Предприниматели и общественность Ставропольского края просят отменить переоценку земли 2012 года
03 June 2014, 17:09

Общественность и предприниматели края просят отменить волюнтаристский взлет кадастровой стоимости земли.

 

Предприниматели и общественные активисты Ставрополья обратились к краевым и федеральным властям с требованием отменить переоценку земли 2012 года, из-за которой кадастровая стоимость многократно возросла. Уже в этом году юридические лица обязаны платить налоги и аренду, исходя из новых цифр, порою в десятки раз превышающих рыночную цену земли. Это не только противоречит законам, но и ложится непомерным бременем на ставропольский бизнес.

 

Запрос не ударит в нос

 

Общественность и бизнес Ставропольского края обратились с открытым запросом к губернатору, прокурору и бизнес-омбудсмену края, а также полпреду в СКФО с требованием отменить «преступно-необъективную, преступно-безответственную и преступно-халатную оценку кадастровой стоимости земли» в регионе. Большинство участков в крае номинально подорожали в 2012 году, после того мелкая землеустроительная фирма умудрилась провести переоценку за 4 миллиона рублей вместо выделявшихся Думой края почти 100 миллионов. Кадастровая стоимость выросла в пять–десять, а кое-где и в 70 (!) раз, оказавшись в разы выше рыночной вместо того, чтобы быть к ней максимально приближенной, как того требует п.3.ст.66. Земельного кодекса РФ.

 

«Таким необъективным, несправедливым, незаконным образом пополнять бюджеты нельзя, – убеждены поддержавшие запрос предприниматели и общественные деятели. – Это приведёт к обратному эффекту – окончательно разрушит и без того хиленькое доверие бизнеса к власти».

 

​Необъективным, несправедливым, незаконным образом пополнять бюджеты нельзя, — мнение.

 

В сентябре 2013 года, когда эту проблему подняли на встрече с тогдашним министром имущественных отношений края Виктором Мельниковым, бизнесменам посоветовали снижать стоимость их земли, договариваясь с муниципалитетами о понижающих коэффициентах или оспаривая кадастровую оценку через суд. В итоге предприниматели погрязли в тяжбах. «Судьи как ужи извиваются в десятках, сотнях судебных процессах, дабы проштамповать «ошибку» власти, или как минимум проволокитить, спустить на тормозах законные требования бизнес-сообщества», — отмечается в запросе.

 

Виновных в сложившейся ситуации бизнесмены и общественники требуют привлечь к ответственности, вернув в бюджет уплаченные за переоценку кадастровой стоимости земли деньги.

 

Копии этого послания отправлены президенту России, премьер-министру, спикеру Госдумы и генеральному прокурору. Своими подписями поддержали запрос 30 человек – представителей малого и среднего бизнеса, а также общественных активистов. Составил его председатель Ставропольского регионального отделения партии «РПР-ПАРНАС», председатель Народной общественной палаты Кавказских Минеральных вод Алексей Курсиш.

 

По его словам, это уже повторный запрос к краевым властям. Первый он отправлял осенью 2013 года, после встречи предпринимателей с Виктором Мельниковым.

 

Министр стрелки перевел

 

Обсуждение проблемы с министром имущественных отношений Ставрополья в присутствии бизнес-омбудсмена Николая Сасина и руководителей региональных отделений организаций «Опора России» и «Деловая Россия», которые почему-то встали на сторону краевого правительства, а не бизнеса, результатов не дало. Алексей Курсиш в своем выступлении на заседании этой комиссии резко раскритиковал действия чиновников.

 

​«Правительство края в качестве заказчика подписало акт о приемке выполненных работ по переоценке. За это их сажать в тюрьму надо».

 

«Я их позорил в течение часа, – рассказал он корреспонденту КАВПОЛИТА. – Я объяснял, что это бессовестно, что это удар по экономике, по малому бизнесу, и что это кончится большими проблемами для экономики края. От рыночной цены кадастровая стоимость стала отличаться в три – пять раз. Это безобразие. Я сказал Мельникову, что если бы превышение было хотя бы в два раза, бизнес бы этот удар, эту несправедливость выдержал бы. Вы что же делаете? Какая-то фирмочка выиграла за 4 миллиона тендер, и, не выходя из кабинета, произвела оценку, рассчитывая, что если у муниципалитетов будут претензии, то они об этом скажут. Но вы знаете, какие у нас сейчас муниципалитеты с точки зрения совести и компетенции. На сегодняшний день на 90 процентов там работают малокомпетентные и бессовестные рвачи. Кроме того, у муниципалитетов есть прямая заинтересованность получить как можно больше налогов и земельных платежей, так что же они будут снижать стоимость? А добавьте к этому давление на муниципалитеты из правительства Ставропольского края. Виновно в произошедшем в первую очередь именно правительство края, которое в качестве заказчика подписало акт о приемке выполненных работ по переоценке. За это их сажать в тюрьму надо, и я это министру прямо так и говорил, а остальные, понурив голову, слушали».

 

В итоге Виктор Мельников отправил недовольных за переоценкой в суды, где они оспаривают высокую стоимость земли и поныне.

 

Тяжбы на миллионы

 

В арбитражных судах находится порядка 200 исков о переоценке земли. Юрист Олег Осадчий ведет около 15 таких дел. «У любого землепользователя есть право определять рыночную стоимость. В том случае, если она не совпадает с кадастровой, у него есть право через суд потребовать изменения кадастровой стоимости. Этим мы и занимаемся сейчас, – пояснил он корреспонденту КАВПОЛИТА. — У каждого дела разные площади, разные основания, разные экспертизы. Менять ведь нужно не просто, как захотелось владельцу. Нужно это доказать. Те, кто делает экспертизу правильно, у тех и результат есть».

 

Переоценка по участкам, которыми занимается Осадчий, показала, что повышение стоимости земли в десятки раз было неоправданным. «По всем моим делам рыночная стоимость раза в три меньше кадастровой, соответственно, должно быть меньше бремя содержания, налоги, – отмечает юрист. – Например, у предпринимателя Ларисы Боровинской (владеет компанией по производству корпусной мебели – ред.) есть участок кадастровой стоимостью около 30 миллионов рублей. Ранее он стоил около трех миллионов. Рыночная стоимость, определенная экспертизой, составляет 10 миллионов рублей. То есть с 20 миллионов человек платит налоги ни за что. В данном случае получается миллион рублей в год переплаты».

 

​Рыночная стоимость, определенная экспертизой, составляет 10 миллионов рублей. В данном случае получается миллион рублей в год переплаты

 

У предпринимателя Сергея Морозова, который занимается художественной обработкой стекла, 30 соток земли до переоценки стоили 690 тысяч рублей, сейчас – почти шесть миллионов рублей, то есть порядка 200 тысяч за сотку. «В Лермонтове такой рыночной стоимости за сотку земли нет», — подчеркнул он в разговоре с корреспондентом КАВПОЛИТА.

 

За помощью он обратился в Торгово-промышленную палату Ставропольского края. «Они произвели оценку рыночной стоимости, получили заключение свободной регулируемой организации, которая подтвердила правильность произведенной оценки. С этой оценкой они передали дело в суд. Стоимость 30 соток составила около 900 тысяч рублей. Удорожание произошло примерно на 30 процентов. Это соответствует действительности. К этой стоимости вопросов нет», — отмечает Сергей Морозов.

 

Судебный путь пока не привел его к успеху, как не помогло и обращение в комиссию по рассмотрению споров при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, которая должна была регулировать эти вопросы в течение полугода после изменения кадастровой стоимости – до февраля 2013 года.

 

«В суде говорят, что экспертиза была проведена по нормативам, а нужна какая-то другая. Это все тянется и тянется, – сетует предприниматель. – По нашему мнению, оценка кадастровой стоимости была произведена неадекватно. Если это земля промышленного назначения, независимо от того, где она находится, хоть на засыпанном овраге, хоть в центре города, — коэффициент к ней применяется один и тот же. Это неправильно».

 

Налоги разбудят народ

 

Ставропольская общественность – публика инертная и в правовом отношении не очень грамотная, поэтому массового возмущения повышением кадастровой стоимости пока не было. Да и новые цифры в крае особо не афишируются. Торгово-промышленная палата ждала несколько месяцев, когда правительство предоставит им свежие расценки. Многие до сих пор не знают, сколько стоит сейчас их земля. «Это все передается по «сарафанному радио»: «Ждите ребята, вам как снег на голову свалятся высокие платежи». Люди ведь не обновляют кадастровый паспорт ежегодно. Они меняют его только при совершении каких-то сделок», — отмечает Сергей Морозов.

 

В этом году налоги по новым расценкам платят только землепользователи – юридические лица. Но с 2014 года в разы повысятся налоги на землю и у физических лиц, и в 2015-м году, когда придут налоговые уведомления, все землевладельцы края почувствуют это на собственном кармане.

 

Впрочем, скачок кадастровой стоимости коснется даже тех, кто землей не владеет, так как сворачивание бизнеса и усугубление экономического кризиса сказывается на всех слоях населения.

 

​«Мы хотим повышать заработную плату работникам, а нам приходится все больше платить налогов. Мы же не золото добываем»

 

Сергей Морозов взял в аренду для расширения производства еще 50 соток, которые теперь стоят 10 миллионов рублей, а значит, придется платить очень высокую арендную плату. «Каким образом можно развиваться, если везде препоны? – вопрошает он. – Мы хотим повышать заработную плату работникам, а нам приходится все больше платить налогов. Мы же не золото добываем».

 

Если таким же образом будет проведена переоценка стоимости недвижимости, которая проходит сейчас на Ставрополье, край может получить свой майдан. Об этом Алексей Курсиш предупредил и.о. губернатора края Владимира Владимирова, которому эта проблема досталась в наследство от Валерия Зеренкова. «Три недели назад он встречался с представителями непарламентских партий, и я ему всю ситуацию описал: «Так бессовестно нарушать собственные законы, которые вы же и приняли, нельзя. Это порождает социальные потрясения. Есть бизнесмены, у которых масса недвижимости, а им есть нечего, нечем кормить детей. Что они, должны сдавать эту недвижимость и земельные участки обратно муниципалитетам?» Владимиров согласился со мной, что такого уровня ошибки допускать было нельзя. В период кризиса это бьет и топчет малый и средний бизнес», — подчеркнул председатель Народной общественной палаты Кавминвод.

 

Коррупционное удешевление

 

Земля, как ни странно, подорожала не у всех. Есть участки, где она, напротив, подешевела. Алексей Курсиш усматривает в этом коррупционные моменты. «Не хотелось бы озвучивать фамилии, потому что это большие люди, у которых море земель, а кадастровая стоимость не только не повысилась, а напротив, снизилась», – отмечает он.

 

По его информации, в судах за благополучное решение вопроса о снижении стоимости земли просят суммы с шестью нолями. «Действиями краевого правительства порождена еще одна серьезнейшая составляющая системной коррупции», — подчеркивает наш собеседник.

 

В других регионах подобного разрыва между рыночной и кадастровой стоимостью нет, а в редких случаях, когда это происходит, дела в большей части случаев решаются в пользу землевладельцев.

 

Власти должны переоценивать землю не реже, чем раз в пять лет, значит, если сейчас не поднимать этот вопрос, ближайшая корректировка произойдет только в 2017 году. Сколько предпринимателей к этому времени закроют бизнес и сократят рабочие места, сколько фермеров откажется от возделывания земли, никто в правительстве края не просчитывает.

Теги     АПК      Ставропольский край      инвестиции      проекты   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16,00% годовых
Совет директоров Банка России 26 апреля 2024 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16,00% годовых.
ЕС снизил прогноз урожая пшеницы на 2024/25 год до нового четырехлетнего минимума
Европейская комиссия в четверг снизила свой прогноз по основному урожаю пшеницы в Европейском Союзе в 2024/25 году до нового четырехкратного минимума