Если вы занимаетесь сельскохозяйственным бизнесом – занимайтесь им, а не выклянчивайте что-то у кого-то- Мамытбеков
26 October 2015, 12:37
На прошлой неделе центральный офис Союза фермеров Казахстана посетил министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. Событие можно сказать знаковое – он первый глава Минсельхоза, кто удостоил общественную организацию своим визитом, причем не для участия в каком-то официальном торжестве, а для участия в заседании центрального совета организации, то есть реального разговора о насущном. Главный сигнал, который был дан фермерскому сообществу – кооперация, сообщают в Союзе фермеров Казахстана.
Тему для разговора первыми задали фермеры Костанайской области. Председатель СФК по Костанайской области Владимир Дранчук поднял набивший оскомину вопрос с элеваторами и ХПП. Несправедливое, по мнению фермеров, определение качества сдаваемого зерна существенно сказывается на доходах крестьян. В разные годы «потери» фермеров от пользования услугами хлебоприёмных предприятий доходят до 30 процентов. Проблема в том, что лаборатории элеваторов существенно занижают качественные показатели, и спорить с ними себе дороже – могут совсем не принять зерно, либо доказывать свою правоту нужно в судах, что для фермеров не есть хорошо из-за потери времени (и это в уборку!) и расходов на визиты в суд.
— Когда наведем порядок на элеваторах?! Говорить об эффективности тех или иных госпрограмм и субсидирования очень сложно, пока не будет порядка, — возмущен Дранчук.
Очевидно, министр к такому разговору был готов. По словам главы МСХ, сельский бизнес за более чем 20 лет независимости давно должен был решить этот вопрос за счет строительства небольших зернохранилищ и токов. Конкуренция – единственно верный путь, так как создание государственных лабораторий лишь размножит госаппарат и бюрократию – над лабораториями будут сидеть одни проверяющие, над ними другие и так далее.
— Раньше была советская система, когда совхозам не разрешалось иметь свои тока и всё везли на элеватор, потому что был план сдачи зерна. Сейчас такого нет. Это ваше зерно. Почему вы своё зерно везёте кому-то на склад? Надо иметь свой склад. Это дорого? Это недорого! У нас есть инвестиционные субсидии для этого. Если вы занимаетесь сельскохозяйственным бизнесом – занимайтесь им, а не выклянчивайте что-то у кого-то. Вот в чем вопрос. Это у нас атавизм советский: вот, государство должно прийти сделать что-то. Никому ничего не должно государство. Субсидирование есть, хорошие инвестсубсидии для зерновых хозяйств. Стройте зерносклады. Почему вы везете на элеваторы? Просто от лености. Если вы бизнесмены, то нужно вкладывать в технологию. Если вы за 22 года не удосужились построить зерносклад, какой вы тогда бизнесмен?, — вопрошал министр.
Мамытбеков привел в пример одно из хозяйств Акмолинской области, для которого строительство капитального зерносклада емкостью 5000 тонн со стенами из кирпича и то обошлось в 100 000 долларов, то есть 20 долларов на 1 тонну хлеба. А ведь можно строить и дешевле. Министр призвал фермеров объединяться в кооперативы и строить собственные зернохранилища. Только тогда существующие элеваторы будут бороться за каждого клиента. Сегодня условия диктуют именно хозяева элеваторов, а не производители зерна, а так как элеваторы почти все частные, то и повлиять на них государство никак не может, кроме как развивать конкуренцию, субсидировать строительство зернохранилищ. Впрочем, как оказалось претензии по определению влажности, клейковины и прочим базисным показателям у фермеров есть не только к лабораториям частных элеваторов, но и государственных.
Следующий вопрос – субсидирование приобретения качественных семян. Прямо перед фермерами, взяв в руки калькулятор, министр принялся доказывать аграриям, что норма ежегодного посева семенами 1-й репродукции минимум 4% площадей – есть действенный рычаг по улучшению качества хлеба в целом по стране, при условии, конечно, что семена 1, 2 и 3 репродукции будут засыпаться в сеялки, а не идти на продажу в качестве товарного зерна. При таком подходе и выделяемых государством средств вполне хватает на субсидирование. Правильность и необходимость данной политики никто из фермеров оспаривать не стал, однако на практике выдержать необходимые требования очень сложно. Поэтому фермеры предложили рассмотреть вопрос увеличения субсидирования на приобретение семян до 10 % площадей, хотя бы в ближайшие 5 лет. Это, по мнению аграриев, позволит провести процесс обновления семенного фонда.
— Я знаю, вы большой любитель пословиц. Я часто слушаю ваши выступления. Мне они нравятся. Но есть такая пословица: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Вот взять меня, например. У меня 1000 гектар. Мне надо по нормативу 5 тонн семян. Мне нужно купить у семеноводческого хозяйства, положить, потом их надо обработать до посевной. Допустим, все хорошо сложилось, и я получил 48 тонн семян 2 репродукции. Но их надо сеять отдельно – зачищаться, то есть отдельный транспорт нужен, то есть сеялки, комбайны, камазы, а у меня один К-700 и один комбайн, разваливающийся, я разрываюсь. Эти семена чтобы убрать, я должен сухой день поймать в уборку, потому что эти семена у меня сгниют. Эти 48 тонн к тому же я должен где-то отдельно хранить, а зерносклада у меня нет – то о чем мы говорили в первом вопросе. Не потому, что я такой нерадивый хозяин, а потому что у меня нет средств просто. Чисто агрономически вы всё правильно говорите, но практически это невыполнимо, — подвел черту фермер из Аулиекольского района Костанайской области Абу Гучигов.
Асылжан Мамытбеков пообещал, что в будущем году при приобретении семян 1 репродукции и «элиты» субсидии будут значительно увеличены: с сегодняшних 24 000 тенге на 1 тонну до 40 000 тенге. Причем, самим фермерам собирать бумаги для получения субсидий не будет необходимости, так как деньги будут выплачиваться семеноводческим хозяйствам, то есть фермеры будут покупать качественные семена уже по пониженным государством ценам.
В любом случае, хлопот с качественными семенами столько, что в сегодняшних субсидиях особого смысла и нет. Или такой фактор как плодородие почв и климатические условия. Скажем, из «фуражного» зерна на юге Костанайской области может вырасти качественный хлеб, в то время как из «элиты» где-нибудь в Карабалыкском районе этой же области может уродиться пшеница низкого качества. Так что без помощи государства не обойтись.
— Я согласен, что помощь нужна, но одеяло у нас одно – если потянем наверх, то открываются ноги, так же? Поэтому если мы говорим об увеличении с 4% до 10%, то потребность страны будет не 7 млрд., а 16,5 млрд. тенге, то есть в 2,5 раза больше. А откуда эти деньги? То есть убавится объем инвестсубсидий. Мы не сможем субсидировать приобретение техники, строительство складов, токов и так далее. Но тогда пройдет еще 22 года, и вы будете так же без нормальной техники убирать урожай, когда придется, — считает министра.
По словам Мамытбекова, государство должно вложить средства в перевооружение фермеров, чтоб аграрии соблюдали технологию, тогда и производство хлеба станет более рентабельным. Нехватка техники и оборудования приводит к тому, что урожай казахстанские фермеры собирают на 20-30 дней позже, чем должны. Это оборачивается большими потерями – до 20%.
— Посчитайте, что такое 20% от урожая! Это минимум 2-3 центнера, а при нынешней цене, это не какие-то жалкие 300 тенге на гектар, которые вы получаете, а это 5-6 тысяч тенге на гектар. […] Если у вас будет комбайнов достаточно, если вы кооперируетесь и построите на несколько хозяйств склад, купите какой-то комбайн, который будет только на семена работать, тогда не будет этих проблем! Для этого вам нужно, чтобы был доступный лизинг. Вот здесь решение. Иначе через 22 года будет здесь сидеть другой министр, и так же с вашим сыном будут сидеть как у «разбитого корыта». Прежде всего нужно изжить в голове эти старые советские атавизмы, мы должны в голове изжить, — считает министр.
— Асылжан Сарыбаевич, я из головы уже изжил давно, теперь мне бы дешевые деньги, — под одобрительный смех коллег добавил Гучигов.
По словам министра, государство намерено удешевить лизинг техники и оборудования, взяв на себя выплату до 10% ставки вознаграждения. По приоритетным направлениям лизинг будет вообще под 1-2 процента. Министр сообщил, что встречался с лизинговыми компаниями и представителями банков, которые уже готовятся к активной работе в следующем году:
— С бантиками на капоте вам будут привозить технику. Ещё шампанское открывать и торжественно вручать. Вот до такого уровня мы должны довести, — оптимистично настроен министр.
В свою очередь фермеры высказали пожелание, чтоб лизинг был строго в тенге и не был «привязан» к курсу доллара США.
По словам министра, в будущем государство будет покрывать до 30% затрат на строительство сельскохозяйственных объектов, например, животноводческих баз или тех же зерноскладов. Это так называемые инвестсубсидии, Основной упор будет делаться на господдержку кредитных товариществ и иных кооперативов. По планам МСХ, если строить свой элеватор захотят рядовые фермеры, то государство может пойти на субсидирование даже половины затрат.
Курс на кооперацию подтвердил и глава Союза фермеров Казахстана Ауехан Даринов. Главный фермер страны отметил, что не зря поднимает вопрос о кооперации уже не первый год. Многие существующие пробелы законодательства в новом законе «О сельскохозяйственной кооперации» были разрешены, причем при поддержке МСХ, поэтому кооперированию фермеров мешает только менталитет и обычное неведение со стороны крестьян, считает Даринов.
— Ребята, вы вспомните, когда такое было чтоб на заседание центрального совета СФК приходил министра сельского хозяйства?! Министр пришел, поддерживает нас, разъясняет нам, отвечает на вопросы. КазАгро на уровне председателя, заместителей председателя нам говорят: объединяйтесь – мы поможем. Что еще надо? Я уже который год вас призываю, что без кооперирования нам нельзя дальше, — отметил Даринов.
Далее разговор пошел о налоговых инициативах государства, земельной реформе и работе Продкорпорации. Фермеры обеспокоены тем, что Продкорпорация в будущем может быть приватизирована:
— Нам бы хотелось, чтобы Продкорпорация оставалась государственной. Да, раньше у фермеров Продкорпорацией были разногласия. Раньше она была диктатором, но сейчас она — партнер, — считает фермер из Акмолинской области Сергей Ерин.
Однако, министр подтвердил, что приватизация Продкорпорации на самом деле вероятна, так как при своих возможностях корпорация слишком неповоротлива, будучи государственной. Cитуация на внешних рынках меняется слишком быстро, и многоступенчатая система принятия решений в Продкорпорации лишает её маневренности.
По итогам совещания, министр высказал готовность и в будущем принимать участие в подобных заседаниях:
— Я готов ещё приходить. Для меня это полезно. Я не просто здесь время провожу, вы видите. Я «подпитываюсь». Где «нет», я говорю «нет». Я думаю, это хорошо, чем обещать что-то и не сделать. Но там, где мы обещаем – мы делаем, мы контролируем исполнение. Мы видим, что Союз фермеров очень конструктивно настроен. Союз фермеров Казахстана исполняет очень полезную для общества функцию – консолидирует мнение. Где-то встает на нашу позицию, там где не согласен – отстаивает свою позицию. Это очень важно. Не просто там выходить и кричать. Верите вы или нет, но нам нужен реальный диалог. Мы готовы слушать, изучать, отвечать на вопросы, — заверил министр.
В завершение встречи фермеры поблагодарили министра за участие и высказали обеспокоенность финансированием весенне-полевых работе будущего года в связи с предстоящей приватизацией Продкорпорации, а также по просили министра обратить особое внимание на техническое оснащение казахстанских фермеров.
Источник: margin.kz
Ваш комментарий
|
|