Кто разваливает зерновую отрасль России?
29 July 2011, 19:00
  26 комментариев  

Президент Дмитрий Медведев на днях предложил восстановить Государственную хлебную инспекцию, ликвидированную в 2004 году. Портал IDK.ru решил разобраться, что происходит в российском законодательстве относительно вопросов качества зерна, приносила ли пользу Госхлебинспекция, на основании чего она была уничтожена и почему сейчас вновь заговорили о необходимости ее воссоздания.

  

 

История вопроса

 

Прототипом существовавшей до 2004 года хлебной инспекции можно считать институт хлебных приставов, осуществлявших контроль за ценами и качеством хлеба на рынках городов Московского княжества. В 1725 году Петр I издал подробный хлебный устав и повелел карать пекарей и торговцев за продажу сырого и некондиционного хлеба. Даже Екатерина I, упразднившая созданные Петром системы надзора за торгово-промышленной деятельностью, для хлеба сделала исключение.

 

В XX веке, а именно в 1923 году в целях оздоровления торговли зерновыми продуктами как имеющими обращение внутри Союза, так и подлежащими экспорту, учреждается единая Государственная хлебная инспекция. С самых первых лет существования Госхлебинспекция сыграла огромную роль в совершенствовании всей системы определения качества зерна и продуктов его переработки. А это позволило получать дополнительные доходы от продажи зерна и повысить эффективность торговли им за счет более объективной оценки качественных показателей.

 

После распада СССР Госхлебинспекция не подверглась упразднению, а была преобразована в Государственную хлебную инспекцию при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекция). Она впервые стала совершенно самостоятельным и независимым от ведомственного влияния органом государственного контроля и надзора за качеством, рациональным использованием и безопасностью самых широко потребляемых и социально-значимых зерновых продуктов в стране.

 

Упразднение ГХИ

 

Несмотря на долгие годы успешной работы, в 2004 году Постановлением Правительства Российской Федерации за подписью Председателя Правительства Михаила Фрадкова Государственная хлебная инспекция (ГХИ) была упразднена.

В одном из интервью, мы задали вопрос , ветерану труда Государственной Хлебной Инспекции (ГХИ), Билаоновой Тамаре Семеновне:  «Почему ликвидировали ГХИ?»

«Несмотря на мою долголетнюю работу (около 45 лет) я не могу понять, по какой причине ликвидирована государственная инспекция. Если из-за недостатка финансового ресурса, то неужели Россия, экспортирующая нефть и газ, не может содержать структуру, помогающую стране иметь дополнительную прибыль от продажи зерна хорошего качества на мировой рынок? Сегодня мы наблюдаем за полным разрушением сельскохозяйственной отрасли и пока не ясно к чему это приведет. Сельское хозяйство всегда ущемляли, но сегодня его просто разрушают.
ГХИ свою работу координировало с другими государственными организациями по вопросам качества зернопродуктов. ГХИ гарантировало качество. Зерно, как правило, засорено различными примесями: песок, земля, солома, пленки, семена и плоды диких растений – вредные и ядовитые, зараженные амбарными вредителями, а так же различными болезнями. Раньше контроль качества гарантировал здоровую нацию. Мы всегда знали, что употребляем качественную еду.»

 

Неясно, что двигало людьми, предложившими упразднение Госхлебинспекции и проголосовавшими за это. Но по оценке экспертов, в итоге мы получили коллапс на зерновом рынке.

 

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько высказывал мнение, что «Решение правительства упразднить Госхлебинспекцию идет против логики административной реформы. Вместо того чтобы укреплять организацию, оказывающую важные услуги участникам рынка, мы ее вообще ликвидируем».

  

2004-2011. Как это было.

 

Ситуацию, тем не менее, удалось хоть частично спасти, основные функции по контролю зерна взял на себя Россельхознадзор. 8 декабря 2004 г. Россельхознадзору передана Федеральная лаборатория ГХИ при Правительстве РФ.

 

В марте 2005 г. приказом Россельхознадзора Федеральная лаборатория Госхлебинспекции при Правительстве Российской Федерации переименована в Федеральное государственное учреждение  «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» ФГУ «Центр оценки качества зерна».

 

В августе 2005 г. постановлением Правительства РФ и приказом Россельхознадзора ФГУ «Центр оценки качества зерна» реорганизовано путем присоединения к нему 15 управлений ГХИ.

 

По словам Александра Хатунцова, директора ФГУ «Центр оценки качества зерна», новой организации удалось  «подхватить падающий флаг и в ситуации на тот момент непредсказуемых последствий ликвидации Росгосхлебинспекции сохранить специалистов. Многое было сделано для завоевания доверия участников зернового рынка к вновь образованной структуре. Совершенствование структуры менеджмента, обеспечение лабораторий высокотехнологичным лабораторным оборудованием, расширение филиальной сети, обучение и повышение квалификации специалистов, это далеко не полный перечень сделанного».

 

На сегодняшний день ФГУ «Центр оценки качества зерна» Учреждение имеет 17 филиалов с лабораториями, 2 аналитические лаборатории по определению качества и безопасности продукции в г. Москве и в г. Раменское и 51 пункт в основных зернопроизводящих регионах и портах Российской Федерации. У российских и зарубежных участников зернового рынка сложилось особое доверие  к партиям зерна и продуктов его переработки в сопровождении сертификатов качества, выдаваемых Центром.

 

Новая угроза

 

Но кому-то, видимо, показалось мало развала Госхлебинспекции и в соответствии с распоряжением    Правительства     Российской    Федерации    от 09.03.2010 № 299-р в закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» будут внесены изменения, которые практически отменяют государственный контроль за качеством зерна и продуктов его переработки.

  

По словам Татьяны Корзун, заместителя директора ФГУ «Центр оценки качества зерна»: «Россия, с отменой Федерального закона №183-ФЗ, может остаться единственной страной не только в рамках Таможенного союза, но и в ЕС, которая отказалась от контроля качества зерна и продуктов его переработки. В связи с этим в нашу страну может быть импортирована контрафактная  и некачественная продукция, чем воспользуются недобросовестные поставщики».

  

Процесс уничтожения закона №183

 

Правительство Российской Федерации распоряжением от 09.03.2010г. №299-р разработало план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, которым поручалось ряду министерств (отв. Минсельхоз) разработать до 01.08.2011г. проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», предусмотрев в том числе: введение понятий качества зерна, сертификат качества зерна, контроль качества зерна, осуществление государственного контроля за качеством зерна и продуктов его переработки при их ввозе на территорию Российской Федерации, закладки для государственных нужд и ряда других и не предусматривало отмену закона.

       

С учетом отдельных уточнений и изменений Правительством 12.11.2010г был направлен в Государственную Думу проект закона № 454517-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающий в ст.25 внесение отдельных поправок в 183 закон.

 

Проект закона был одобрен в первом чтении 22.12.2010г. Удивляет, с какой скорость был отменен закон, отмена которого Правительством не предусматривалась. Предложение об отмене закона было внесено заместителем Министра сельского хозяйства Алдошиным О.Н. и поддержано первым заместителем Комитета Государственной Думы Головневым В.А.

          

Так, ко второму чтению по предложению Комитета по экономической политике и предпринимательству, из проекта закона исключена ст.25 и внесено предложение о признании утратившим силу положении закона о том, что государственный надзор и контроль осуществляет уполномоченный правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (глава IV «Закона о зерне» и ст.1 Федерального закона от 16.03.2006 года №41-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки»).

 

24.06.2011г. ответственным комитетом было принято решение о предоставлении законопроекта во втором чтении с учетом поправок, а уже 27.06.2011г. Советом Госдумы это предложение было одобрено.

 

Одновременно по инициативе Комитета по экономической политике и предпринимательству в проект закона №443002-5 – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» было внесено предложение о признании утратившим силу 183 закона.     

 

Оба проекта закона был приняты во втором чтении почти одновременно: первый — 01.07.2011, второй — 06.07.2011; в третьем чтении 08.07.2011. Оба закона поступили в Совет Федерации 8 июля, предварительно рассмотрены 12 июля и одобрены 13 июля. Меньше чем за две недели проекты закона были рассмотрены в двух чтениях Государственной Думой и одобрены Советом Федерации.

 

На сегодняшний день действие Федерального закона  от 05.12.1998 № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» признается утратившим силу. Виной тому два Федеральных закона:

1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» признан утратившим силу;

2) А также Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».

  

Следствие

 

28 июля первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Виктор Зубков провел заседание комиссии правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса, на котором поднял вопрос воссоздания ГХИ при правительстве РФ

«Этот вопрос обсуждался на совещании у президента России Дмитрия Медведева в Тамбовской области 25 июля т.г. Речь шла в том числе и о возможности воссоздания Государственной хлебной инспекции при правительстве РФ», – сообщил первый вице-премьер.

 

От редакции

 

Остается большим вопросом, чем руководствовались инициаторы упразднения государственной системы контроля за качеством зерна, но последствия отмены 183-го закона могут быть плачевными: уменьшится конкурентоспособность России на международном рынке зерна, так как ведущие экспортеры: США, Канада, Австралия аналогичные системы имеют; возрастет риск умышленной или неумышленной экономической диверсии, поставки некачественной продукции, которая потом ударит в целом по имиджу государства. Также, государство лишится объективной информации об объемах и ассортименте экспортируемого зерна.

 

В конечном счете, упразднение госконтроля приведет к появлению на продовольственном рынке некачественной и опасной продукции.

 

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
26 комментариев
  1. Не совсем понятно, как подобные вещи вообще происходят? А разве в правительстве не существует системы контроля за пересекающимися законами? Почему новым законом можно отменить другой закон? Так действительно в голове все не удержишь. Может быть отменить подобную практику в законотворчестве? А то и до беды не далеко.

    Например, если существует закон, то сначала отменить его, а потом уже принять другой. Пусть это происходит без разрыва во времени, зато «на лицо» будет факт отмены конкретного закона.
    Таким образом появится контроль за действиями чиновников.

    А то, если завтра (в куче документов) нашему президенту кто-то закон на подпись подсунет «О материнстве и детстве», где в целях улучшения демографической ситуации (в 136 пункте) будет написано «ликвидация радиоизотопных элементов на территории России», то мы, пожалуй, можем и без АЭС и без ядерного оружия остаться.

    А может так уже и происходит? Как бы не сглазить ….

    1. Да, потому что бардак в стране! Ни одного специалиста в какой либо отрасли не найдешь! Только деньги всех интересуют. Поэтому за маленькую мзду сегодня готовы продать все что угодно. И изменение закона тоже стоит денег. И не малых!!!
      Правительство хоть что то контролирует? Или тоже собрали лоббистов вокруг себя?

      Страна разваливается! Снимите «розовые очки»!!!

  2. При нашем отставании в оснащении лабораторий и технологиях только входной контроль убирать! И так не были гарантированы от ввоза бинарных составляющих пищевки.

    1. Дмитрий Владимирович, добрый вечер.
      А что Вы имели ввиду под «Входным контролем»?

  3. Итоги работы ФГБУ «Центр оценки качества зерна» в области подтверждения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки за первое полугодие 2011 года

    За 1 полугодие 2011 года специалистами ФГУ «Центр оценки качества зерна» проверено 2223,7 тыс.т. зерна и продуктов его переработки, в т.ч. для внутреннего рынка – 1222,4 тыс.т., при отгрузках на экспорт – 728,8 тыс.т., при поступлении по импорту – 272,5 тыс.т.
    Выдано 29455 сертификатов качества, из них на экспорт – 3311 шт., импорт – 4072 шт., внутри страны – 22072 шт.

    Наибольшее количество выданных сертификатов качества приходится на Воронежский (6652 шт.), Белгородский (3828 шт.), Новороссийский (3166 шт.) и Тамбовский филиалы (2636 шт.).

    Выявлено всего 151,8 тыс.т. зерна и продуктов его переработки (6,8% от проверенного), не отвечающих требованиям нормативных документов по качеству и безопасности, в т.ч. 70,2 тыс. т. — зараженных вредителями хлебных запасов, 3,8 тыс.т. – дефектных по запаху, 10,4 тыс.т. — с превышением максимально допустимых уровней и норм по показателям безопасности, а также 67,4 тыс.т. — не соответствующих нормам по показателям качества.

    При контроле продукции, перемещаемой на внутреннем рынке, выявлено 83,8 тыс.т. некачественных и опасных зерна и продуктов его переработки, в т.ч., 55,8 тыс.т. — зараженных вредителями хлебных запасов, 8 тыс.т. — не отвечающих требованиям по безопасности, и 20,1 тыс.т. — не соответствующих показателям качества. Так в Волгоградской, Омской, Тамбовской, Белгородской, Курской, Ставропольской, Московской областях и Республике Татарстан было выявлено 2406,1 т. пшеницы, 105,62 т. ячменя, 262,5 т. овса, и 1006,95 т. ячменя на кормовые цели с солодовым, затхлым, гнилостным запахом, в Белгородской области — 40 т. хлопьев овсяных с повышенным содержанием металломагнитной примеси, в Волгоградской области – 20 т. пшена шлифованного с затхлым запахом, горьким вкусом. В Воронежской области было обнаружено 1142,6 т. подсолнечника с повышенным содержанием кадмия.
    Источник:

    ФГБУ «Центр оценки качества зерна»

    Объёмы проверки экспорта зерна за июль 2011г.
    1 июля был отменен запрет на экспорт зерна, который был введен правительством РФ после засухи 2010 г. Представляем вам данные по объемам зерна и продуктов его переработки, отгруженных с сертификатами качества ФГБУ «Центр оценки качества зерна» в тоннах за период с 01.07.2011 по 29.07.2011 г.

    1. Турция: 462 279;
    2. Египет: 461 857;
    3. Кения: 173 374;
    4. Италия: 172 142;
    5. Израиль: 144 567;
    6. Азербайджан: 87 702;
    7. Испания: 79 564;
    8. Греция: 71 922;
    9. Голландия: 63 950;
    10. Йемен: 54 415;
    11. Грузия: 53 101;
    12. Ливан: 51 577;
    13. Эритрея: 51 223;
    14. Эфиопия: 50 461;
    15. Ливия: 50 000;
    16. Сауд.Аравия: 46 354;
    17. Перу: 43 500;
    18. Сирия: 39 865;
    19. Тунис: 35 068;
    20. Албания: 33 380;
    21. Армения: 32 546;
    22. Португалия: 27 200;
    23. Судан: 25 400;
    24. Мавритания: 16 500;
    25. Кипр: 14 723;
    26. Австрия: 12 000;
    27. Латвия: 8 049;
    28. Нигерия: 7 766;
    29. Иран: 2 903;
    30. Румыния: 2 778;
    31. Белоруссия: 1 689;
    32. Казахстан: 1 584;
    33. Украина: 1 139;
    34. Узбекистан: 406;
    35. Грузия: 330;
    36. Туркмения: 259;
    37. Таджикистан: 187;
    38. Монголия: 174;
    39. Сербия: 60;
    40. Польша: 20;
    41. Молдавия: 20;
    42. Корея: 6;
    43. Абхазия: 2.
    Источник:

    ФГБУ «Центр оценки качества зерна»

  4. Хизир Лечаевич, кто Вы? Откуда такая информированность?

    1. Источник:

      ФГБУ «Центр оценки качества зерна»

  5. Хизир Лечаевич внештатный информационный агент портала ИДК ;)
    А взял он это здесь: http://zol.ru/z-news/showlinks.php?id=76127

  6. 4-6 августа в Алтайском крае пройдет II Столыпинская конференция

    В Администрации края состоялось заседание оргкомитета форума, сообщает пресс-служба крайадминистрации.

    Как напомнил заместитель Губернатора края Михаил Щетинин, научно-практическая конференция «Возможности развития сельских территорий Алтайского края и Сибири — новое прочтение реформ П.А. Столыпина» включена во Всероссийский план мероприятий, посвященных празднованию 150-летия со дня рождения Петра Столыпина. Такое решение были принято 13 июля на заседании оргкомитета под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина. Губернатор Алтайского края Александр Карлин, входящий в состав оргкомитета, представил ряд предложений для включения в план общероссийских мероприятий. В частности, в него вошла и Столыпинская конференция «Преобразование Сибири: от времен Столыпина до современности», которая состоится в 2012 г. Также предполагается установка памятника переселенцам в г. Барнауле, издание литературного наследия П.А. Столыпина.
    Конференция «Возможности развития сельских территорий Алтайского края и Сибири — новое прочтение реформ П.А. Столыпина» пройдет в крае 4-6 августа 2011 года. Для участия в ее работе приглашено порядка 700 человек, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, а также представители власти регионов, органов местного самоуправления, научных заведений, предприятий и организаций. Свое участие в конференции подтвердили заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Андрей Клепач, заместитель Министра спорта, туризма и молодежной политики Надежда Надина, директор департамента сельского развития и социальной политики Министерства сельского хозяйства Дмитрий Торопов, начальник управления внутреннего туризма и государственных туристических проектов Федерального агентства по туризму Алексей Сивченко. Также в работе конференции будут участвовать руководители ряда Союзов президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин, вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Виктор Мальцев, ожидается участие делегаций Иркутской области, Красноярского края. Гостями конференции станут представители научных заведений Москвы и Алтайского края, состоится выездное заседание Президиума Россельхозакадемии.

    Центральным мероприятием Столыпинской конференции станет пленарное заседание, которое состоится 4 августа в Алтайском краевом театре Драмы. Запланировано проведение 6 секционного площадок по следующим темам: «Продовольственная безопасность и экспортные возможности агропромышленного комплекса» (г. Белокуриха); «Кредитование агропромышленного комплекса и страхование сельскохозяйственных рисков — проблемы и возможности» (г. Белокуриха); «Кластерный подход к инновационному развитию агропромышленного комплекса» (г. Бийск); «Рекреационный потенциал сельских территорий — новое развитие села» (с. Даниловка, Алтайский район); «Сельские территории в XXI веке — новые проблемы и новые возможности» (с. Новотырышкино, Смоленский район); «Социокультурная миссия российского села» (с. Сростки, Бийский район).
    Источник:

    Главное управление сельского хозяйства Алтайского края

  7. Кубанский фермер 9 лет прожил в США. Но нажитый опыт в России не пригодился

    Роман Малушко начал фермерствовать с отцом в 1993 году, когда ему исполнилось 18 лет. В те годы были популярны программы по изучению опыта американских фермеров. В рамках одной из таких акций он и попал в Соединённые Штаты. Изучение опыта заключалось в банальной работе на молочной ферме, где платили минимальную для США зарплату. Тем не менее молодой человек задержался в Америке на девять лет. Забрал туда жену, там у них родились два сына, которые автоматически стали гражданами США. Гибель отца заставила Романа вернуться на родину, чтобы взять в свои руки небольшое фермерское хозяйство.

    Знай работай, да не трусь
    Роман попал в штат Висконсин, в деревеньку под названием Воневок. Там работал на молочной ферме у выходцев из Германии по фамилии Шепс, позже перешёл к другим хозяевам – Шмидтам. В Висконсине среди фермеров-животноводов много этнических немцев.

    Ферма была новая, на 500 коров голштино-фризской породы. Возвели её всего за три месяца, затратив миллион долларов. Деньги эти Шепсы взяли в кредит на 35 лет. Каков был процент, Роман не помнит, но, видимо, невысокий, так как хозяин похвалялся рассчитаться с банком за два года.

    Сегодня на Кубани запущен проект «Семейная ферма», в основе которого как раз опыт американских животноводов. Сейчас один из фермеров Павловского района строит такую ферму при помощи государства.

    – Это почти то же самое, что было у моих хозяев, – рассказывает Роман. – Коровы содержатся по так называемой беспривязной системе, гуляют свободно по одному из корпусов фермы. Там же в специальный отсек им подают корма. Сколько надо, столько корова и возьмёт. Посередине зала – накрытая решёткой бетонированная траншея, куда специальный транспортёр, движущийся на тросах, сгребает нечистоты. Оттуда они при помощи насосов выводятся в специальные отстойники.

    В другом корпусе находится доильный зал. На каждую корову предусмотрен отсек. Когда она туда заходит, компьютер считывает с чипа всю необходимую информацию о животном. У моего павловского коллеги всё почти так же, но на русский лад. Если у американцев все трубы, загородки сделаны из нержавейки и меди, то в русском варианте более дешёвая сталь, и всё остальное оборудование сделано, как говорится, из подручного материала.

    Роман работал дояром. На утреннюю дойку не ходил, её осуществляли сами хозяева, а днём и вечером доили наёмные работники Роман и американец Бест.

    – Работа на ферме отлажена до мелочей, – вспоминает Роман. – Нет никакой суеты и авралов. Корма хозяева заготавливали сами на арендованной земле. А различные витаминные и минеральные добавки им привозили специализирующиеся на этой деятельности фирмы. Всё молоко сдавали на один завод, который и определял параметры качества. Если что-то покупателя не устраивало, тогда приезжали специалисты завода, изучали ситуацию и давали свои рекомендации, что и как поправить. Так же и ветеринарное сопровождение. Пришло время осмотра – врач приехал. Если непредвиденная ситуация, по первому звонку он уже здесь. Штатного специалис­та держать не надо. Вообще, там всё делается по телефону и интернету, никаких хождений по кабинетам, никаких очередей, и никому никаких взяток платить не надо.

    Бурёнки, которых доил Роман, были на редкость щед­ры. Одна, например, давала за дойку до 50 литров молока. Если всё шло в штатном режиме, хозяин и не появлялся на ферме. Ситуацию отслеживал дома по компьютеру. Но только надои упали, он тут как тут. Разбирался. Иногда заставлял делать специальные гормональные уколы, чтобы повысить отдачу.
    – Выходит, об экологической чистоте продукта говорить не приходится?

    – В идеале нет, – соглашается Роман, – интенсивное производство без стимуляторов и прочих штучек не обходится, но, поверьте, стандарты тамошние не хуже наших.

    Жил – не тужил
    За свою работу Роман получал 5,15 доллара в час. Это минимальная зарплата в США. Позже он добился, что стали платить чуть больше шести баксов. Но на ферме можно было и дополнительно подработать. Роман не гнушался никакой работой: стриг газоны, подметал двор и т. п. Даже проводил простейшие операции бурёнкам, разрезая гнойники на месте ушибов. Увидев это, хозяин накричал на Романа. Но когда ветеринар подтвердил, что парень делает всё правильно, как профессионал, только бесплатно, тогда ему купили скальпель и дезинфицирующие средства. Хозяева поощряли подработки и по-честному их оплачивали. Но бывало…

    – Однажды я отремонтировал им ворота по своей инициативе. Очень хвалили. А потом повадились: сделай то, сделай это, а платить не спешили. Мне это надоело, и я заартачился. Поскандалили. С тех пор инициативу не проявлял. Дураков нет бесплатно работать. Вообще, я позволял себе проявлять характер и даже иногда быковать. Чтоб знали, что русские не быдло, чтоб уважали. Раз по поводу войны схлестнулись. Говорят, что это они нас спасли от Гитлера. Я им популярно объяснил, как было на самом деле. Русский мат они тогда уже понимали.

    Жили Малушко на квартире, которая обходилась им в 1,5 тысячи долларов. При доходах в 5-6 тысяч это сносная плата. Роман мог позволить себе иметь две машины, одну для работы, другую «на выход».

    – Я там видел очередь только раз на распродаже, действительно, прут в магазин, как ошалелые, могут и затоптать. Мне это не надо, пошёл через неделю и купил что хочу, подумаешь, переплатил десять баксов. А в основном жизнь удивительно разумно устроена. Никто тебя не напрягает. Меня за девять лет два раза на дороге полиция остановила, и то по делу. Налоги, коммунальные платежи – всё оплачивается по почте чеками. Тебе даже заполнять квитанции не надо, всё уже готовое пришлют. Только чек по почте отправь или через интернет деньги переведи с карты.

    Роман говорит, что если бы не гибель отца, он в Россию вряд ли вернулся бы. Он там даже своё дело начал – по ремонту квартир и строительству коттеджей.

    А здесь все напрягают
    После отца осталось много долгов, которые Роман пытается погасить в течение вот уже трёх лет. Великих денег он из Америки не привёз. Во-первых, сильно не копил, смысла не видел, жил в своё удовольствие. Во-вторых, с него в России такую пошлину взяли за контейнер, что пришлось почти все привезённые деньги отдать.

    У Малушко кончился срок аренды земли. По закону он имеет первоочередное право на его продление. Но чиновники всячески мотают его, грозятся выставить землю на аукцион. Уже несколько лет длится эта тяжба.

    – Мне так надоело висеть в воздухе! После Америки, где всё ясно и понятно, это какая-то дикость. Куда ни пойди, везде проблемы, все тебя напрягают. Брал кредит. Такие мытарства претерпел, что вспомнить страшно! В Штатах я иду в банк и говорю: прошу пять тысяч. Мне в ответ: можем дать только 1,5. Но дают сразу без всяких препон. Куда я направлю эти деньги, никого не интересует. Пойду в другой банк и там возьму ещё пару тысяч. Если не рассчитаюсь, они найдут способ востребовать с меня эту сумму. Но всё делается ненавязчиво, без угроз и издевательств. А у нас феодализм, а не демократия.

    Роман говорит, что работать на земле в России он хочет. Но не уверен, сможет ли стерпеть отечественные порядки. Периодически впадает в апатию, появляется желание бросить всё, распродать и уйти в другую сферу деятельности или опять попытать счастья за океаном.

    – Держат дети. Хочу, чтобы они получили школьное образование в России. Оно действительно лучше американского. А вот специальное лучше там. Оно более конкретное, нацелено на практику. После американских вузов они будут уметь работать. А любой работающий человек в США имеет возможность жить достойно.

    Сергей ИВАЩЕНКО
    ст-ца Павловская,
    Краснодарский край

    1. Из нищей, голодной, холодной России
      Где дай бог, порою, пригоршню лапши,
      Швырнула судьба меня к жизни красивой,
      Где от изобилия пузо трещит.
      Где носят такие улыбки на лицах,
      Что ты за улыбкой не видишь лица;
      Где море соблазнов, как перья жар-птицы,
      Сверкает и дразнит тебя без конца.
      Америка! Злиться, молчать, восторгаться,
      Заплакать вдали от родных берегов…
      Богатство, богатство, еще раз богатство —
      Но кроме богатства, увы — ничего!
      Я пил кока-колу, катался на фордах,
      «Лос-Анджелес», «Хьюстон» — какие слова!
      Давила Америка сытостью гордой,
      Да так, что кружилась порой голова…
      Я даже боялся: а вдруг спотыкнусь я,
      И где-то во мне обнаружится брак,
      И как у буржуйчика, всей моей сутью
      Вдруг станет кишечно-желудочный тракт?
      Но право, чем больше я ел шоколада,
      Скользил по бредово-роскошным коврам,
      Тем было яснее, что нет, мне не надо
      Всей этой малины, что я не отдам
      За эти витрины, за эти улыбки,
      За весь этот сыто-ликующий быт
      Ни самых трагических наших ошибок,
      Ни самых пронзительных наших обид.
      Что было — то было. Я знаю, я верю,
      Что нету ненужных в Истории глав,
      И только затем торжествует Сальери,
      Чтоб стало яснее, что Моцарт был прав.
      Я знаю, Америка, как ты жирела,
      Я знаю, откуда богатство твое.
      В нем слезы Гренады, в нем муки Кореи,
      В нем горе Вьетнама к отмщенью зовет!
      В нем пепел Багдада, в нем ад Хиросимы,
      В нем смерть миллионов голодных детей.
      В нем ныне и горькая участь России,
      Попавшей в объятье паучьих сетей!
      И так мне хотелось от этих комфортов,
      От этих постыдных, бездушных богатств,
      Побив все рекорды, свободным и гордым,
      Летящим как пуля оленем бежать!
      В Россию, скорее в родную Россию,
      Где дай бог порою пригоршню лапши —
      Но столько для русского разума силы,
      И столько работы для русской души!

  8. Попалась интересная статья с заголовком «Булки с мышиными хвостами».
    Краткая выдержка: «Общая стоимость продукции частных пекарен, находящейся в теневом обороте, составляет 80 млрд. рублей. Недавняя проверка 6332 частных пекарен по стране показала, что большая часть их продукции – опасная халтура и брак. Чем же нас кормят криминальные пекари?»
    (http://www.argumenti.ru/toptheme/n131/37571)

    А на самом деле, кто сейчас контролирует качество хлеба?

    1. Интересно, а какое-то решение приняло наше правительство по созданию Хлебной Инспекции? У нас ведь и на годы это может растянуться, если кто-то в чем-то не заинтересован?

  9. При чем здесь хлебная инспекция? Качество хлеба, как пищевого продукта, на прилавках — контролирует Роспотребнадзор. Как и молока и колбасы и пр. А самым главным контролером должен быть покупатель. Не берите то, что не нравится. Голосуйте рублем. Если товар невкусный или несвежий — устраивайте скандал. Воспитывайте торговлю-то. Чтобы продавец у входа встречал.»А вот калачик свеженький. Только из печи. Взвесить Вам 230 граммов на завтрак? и 40 граммов маслица свежайшего вологодского. Ах, жирного не едите? Обезжиренного творожку извольте, граммов 100 и 2 ложечки меду. 26 граммов. Извольте в кассу».

    1. Елена Викторовна, судя по вашей должности и месту работы, то становится понятно, почему Вы сегодня отстаиваете интересы западных компаний и продолжаете разваливать, то что годами создавалось на благо российского народа! (http://grun.ru/about/union_structure/apparat/)

      Очень странно, зачем Вам лично это нужно?
      И зачем это нужно А.Злочевскому?
      Он же сам был зам.министра сельского хозяйства и отстаивал Государственную Хлебную Инспекцию, в момент её ликвидации!
      Вот его фраза:

      «С ликвидацией ГХИ рынок окажется в состоянии хаоса», — объясняет президент Зернового союза Аркадий Злочевский. Пока сертификаты качества зерна выдавались ГХИ, любые споры решались внутри этой организации, в крайнем случае роль высшего арбитража выполняла московская лаборатория ГХИ. «Сейчас начнутся разборки между операторами рынка и независимыми сюрвейерами [компания, отвечающая за транспортировку, страховку и качество зерна], оценивающими качество зерна для каждой из сторон. Это вызовет лавину конфликтов», — говорит Злочевский.»
      (http://www.mosprod.ru/ru/press/news_agencies/smi/200412141203-4442.htm)
      Что изменилось с тех пор?
      Кому-то дали большие деньги, за то, что бы замолчали и начали поддерживать развал государственного контроля?

  10. Наталья Александровна! О чем Вы говорите? Почему путаете кислое с широким? Еще раз повторю — какое отношение выдача сертификатов качества при перевозках зерна(госконтроль в Вашем понимании) имеет к качеству выпеченного хлеба? Ведь народ-то требует хорошего хлеба на прилавке. Это раз.
    ГХИ эффективно работала и контролировала оборот зерна, когда это зерно было государственным. Методы и принципы работы инспекции непригодны. К середине 2000-тысячных система должна была перестроиться. К сожалению был упущен момент, инспекция попала под раздачу. Да, был хаос и неразбериха с выдачей предусмотренных государством сертификатов. Но эту функцию получил Россельхознадзор. И пользовался ею так эффективно, что ГХИ и не снилось. Надеюсь, что Вам при Вашей должности госконтроль со стороны Россельхознадзора помогал в работе, направлял Вашу деятельность в правильное русло и изо всех сил беспокоился о Вашей безопасности.
    Я ценю Ваши заботы о благе русского народа. Но Ваши высказывания направлены на благо какой-то очень специфической части русского народа.
    Я должна, видимо, огорчить Вас, но г-н Злочевский никогда не был зам.министра сельского хозяйства, а вот как раз я была одним из руководителей ГХИ. И хочу Вам сказать, что Ваши оскорбительные высказывания никакого отношения не имеют к реальности. С момента высказывания Злочевского и ликвидации ГХИ прошло 7 лет. И у российского, я подчеркиваю, российского бизнеса, должны появиться стимулы работать честно и качественно, без надзирателя, который к тому же еще и поборами занимается.
    Кстати, Вам, как менеджеру закупа, зачем нужен госконтроль?
    А качество хлеба, булок и пирогов — это к Онищенко. И из каких моих слов Вы сделали вывод, что я поддерживаю развал госконтроля? Ответьте, сделайте милость.
    Я выступаю против некомпетентности, поборов, вмешательства в хозяйственную деятельность, то есть нарушения российского законодательства. Это Вы с чьих слов поете, Наталья Александровна? Или Вас устраивает творящийся беспредел?

    1. Елена Викторовна, как раз тот беспредел, который Вы провоцируете на Форумах, не вписывается в рамки моего понимания. Если Вы говорите, что «как раз я была одним из руководителей ГХИ», то как Вы могли работать в этой организации, если Вы не верили в её устав? Это же преступление!!!
      Что касается г-на Злочевского, то извините за ошибку.
      Не нароком повысила статус Вашего руководителя. Просто в Интернете много различной информации, а я поверила источнику — моя ошибка.
      Кстати, на wikipedia.org опубликована информация, что «в 1995 году после учебы в высшей школе бизнеса им. Дж.Кеннеди, (Гарвардский университет, Бостон, США), ему была присвоена квалификация «Управляющий агробизнесом.»
      А на самом деле, это была всего лишь 2-х недельная стажировка.
      Это правдивая информация?

      1. ВЫ, Наталья Александровна, только себя слышите и явно не тем интересуетесь;-) Это какой же беспредел я на форумах провоцирую? Я то была уверена, что борюсь с беспределом. И что за бред Вы несете про преступление и неверие в устав. Наталья Александровна, Государственная хлебная инспекция была упразднена в интересах государства, 2000 тысячи человек были выброшены на улицу без выходного пособия, кому через год выплатили компенсации, а кто и так остался. Люди, специалисты, пережили сильнейший стресс — я не буду здесь перечислять тех, кто не пережил этого и умер вместе с инспекцией. То, что было организовано на ее месте — лавочка для откачки денег под прикрытием старых лозунгов — должно быть закрыто. Система государственного контроля за безопасностью продукции должна быть построена, но это должна быть современная система — с законодательно утвержденной степенью ответственности контрольного органа, с внедрением повсеместно систем менеджмента качества, открытым участием организаций и предприятий в круговых испытаниях качества. А для этого именно потребитель должен выступать заказчиком повышения качества. Он должен хотеть этого высокого качества и, соответственно, быть готовым платить за него. А Ваши выступления, простите, неаргументированы и непонятно, чего Вы хотите то?

  11. Вернуть ГХИ, участники зернового рынка считают, что это было бы неплохо, так как действующая сейчас структура контроля качества зерна позволяет отслеживать только импортно-экспортные операции, а Хлебная инспекция следила и за внутренним рынком.

    Возродить ГХИ, предложил президент Дмитрий Медведев.Некоторые эксперты считают, ее можно создать на базе ныне действующего государственного Центра оценки качества зерна.

    Контроль качества зерна, прекратит существование 25 октября этого года, когда перестанет действовать федеральный закон «О госнадзоре за качеством и безопасностью зерна». Необходимость в этой организации была ничтожно мала, сертификаты качества, которые выдает центр, не признаются на внешнем рынке, покупатели российской пшеницы требуют сертификаты международных сюрвейерских компаний.

    ГХИ была создана в 1923 году для контроля качества зерна и хлеба. ГХИ упразднили в рамках сокращения расходов бюджета 25 декабря 2004 года. Нынешний центр не может сравниться с ГХИ ни по функциям ни по полномочиям. У Центра по контролю зерна всего 17 отделений по России, у ГХИ их было 70. Для воссоздания ГХИ нужны деньги. А поборы, это болезнь во всех отраслях России. Пётр первый и последущие, не смогли найти противоядия против этой болезни. Поборы это образ жизни Россиян, как говорится «Не подмажешь не поедешь».

  12. У ФГУ никаких функций по контролю и нет. Это хозяйствующий субъект по обеспечению государственной функции по выдаче сертификата при ввозе и вывозе. На платной основе. Все остальное, якобы контрольные функции, опять же на платной основе, контроль, выдачу сертификатов при внутренних перевозках, и т.д. и т.п. — это навязанные услуги, которые участники рынка покупали под давлением карантинщиков Россельхознадзора.
    Поборы — не образ жизни россиян. Поборы — это образ жизни коррумпированных чиновников во всех странах мира. А для борьбы с коррупцией нужно уничтожить все структуры, где напрямую можно дать деньги проверяющему. Структура контрольных органов и принцип оплаты их труда — что ГХИ, что Россельхознадзор, что Роспотребнадзор — позволяет осуществлять поборы. Инспекционный орган должен полностью финансироваться государством и процедура проверок должна исключать возможность тайного контакта проверяемого и проверяющего.
    А качество продукции — это проблема покупателя. Мы еще не научились голосовать кошельком и отстаивать свои права. Нам торговля нагло предлагает некачественную продукцию, а мы покупаем, не жалуемся и ждем, когда придет честный контролер и накажет жулика. Это отсутствие гражданского самосознания. О как! Потребители России — объединяйтесь! Не заходите в тот магазин, где вам продали плохой товар! Не заключайте договоров с недобросовестными поставщиками! Организуйте системы менеджмента качества! несите ответственность за свои дела! (и зачем вам контролер?)

    1. А по-моему, Вы все говорите о разных вещах!
      На мой взгляд необходимо разделить понятия «Государственных интересов» и «Интересов тех сотрудников, которым доверено исполнение этой задачи». По-моему, это разные интересы!
      Мы совсем недавно с Вами также слышали с экранов ТВ и истории про «оборотней в погонах», т.д…
      Когда Д.Медведев говорил о возрождении Государственной Хлебной Инспекции, вряд ли он имел ввиду создание нового рабочего места, для своего внучатого племянника. Хочется верить, что наш президент имел ввиду национальные интересы!

  13. КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ЗЕРНА

    И ЗЕРНОПРОДУКТОВ В РОССИИ

    Технологии возделывания, сбора, подработки и хранения зерна не менялись последние 30 лет. При этом даже существующие технологии не соблюдаются на 99% посевов. Более 40% собираемого зерна постоянно хранится в неприспособленных помещениях, которые становятся резерваторами возбудителей болезней.

    В России зерно и зернопродукты, особенно хлебобулочные изделия, формируют 45% рынка продовольственных товаров. Для более чем 130 млн. россиян они дают до80% потребляемых белков и 70% углеводов. Цена хлеба содержит 70% налога на бедных. Только 14 субъектов Российской Федерации обеспечивают себя зерном. Это обусловливает большой поток межрегиональных перевозок зерна и зернопродуктов, ухудшение его качества и безопасности, распространение возбудителей болезней и вредителей зерна. В известной степени это способствует и процветанию теневого рынка зерна, который оценивается в 55 млрд. рублей в год.

    Из основных микротехнологических и макроэкономических условий, определяющих качество и безопасность зерна и зернопродуктов, можно отметить следующие.

    Россия располагает 13% посевных площадей мира и производит 2% мирового урожая зерна. В стране нет единогорегистра технологии возделывания зерновых культур, есть только агроприемы и их модификации в соответствии с региональным качеством семян, нехваткой техники, удобрений, средств защиты растений. В отличие от развитых стран, зерновое хозяйство России зависит на 70% от погоды, на 25% от материально-технических ресурсов и на 5% от человеческого фактора. Наибольшие потери от чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве страны несет зерновое хозяйство — 72,4%, в том числе озимые — 30% и яровые — 42,2%. В связи с этим необходимо отметить, что в условиях континентального климата на зерновых паразитирует наибольшее число основных видов возбудителей болезней — грибов, в том числе видов токсинообразующих грибов, поражающих как вегетирующие растения, так и зерно. Именно в условиях континентального климата в России возделывается и хранится 90% зерна злаковых культур. Указанные неблагоприятные условия работы зернового хозяйства приводят к тому, что производство зерна в России очень нестабильно по годам и эколого-экономическая эффективность производства зерна варьирует по годам с размахом в 1326%. Очень нестабильно по годам производство всех видов злаковых культур: вариабельность производства пшеницы 158%, ржи — 129, овса — 138, кукурузы — 130%.

    В зерновом хозяйстве России действует общий закон: в бедных хозяйствах доля пшеницы 5-го класса и хуже составляет более 60%, в богатых — менее 2%.

    Сильное негативное влияние на зерновое хозяйство оказывает диспаритет цен. Так, диспропорция цен «дизельное топливо — зерно» составляет 7 — 1, «минеральные удобрения — зерно» — 6 — 1. Индексы цен за последние 5 лет: зерно — 4, мука — 13, хлеб — 26, комбайны – 26, удобрения — 26, дизельное топливо — 28, трактора — 31.

    Доля инвестиций в зерновое хозяйство составляет менее 1% от их общего объема в российскую экономику. Соответственно, и доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны от зернового хозяйства 0,3% (в США — 20%).

    Положение значительно осложняется тем, что текущий долг зернопроизводящих хозяйств в 10-12 развыше ежегодной господдержки, которая к тому же постоянно уменьшается.

    Это, в частности, объясняется малым экспортным потенциалом зерна — 5 млн. тонн. К тому же российские стандарты на экспортируемое зерно не соответствуют стандартам, принятым Всемирной торговой организацией, и поэтому регистрируются случаи отказа от импорта российского зерна по причине малого содержания белка, зараженности возбудителями болезней и повышенным содержанием микотоксинов.

    В настоящее время производство высококачественного зерна в России невыгодно. Академик РАСХН Л.А. Беспалова, крупнейший селекционер сортов пшеницы, считает, что в России нет проблемы качества зерна, есть проблема его востребованности (предложение высококлассного зерна преобладает над спросом) и условий производства. Так, пшеницу 3-го класса производить дорого, и ее никто не покупает. Поэтому эта пшеница составляет всего 8% от всего собранного вместе с семенным зерном.

    Положение ухудшает то обстоятельство, что региональные фонды зерна ликвидируются и основное количество высококлассной кубанской пшеницы вывозится. Технология здесь весьма простая. Зарубежные покупатели наиболее охотно импортируют фуражное зерно. Но его вывоз требует сложного оформления. Гораздо проще вывозить продовольственную пшеницу. Поэтому часто пшеницу 3-го и 4-го классов вывозят и продают поцене фуражной. Взамен из других регионов покупается фуражная пшеница 5-го класса, которая идет на муку для приготовления хлеба. В результате на наш хлеб используется пшеница 5-го класса, из муки которой выпечь нормальный хлеб нельзя. Кстати, в принятом Законе «О зерне» действие 85% самых важных статей приостановлено правительством, а вся зерновая отрасль находится в частных руках.

    Помнению ведущих кубанских ученых Г.И. Букреева, Г.В. Ветелкина и др., мы едим хлеб из муки фуражного зерна с добавлением сухой клейковины, которая ухудшает качество хлеба. В связи с этим отметим, что в стране постоянно растет цена на зерно 4-го класса и фуражное.

    Однако качество фуражной пшеницы в России очень плохое. Для него вообще не учитываются качественные показатели, селекция фуражного зерна не проводится. Установлена закономерность, что чем ниже класс пшеницы и содержание в ней белка, тем сильнее она поражается плесенями хранения и больше накапливает микотоксинов.

    Особую проблему представляет кормовой и пивоваренный ячмень. Есть обширные сведения с зернохранилищ ячменя, в том числе с пивоваренных заводов, когда промышленные партии ячменя содержали 2 и больше ПДК гостируемых микотоксинов, и тем не менее они использовались в производстве.

    Проводимый более 20 лет масштабный мониторинг пораженности товарных партий зерна злаковых культур комплексом видов токсиногенных грибов и содержания микотоксинов показал следующее: более 60% всех исследованных образцов зерна поражены видами фузариев, аспергиллов, пенициллов, альтернарии и мукора. Около 12% образцов содержат регистрируемые количества микотоксинов, в том числе 7-8% — больше ПДК.

    При выращивании интенсивных сортов злаковых культур буферные свойства агроценозов в отношении новых и прогрессирующих патогенов, особенно токсинообразующих грибов, выражены очень слабо. Это подтверждает опыт мирового зернового хозяйства и нашей страны, где наряду со среднегодовой стабильностью распространения и вредоносности эндемичных патогенов наблюдается постоянное появление ранее отсутствующих или редких новых видов фузариев (Fusarium verticillioides), трихотециум, пероноспорз, септории, миротеииум. Это привело, в частности, к тому, что за последние 5-7 лет загрязнение зерна новыми для нашей страны опасными микотоксинами фумонизинами, а также септоринами, новыми видами трихотеценовых микотоксинов увеличилось в десятки раз.

    Специально проведенные эксперименты показали, что у моногастричных животных (птица, свиньи, кролики и др.) токсичные метаболиты накапливаются в мясе, яйцах, что определяет их высокую интегральную токсичность.

    Плохое качество пищевого зерна является одной из главных причин плохого качества муки и печеного хлеба, особенно если учитывать, что стоимость зерна в цене хлеба составляет от 15 до 25% (для сравнения, в США — 5%, ЕС — 8%).

    В стране не определяется безопасность хлеба. На хлебопекарных предприятиях до 65% муки с ухудшенными свойствами: пониженным содержанием белка, содержанием и качеством клейковины; повышенной микробиологической загрязненностью — грибной и микробной. В большой степени это объясняется тем, что до 60% используемой для хлебопечения муки производится на более чем 30 тыс. частных мини-мельницах, а до 70% всех продающихся хлебобулочных изделий выпекается на частных мини-пекарнях. К тому же нет правил по проверке этих коммерческих структур.

    Проведенный анализ муки, используемой на 30 хлебозаводах Южного федерального округа, показал, что практически все образцы были заражены возбудителями тягучей болезни хлеба: Bacillus mesentericus panis viscosi, B. liodermus Flusse, B. subtilis. В более чем 35% образцов обнаружены возбудители меловой болезни Endomyces fibuliger, Monnilia variabilis. В20% образцов обнаружены плесневые грибы. Периодически обнаруживаются партии хлеба «кирпичик», содержащие зеараленон в концентрации 1,2 мг/кг мякиша, высушенного до постоянного веса, что более чем в 2 раза превышает предельно допустимую концентрацию этого микотоксина. Образцы этого хлеба также показали наличие подострой интегральной токсичности.

    Качество и безопасность продовольственной муки и хлебобулочных изделий в России можно признать неудовлетворительными. Необходимо немедленное восстановление жесткого государственного контроля над их производством. Следует учитывать, что мука и хлебобулочные изделия являются продуктами ежедневного и общего потребления, размеры которого постоянно увеличиваются. Можно предполагать, что от потребления некачественного хлеба Россия теряет здоровье населения, как от потребления «паленой» водки. Но плохую водку каждый день пьют немногие, а плохой хлеб едят все. Особенно бедные слои населения,

    для которых хлеб — основной источник питания.

    Нормализация положения в мукомольной и хлебопекарной промышленности, а также на потребительском рынке не может быть достигнута без создания и использования эффективной нормативной базы и органов контроля. До настоящего времени ни одно из официальных административных постановлений в этой области не выполнено.

    Состоявшееся в 2003 г. под эгидой РАСХН всероссийское совещание «Научное обеспечение качества зерна» и постановление президиума РАСХН по этой проблеме не дали никаких результатов. Более того, уже после совещания Комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений постановила, что «необходим набор сортов, адаптированных к жестким условиям возделывания, способных без удобрений и средств защиты давать высокий урожай с хорошим качеством зерна».

    В настоящее время нет государственных органов, практически обеспечивающих контроль качества и безопасности зерна, муки, хлебобулочных изделий. Правительство РФ постановлением № 275 от 30.04.2005 г. возложило на ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», находящееся в ведении Россельхознадзора, выдачу сертификатов качества зерна и продуктов его переработки при экспорте и импорте. Однако, по заявлению представителя Государственной таможенной службы на слушаниях в Совете Федерации, контроль безопасности зерна и продовольственных товаров находится в

    зачаточном состоянии. И это не удивительно, так как продтовары и зерно экспортируют и импортируют частные компании. После ликвидации хлебной инспекции на Госсеминспекцию возложили контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки на региональном уровне. Для такой работы у нее нет ни сил, ни средств.

    Поскольку до сих пор не приняты технические регламенты «О требованиях к безопасности пищевых продуктов и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации», «Требования к зерну, его производству, хранению, перевозкам, реализации и утилизации» и никакие другие регламенты, касающиеся зерна и пищевых продуктов, то мука и хлеб производятся по ТУ и ТИ, т. е. зачастую плохого качества и небезопасные.

    К сожалению, в Министерстве сельского хозяйства России нет аналитического управления, анализирующего состояние зерновой отрасли, выявляющего ее актуальные проблемы и формирующего госзаказ на их выполнение, в том числе и институтам РАСХН. Этими проблемами не озабочено и Минздравсоцразвитие. Поэтому ни в новом СанПиНе, ни в проектах технических регламентов не предусмотрены ПДК и контроль содержания канцерогенных микотоксинов фумонизинов, которые уже обнаруживаются в50% партий товарного зерна, особенно кукурузы, в пищевых продуктах, в том числе и в детском питании.

    В России очень слабая аналитическая база для контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, не созданы экспресс-методы контроля. Разработанные и зарегистрированные в стране приборы и методы для экспресс-анализа не востребованы. Так, например, фирмой «Сорбполимер» с участием лаборатории токсикогенных микроорганизмов и биобезопасности сельскохозяйственной продукции ВНИИБЗР РАСХН разработаны и производятся в Санкт-Петербургском физико-техническом институте простые, с высокой точностью измерения, надежные и дешевые приборы для определения содержания белка в зерне и определения типа и концентрации микогоксинов. Однако покупать их просто некому, так как контролирующие органы пока не готовы к масштабной работе по проверке качества и безопасности зерна, муки и хлеба.

    Производство зерна и зернопродуктов само не может инвестировать в модернизацию производства и выведение его на мировой уровень. Этого не делает и государство. Страна уже импортирует достаточно много мучных изделий. Не исключено, что после вступления в ВТО нам придется импортировать не только зерно, но и печеный хлеб, учитывая очень низкую товарность в России рынка этих товаров.

    Цены на хлеб и хлебопродукты растут независимо от колебаний цен на зерно. При этом их качество и показатели безопасности снижаются. Эти проблемы безотлагательно должны быть выведены на уровень государственной политики, иначе их не решить.

    Необходимо восстановить государственное регулирование рынка зерна и продуктов его переработки. В настоящее время нет государственного заказа на производство зерна. Но такой заказ должен быть, и, возможно, как это делается в США, Канаде и других странах, государство должно закупать все производимое зерно, создав гибкую систему его дотирования и перераспределения. Пока же государство не имеет контроля над производством зерна.

    Высококачественный хлеб — сильная страна. Вот самый актуальный национальный проект в области сельского хозяйства.

    О.А. Монастырский, заведующий лабораторией токсикогенных микроорганизмов и биобезопасности с.-х. продукции ВНИИБЗР РАСХН, профессор, к.т.н.

  14. При всем моем уважении к товарищу Монастырскому, две трети из написанного можно считать не соответствующим действительности или просто передернутым. Особенно насчет 14 регионов, которые себя зерном снабжают ;-))) А вот касательно микотоксинов, действительно, мало анализируем и что приборы Монастырского не покупают — чистая правда. Потому что барахло приборы…

  15. Чиновники Минсельхоза в битве за урожай «откатов» дают фору любому другому ведомству страны

    «Вот и лето прошло, словно и не бывало… Только этого мало», – вдохновенно сокрушался поэт о скоротечности времени. Вот и лето прошло, только этого – мало, тужит важный чиновник, прикидывая практичным крестьянским умом, сколько распилено «откатов» и собрано «заносов». А летом-то день год кормит, прокрадывается лихорадка по Орликовому переулку и соседней Ольховке. В зданиях, где расположились службы Минсельхоза, прикидывают толщину бакшиша агрономы, ставшие большими московскими начальниками.

    «Томографы отдыхают»
    …Урожай давно уже начинается не с пахоты, а в лабораториях Россельхознадзора, где зерно сперва разглядывают в лупу или другой исследовательский аппарат, а уж затем выдают путёвку в борозду. Для этого в 2004-м даже было создано особое федеральное учреждение «Центр оценки качества зерна» (ФГУ). Чтобы продовольственная безопасность страны оставалась неколебимой, из бюджета даются миллионы и миллиарды рублей на приобретение современной техники.
    Формально Россельхознадзор обзаводится оборудованием по закону о госзакупках – на аукционах или конкурсах. По рассказам участников таких торгов, дело обстоит совсем не просто. Чиновники создали такую теневую систему «модернизации» ведомства, которая обогащала их не меньше, чем пресловутые томографы. Эта система, пожалуй, ничем не отличалась от любой другой схемы фиктивных аукционов. Однако, просуществовав более десяти лет, она, как колорадский жук, доказала свою «жизнестойкость» и заслуживает описания.
    Если верить подробным рассказам разоблачителей, первым делом чиновники регистрируют фирму-однодневку на имя какого-нибудь алкоголика или бедного студента. Потом решается вопрос о том, кто будет победителем конкурса или аукциона. Для этого чиновник ищет таких «лояльных» директоров компаний, которые готовы безропотно давать взятки «откатами». «Кабинетные победители» сами для себя составляют техническое задание, условия аукциона и, разумеется, выигрывают ещё до старта. В самом ведомстве царит круговая порука: чтобы молчали о завышенных ценах на оборудование, директорам филиалов и сотрудникам, готовящим конкурсные документы, выдаются в конвертах «серые премии». «Откат» в течение 15 дней переводится на счета фирмы-однодневки как плата за дорогостоящие приборы или услуги. Специальный финансист из Россельхознадзора обналичивает «откат» и везёт купюры в «Центр оценки качества зерна». Деньги «пилятся», и большая их часть уходит на верхние этажи министерства. (Кстати, говорят, руководство ФГУ работает по совместительству в Россельхознадзоре и наоборот.)
    – Томографы, по которым сейчас возбуждаются уголовные дела, в сравнении с откатами Россельхознадзора – копейки! – утверждает далее в разговоре с «Совершенно секретно» петербургский бизнесмен, изнутри знающий систему поборов в сельском хозяйстве. С группой единомышленников-предпринимателей он начинал около года назад борьбу против взяточников. В письмах в прокуратуру и следственные органы называл фамилии коррумпированных высокопоставленных чиновников, перечислял подставные фирмы, описывал схемы получения откатов. Ноль внимания.
    Нынешним летом борец с «откатами» обратился, наконец, к президенту Дмитрию Медведеву: «По поводу взяток мы прописывали всю цепочку прохождения откатов, называли взяткодателей и взяткополучателей, указывали десяток фирм-«однодневок» с ИНН и ФИО директоров, предлагали копии платёжных поручений-взяток на откатные фирмы, свою помощь и консультации – бесполезно!» Эмоции перехлёстывают через край: он уверяет, что «на базе Россельхознадзора создана организованная преступная группировка по вымогательству взяток, хищениям и обналичиванию денежных средств».
    Этот бизнесмен наотрез отказывается обнародовать свои персональные данные. Боится: один чиновник ФГУ высшего ранга как-то предупредил друзей бизнесмена: «Пишите, пишите! Только не забудьте, что у вас семьи, вы сами и дети пока здоровые. И не забудьте, что все вы под налоговой инспекцией, а значит, и под тюрьмой ходите. Всё у нас в руках». Говорит, чиновники не боятся воровать, потому что их босс лично знаком с Путиным, якобы, находится под покровительством премьера. В личном разговоре бизнесмен называет фамилии руководителей служб Минсельхоза и их сотрудников, создавших «откатный механизм» в сельском хозяйстве страны.
    – Вообще-то государственные органы должны рассматривать даже анонимные письма о коррупции, – отметил собеседник. – Но если государство начнёт принимать меры, сообщим ещё много фактов и представим документы. Например, имеются копии платёжных поручений за пять лет – «откаты», которые официально победившие на конкурсах и аукционах компании перечисляли на счета фирм-«однодневок».
    Бизнесмен готов подробно изложить предысторию каждого конкурса, тендера и аукциона, дать экспертную оценку, как формируется рыночная стоимость приборов, рассказать о размерах и видах «откатов» и пр. «Сколько же нужно украсть у сельского хозяйства России, чтобы хоть кто-то как-то отреагировал, чтобы хоть кого-то в Минсельхозе посадили?» – недоумевал правдоискатель в письме к президенту Дмитрию Медведеву.

    Полевой дневник «откатчика»
    В качестве примера бизнесмен представил отчёт директора московского филиала петербургской компании «Э-с» о ходе «переговоров и согласовании» откатов. Этот документ, имеющий, на наш взгляд, неплохую судебную перспективу, даёт достаточно полное представление о технологии обогащения коррупционеров и мере их непосредственного участия в преступных делах. (По соображениям безопасности, фамилии чиновников и названия фирм даём в буквенном обозначении.)
    «23.04.08. Получена информация от М. (работника высшего звена Россельхознадзора).
    24.04.08. Позвонил П. П. (работник высшего звена ФГУ «Центр оценки качества зерна») и сообщил о необходимости встретиться. Встретились в 18-30, разговаривали 40 минут. Обозначил регионы нашей работы и предложил конкретно освоить следующие суммы: 1. Калининград – 18,8 млн руб.; 2. С-Петербург – 32,8 млн руб.; 3. Ленинградская область – 75,8 млн руб.; 4. Белгород – 49,8 млн руб. Всего 177,2 млн руб.
    Откат в размере 15 % от указанных сумм в министерство (для С. Д., работника высшего звена) и некоторых дополнительных сумм в ФГУ.
    С Калининградом велено общаться напрямую, все вопросы обсуждать с директором, откат передаем в Калининград. При мне П. П. позвонил директору филиала ФГУ и дал вводные. По Калининграду обозначил РСП (расчеты с партнёрами – откаты) в размере 10 – 15 %.
    По другим регионам будут работать фирмы «А-н» и «С-Т», освоят около 300 млн, им уже всё озвучено. 227,5 млн рублей выделено под В. (заместителя С. Д.). По этим деньгам у П. П. ещё нет окончательного решения, кому осваивать – может быть, разделить между всеми тремя участниками.
    25.04.08. В 7-30 начался разговор опять с 227,5 млн рублей. Думаю, П. П.специально взял тайм-аут, чтобы проконсультироваться по этому вопросу со своим руководством в министерстве. Затем П. П. пригласил в свой кабинет помощника по финансово-экономическим вопросам Ш. и сообщил, что аукционы передаются нам. Помощник обратил внимание на то, что знак вопроса в «секретном списке» поставил «Сам», на что П. П. сказал «работаем».
    Ш. сообщил ФИО директоров, кому нужно поставлять товар в рамках 227,5 млн (все регионы РФ). Велено общаться с директорами, прописывать технические задания (ТЗ), менять приборы на дешевые или исключать их совсем: главное, чтобы «экономика» была «правильная» – 15 % отката и дополнительные суммы. Деньги будут переводиться на подставные фирмы.
    Конкурс курирует В., проведёт его «правильно», а ТЗ мы должны сделать под себя.
    Ш. разговаривал о 227,5 млн только со мной, а по оставшимся 177,2 млн проинструктировал всех участников вчера.
    П. П. дал координаты своего «финансиста» С. (Россельхознадзор) и реквизиты подставных фирм.
    Вечером после разговора с П. П. позвонил М. и подтвердил готовность выехать с нами для подстраховки в любой филиал, чтобы директора не сопротивлялись. (По моему мнению, П. П. и М. близко не знакомы.)
    Система такая. Ш. находит фирму по профилю, проводит с ней предварительную беседу, договариваясь о 5% от общей суммы контракта. Далее он ведёт директора фирмы к П. П., который объявляет 15% от суммы «для передачи в министерство сельского хозяйства Д. С.» и несколько миллионов себе, в зависимости от суммы контракта. Итого: 25%».
    Таков деловой отчёт бизнесмена, больше похожий на дневниковые записи криминального авторитета, «решающего вопросы». Создаётся впечатление, что высокопоставленные взяточники Россельхознадзора большую часть своего рабочего времени посвящают улаживанию проблем, мешающих получению многомиллионных откатов. Примечательно, что чиновники даже придумали эвфемизм для этого слова, завуалировав неприличный «откат» нейтральной аббревиатурой РСП (расчеты с партнёрами).
    В конце концов, до конца декабря 2008-го, 300-миллионный госзаказ был благополучно «освоен» фирмами «А-н», «С-Т» и «Э-с». Откаты ФГУ «Центр оценки качества зерна» были перечислены на банковские счета фирм «И-с», «П-А», «В-П», «П-н», «А-а», «М-н», «А-а» и других. Все реквизиты этих фирм, платёжки хранятся среди другого компромата в архиве осведомлённого петербургского бизнесмена: «Проверьте любой аукцион и увидите завышенные в 2,5 – 3 раза цены и то, что фирма-победитель перечисляла деньги на вышеуказанные «однодневки». (Ещё борец с коррупцией показал документы, которые относятся к аукциону 2 августа 2010 года по закупке лабораторного оборудования на 17,5 млн. Его победителем стала уже знакомая фирма «С-Т». 3,5-миллионный откат ушел на счета подставной фирмы «П-т» из подмосковной Балашихи.)
    Всего в 2008 году государство выделило 1, 2 миллиарда рублей для оснащения лабораторий Минсельхоза. Свыше 200 млн из них, уверяет бизнесмен, исчезли в карманах чиновников.
    В 2009-м Россельхознадзор вновь израсходовал более 1 млрд бюджетных рублей на закупку дорогостоящего лабораторного оборудования. Тогда же Генпрокуратура, проведя проверку, вынесла заключение: «В Россельхознадзоре не создана эффективная система, которая позволила бы не допускать ввоз в Россию некачественных и фальсифицированных продуктов, а также продовольственного сырья, опасных для здоровья. Это создает угрозу национальной безопасности государства».
    Очевидно, прокурорские сотрудники были немало удивлены тем, что санитарные пункты на границе были оснащены лишь микроскопами и лупами, а некоторые и вовсе ведром с верёвкой «для взятия проб». «Большинство пунктов пропуска через таможенную границу РФ не имеют специального оборудования, необходимого для проведения ветеринарного, карантинного либо фитосанитарного контроля. Это не позволяет выявлять некачественную, опасную для жизни и здоровья пищевую продукцию, предотвращать её ввоз и распространение на территории России», – таково было сенсационное заключение Генпрокуратуры.
    Летом 2011 года Счётная палата также обнародовала результаты проверки Россельхознадзора. Выявлены нарушения финансовой дисциплины почти на 800 млн рублей. Аудитор делает вывод о «непрозрачной организации контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора, а также о недостаточном уровне финансового менеджмента службы». (Это касалось не только проведения аукционов, но и выдачи разрешений на ввоз и вывоз мяса и овощей.)
    «Так, в ходе осуществления закупок дорогостоящего лабораторного оборудования искусственно создавались ограничения, не позволяющие непосредственным производителям этого оборудования принять участие в торгах. В результате оборудование приобреталось у посреднических организаций по ценам, значительно превышающим рыночные», – говорилось в официальном сообщении Счётной палаты.
    – Сейчас чиновники руки потирают, ждут денежных вливаний в сельское хозяйство, – говорит разоблачитель. – Никогда мы его не поднимем!
    Бизнесмен продолжает сетовать на то, что все требования сделать проведение аукционов прозрачным власть не слышит.
    – Хоть бы немного испугались, – удивляется он. – Чиновникам из Минсельхоза, похоже, всё разрешается и всё прощается. У нас «крыша», говорят они, «властная».

    А за ним «пырей ползучий»
    Теперь взглянем на это «проблемное место» с парадного входа. Здание ФГУ «Центр оценки качества зерна» находится на Ольховской улице, в трёх шагах от площади трёх вокзалов. Вполне возможно, именно здесь поезд высадил несколько лет тому назад двух уроженцев Орловщины. Тот, что помоложе, Александр Хатунцов, усядется в кресло директора ФГУ. Солидный мужчина «в годах», Петр Егорович Пузырьков, станет его заместителем. О биографиях этих тружеников тучной орловской нивы не поведает, пожалуй, ни один сайт на свете. Лишь по отрывочным сведениям, чудом занесённым из черноземной глубинки, можно теперь сложить картину превращения провинциального фермера и чиновника в больших начальников.
    Пузырьков, возможно, пользовался покровительством орловского губернатора Егора Строева, матёрого управленца советской закалки, который сейчас заседает в сенате. Чем ещё можно объяснить, что в 2002-м Петр Егорович стал генеральным директором агропромышленной фирмы «Орёл Нобель-Агро»? Его нанимателем (партнёром?) был Григорий Гуревич, владелец нефтяной компании «Нобель Ойл» из Коми.
    Гуревич был обласкан Строевым в последние годы своего губернаторства, когда, выражаясь словами орловского журналиста, у главы Орловской администрации «возникает потребность «сбросить» богатый куш (земля с недвижимостью) в «надежные руки» не без выгоды для себя». Тогда и происходит сближение Строева с очередным «стратегическим инвестором». Вместе с почётным статусом Гуревич получает в полувековую аренду сельскохозяйственные земли в трёх районах Орловщины.
    Как управлял Пузырьков и его преемники делами орловской агрофирмы, судить не нам из столичного далека. Можно лишь сослаться на письмо крестьян, работников «Орёл Нобель-Агро», опубликованное в январе 2011-го в районной газете «Уездный город».
    «…С осени начинается кочевание по мукам. Нам 6 месяцев не платят зарплату ни одной копеечки», – жаловались хлеборобы. Крестьяне не назвали своих имён так же, как и группа петербургских бизнесменов, написавших письмо о коррупции в Минсельхозе президенту страны.
    – Мы хотели бы пожаловаться открыто, подать в суд, назвать свои фамилии, – пояснили жалобщики свою позицию. – Но мы боимся за себя и своих жён (мужей), которые ещё работают и получают зарплату круглый год, что их уволят, а ведь у нас полнейшая безработица и произвол.
    Потом проверка областной Гоструд-
    инспекции показала, что в «Орёл Нобель-Агро» не существует ни сверхурочных, ни трудового кодекса. Так, водитель Лихов с 1 по 4 сентября проработал по 24 часа в сутки. Столяр-плотник Тычинский за труд по 10 часов в сутки получил 6 200 руб., механизатор Болотский – 6 146 руб. Работая за гроши в полевой сезон, осенью и зимой полеводы и механизаторы не получают ничего, хотя, по закону, владельцы производства, находящегося в вынужденном простое, должны выплачивать своим работникам минимальную зарплату.
    Такие порядки действуют в трёх отделениях агрофирмы уже нескольких лет, отмечает журналист из «Уездного города». Терпение крестьян лопнуло только в нынешнем году. Кроме того, «проверками было установлено неиспользование земельных участков, арендованных ЗАО «Орёл Нобель-Агро» на 49 лет» на площади более 11 тысяч гектаров, «период неиспользования – с лета 2006 года», пишет «Орловская правда». Поля заросли «злостным сорняком пыреем ползучим».

    Правительственный трипс
    Главный босс у Пузырькова – Сергей Данкверт, руководитель Россельхознадзора, занимающий кабинет в Орликовом переулке. Он до сих пор памятен для многих тем, что в 2009 году включил подержанные иномарки в один список с сушёными грибами, желудями, льном-сырцом, зелёным чаем и прочими товарами, которые на границе должны были получать «импортное карантинное разрешение». Речь шла о достаточно широком спектре автомобилей: сюда попали легковые и грузовые машины различных классов и автобусы. Такое неожиданное соседство разнородных товаров, по официальному заявлению представителя ведомства, появилось, потому, что в предыдущие два года сотрудники Россельхознадзора, якобы, нашли на иномарках «14 опасных карантинных объектов – азиатской хлопковой совки, американской белой бабочки, непарного шелкопряда, японского жука».
    Немного подзабылось, что в августе 2008 года управление Россельхознадзора по Приморскому краю категорически запретило разгружать суда «в тёмное время суток». Тогда было заявлено, что в подержанных японских иномарках, ввозимых через Приморье, обнаружилось очень много бабочек и яйцекладок непарного шелкопряда.
    А в 2005-м Россельхознадзор ввёл запрет на ввоз из Нидерландов цветов, овощей и фруктов одновременно. «Есть опасения, что трипс может попасть в Россию не только с цветами, но и с овощами и фруктами», – заявлял тогда Данкверт. Трипс – не какой-то возбудитель опасной болезни вроде свиной чумы, как могло показаться. Трипс – один из самых распространённых вредителей декоративных и сельскохозяйственных культур. «В Нидерландах это насекомое повсюду, да и другие европейские страны никогда не имели проблем, связанных с трипсом», – недоумевал представитель Минсельхоза Нидерландов Синди Хедра.
    Впрочем, заметим, что странные «агрономические» запреты следовали почти сразу за призывами правительства поставить заслон от «конкурентов отечественного автопрома». Или вслед за очередными провалами переговоров о вступлении в ВТО, или за бесплодными обсуждениями перипетий вокруг строительства газопровода «Северный путь».
    Например, в 2002 году запретом ввозить американскую курятину российский Минсельхоз ответил на изгнание стальных компаний с рынка США. После обнаружения сальмонеллы в 15 контрольных пробах Данкверт твердо заявил, что экспорт «ножек Буша» будет запрещён не меньше, чем на несколько месяцев.
    Уже тогда, десять лет назад, чиновник оказался субъектом мировой политики, можно сказать, одним из когорты вершителей судеб мира, хотя цены на курятину в России после этого выросли почти на треть. А в 2004-м, когда был создан Россельхознадзор, это главное в сельском хозяйстве контрольное учреждение возглавил Данкверт, четыре предыдущих года занимавший должность заместителя Первого Министра сельского хозяйства. Чиновник, наконец, обрёл полную самостоятельность в накладывании запретов, разрешений и в проведении госзакупок.
    …В госбюджете 2005-го отдельной строчкой была записана некая фирма «Агроплемсоюз». Возглавляет её Алексей Данкверт, отец руководителя Россельхознадзора. Среди акционеров «Агроплемсоюза» – ООО «Агробизнес», которым владеют Инна Данкверт (жена главы Россельхознадзора) и Татьяна Гордеева (полная тезка супруги бывшего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева?). Семейная фирма располагалась прямо в здании Министерства сельского хозяйства в Орликовом переулке. Когда Минсельхоз дотировал по 3 тыс. рублей за голову на содержание племенного скота, в список получателей были включены многочисленные предприятия «Агроплемсоюза».
    «Наше чиновничество ещё в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса», – удивительно точно и вовремя было подмечено. Ещё более удивительно, что эти слова принадлежат Путину.
    Может быть, какие-то особые способности и заслуги оттеняют неприятные факты из жизни руководителя Россельхознадзора? Сведущие люди поговаривают о том, что Данкверт-младший якобы напрямую общается с премьером… Но знает ли премьер, что в России, по утверждению специалистов, действует только одна (!) аккредитованная лаборатория по проверке зерна. А пункты пропуска Сельхознадзора на границах вынуждены руководствоваться принципом: принимайте, всё равно проверить нечем.
    – Определят визуально лаборанты наличие в зерне жучков, а остальные анализы делать не на чем. О какой кишечной палочке вообще может идти речь? – возмущается питерский бизнесмен. – Разрешают ввозить продукты на основании сертификатов страны происхождения.
    Понятно, с таким контролем на границе не остановить вал просроченных, некачественных продуктов из Бразилии, Китая, Аргентины и других «проверенных поставщиков».
    Но когда-то надо положить конец ключевой российской государственной максиме: «Решения чиновников – это просто бизнес»!

  16. Отличная заметка, Равиль. У нас в стране куда ни ткнись, все так и происходит, к сожалению. Стоит только в руки дать «пистолет» чиновнику, так он сразу же им размахивать начинает, как говорил С.Лисовский! Так может быть чиновнику предложить достойную зарплату, что бы воровать боялся? Да и уголовную ответственность усилить.
    А если совсем в людей не верить, тогда все государство надо ликвидировать вместе с Госхлебинспекцией!

  17. В СССР не было ни одного министра, который бы не прошел ступень мастера, начальника цеха, директора завода.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Сильная засуха снизила ожидания по выращиванию пшеницы и ячменя в Марокко
Поскольку сильная засуха серьезно повлияла на производство пшеницы и ячменя в Марокко, ожидается, что импорт значительно увеличится в 2024-2025 годах, согласно отчету Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США.
Засуха угрожает зерновым культурам на юге Африки
Отсутствие дождей из-за явления погоды Эль-Ниньо наносит ущерб перспективам производства зерновых на юге Африки и угрожает и без того хрупкой продовольственной безопасности в регионе, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО).