Кому нужны кредиты от ЕБРР в Казахстане?
07 April 2015, 09:14

Больше 7 миллиардов долларов занял Казахстан за последние 20 лет у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). И течение последующих трех лет банк может выделить еще более 1 миллиарда долларов для кредитования казахстанской экономики.

Это удивительно, пишет КазТАГ,так как Казахстан имеет большие валютные и финансовые запасы в Национальном фонде. Учитывая, что Казахстан также является большим должником Всемирного банка (ВБ), можно предположить, что руководство страны поощряет большие заимствования государственных и частных компаний у международных финансовых институтов. Скорее всего, такой курс продиктован уверенностью в том, что ЕБРР и Всемирный банк будут больше финансировать обоснованные проекты, которые действительно будут стимулировать экономический рост страны. Однако по сей день каких-либо исследований о том, как влияют кредиты ЕБРР на экономику Казахстана, не проведено, поэтому широкая общественность не знает, действительно ли это так.

При больших деньгах трудно избежать конфликта интересов

Если взять, к примеру, финансирование международными банками, включая ЕБРР, транзитного автобана «ЗападнаяЕвропа-Западный Китай» на сумму почти 7 млрд долларов, то необходимо сказать, что несмотря на высокую цену, заплаченную страной, основные дивиденды от проекта получат Китай и Европа. Другие казахстанские кредиты, финансируемые банком, не всегда обладают большой эффективностью. Среди явно неудачных проектов ЕБРР в Казахстане — вложения в компанию «КазЭкспортАстык». Эта аграрная компания, работающая на экспорте зерна, в последнее время терпит убытки из-за погодных условий и менеджмента.

Даже финансовое оздоровление со стороны государства не смогло вытащить хозяйствующий субъект из трясины долгов, и сейчас компания проходит процесс реструктуризации с согласия кредиторов. Стоит напомнить, что ЕБРР владеет 10% акций в этой зерновой корпорации, за которые банк заплатил 45 млн долларов в 2012 году. Примечательно, что вхождение банка в капитал зерновой компании не помогло ей освободиться от долговой зависимости и, несмотря на обещания улучшить корпоративное управление при участии ЕБРР, ее долгое время продолжали раздирать внутренние распри.

Между тем другое предприятие, работающее в сфере ЖКХ, «Центрально-Азиатская энергетическая корпорация»(ЦАЭК), где ЕБРР аналогично контролирует часть акционерного пакета, также сталкивается с трудностями. Данная компания, поставляющая электричество и тепло в северных регионах Казахстана, после девальвации тенге в феврале прошлого года испытывала опасения по поводу возможностей выплаты своего долга ЕБРР и другим кредиторам в валюте. Кроме того, сильные ограничения для заработка компании составляют тарифы, утверждаемые госрегулятором.

Так, к примеру, в Павлодаре агентство по регулированию естественных монополий разрешило повысить тарифы подразделения ЦАЭК только в мае, когда в стране тепло, хотя цены на поставки угля, закупаемого компанией, повысились с нового года. Возможно, из-за этого сейчас ЕБРР разрабатывает для казахстанского правительства новую модель тарифной политики с помощью таких консалтинговых компаний, как Ernst&Young, Frontier Economics и Colibri Law.

К сожалению, общественности и СМИ детали этого исследования не раскрываются, несмотря на поданные агентством запросы. Налицо конфликт интересов, ведь исследование влияет на регулирование кредиторов ЕБРР и компании, где банк является акционером. Между тем разработанную тарифную политику планируется начать внедрять в апреле.

Сомнительные займы для экономики страны

Интересно отметить, что с недавнего времени из-за валютной нестабильности ЕБРР выразил согласие финансировать казахстанские компании, генерирующие финансовые потоки в национальной валюте. Очевидно, своп для этого предоставляется со стороны Национального банка Казахстана. Так, к примеру, первый кредит в тенге от ЕБРР в сентябре прошлого года получила компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ). Сумма займа в национальной валюте составила примерно $121 млн.

До этого ЕБРР уже активно кредитовал КТЖ несколько раз, иногда даже вкладываясь в облигации компании в швейцарских франках, что привело к увеличению долга в бондах из-за нестабильности этой валюты. В прошлом году банк активно давал взаймы казахстанским железнодорожным операторам, несмотря на то, что доходность на внутренних железнодорожных перевозках в стране снижается в течение последних нескольких лет.

Другим важным направлением финансирования европейского банка являются альтернативные источники энергии, в строительство которых ЕБРР вкладывает средства на юге и в центре страны. Правда, окупаемость таких проектов может оказаться под угрозой, учитывая, что льготные выплаты за электричество, генерируемое ветряными и солнечными электростанциями, будут осуществляться государственной компанией KEGOC, чей долг перед ЕБРР и ВБ составляет несколько сотен миллионов долларов, по цене вдвое большей, чем средняя цена на электроэнергию в Казахстане.

Говоря об энергетических проектах ЕБРР в Казахстане, стоит отметить инициативы создания Казахстанского фонда по энергосбережению (KAZSEFF), на который двум казахстанским банкам было выделено $75 млн. Идея провалилась, и деньги в большинстве своем не были распределены банками среди бизнесменов, так как нашлось мало желающих модернизироваться с точки зрения энергоэффективности.

Плохо ли или хорошо, но в последнее время филиал ЕБРР в Казахстане также заявляет о намерениях финансировать аграрные проекты в стране. Однако учитывая неразвитость сельского хозяйства в Казахстане, отсутствие специалистов, кормовой базы и растущей конкуренции со стороны России, подогреваемой девальвацией рубля, не совсем ясны перспективы подобных инициатив. Им будет трудно выживать без государственных дотаций.

Самое интересное, что в одном из казахстанских регионов банк планирует поддержать строительство птицефабрики, которых в Казахстане за последнее время было возведено и модернизировано несколько десятков. При этом некоторые из них простаивают или не выдерживают конкуренции с российскими и американскими птицеводами.

Кроме безудержного продвижения государственно-частного партнерства в секторе ЖКХ, банк также занимает активную позицию по внедрению проектной модели финансирования строительства большой кольцевой дороги БАКАД вокруг Алматы. Проект оценивается более чем в 700 млн долларов и уже вызвал много общественных конфликтовиз-за земельных компенсаций. С учетом надвигающегося экономического кризиса в Казахстане вопрос обоснованности проекта может стать актуальным.

Однако это не мешает банку продвигать проект внутри страны и среди международных инвесторов. Называя другие инфраструктурные проекты, которые может профинансировать ЕБРР в Алматы, стоит упомянуть строительство системы легкорельсового транспорта, где намечается участие таких европейских поставщиков, как французская компания Alstom. Любопытно, что до этого банк уже способствовал приобретению старых, но модернизированных в Германии чешских трамваев для рельсовых путей в Алматы, однако сейчас банк готов профинансировать и дорогостоящий проект легкорельсового транспорта (ЛРТ), который заменит существующую трамвайную инфраструктуру.

Кредиты выделяются Казахстану, а внутри страны — иностранцам

Однако наиболее вызывающим вопросы направлением деятельности ЕБРР является массовое финансирование в Казахстане иностранных компаний, работающих в сырьевом секторе страны. Это никак не способствует диверсификации местной экономики, как обещано в стратегии банка для развивающихся стран. К примеру, в прошлом году банк выделил 200 млн долларов компании «Ком-Мунай», которая является дочерним предприятием европейской OMV Petrom SA.

Похожим образом совсем недавно ЕБРР наравне с итальянским UniCredit профинансировал проект разработки хромового месторождения в Актюбинской области ТОО «Восход хром» — дочерней компании турецкой Yildirim Group. Этой компании выделено на модернизацию 260 млн долларов. Примечательно, что хромовый комплекс в этой местности до этого уже получал финансирование ЕБРР в 2006 году. Между тем деятельность Yildirim Group с точки зрения промышленной безопасности вызывает вопросы. Так, к примеру, в ноябре прошлого года на руднике погибли три сотрудника подрядной организации турецкой компании.

Другой конкретный пример мощного финансирования иностранных компаний и их проектов в Казахстане — проект расширения цементного завода «Шымкентцемент» итальянской компании Italcementi. Несколько лет назад у местных властей и СМИ было много критики в отношении дочернего подразделения итальянского концерна на юге Казахстана, так как завод наносил значимый экологический ущерб региону и не всегда соблюдал трудовые права своих работников.

Несмотря на все это и заявления о своей социальной ответственности, банк выдал подразделению Italcementi кредит на сумму 20 млн евро и приобрел 21% акций «Шымкентцемент» за 4 млн евро. При этом перспективы расширения цементного завода в Южном Казахстане неясны, так как в Казахстане за последние десять лет возникло более десяти цементных заводов, при том, что большая часть высококачественного цемента завозится из-за рубежа.

В заключение стоит отметить, что, по данным Единого накопительного пенсионного фонда Казахстана, в облигации ЕБРР в различных валютах развивающихся стран вложены средства, равные по сумме нескольким десяткам миллионов долларов. Это означает, что банку не мешало бы более эффективно распоряжаться средствами стран-участниц, особенно в случаях, когда он финансирует иностранные компании, а не отечественных производителей.

Теги     Казахстан      кредиты      ЕБРР   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
В Минсельхозе сообщили о необходимости около 140 хмелеуборочных комбайнов для уборки хмеля
Хмелепроизводящим хозяйствам в России для уборки данной культуры потребуется около 140 хмелеуборочных комбайнов, первый опытный отечественный образец которого создали в Чувашии в 2023 году. Об этом сообщил главе Минсельхоза РФ Дмитрию Патрушеву во время его рабочей поездки в Чувашию вице-премьер республики - глава Минсельхоза региона Сергей Артамонов.
Саратовская область продолжает держать курс на техническое перевооружение
Аналитики АО «Росагролизинг» опубликовали рейтинг российских регионов, в которых аграрии наиболее активно использовали механизмы льготного лизинга для обновления парка сельхозтехники в I квартале 2024 года.