Экспорт зерновых в Китай из регионов Сибири сократился из-за новых требований к упаковке
21 January 2021, 09:16

По данным омского управления Россельхознадзора, на начало 2021 года на железнодорожных станциях области было около 100 вагонов с неотправленным в КНР грузом.

Изменение рядом провинций Китая требований по упаковке продукции агропромышленного комплекса (АПК) привело к значительному снижению экспорта зерна и продуктов его переработки в эту страну из Алтайского края и Омской области — основных производителей зерновых в Сибирском федеральном округе (СФО).

Об этом рассказали ТАСС в омском управлении Россельхознадзора и сами аграрии.

«Мы из Омска отгружаем [продукцию] в [города] Суйфэньхэ, Эрлянь и в Маньчжурию. Они внесли изменения в требования по упаковке, <…> в результате сейчас отгрузки сильно сократились. Если раньше мы оформляли каждый день по несколько партий, то тут с начала года оформили только одну партию», — рассказала ТАСС начальник отдела карантина растений омского Россельхознадзора Лариса Чернышева.

Она пояснила, что требования у каждого китайского региона свои — Суйфэньхэ теперь принимает грузы, в том числе зерно, только в мешках по 50 кг, уложенных на поддоны и увязанные стрейч-пленкой, Эрлянь — только на поддонах и в биг бэгах (контейнеры из полипропиленовой ткани), а Маньчжурия — только в вагонах-зерновозах. Изменения требований связаны с борьбой с коронавирусом — тем самым китайская сторона стремится снизить использование ручного труда при перевалке продукции.

Застрявшие на границе вагоны

По словам коммерческого директора алтайской компании «Алейскзернопродукт» Натальи Мамаевой, у компании на границе с Китаем стоят 5 вагонов с хлопьями и мукой общим весом более 300 тонн, которые были отправлены даже до 1 декабря. При этом Дальневосточный территориальный центр фирменного транспортного обслуживания РЖД требует в течение восьми дней распорядиться грузом, иначе он будет отправлен обратно.

«Если ограничения не отменят в ближайшее время, придется переадресовывать груз на свои филиалы поблизости и продавать там», — добавила она. Усугубляет ситуацию и то, что деньги за товар в Китай уже получены. Невозможность доставить его до получателя грозит проблемами с валютным контролем. «Поэтому, наверное, будем делать соглашение по продлению сроков, <…> нести убытки», — рассказала Мамаева.

Она констатировала, что в четвертом квартале ситуация с экспортом сложилась просто катастрофическая. «У нас еще не отгружены 7-8 вагонов с мукой, которые китайцы оплатили, — добавила директор компании. — Непонятно, как будет развиваться ситуация, не хотелось бы, чтобы дело дошло до убытков и проблем с выплатой зарплат сотрудникам».

Убытки из-за переупаковки

Чернышева отметила, что начало года на омских железнодорожных станциях было около 100 вагонов с неотправленным в Китай грузом. «Сейчас часть вагонов, которые были уже оформлены, перегружаются на поддоны, а часть просто стоит и ждет. А это и временные, и денежные затраты, опять же — таможенное переоформление, так как вес и объем груза меняется», — рассказала представитель омского Россельхознадзора.

Она добавила, что после упаковки груза в мешках на поддоны в крытый вагон, куда помещалось около 68 тонн груза, поместится не более 63 тонн продукции. «К тому же это занимается очень много времени, многие никогда так не грузили, кто-то несколько раз перегружает, учится складывать мешки так, чтобы была максимальная загруженность вагона», — отметила Чернышева.

В алтайской компании «Меркурий», которая специализируется на производстве, переработке и торговле сельхозпродукцией, наоборот, вынуждены отказаться от упаковки в мешки. «К примеру, мы лен законтрактовали в мешках, а пришлось грузить насыпью. Если грузить насыпью, то нужно другой тип вагонов заказывать, — рассказала ТАСС начальник отдела экспорта компании Светлана Бочарникова. — В связи с этим произошла задержка по поставке <…>, потому что зерновозы заказываются за два месяца. <…> Его стоимость намного выше, итоговая стоимость продукции с доставкой выходит дороже, маржа съедается прилично».

Министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дрофа рассказал ТАСС, что власти региона знают о сложившейся ситуации и окажут поддержку аграриям и экспортерам. «В частности, кто будет упаковывать свою продукцию на экспорт, может при выполнении определенных условий компенсировать свои затраты за счет региональной субсидии», — пояснил он.

Сибирский федеральный округ является одним из ведущих сельскохозяйственных макрорегионов России. Крупнейшие производители зерна в СФО — Алтайский край и Омская область — одни из немногих субъектов РФ, имеющих право экспортировать зерновые культуры в Китай. В 2020 году в Алтайском крае собрано около 3,9 млн тонн зерна в весе после доработки, в Омской области аграрии собрали урожай более чем на 3 млн тонн.

Ранее полпред президента РФ в СФО Сергей Меняйло сообщал, что регионы Сибири экспортируют не более 500 тыс. тонн зерна в год, но при этом располагают потенциалом экспорта до 5 млн тонн. Основными направлениями экспорта зерна из Сибири являются Казахстан, Монголия, Белоруссия, Китай, Азербайджан и Латвия.

Читайте прогноз биржевых цен на 21 января 2021.

Источник: tass.ru

Теги     экспорт     Китай     зерновые     Сибирь     упаковка  
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Важные
Минпромторг в ближайшие дни намерен начать выдачу лицензий на экспорт удобрений
Минпромторг РФ планирует в ближайшие дни начать выдачу лицензий на экспорт удобрений, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства.
Главными покупателями российского зерна стали Турция, Египет, Казахстан, Латвия
С начала текущего сельхозгода (с 1 июля 2021 года) Латвийская Республика является четвертым крупнейшим импортером российского зерна и зернопродуктов, пишет «Sputnik Латвия».