Директор Пермского мукомольного завода: «Мы не умеем делать плохую муку»
09 July 2019, 12:38

Окишев Сергей Анатольевич
Генеральный директор АО «Пермский мукомольный завод»

Мука с берегов Камы издавна славится далеко за пределами самой Перми. АО «Пермский мукомольный завод» отгружает потребителям в месяц до 15 тысяч тонн этой самой мирной продукции, что составляет почти полтора процента от всей российской муки.

Согласитесь, впечатляющая по масштабам отечественной зерноперерабатывающей промышленности цифра! О том, как живет крупнейшее предприятие отрасли, как совершенствует оно свою продукцию и какие у него планы, рассказывает генеральный директор АО «Пермский мукомольный завод» Сергей Окишев.

– Сергей Анатольевич, злые языки говорят, что российское сельское хозяйство практически ежегодно сталкивается с одной из двух страшных проблем: одна из них зовётся «неурожай», вторая – «урожай высокий». И та и другая, пусть и разными путями, ведут к одному – к повышению цен на зерно, а в итоге – по цепочке – и на муку, и на всё то, что из неё выпекают. Вы, и как руководитель завода, и как член правления Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий, наверняка находитесь в гуще событий и знаете ситуацию изнутри. Что происходит в отрасли?

– Каждый зерновой год имеет свои особенности и отличия. На формирование конъюнктуры рынка влияет много факторов, главный из которых – сколько зерна окажется по осени в «закромах Родины». Урожаи вот уже несколько лет подряд собираются весьма высокие. В 2017 году был зафиксирован рекордный для России – 135 млн тонн зерновых. Это позволило нашей стране не только занять лидерские позиции в экспорте, но и обеспечить потребности зерноперерабатывающих предприятий, животноводов и птицеводов. Осенью 2018-го было собрано 113,2 млн тонн. Согласитесь, серьезное, порядка 17% снижение. Повлияло сокращение уборочных площадей и более низкая урожайность зерна в ряде регионов. Погодный фактор… Пшеницы, которую мы в основном и перерабатываем, было собрано 72,1 млн тонн против 86 млн тонн. Второй по значимости для нас культуры – ржи – было выращено и убрано тоже поменьше: 1,91 млн тонн против 2,4 млн годом ранее. Поэтому на старте сезона возникли сложности с ценообразованием. Почти сразу с началом уборки зерна внутренний рынок демонстрировал цены несколько выше, чем ожидалось его участниками. К тому же есть проблема с логистикой: многие игроки рынка столкнулись с трудностями при поставке вагонов, росли тарифы на железнодорожные перевозки…

– Наверное, тоже погода виновата…

– Вторым по степени влияния я бы назвал фактор экспорта. Здесь тоже происходит много интересного. Очередной виток девальвации рубля в совокупности с резким ростом экспортного спроса стали причиной исторически рекордно высоких рублевых цен на пшеницу в южных портах страны. Стало выгодно грузить туда зерно даже из весьма отдаленных регионов, например, из Сибири. Рост отгрузок зерна на экспорт из отдаленных регионов Сибири, Урала и Поволжья шёл всю осень, несмотря даже на временное отсутствие субсидий на пере возки на дальние расстояния. Это напрямую влияло на ценообразование в тех регионах, откуда в адрес нашего завода и шел основной поток зерна пшеницы. Бывают периоды, когда сельхозтоваропроизводители «берут паузу» и количество предложений по поставкам зерновых снижается. Снижаются и объемы предлагаемых на продажу партий. Это увеличивает для нас, как переработчиков, издержки на каждую тонну закупаемого зерна. Основания у аграриев для таких выжиданий в продажах бывают разные: колебания курсов валют, существенный экспорт зерна, политика государства в части закупки зерна в государственный интервенционный фонд. Начавшийся активный экспорт зерна с ряда территорий Урала и Сибири тоже «подогревает» цены на закупаемое там зерно. Вносит свои коррективы в функционирование зернового рынка и принятая Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. И хотя сегодня в России зерна достаточно, вопрос в том, насколько оно хорошее. Ведь мы покупаем далеко не всё зерно, которое нам предлагают. Не зря же у нашей продукции, которая выходит под торговой маркой «Птица-Мельница», говорящий сам за себя слоган – «Качество ценится».

– Какова доля пермской муки на российском рынке? В каких регионах, покупая, например, хлеб или же муку для того, чтобы испечь блины, мы можем встретить ваш бренд?

– Мукомольный рынок страны очень конкурентный. В России огромное количество разных по мощности и производительности мельниц. Доля АО «Пермский мукомольный завод» составляет 1,5 процента. Цифра сухая, и гораздо важнее то, что стоит за ней. Мы входим в десятку крупнейших мельниц России. Наши производственные мощности, в отличие от многих зернопереработчиков, загружены фактически на 100 процентов. Завод поставляет муку не только в Прикамье, но и во многие регионы, рас- положенные по соседству: в Удмуртию, Башкирию, Кировскую и Свердловскую области. Говоря о продовольственной безопасности региона, скажу, что наш завод способен накормить весь Пермский край. За 64 года АО «Пермский мукомольный завод» выпустил 9 миллионов тонн высококлассной муки. Согласитесь, внушительная цифра!

– Качество пермской муки хорошо известно не только жителям края. Наверное, есть и уникальные потребители?

– Мы действительно дорожим доверием покупателей и, по сути, его здоровьем. В любом производстве есть свои тонкости. Наши технологи подбирают помольную партию для производства муки так, чтобы в ней максимально рас- крылись её хлебопекарные свойства. Достигается это за счет смешения разных сортов пшеницы. К тому же мы уже заранее знаем, на каком поле она выращена и насколько соответствует нашему принципу покупать только экологически чистое зерно. В результате всё, что мы производим, соответствует международным стандартам. Нашими многолетними партнерами являются известные международные компании: ООО «Сириал Партнерс Рус», ООО «Нестле Россия». Первые договоры с ними были подписаны 10 лет назад. С тех пор мы многому научились. В 2018 году мы подписали соглашение с ООО «Нестле Россия» о поставках продукции в филиалы, расположенные в городах Вологда и Вязники. Так мы достигаем поставленной перед собой амбициозной цели – максимально обеспечить пермской мукой потребности компании в российских филиалах.
Стремление осваивать новые профессиональные высоты приветствуется нашими акционерами. Недавно мы вышли на сложный контракт с ООО «Юнилевер Русь». Заказчику нужна была особая ферментированная мука. Для этого потребовалось много чего изучить, поэкспериментировать, поломать головы и технологам, и инженерной службе. И сейчас, после первых пилотных поставок, мы надеемся выйти уже на запланированные объемы поставок этого уникального продукта. Это такая наша «мирная победа», позволяющая думать о развитии этого направления дальше.

– У вашего предприятия много различных наград. Каждой можно гордиться, но все же какая из них для вас наиболее значима?

– Мы участвуем в конкурсах не ради наград. Хочется, чтобы наши люди чувство- вали ответственность за продукт, который выпускают, и гордились результатами своего труда. Год 2018-й стал одним из лучших в нашей истории. Благодаря слаженному труду коллектива завода были достигнуты значительные результаты в проектах, посвященных в первую очередь вопросам качества продукции. Самым престижным для заводчан является состязание в отраслевых проектах, там, где на равных участвуют коллеги-профессионалы. Мы гордимся не просто участием, а победой в конкурсе, проводимом под эгидой Российского Союза мукомольных и крупяных предприятий «Лучшая мельница России–2017». Этой высшей отраслевой награды мы удостоены за внедрение в производство современного оборудования и за выработку высококачественной продукции. Раз в два года Международной промышленной академией проводится масштабный Всероссийский смотр качества муки и крупы. В сентябре 2018 года пермская мука высшего сорта была удостоена Гран- при «За высокое качество продукции». Золотой медалью была награждена мука ржаная обдирная.
В октябре 2018 года Международной общественной организацией «Академия проблем качества» были утверждены итоги федерального этапа 21-го конкурса программы «100 лучших товаров России». АО «Пермский мукомольный завод» получило приз «Вкус качества» за продукцию «Мука хлебопекарная высший сорт» ТМ «Птица-Мельница» и почетный диплом «Золотая сотня». Мука сорта «Экстра» стала дипломантом программы. Кстати, на любой конкурс мука берется с потока, с которого потом поступает в магазины и идет всем нашим многочисленным потребителям.

– То есть специально для конкурса вы её не «тренируете»? Не готовите в отдельной «ручной работы» мельнице?

– Дело в том, что мы и не сможем сделать муку специально для конкурса. Физически не сможем. Во-первых, потому что мы не умеем делать плохую муку. Во-вторых, это не позволит технологический процесс. У нас не ручная работа, в цехах завода работают механизмы, которые имеют очень большую производительность. Остановить их, чтобы сделать что-то «специально», невозможно.

– Сергей Анатольевич, одни технологии устаревают, другие рождаются, уходят в небытие целые профессии, а хлеб остаётся хлебом, мука – мукой. Её на принтере не напечатаешь. И всё-таки – если заглянуть в будущее…

– А пермские мукомолы только сегодняшним днем и не живут! Мы чувствуем ответственность за продовольственную безопасность Прикамья и несем эту ответственность с гордостью. У нас тесные контакты не только с поставщиками зерна, но и с краевым Минсельхозом, с администрацией города, с Пермской Торгово-промышленной палатой. Мы благодарны нашим акционерам, которые «чувствуют пульс» и понимают проблемы отрасли, вкладывают в предприятие не только средства, но и душу, и самое главное – видят перспективы его развития.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 8 по 12 июля 2019.

Источник: rbgmedia.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.