стандартный комбикорм, но привесы с ним больше, а шерсть у животных блестит.

Татьяна Серова, главный зоотехник племзавода «Колхоз имени Ленина»: «Ой, да сколько раз такое было. Разные были года. И засуха. Было такое, что 5 тысяч тонн получали только на корм животным и не могли ни грамма продать. Конечно, нам бы это все пригодилось. Самое главное – уйти от рисков земледелия».

Илья Чмулев, автор разработки, аспирант ВолГАУ, научный сотрудник Сахалинского НИИ сельского хозяйства, студент Hochschule Anhalt: «Волгоградская область, Калмыкия, Ростовская, Краснодарский край, конечно же, Сахалин. У нас много зон рискованного земледелия. Климатические шоки встречаются в тех регионах, где раньше не было. Это продуктовая безопасность – получать корма, не зависящие от климатических условий, пахотных земель. Это важно для всех регионов».

В рамках госпрограммы «Дальневосточный гектар» Илья Чмулев уже приобрел землю на Сахалине и планирует при федеральной поддержке весной построить там научно-экспериментальную базу по производству гель-корма, что для сахалинских животноводов в зоне рискованного земледелия тоже актуально.

И пусть пока в разобранном виде, но первая установка по производству гель-гранул уже находится в Сахалинском НИИ сельского хозяйства. А исследование с участием первого опытного теленка в волгоградском регионе продолжается. До важного научного открытия остается меньше месяца.

Амурские фермеры недовольны пошлинами на сою

Правительство выделяет миллиарды рублей для стабилизации цен на хлеб

Почему в РФ растут цены на продукты и стоит ли ждать их снижения?

Источник: volgograd-trv.ru

Как изменение климата влияет на продовольственную безопасность (Видео)
На 50% по сравнению с прошлым годом сократится производство зерна в Европе из-за засушливой погоды. Прогноз опубликовали в журнале National Geographic. Аналитики оценили засуху в регионе как одну из самых сильных за последние пять столетий.
Уругвай ожидает меньшего урожая пшеницы и кукурузы
Учитывая рекордные урожаи пшеницы за последние два года, ожидается, что фермеры Уругвая посадят больше пшеницы в сезоне 2024–2025 годов, но общий объем производства, как ожидается, несколько снизится, согласно отчету Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США (USDA).