«Мы можем ожидать прорывов по продукции АПК из России на рынке Китая»
09 April 2024, 13:58

Алексей Дахновский
Торговый представитель РФ в КНР

На китайском рынке в обозримом будущем можно ожидать мощный спрос на продукцию российского АПК, заявили «Известиям» в торгпредстве РФ в КНР. России уже удалось стать лидером по экспорту гороха и потеснить Канаду. Сейчас среди наиболее удачных позиций для экспорта в КНР — мясная продукция, соя, растительные масла, рапс, морепродукты, кормовые культуры, мука, кондитерские изделия и напитки. Но при этом ожидать такого же скачка в торговле с Китаем, который был зафиксирован в последнее время, не стоит. О перспективах товарооборота двух стран после резкого роста в 2023 году — в интервью торгпреда РФ в КНР Алексея Дахновского.

«Начать стоит с развенчания главного мифа — о переоцененности Китая»

— Какие позитивные и негативные тренды сейчас наблюдаются в экономике КНР?

— Сейчас интерес к Китаю велик, но объективной и подкрепленной фактами информации о нем мало, и нередко она сводится к однобоким аргументам в пользу того, что потенциал Китая и его влияние переоценены, либо к мнению, что он «наше всё», либо к алармистским высказываниям. Отчасти поэтому кто-то из российских предпринимателей не хочет даже начинать сотрудничество с КНР, а кто-то «бросается» работать с ней даже без подготовки на самом базовом уровне. Так что начать стоит с развенчания главного мифа — о переоцененности Китая.

Можно отойти от привычных цифр по ВВП, объему потребления и прочего, которые по-прежнему бьют рекорды, но уже никого не удивляют и мало кому о чем-то говорят, и привести другие яркие факты. Согласно «Докладу о мировых минеральных ресурсах» геологического управления КНР, Китай — крупнейший потребитель 36 из 45 основных видов ресурсов. По 20 из них доля КНР превышает 50% — например, по железной руде на Китай приходится 62% мирового потребления, по медному концентрату — 59%.

Другой аргумент состоит в том, что в списке 500 крупнейших корпораций мира — 142 китайские, в том числе 63 — из производственного сектора. Это лучший показатель среди стран. В Китае, правда, еще сохраняются кризисные явления в строительном секторе, уменьшается приток зарубежных инвестиций. Также в 2023 году был зафиксирован нисходящий тренд во внешней торговле — товарооборот КНР с зарубежными странами в долларовом выражении, по данным главного таможенного управления Китая, сократился на 5%.

Однако наряду с этим проявляются и позитивные тенденции. Быстрыми темпами (+10,3% в 2023 году) растут внутренние инвестиции в высокотехнологичные отрасли. Очевиден курс на повышение эффективности и качества производства — в противовес гонке за количественными показателями на прежнем этапе. Происходит активное наращивание вычислительных мощностей и продвижение цифровых технологий во всех сферах. В КНР работает около 10 тыс. умных цехов и заводов, промышленный интернет внедрен в 45 отраслях экономики.

— Как меняется направленность экономики Китая?

— Китай вот уже несколько десятилетий известен в большей степени как мировая фабрика по выпуску потребительских товаров, а в последнее время еще и как родина технологических гигантов — таких как Huawei, Xiaomi, Alibaba и прочие. И гораздо меньше у нас знают о китайских мегапроектах, многие из которых считаются визитными карточками отраслей и настоящими маркерами развития Китая. И речь идет не о каких-то «стройках века», не об инфраструктурных проектах или объектах тяжелого машиностроения (хотя всё это в Китае, конечно, тоже есть), а о технологических разработках, на которые уходят десятилетия.

Например, к началу 2023 года достроили космическую станцию «Тяньгун», после чего Китай стал единственной страной, которая самостоятельно эксплуатирует собственную космическую станцию. Также построена первая очередь (два энергоблока) АЭС «Чжанчжоу» в провинции Фуцзянь с реактором третьего поколения «Хуалун-1» китайской разработки. На создание «Хуалун-1» ушло 30 лет, и эта разработка считается визитной карточкой китайской национальной атомной промышленности.

Кроме того, в феврале свой дебютный международный полет совершил первый разработанный и произведенный в Китае среднемагистральный пассажирский авиалайнер C919. С середины 2023 года он уже выполняет коммерческие рейсы на внутренних маршрутах в республике.

И еще одна визитная карточка в другой отрасли: в январе 2024 года вышел в коммерческий рейс первый китайский круизный лайнер, который разрабатывался и строился в общей сложности 13 лет — с 16 палубами, рассчитанный на более 5,2 тыс. пассажиров. Кроме того, Китай уже давно является лидером по общему годовому объему (тоннажу) сданных судов, а также по объему текущих и новых заказов — по всем этим показателям на КНР приходится чуть более половины от общемирового объема.

«Рост торговли с Россией в 2023 году — краткосрочная смена тренда»

— С кем приходится конкурировать российским товарам за долю на китайском рынке?

— Несмотря на то что Китай — активно растущая экономика с признаками поступательного технологического развития в разных отраслях и одновременно емкий потребительский рынок, это не означает радужные перспективы для любого российского бизнеса, желающего наладить сотрудничество с ним. На этом емком рынке жесткая конкуренция — не только с местными, но и с зарубежными поставщиками. И потребители здесь ценят в том числе западные товары, несмотря на антизападную риторику.

Многих, наверное, мог воодушевить 2023 год, когда товарооборот КНР с зарубежными странами (в основном с западными) сокращался нарастающими темпами (–5%), а торговля с Россией, в том числе импорт и экспорт, росла двузначными темпами. Но это, скорее всего, была не «новая нормальность», а краткосрочная смена тренда — уже по итогам января и февраля 2024 года объем торговли Китая с зарубежными странами вырос на 5,5%.

Нисходящий тренд во внешней торговле с основными партнерами также претерпел изменения. Если товарооборот КНР с США в прошлом году уменьшился на 11,6%, то в первые месяцы нынешнего года он вырос, пусть и на незначительные 0,7%. Темпы сокращения торговли с ЕС замедлились с 7,1 до 4,1%. Двузначными темпами стала расти торговля Китая с Бразилией и Вьетнамом, которые также входят в десятку главных партнеров КНР. Так, торговая диверсификация Китая вновь начала выравниваться — ряд «просевших» стран начинает отыгрывать падение.

— Объем взаимной торговли России и Китая к концу 2023 года превысил намеченный показатель в $200 млрд. Чего ожидать в этом году?

— В 2023 году наша страна была на первом месте среди основных торговых партнеров Китая по темпам роста товарооборота, а в этом году показатель стал уже не двузначным, а однозначным. Темпы роста торговли с Россией после скачка, связанного с насыщением опустевших ниш, средние.

Не является секретом стремительное увеличение спроса в нашей стране на китайские станки, дорожно-строительную технику, транспортные средства, различные электроприборы и другое. Однако такое явление, как массовое заполнение опустевших ниш, осталось, видимо, в прошлом году. Появления еще одного такого же скачка вряд ли стоит ожидать. Маловероятен и скачок в российском экспорте в Китай наподобие того, который был в 2022 году.

В структуре наших поставок в КНР в 2023 году драйверами роста кроме углеводородов были продукция АПК, цветные металлы и изделия из них, продукция химической и связанных с ней отраслей, удобрения. В этом году резких изменений в структуре вряд ли стоит ожидать.

«Выход в Китай — это не получение быстрой маржи, а многолетний труд»

— Какие направления российского экспорта наиболее перспективны для китайского рынка?

— Возможны некоторые прорывы по отдельным продуктам. Например, 28 февраля 2024 года три первых российских предприятия получили право на экспорт свинины в КНР. Напряженная работа по открытию китайского рынка для российских поставщиков данной продукции в общей сложности велась около 10 лет, так что нынешний результат мы воспринимаем очень позитивно.

В прошлом году была аналогичная ситуация по гороху — он был допущен в КНР, по сути, только с февраля 2023 года, и по его итогам наша страна экспортировала его в Китай более чем на $300 млн. Сейчас мы потеснили на китайском рынке традиционных лидеров в данном сегменте канадцев.

Китайское руководство в рамках политики обеспечения продовольственной безопасности стремится к диверсификации географии импорта. Поэтому в обозримом будущем мы можем ожидать прорывов и по другим видам продукции АПК из России. Сейчас же перспективными для экспорта в КНР считаются мясная продукция, соя, растительные масла, рапс, морепродукты, кормовые культуры, горох, мука, кондитерские изделия и напитки.

Ну и в целом каждый продукт стоит рассматривать отдельно — другие нишевые конкурентоспособные товары тоже могут найти своего потребителя в Китае. Но важно верно оценить, обладает ли продукт уникальными для местного рынка техническими и потребительскими характеристиками, есть ли у него преимущества перед китайскими и другими импортными брендами, и правильно выстроить маркетинг.

Кстати, немаловажный фактор успеха — отсутствие завышенных ожиданий у экспортера. Необоснованная вера в огромную востребованность российской продукции на китайском рынке может только пагубно сказаться на бизнесе с КНР. На продвижение товаров обязательно нужен бюджет. Стенды на выставках, вход в сети, регистрация на электронных платформах, акции-продажи с интернет-звездами стоят немалых денег. Кроме того, должен быть человек или целая команда, владеющая китайским языком.

А менеджмент в головном офисе должен быть вовлечен в проект и понимать, что выход в Китай — это не получение быстрой маржи, а многолетний труд, который предваряет любые мало-мальские успехи и должен иметь стратегию, основанную на этом понимании.

iz.ru

Прогноз биржевых цен на 9 апреля 2024

Теги     торговля      товарооборот      КНР      экспорт      Китай   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Производство сахара в Бразилии выросло на 30%
Производство сахара в центрально-южном регионе Бразилии выросло на 30% в первой половине апреля по сравнению с прошлым годом до 710 000 метрических тонн, что оказалось выше, чем ожидал рынок.
Рейтинги французской пшеницы снова падают
Состояние мягкой пшеницы во Франции несколько ухудшилось на прошлой неделе, оставаясь на самом низком уровне за четыре года, в то время как посев кукурузы продолжался, как показали данные фермерского управления FranceAgriMer в пятницу.