О взаимоотношениях «Продовольственной корпорации» с южноуральскими аграриями
18 December 2014, 11:31
Работая в должности генерального директора, Ирина Новикова предприняла все возможное для того, чтобы восстановить доброе имя «Продкорпорации», которое так часто трепали СМИ в скандальных публикациях. Сегодня «Продовольственная корпорация» для всех, в первую очередь, посредник между селом и городом, координатор агропромышленного комплекса на Южном Урале.
Предприятие занимается снабжением сельскохозяйственных товаропроизводителей материально-техническими ресурсами и покупает у них сельхозпродукцию и продовольствие.
О том, как именно сегодня складываются взаимоотношения ГУП «Продовольственная корпорация» с южноуральскими аграриями, и в каких проектах предприятие принимает участие, мы беседуем с генеральным директором.
Уникальный инструмент
— Ирина Андреевна, чем интересна «Продовольственная корпорация» для аграриев Челябинской области?
— Это важный инструмент, который может координировать работу агропромышленного комплекса нашего региона. С одной стороны, «Продкорпорация» до 2011 года являлась своеобразным гарантированным рынком сбыта продукции аграриев области. С другой стороны, покупать технику через «Продкорпорацию» для аграриев было выгодно и удобно — наценки достаточно лояльные, а в случае временных финансовых проблем у сельчан «Продкорпорация» относилась к этому с пониманием. Многие производители по сей день не имеют рынка сбыта, особенно мелкие фермеры, поэтому такая система расчета для них идеально подходит. Эта схема работы позволяет им сосредоточиться исключительно на производстве сельхозпродукции и не думать о ее реализации. Основная задача фермера — вырастить урожай и не думать о сбыте. Бартер позволял нам направлять взятый в зачет долга урожай в школы, больницы и садики. Бюджет оплачивал «Продкорпорации» поставленную сельхозпродукцию. Такой финансовый кругооборот был очень удобен.
— Что-то изменилось в деятельности «Продкорпорации» с тех пор?
Да, многое изменилось. Прежде всего, по политическим причинам с 2012 года нас полностью вытеснили с рынка поставки продуктов питания в социальную сферу. Объем реализации «Продкорпорации» резко уменьшился, что ударило и по фермерству.
Увеличилось число неплатежеспособных партнеров в силу того, что аграрии потеряли рынок сбыта своей продукции. Это подорвало финансовое состояние нашего предприятия, но самое печальное — разомкнулся круг товарно-денежных отношений, когда за полученные семена, удобрения, ГСМ, технику сельчане расплачивались не деньгами, а своей продукцией, затем поставляемой «Продкорпорацией» в социальную сферу области и города.
— Но во всех средствах массовой информации сообщалось, что вы возвращаетесь в соцсферу?
— Да, наш губернатор дал нам такое задание. Более того, к 2016 году мы должны занять две трети этого рынка, поставляя на него не менее 70 процентов продуктов, произведенных в нашей области. Это не простая задача, но мы ее решаем. Возвращаться мы будем не на белом коне, это будет сложный процесс, так как за два последних года изменилось законодательство, и мы на общих основаниях будем участвовать в тендерах и электронных торгах.
Второе существенное изменение в деятельности «Продкорпорации» — с 2011 года мы больше не работаем в «благотворительном» режиме. Это означает, что необоснованного списания долгов, которое практиковалось до 2010 года, больше не будет. Причин несколько. Прежде всего, «Продкорпорация» является коммерческим предприятием, и мы должны зарабатывать прибыль, отдавая половину областному бюджету. Вторая причина — с кризиса 2008 года бюджет области перестал быть профицитным, соответственно, ждать «Продкорпорации» каких либо субсидий из областного бюджета для погашения убытков не следует, и нам не следует эти убытки допускать.
Как следствием этих причин стала продажа аграрием техники по рыночной стоимости. До 2012 года эту технику арендовали у министерства промышленности и природных ресурсов, а в 2012 году техника была передана нам от минпрома с целью реализации аграриям. Я регулярно слышу в свой адрес упреки, что цена техники завышена по отношению к ее остаточной стоимости. Увы! Законодательство требует продавать технику не по остаточной, а по рыночной стоимости. Единственная поблажка — техника продана с рассрочкой платежа на срок от 3 до 5 лет. Но при этом мы внимательно следим за своевременным погашением долгов, учитывая те природные катаклизмы, что происходят у нас в области уже три сезона подряд. Соответственно, с учетом засухи и затопления составляются новые графики погашения задолженности.
Долги уменьшились
— Как сложился для «Продкорпорации» прошедший год?
— Финансовых результатов мы еще не видим, год не завершен. Учитывая, что мы напрямую зависим от успехов наших аграриев, ситуация не совсем благоприятная. Южноуральские сельхозпроизводители в этом году боролись с непогодой, что сказалось и на качестве урожая. С другой стороны, учитывая пожелания губернатора платить долги «Продкорпорации», в этом году дебиторская задолженность у наших партнеров уменьшилась по сравнению с предыдущим. Очевидно, что аграрии это пожелание услышали.
— Кто из партнеров у вас на хорошем счету?
— Я бы отметила Брединский, Кизильский, Нагайбакский, Октябрьский районы, с сельхозпроизводителями которых у нас сложились хорошие доверительные взаимоотношения. С ними приятно работать.
— На одном из сайтов была информация, что вы вышли с инициативой списать часть долгов сельхозпроизводителям. Как это согласуется с той жесткой политикой, о которой вы только что рассказали?
— Да, есть такое предложение. Но оно касается не всех долгов, а только за проданную технику, которая ранее была у аграриев в аренде от Министерства промышленности. И касается это только добросовестных сельхозпроизводителей, которые в период с 2002 года арендовали технику и платили за это областному бюджету. Тех, кто мастерски уходил от арендных и налоговых платежей, долгов «Продкорпорации», используя законодательные лазейки, в перечне «прощенцев» нет. Суть предложения — списать
30 % долга только добросовестным производителям, и только тем, кто уже оплатил не менее 30 % стоимости выкупаемой техники. У меня здесь простой «купеческий» расчет — простимулировать к платежам тех, кто всячески затягивает выкуп техники, надеясь на очередную «амнистию» долгов. Если кто то оплатит на момент списания более 70 % стоимости техники — эту переплату мы вернем. По моим расчетам, в итоге «Продкорпорация» должна получить 10-12 млн рублей живых денег. Это предложение явилось реакцией на просьбу фермеров к губернатору заморозить долги «Продкорпорации» на 5-7 лет в связи с неурожаями последних лет.
Лично я категорически против «замораживания» долгов, так как это будет означать прекращение деятельности предприятия. Но почему бы в трудный период не поддержать добросовестных аграриев? Списание части долга мы предлагаем сделать за счет прибыли, которая осталась у «Продкорпорации» после уплаты налогов и отчислений в областной бюджет, то есть никаких расходов для областного бюджета эта процедура не повлечет. Сейчас этот вопрос на рассмотрении в министерстве промышленности и в правительстве области.
— К сожалению, в последние годы предприятие часто ассоциировалось с уголовными делами о хищении бюджетных миллионов. Что вы делаете для того, чтобы избежать подобных ситуаций?
— Было решено сделать отношения между аграриями и «Продкорпорацией» предельно прозрачными. Например, условия договоров по реализации техники у нас типовые, одинаковые для всех. Конечно, количество техники, даты платежей определяются индивидуально, но принципиальные подходы одинаковы для всех — первый платеж не менее 20 % (это в том числе НДС, который мы в безусловном порядке уплачиваем в бюджет), и рассрочка платежей.
Второй момент. Когда в 2013 году нам было поручено помочь аграриям в посевной кампании, мы не стали покупать ГСМ и семена. Хотя, как вы понимаете, предложений продать «Продкорпорации» хоть что нибудь было очень-очень много. За 2011-2012 годы я слышала массу нареканий от аграриев — что в предыдущие годы ГСМ, технику, семена поставляли плохого качества и по завышенным ценам, и т. д. и т. п. И вот, в 2013 году мы применили новый способ работы с аграриями — агентский договор, где «Продкорпорация» являлась финансовым агентом, оплачивая семена и ГСМ, но поставщиков выбирает сам сельчанин. Мы получаем 5 % вознаграждения за свои услуги, и 8,5 % годовых аграрии нам платят за пользование денежными средствами, так как долги они погашают осенью. Общее удорожание семян и ГСМ за период май-ноябрь составляет для аграриев в пределах 8-9 %. Но при такой схеме претензии за плохое качество или сроки поставки аграрий может предъявлять только поставщику, которого он сам и выбрал, но уже никак не к «Продкорпорации». При такой схеме мы ушли от всяческих коррупционных моментов. В 2013 году такая схема вызывала удивление, а посевную кампанию 2014 года мы отработали по таким агентским договорам без проблем. При этом для снижения рисков «Продкорпорации» обязательными условиями являются личное поручительство сельчанина и залог техники или имущества.
— Насколько перспективным вы считаете южноуральское фермерство?
— В российских условиях фермерство — неоднозначная группа населения. Сельское хозяйство европейских стран основано на малых фермерских хозяйствах, но там и субсидии достигают 40 % себестоимости продукции, поэтому фермеры в финансовом отношении жизнеспособны. Что касается России, то в настоящее время ни у региона, ни у федерального правительства нет возможности помогать крестьянам в таких же объемах. Это объективная реальность, которую надо принять. Несмотря на то что запас финансовой прочности у наших фермеров меньше, чем у крупных или средних хозяйств, область нуждается в них. Малые формы аграриев надо поддерживать. Но в условиях дефицита финансов особую важность имеет рациональное использование денег. Почти за четыре года работы я познакомилась с работой многих хозяйств и считаю, увы, что в фермерском движении много посторонних людей. Часто люди приходят в сельское хозяйство с убеждением, что работать на земле легко и просто. У некоторых, так называемых «фермеров» нет никакого понимания об экономике и агротехнологиях. Получая дотационные материальные ресурсы, люди подчас зарывают их в землю. Но когда в городе предприниматель становится банкротом, мы этого особо не замечаем — исчезло какое то предприятие, и не более того. Но если подобное происходит в аграрном бизнесе — в первую очередь это бьет по сельским жителям. Разорение фермерского хозяйства может привести к опустошению целой деревни. Вот почему необходимо повышать уровень образованности наших аграриев. Безусловно, финансовая поддержка государства также необходима.
Молодая смена
— В чем суть проекта с Аргаяшским аграрным техникумом?
— Одним из важных событий этого года я считаю именно то, что мы вошли в этот совместный проект двух министерств — министерства образования и министерства сельского хозяйства, где «Продкорпорация» выступает в роли исполнителя.
Мы работаем с Аргаяшским техникумом (АТ) уже третий год — помогали проводить конкурс молодых механизаторов. И за это время у нас сложились хорошие отношения. Мы одинаково понимаем, что одна из самых серьезных проблем в сельском хозяйстве — дефицит специалистов. И самая основная проблема на селе, на мой взгляд, это отсутствие именно молодых кадров. Для нас важнейшей составляющей техникума является то, что здесь выращивают молодые кадры для аграрной отрасли. На месте наших сельхозпроизводителей я в обязательном порядке посещала бы все профессиональные конкурсы аграрных техникумов и присматривала будущих работников к себе на предприятия. Этих мальчиков и девочек необходимо уже сейчас ориентировать на будущее место работы, чтобы они понимали это и, заканчивая техникум, не сомневались в правильности выбранной профессии. Ребята должны четко понимать, что их хотят видеть на селе и в них остро нуждаются. Для молодых людей ощущение востребованности играет важное значение, это хорошо мотивирует.
Не секрет, что есть проблемы с финансированием в системе образования. А в сельском хозяйстве очень важно вовремя приобрести ГСМ для посевной и гербициды для обработки посевов. Мы помогали техникуму в приобретении топлива и химикатов. Однажды, когда объезжали поля с директором учебного заведения Ольгой Владимировной Аминевой, она пожаловалась, что не хватает техники и прочих ресурсов обрабатывать все земли. А у «Продкорпорации» имелась в наличии техника, переданная нам в хозведение от министерства промышленности и невостребованная нашими аграриями. В результате мы договорились, что техникум за вознаграждение выращивает картофель и зерновые культуры на своих полях. А семена, удобрения и ГСМ оплачиваем мы. Также мы отремонтировали и передали в техникум 15 единиц той самой невостребованной техники. Покупать новую — дорого, отремонтировать неиспользуемую — значительно дешевле. Вот и получается, что студенты техникума на нашей относительно современной технике, но по абсолютно современным технологиям обучаются аграрному искусству.
Для нас здесь очень важен финансовый результат, так как мы не можем заниматься благотворительностью. Мы просчитали все свои расходы по четырехпольному методу, и уже осенью 2015 года должны получить первую прибыль. Конечно, пришлось этим летом и осенью усиленно потрудиться — мы восстановили 100 гектаров двухлетних залежей и обработали под механический и химический пар 180 га земли.
Буквально на днях я побывала в Самарском аграрном университете. Есть задумка привлечь в техникум научные разработки отечественных и зарубежных овощеводов. Этот вуз сотрудничает с немецкой фирмой Solano, и их опыт и современные технологии будут применяться и в Аргаяшском техникуме. Также мы договорились с директором Южно-Уральского научно-исследовательского института плодоовощеводства и картофелеводства Татьяной Васильевной Лебедевой о их участии в воспитании молодого аграрного поколения. Ее научный подход очень интересен для нас.
Мы открыты и для других учебных заведений, имеющих отношение к аграрной отрасли. Что касается вышеназванного проекта, то результат мы получим осенью 2015 года. Тогда можно говорить об аналогичной работе с другими сельхозтехникумами. Однако мы готовы уже сейчас обсуждать интересные предложения.
— Какие еще планы у «Продкорпорации»?
— Планов у нас всегда достаточно, и хочу отметить, что все они направлены на дальнейшее развитие и совершенствование аграрного комплекса Челябинской области.
Дорогие работники агропромышленного сектора, коллеги и партнеры!
От имени коллектива «Продкорпорации» поздравляю вас с наступающим Новым годом и Рождеством. Мне бы хотелось пожелать вам хорошей погоды и крепкого здоровья, чтобы его хватило на трудовые подвиги!
Досье «ЮП»
Ирина Андреевна Новикова
Имеет два высших образования Челябинского политехнического института (ЮУрГУ) по специальностям «инженер-металлург» и «экономист-менеджер». После окончания института занималась научной деятельностью, во время перестройки получила экономическое образование. 12 лет возглавляла аудиторскую компанию «АФИНА». На должность генерального директора ГУП «Продовольственная корпорация» назначена в 2011 году.
Ваш комментарий
|
|