Разрыв отношений в сфере АПК не выгоден ни РФ, ни Турции — эксперты
26 November 2015, 14:07
Турция покупает у России зерно, с начала 2015 года она импортировала 3,5 миллиона тонн. В свою очередь, Россия поставляет из Турции орехи, овощи, фрукты и ягоды.
Охлаждение отношений между Россией и Турцией в сфере АПК — возможный отказ Турции покупать российское зерно, или же запрет РФ на поставки продуктов из Турции — не выгоден обеим сторонам: турецкой стороне придется искать более дорогое и менее качественное зерно, а Россия столкнется с необходимостью замещать значительные объемы поставок овощей и фруктов, указывают аналитики, опрошенные РИА Новости.
В минувший вторник российский фронтовой бомбардировщик Су-24 потерпел крушение в Сирии. Президент России Владимир Путин сообщил, что самолет был сбит ракетой «воздух-воздух» с турецкого истребителя F-16 над сирийской территорией и упал в Сирии в четырех километрах от границы с Турцией. Генштаб ВС РФ заявил, что атакованный Су-24 не пересекал границу с Турцией и это подтверждается данными сирийской противовоздушной обороны. Турция утверждает, что российский самолет вошел в ее воздушное пространство.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев позже заявил, что это подрывает добрососедские отношения между Россией и Турцией, в том числе в экономике и гуманитарной сфере. Одной из возможных «жертв» ухудшения отношений между странами может стать сектор АПК: у РФ и Турции здесь достаточно тесные связи, разрыв которых вполне может повлиять на экономики стран, но не настолько тесные, чтобы ими рисковать.
Впрочем, эксперты в большинстве своем солидарны: разрыв отношений в поставках продуктов все же будет иметь негативные последствия для обеих стран. «Такой запрет никому не выгоден, Турции в большей степени. Нам он тоже не выгоден», — говорит гендиректор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко.
Турции невыгодно отказываться от российского зерна…
Турция является вторым после Египта покупателем российского зерна. По словам главы Минсельхоза РФ Александра Ткачева, с начала 2015 года мы экспортировали в Турцию 3,5 миллиона тонн зерна — это почти 12% от общего объема экспорта зерновых.
По оценке эксперта Аналитического центра при правительстве РФ Елены Разумовой, общая сумма экспорта по пшенице, кукурузе и подсолнечному маслу в 2015 году составила порядка 1,4 миллиарда долларов. «Российское зерно в целом более дешевое и при этом достаточно качественное, необходимо для турецкой мукомольной промышленности, продукцию которой Турция, в свою очередь, вывозит на рынки Азии», — указывает аналитик.
Эксперты считают, что в случае, если Турция прекратит или ограничит закупки зерновых в России, это станет неприятной, но не критичной новостью для обеих стран. С одной стороны, Турция сможет найти замену российскому зерну на Украине, во Франции или Румынии. Но гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько указывает: Турция в этом случае существенно проиграет по цене закупок.
«Найти замену они могут, конечно, но они потеряют колоссальное количество денег. Они будут покупать зерно по гораздо более высоким ценам», — указывает он. «Мукомольная промышленность Турции заточена под наше зерно. Теоретически наше зерно может заместить Украина и Франция, но они уступают по цене и качеству», — соглашается глава «ПроЗерно» Петриченко.
Что же касается российского рынка, здесь эксперты разошлись в оценке последствий возможного отказа турецкой стороны от покупок зерна из РФ. Гендиректор ИКАР назвал такой сценарий «крайне болезненным для обеих стран». В свою очередь президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский считает, что на российском зерновом рынке это никак не отразится.
«У нас есть довольно большое количество покупателей в других странах. Другой вопрос, если такое решение принимать, это надо делать взвешенно и аккуратно, — не бить своих, чтобы другие боялись. Односторонний отказ от поставок влечет за собой штрафные санкции. Это ударит по нашим экспортерам», — говорит глава РЗС.
На определенные негативные последствия от подобного развития ситуации указывает и эксперт Аналитического центра при правительстве. «Российские экспортеры вынуждены будут демпинговать на внешних рынках, неся потери. Из плюсов такой ситуации — снижение цен на внутреннем рынке в среднесрочной перспективе, а также возможная отмена экспортной пошлины», — добавляет Разумова.
Она также отметила, что России будет трудно перенаправить в другие страны большие объемы экспорта зерна, которые шли в Турцию. Что же касается тех стран, которые могут выступить покупателями зерновых из РФ вместо Турции, их назвал глава Минсельхоза РФ: это страны Ближнего Востока и Африки.
…А России — от турецких томатов
Если Турция покупает у России зерно, то Россия у Турции — орехи, овощи, фрукты и ягоды. И возможный запрет на поставки из Турции этих товаров аналитиками был оценен по-разному. «Мы импортируем оттуда много овощей, семян. Но мы можем спокойно обойтись без этого импорта без особых проблем», — оптимистичен Злочевский.
У гендиректора ИКАР более осторожная позиция. «Они лидер поставщиков томатов и огурцов. Мы сможем каким-нибудь образом заместить огурцы, учитывая то, что наши теплицы бурно развиваются. Но не без проблем», — рассуждает Рылько.
На зависимость России от турецких томатов указывает и Разумова из Аналитического центра при правительстве. «В 2015 году доля Турции в импорте этих овощей была больше 50%, заменить эти объемы будет практически невозможно в условиях эмбарго на поставки из Евросоюза. Поэтому при введении ограничений в России начнут расти цены на томаты и продукты их переработки», — говорит она.
«Есть более специфические продукты — вишня и черешня, используемые, прежде всего, в молочной, соковой и кондитерской промышленности. Замену им найти еще сложнее, прежде всего из-за климатических возможностей для их промышленного выращивания. В этих сегментах в 2014 году Турция по объемам импорта уступала только Испании», — продолжает аналитик.
Соответственно, предупреждает Разумова, при введении запрета на торговлю с Турцией переработчикам этих ягод придется не просто поднять цены, а полностью изменять или закрывать производство.
При этом глава Министерства сельского хозяйства РФ Ткачев указывает, что в случае необходимости Россия может заместить импорт овощей, в частности — томатов, из Ирана, Марокко, Израиля, Азербайджана или Узбекистана. Цитрусовые можно будет ввозить из ЮАР, Марокко, Китая, Аргентины, Израиля, Абхазии, Грузии.
Источник: ria.ru
Ваш комментарий
|
|
Турция является вторым после Германии покупателем российского газа. Разрыв отношений в этой сфере также очень не выгоден ни России, ни Турции. Любой разрыв отношений не способствует созданию качественных жизненных результатов.
Цены на пшеницу на внутреннем рынки РФ упадут к весне до 8500-9000р/т. причина;
Указ В.Путина о мерах по обеспечению нацбезопасности и защите граждан России от преступных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции
Владимир Путин подписал Указ «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».
В целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» постановляю:
1. Органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводятся:
а) запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации (кроме товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза);
б) запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации;
в) запрет для работодателей, заказчиков работ (услуг), не включенных в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, на привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г.
2. Приостановить с 1 января 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики от 12 мая 2010 г. действие указанного Соглашения в части, касающейся поездок, осуществляемых гражданами Турецкой Республики, являющимися обладателями общегражданских заграничных паспортов, за исключением граждан Турецкой Республики, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство на территории Российской Федерации, а также граждан Турецкой Республики, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Турецкой Республики, находящиеся на территории Российской Федерации, имеющих действительные служебные и специальные паспорта, и членов их семей.
3. Министерству иностранных дел Российской Федерации в установленном порядке направить Турецкой Республике уведомление о частичном приостановлении действия Соглашения, названного в пункте 2 настоящего Указа.
4. Установить, что туроператорам и турагентам надлежит воздерживаться от реализации гражданам Российской Федерации туристского продукта, предусматривающего посещение территории Турецкой Республики.
5. Правительству Российской Федерации:
а) определить перечни товаров, работ (услуг), предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 1 настоящего Указа;
б) определить перечень работодателей, заказчиков работ (услуг), предусмотренный подпунктом «в» пункта 1 настоящего Указа;
в) определить перечень контрактов, заключаемых с организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на поставку товаров (работ, услуг), в отношении которых специальные экономические меры, предусмотренные настоящим Указом, не применяются;
г) принять меры, предусматривающие:
введение запрета на чартерные воздушные перевозки между Российской Федерацией и Турецкой Республикой;
усиление контроля за деятельностью турецких автоперевозчиков на территории Российской Федерации в целях обеспечения безопасности;
усиление портового контроля и контроля по обеспечению транспортной безопасности акваторий российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне, в том числе предотвращению незаконного нахождения и передвижения морских и иных судов в акваториях российских морских портов;
д) при необходимости вносить предложения об изменении срока действия или характера специальных экономических и иных мер, предусмотренных настоящим Указом.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены установленных им специальных экономических и иных мер.