Что будет, если запретят выращивать ГМО-продукцию?
02 February 2015, 10:02

Айзенштадт Ася
Биолог Санкт-Петербурга

В конце января Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект от Минобрнауки, который подразумевает запрет на выращивание в России генноинженерно-модифицированных животных и растений и на ввоз в страну ГМО, семян и ГМ-продуктов. Чиновники и обыватели из народа порадовались: «Вот и хорошо, не будем есть неизведанный искусственный продукт». Зато биологи, генетики и агрономы с трудом подбирают цензурные слова, чтобы высказаться на тему нововведения в российском законодательстве.

 

Они уверены в том, что запрет ГМО лишит нас шанса развивать сельское хозяйство, генетику и биологию, откинув нашу науку назад, как это уже происходило во времена грозы генетиков Трофима Лысенко. НЕВСКИЕ НОВОСТИ побеседовали с петербургским биологом Асей Айзенштадт, чтобы понять, чем может обернуться для нас запрет на выращивание, распространение и изучение ГМО.

 

– Ася, мнение обывателей о вреде ГМО все крепнет. Можно ли говорить о том, что ГМО приравнивается в обществе к вредному продукту?

 

– Да, абсолютно. Потому что сейчас даже на воде пишут «без ГМО», или на кетчупе, или на какой-нибудь насквозь синтетической продукции, в которой в принципе нет ничего растительного или животного. Причем понятно, что газировка, например, намного опаснее ГМ-банана сама по себе, и разные производные химической промышленности могут реально повлиять на микрофлору кишечника, просто меняя ph или вызывая дисбактериоз. Всего лишь неправильное питание вызывает ряд проблем: от дисбактериоза до диабета. Но намного проще найти козла отпущения в виде ГМО, чем начать питаться правильно и есть гречку и растительные продукты.

 

– Сейчас в большие города пришла мода на «все натуральное», но едим ли мы сегодня что-то натуральное с биологической точки зрения?

 

– В том виде, как матушка-природа создала – нет, практически ничего, мы не в каменном веке, когда корешками питались. Не было никогда такой большой картошки, таких яблок. Яблоки-дички, они небольшие. Сливка-терновка тоже маленькая. Но вот нектарин мы едим спокойно, нас почему-то ничто не смущает. Человек начал заниматься селекций, т.е. внесением модификаций в генетический материал, примерно тогда же, когда возникло земледелие. Он отбирал всегда самое большое и красивое, и ему было не до страхов: а вдруг что-то не то вырастет. Принцип был прост: если сегодня он посадит небольшую кукурузу, ему нечего будет есть завтра. Собственно, одна из задач ГМО – прокормить население Земли, которое не перестает расти, в то время как классическое сельское хозяйство находится на своем пике, емкость среды уже достигнута и земельный ресурс практически исчерпан.

 

– Чем может помочь технология по производству ГМО?

 

– Мы еще дальше отодвинем предельную производительность, еще увеличим этот предел производительности сельcкохозяйственного поля.

 

Еще один очень хороший пример – создание ГМ риса – «золотой рис», в зернах которого содержится большое количество бета-каротина (необходим для синтеза витамина А). Это актуально для стран третьего мира, где люди страдают от дефицита витамина А (вплоть до летальных случаев), поскольку нет богатых бета-каротином растений (морковь, шпинат), а более дорогие продукты животного происхождения (рыбий жир, например) недоступны.

 

ГМО – это повышение производительности за счет того, что растения становятся более устойчивы к морозу, что очень важно в нашей стране. Это не хрущевская бездумная кукуруза, а та же идея, допустим, только тщательно продуманная, с нормальными технологиями. Есть также работы по изучению ГМО, в которых растения или животное используют в качестве фармацевтической фабрики. Фантазирую, можно говорить о картошке, в которой будет содержаться инсулин. Или растение с гормоном роста – один из первых примеров в развитии ГМО. Можно делать медицинские препараты на основе ГМ-растений и животных. Существует даже версия, что вся эта кампания против ГМО пролоббирована производителями пестицидов, ведь генная модификация поможет снизить количество удобрений, которыми мы обрабатываем растения.

 

– Дискуссия о вреде и безопасности ГМО пришла к нам с Запада, верно?

 

– Да, потому что, как минимум, данная технология появилась там раньше. К сожалению, в принятии законов как про аборты, так про ГМО, никто не советуется с профессиональным сообществом. Мнение генетиков по поводу ГМО: что это нужно, полезно и важно – не учитывается. Времена борца с генетикой Лысенко стали все больше и больше вспоминаться… Да, финансирование науки в последнее время было серьезным, но неравномерным. Современная биология – это очень затратная вещь, потому что ее, в отличие от математики, нельзя сделать «на коленке», нужны лаборатории, расходный материал, дорогое оборудование. Можно было купить полногеномный секвенатор Illumina, очень дорогой, но на этом все. А к нему нужны расходники, на которые деньги уже не выделяются. Поэтому в России не так много производителей ГМО, и для нас этот вопрос менее актуален, чем для США. В нашей стране запрет ГМО – это запрет на новые технологии, на возможность развития.

 

– Как запрет ГМО может повлиять на нашу агропромышленность?

 

– Как я уже сказала, у нас не настолько развились технологии производства ГМО, чтобы мы это почувствовали. ГМ-продукты пока не являются преимущественными в нашем сельском хозяйстве. У нас не такая демографическая ситуация, чтобы паниковать, что еды не хватит. Но при этом наше сельское хозяйство находится в несколько удручающем состоянии. Технологии по созданию ГМО не помешали бы ему, как и любая современная технология. Условно, это запрет на будущее в агропромышленном секторе. Это запрет на развитие новой технологии. Когда рынок удобрений себя исчерпает, это запрет сыграет свою роль.

 

Мнение: «Запрет на выращивание ГМО – это запрет на будущее генетики и агропромышленности России»– Хочется все же разобраться, почему общество настроено против ГМО. Какие основные доводы?

 

– Один из страхов: что ГМО очень устойчивые и все заполонят. Но на самом деле, они заполонят не больше, чем обычный сорняк, или чем растение, выведенное с использованием селекционных методов. Например, борщевик Сосновского, от ожогов которого люди в Ленобласти страдают каждое лето – он ни разу не модифицированный, но от него не избавиться на протяжении 50 лет.

 

Еще один страх – это непредсказуемые последствия мутаций и так далее. Боятся, что «встроенные» гены или участки генетических конструкции внедрятся в организм человека. Мой любимый ответ на это такой: мы же едим огурцы, и никто зеленым не становится, хотя в огурце тоже содержится множество генов, как в любом живом организме. Генетический материал банана, огурца, любой еды, попадая в желудок, будет переварен. Есть набор ферментов, которые расщепляют банан до аминокислот, до нуклеотидов. И даже если именно тот ген, который был человеком «вставлен» в банан, каким-то чудом сохраниться после встречи с ферментами, функционировать вне клетки он не будет. Кроме того любая ДНК – как «искусственная», так и «родная» – ДНК банана состоит из одних и тех же четырех нуклеотидов, ГМО не обладает другими химическими характеристиками по сравнению с ДНК не ГМО. Статистически возможность встраивания гена морозоустойчивости ГМ-банана в генотип человека стремится к нулю, причем очень близко. В ряде опытов на мышах было показано, участки непереваренной ДНК любой еды могут проникать в кровь. Но ни одного случая встраивания кусков инородной ДНК в геном потомства не наблюдалось.

 

Аллергенность ГМО – еще один страх, но теоретически почти каждый протеин может являться потенциальным аллергеном, т.е. в том числе и тот, который содержится в продуктах, выведенных с использованием подходов классической селекции. ГМО содержат не большее количество потенциальных аллергенов по сравнению с не ГМО, но при этом для новых продуктов, выведенных с помощью селекции, не существует процедуры проверки на аллергенность, в отличие от ГМО. ГМО, перед тем как попасть к потребителю, проходит процедуру оценки способности вызывать аллергические реакции, которая включает в себя сравнение белковой последовательности с известными аллергенами, стабильность белка во время переваривания, тесты при помощи крови от чувствительных к аллергенам индивидуумов, тесты на животных.

 

Люди боятся ГМО, потому что не знают биологию даже на простом уровне базовой школьной программы – что в желудке есть ферменты, которые расщепляют еду. Человеку вообще свойственно бояться всего нового. Есть, конечно, опасение ГМО, потому что технология полностью не изучена. Существуют теории про то, что ученые скрывают факты о побочных эффектах. Было несколько исследований, которые доказывали негативное последствие употребления ГМО, но они были отозваны научным сообществом из-за серьезных ошибок в постановке экспериментов, которые могли исказить результаты.

 

– Обычная селекция тоже подразумевает изменение генов, почему же ее не боятся?

 

– Что такое ГМО – это генетически модифицированный организм, внесение нового гена. Это, по сути, селекция, только сделанная в лаборатории в кратчайшие сроки. При этом в «вживляется» конкретный один нужный ген, а не выбирается сто тысяч генов, которые параллельно присутствуют в продукте, но в нем не нужны и которые как раз могут дать какие-то побочные эффекты. Технология создания ГМО – это не селекция вслепую. Человек видит, что он делает и получает организм с конкретным нужным генотипом. Кроме того, проверки для ГМО намного более тщательны, чем для обычных селекционных культур.

 

От редакции:

 

Ученые уже развенчали целый ряд мифов, связанных с ГМО: выделение ГМ-продуктами опасных токсинов, невозможность выращивания без смертельно опасного гербицида раундапа, невозможность повторного засева поля после выращивания ГМО, угроза переноса гена на соседние растения с помощью пыльцы и многое другое. Несмотря на то, что в России есть 10 лабораторий, которые могут исследовать трансгенные продукты питания на предмет опасности для организма, за 7 лет не было проведено ни одного исследования на эту тему. Впервые генномодифицированные продукты появились на рынке в 1990-х годах. Далеко не все ГМ-растения используются в питании.

_____________________________________________________________________________________
Для участия в открытом семинаре по участию в электронных торгах, необходимо пройти регистрацию. Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Stat.idk.ru _____________________________________________________________________________________

Теги     ГМО      запрет      РФ      выращивание   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
IFA наделила ТОАЗ статусом лидера
АО «Тольяттиазот» вошло в число отраслевых компаний-чемпионов с высоким уровнем развития практик управления экологическими и социальными вопросами. Высокий статус Industry Stewardship Champions (ISC) получен в рамках глобального проекта Международной ассоциации производителей удобрений (IFA).
Итоги года в агростраховании Пензенской области
В последние годы в связи с регулярным воздействием ряда негативных факторов риски для аграрного сектора значительно возросли. В сложившейся ситуации государственная поддержка страхования рисков аграрного производства является важнейшим финансовым инструментом, который позволяет компенсировать убытки сельскохозяйственных товаропроизводителей.