Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/kto-razvalivaet-zernovuyu-otrasl-rossii/338043/
|
Президент Дмитрий Медведев на днях предложил восстановить Государственную хлебную инспекцию, ликвидированную в 2004 году. Портал IDK.ru решил разобраться, что происходит в российском законодательстве относительно вопросов качества зерна, приносила ли пользу Госхлебинспекция, на основании чего она была уничтожена и почему сейчас вновь заговорили о необходимости ее воссоздания.
История вопроса
Прототипом существовавшей до 2004 года хлебной инспекции можно считать институт хлебных приставов, осуществлявших контроль за ценами и качеством хлеба на рынках городов Московского княжества. В 1725 году Петр I издал подробный хлебный устав и повелел карать пекарей и торговцев за продажу сырого и некондиционного хлеба. Даже Екатерина I, упразднившая созданные Петром системы надзора за торгово-промышленной деятельностью, для хлеба сделала исключение.
В XX веке, а именно в 1923 году в целях оздоровления торговли зерновыми продуктами как имеющими обращение внутри Союза, так и подлежащими экспорту, учреждается единая Государственная хлебная инспекция. С самых первых лет существования Госхлебинспекция сыграла огромную роль в совершенствовании всей системы определения качества зерна и продуктов его переработки. А это позволило получать дополнительные доходы от продажи зерна и повысить эффективность торговли им за счет более объективной оценки качественных показателей.
После распада СССР Госхлебинспекция не подверглась упразднению, а была преобразована в Государственную хлебную инспекцию при Правительстве РФ (Росгосхлебинспекция). Она впервые стала совершенно самостоятельным и независимым от ведомственного влияния органом государственного контроля и надзора за качеством, рациональным использованием и безопасностью самых широко потребляемых и социально-значимых зерновых продуктов в стране.
Упразднение ГХИ
Несмотря на долгие годы успешной работы, в 2004 году Постановлением Правительства Российской Федерации за подписью Председателя Правительства Михаила Фрадкова Государственная хлебная инспекция (ГХИ) была упразднена.
В одном из интервью, мы задали вопрос , ветерану труда Государственной Хлебной Инспекции (ГХИ), Билаоновой Тамаре Семеновне: «Почему ликвидировали ГХИ?»
«Несмотря на мою долголетнюю работу (около 45 лет) я не могу понять, по какой причине ликвидирована государственная инспекция. Если из-за недостатка финансового ресурса, то неужели Россия, экспортирующая нефть и газ, не может содержать структуру, помогающую стране иметь дополнительную прибыль от продажи зерна хорошего качества на мировой рынок? Сегодня мы наблюдаем за полным разрушением сельскохозяйственной отрасли и пока не ясно к чему это приведет. Сельское хозяйство всегда ущемляли, но сегодня его просто разрушают.
ГХИ свою работу координировало с другими государственными организациями по вопросам качества зернопродуктов. ГХИ гарантировало качество. Зерно, как правило, засорено различными примесями: песок, земля, солома, пленки, семена и плоды диких растений – вредные и ядовитые, зараженные амбарными вредителями, а так же различными болезнями. Раньше контроль качества гарантировал здоровую нацию. Мы всегда знали, что употребляем качественную еду.»
Неясно, что двигало людьми, предложившими упразднение Госхлебинспекции и проголосовавшими за это. Но по оценке экспертов, в итоге мы получили коллапс на зерновом рынке.
Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько высказывал мнение, что «Решение правительства упразднить Госхлебинспекцию идет против логики административной реформы. Вместо того чтобы укреплять организацию, оказывающую важные услуги участникам рынка, мы ее вообще ликвидируем».
2004-2011. Как это было.
Ситуацию, тем не менее, удалось хоть частично спасти, основные функции по контролю зерна взял на себя Россельхознадзор. 8 декабря 2004 г. Россельхознадзору передана Федеральная лаборатория ГХИ при Правительстве РФ.
В марте 2005 г. приказом Россельхознадзора Федеральная лаборатория Госхлебинспекции при Правительстве Российской Федерации переименована в Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» ФГУ «Центр оценки качества зерна».
В августе 2005 г. постановлением Правительства РФ и приказом Россельхознадзора ФГУ «Центр оценки качества зерна» реорганизовано путем присоединения к нему 15 управлений ГХИ.
По словам Александра Хатунцова, директора ФГУ «Центр оценки качества зерна», новой организации удалось «подхватить падающий флаг и в ситуации на тот момент непредсказуемых последствий ликвидации Росгосхлебинспекции сохранить специалистов. Многое было сделано для завоевания доверия участников зернового рынка к вновь образованной структуре. Совершенствование структуры менеджмента, обеспечение лабораторий высокотехнологичным лабораторным оборудованием, расширение филиальной сети, обучение и повышение квалификации специалистов, это далеко не полный перечень сделанного».
На сегодняшний день ФГУ «Центр оценки качества зерна» Учреждение имеет 17 филиалов с лабораториями, 2 аналитические лаборатории по определению качества и безопасности продукции в г. Москве и в г. Раменское и 51 пункт в основных зернопроизводящих регионах и портах Российской Федерации. У российских и зарубежных участников зернового рынка сложилось особое доверие к партиям зерна и продуктов его переработки в сопровождении сертификатов качества, выдаваемых Центром.
Новая угроза
Но кому-то, видимо, показалось мало развала Госхлебинспекции и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 № 299-р в закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» будут внесены изменения, которые практически отменяют государственный контроль за качеством зерна и продуктов его переработки.
По словам Татьяны Корзун, заместителя директора ФГУ «Центр оценки качества зерна»: «Россия, с отменой Федерального закона №183-ФЗ, может остаться единственной страной не только в рамках Таможенного союза, но и в ЕС, которая отказалась от контроля качества зерна и продуктов его переработки. В связи с этим в нашу страну может быть импортирована контрафактная и некачественная продукция, чем воспользуются недобросовестные поставщики».
Процесс уничтожения закона №183
Правительство Российской Федерации распоряжением от 09.03.2010г. №299-р разработало план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, которым поручалось ряду министерств (отв. Минсельхоз) разработать до 01.08.2011г. проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», предусмотрев в том числе: введение понятий качества зерна, сертификат качества зерна, контроль качества зерна, осуществление государственного контроля за качеством зерна и продуктов его переработки при их ввозе на территорию Российской Федерации, закладки для государственных нужд и ряда других и не предусматривало отмену закона.
С учетом отдельных уточнений и изменений Правительством 12.11.2010г был направлен в Государственную Думу проект закона № 454517-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающий в ст.25 внесение отдельных поправок в 183 закон.
Проект закона был одобрен в первом чтении 22.12.2010г. Удивляет, с какой скорость был отменен закон, отмена которого Правительством не предусматривалась. Предложение об отмене закона было внесено заместителем Министра сельского хозяйства Алдошиным О.Н. и поддержано первым заместителем Комитета Государственной Думы Головневым В.А.
Так, ко второму чтению по предложению Комитета по экономической политике и предпринимательству, из проекта закона исключена ст.25 и внесено предложение о признании утратившим силу положении закона о том, что государственный надзор и контроль осуществляет уполномоченный правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (глава IV «Закона о зерне» и ст.1 Федерального закона от 16.03.2006 года №41-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки»).
24.06.2011г. ответственным комитетом было принято решение о предоставлении законопроекта во втором чтении с учетом поправок, а уже 27.06.2011г. Советом Госдумы это предложение было одобрено.
Одновременно по инициативе Комитета по экономической политике и предпринимательству в проект закона №443002-5 – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» было внесено предложение о признании утратившим силу 183 закона.
Оба проекта закона был приняты во втором чтении почти одновременно: первый — 01.07.2011, второй — 06.07.2011; в третьем чтении 08.07.2011. Оба закона поступили в Совет Федерации 8 июля, предварительно рассмотрены 12 июля и одобрены 13 июля. Меньше чем за две недели проекты закона были рассмотрены в двух чтениях Государственной Думой и одобрены Советом Федерации.
На сегодняшний день действие Федерального закона от 05.12.1998 № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» признается утратившим силу. Виной тому два Федеральных закона:
1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» признан утратившим силу;
2) А также Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».
Следствие
28 июля первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Виктор Зубков провел заседание комиссии правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса, на котором поднял вопрос воссоздания ГХИ при правительстве РФ
«Этот вопрос обсуждался на совещании у президента России Дмитрия Медведева в Тамбовской области 25 июля т.г. Речь шла в том числе и о возможности воссоздания Государственной хлебной инспекции при правительстве РФ», – сообщил первый вице-премьер.
От редакции
Остается большим вопросом, чем руководствовались инициаторы упразднения государственной системы контроля за качеством зерна, но последствия отмены 183-го закона могут быть плачевными: уменьшится конкурентоспособность России на международном рынке зерна, так как ведущие экспортеры: США, Канада, Австралия аналогичные системы имеют; возрастет риск умышленной или неумышленной экономической диверсии, поставки некачественной продукции, которая потом ударит в целом по имиджу государства. Также, государство лишится объективной информации об объемах и ассортименте экспортируемого зерна.
В конечном счете, упразднение госконтроля приведет к появлению на продовольственном рынке некачественной и опасной продукции.