Приоритеты АПК РФ
25 November 2010, 14:20
  2 комментария  

В Госдуме состоялось выступление министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник на тему: «О национальном докладе: ходе и результатах реализации в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы». Наряду с результатами Госпрограммы в 2009 году, Е.Скрынник проинформировала депутатов о промежуточных итогах нынешнего года, текущей ситуации в отрасли, перспективах развития базовых подотраслей — растениеводства и животноводства, а также о приоритетных задачах АПК:


«Несмотря на сложную экономическую ситуацию и неблагоприятные погодные явления в 2009 году (а именно засуху в 16 крупнейших зернопроизводящих регионах страны), отрасль продемонстрировала рост на 1,2%, став одним из немногих секторов экономики, сохранившим положительную динамику развития. Это стало возможным благодаря беспрецедентным мерам государственной поддержки (около 190 млрд рублей) и системному, программно-целевому подходу, заложенному в основу реализации Государственной программы.

Объем производства сельскохозяйственной продукции вырос до 2 трлн 600 млрд рублей. Основной показатель программы «Индекс валовой продукции сельского хозяйства» за 2 года перевыполнен на 4,3%ных пункта. Производство мяса выросло на 6,6%, молока — на 0,7%. При этом в птицеводстве рост составил 15%, свиноводстве — 8%. В отрасли создана прочная основа для дальнейшего поступательного развития.

Вместе с тем, основное внимание в докладе уделено текущей ситуации в отрасли, перспективам развития растениеводства и животноводства, а также подведению предварительных итогов работы агропромышленного комплекса за 9 месяцев текущего года.

Основным фактором, определившим динамику развития сельского хозяйства в текущем году, стала аномальная засуха в 43 регионах страны. Гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади более 13 млн 300 тыс. га, что составляет 30% от площади посевов в этих субъектах (17% от общей посевной площади или 30% от всей посевной площади зерновых культур в РФ).

От засухи пострадали 25 тыс. хозяйств, в основном это Приволжский и Центральный федеральные округа. Подтвержденный прямой ущерб превысил 41,7 млрд рублей.

В целях минимизации последствий засухи Правительством был принят комплекс мер по поддержке сельхозпроизводителей в пострадавших регионах:

1. Субъектам предоставлена возможность использовать бюджетные кредиты в объеме 25 млрд руб. Из них уже 15 млрд руб. поступили в регионы, 12 млрд 800 млн руб. перечислены непосредственно сельхозпредприятиям на закупку кормов, семян, удобрений и ГСМ. Оставшиеся 10 млрд руб. будут перечислены в декабре.

2. Кроме этого еще 10 млрд руб. — это дотации пострадавшим субъектам, которые будут использованы на покрытие прямого ущерба от засухи. Первая часть этих средств — 5 млрд руб. уже направлено в субъекты. При этом хозяйства получили из них только 30%.

Депутатам необходимо взять под личный контроль процесс доведения средств. От этого зависит не только финансовая устойчивость отдельных производителей, но и отрасли в целом.

3. Принято решение о субсидировании пролонгированных на срок до 3х лет инвестиционных и краткосрочных кредитов. На текущую дату объем уже пролонгированных кредитов составляет 10 млрд руб.

4. Для поддержки пострадавших регионов и проведения озимого сева в оптимальные агротехнические сроки, Минсельхозом РФ перечислено в регионы 87% от годовых лимитов на поддержку реализации мероприятий Госпрограммы. Это почти 97 млрд руб. За доведением субсидий до конечных получателей ведется еженедельный контроль.

5. Правительством РФ установлен льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна в пострадавшие регионы с Юга страны и из Сибири (для Юга установлен коэффициент 0,5, для Сибири — 0,3).

Планируется, что объем таких перевозок в 2010 г., составит до 6 млн тонн. Реализация Постановления позволила снизить стоимость зерна для покупателя в среднем на 300-500 руб./т. Принято решение о пролонгации действия Постановления до 1 июля 2011 года.

О результатах уборочной кампании

Несмотря на аномальные погодные условия, и благодаря своевременным мерам государственной поддержки, валовой сбор зерновых составил 64 млн 200 тыс. тонн в бункерном весе. Прогноз на урожай после доработки (в чистом весе) — 60 млн 300 тыс. тонн. С учетом запасов, по данным Росстата, ресурсы зерна составят около 87 млн тонн (при потребности в 72-74 млн тонн). Это подтверждается информацией, поступившей от регионов.

Получен рекордный урожай риса — 1 млн 155 тыс. тонн (+14% к прошлому году) и сои — 1 млн 211 тыс. тонн (+28%). По рису мы полностью закрываем внутренние потребности.

Традиционно высокий урожай зерновых получен в Южном федеральном округе 19 млн 500 тыс. тонн — почти 30% от общероссийского показателя.

Из-за засухи, значительное снижение производства зерновых произошло в Центральном (-12 млн тонн), Приволжском (-16 млн тонн) и Сибирском федеральных округах (-5,9 млн тонн).

Приоритетными для Минсельхоза на ближайшую перспективу являются 3 основные задачи:

1. Эффективное проведение ярового сева с целью получения урожая зерновых в следующем году на уровне не менее 85 млн тонн.

2. Реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение влияния неблагоприятных природно-климатических условий на агропромышленный комплекс.

3. Сохранение позитивной динамики развития животноводства.

По ситуации с севом озимых

В целом сев озимых завершен (осталось — не более 100 тыс. га). Посеяно 15 млн 465 тыс. га (в 2009 г. — 18 млн га). Это значительно больше, чем самый минимальный прогноз, который в августе-сентябре составлял 12 млн га. Ожидаемый урожай от озимого клина по предварительным оценкам составит около 40 млн тонн.

О подготовке к весенним полевым работам

Сейчас основная задача — подготовиться к эффективному проведению сева яровых культур. С учетом сокращения площади озимых на 16% по сравнению с уровнем прошлого года, перед нами стоит задача увеличить площадь ярового сева зерновых с 28,5 до 30 млн га.

Необходимый объем финансирования может составить 223 млрд руб., из которых кредитных ресурсов — 140-150 млрд руб.

По итогам проведенных в Минсельхозе совещаний банки подтвердили объемы кредитования весенних полевых работ — 140-150 млрд руб. При этом ставка по кредитам останется без изменений. Также с банками обсуждалась возможность разработки условий кредитования, которые позволят повысить доступность заемных средств для пострадавших от засухи хозяйств.

В целом для проведения весеннего сева в плановые агротехнические сроки реализуется следующий комплекс мер:

1.. В текущем году на закупку минеральных удобрений дополнительно выделено 1 млрд 222 млн руб. Общий объем средств на эти цели — 5,9 млрд руб. В 2011 году финансирование составит 6,5 млрд руб.

2. Заключено соглашение между РАПУ и Агропромсоюзом о ценах на минеральные удобрения на первое полугодие 2011 года. Цены на калийные удобрения и средства защиты растений остаются на уровне 2010 года.

3. В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ решен вопрос о пролонгации действия льготного ж/д тарифа. Это обеспечит возможность переброски семян для проведения ярового сева в необходимом объеме — до 1 млн тонн.

4. В 2011 году будут действовать скидки на горюче-смазочные материалы. Такое Постановление Правительства РФ подготовлено.

5. Принято решение об увеличении объема субсидирования закупки элитных семян до 1 млрд руб. (+500 млн к 2010 году). Также субсидии будут выделены на закладку многолетних насаждение и виноградников (400 млн руб.), северный завоз семян (400 млн руб.), на лен и рапс (240 млн и 252 млн руб. соответственно).

6. До конца года со всеми регионами будут заключены Соглашения, по которым уже в январе субъекты смогут получить до 30% от годового лимита средств господдержки (40 млрд руб.). Работа ведется, сроки Министерством установлены.

7. Важную роль в подготовке к весенним полевым работам, играют меры государственной поддержки территорий, пострадавших от засухи. Выделенные из федерального бюджета средства в объеме 35 млрд руб. направлены, в том числе, на закупку семян, ГСМ и минеральных удобрений. Таким образом, сельхозорганизации будут в полном объеме обеспечены необходимыми ресурсами для проведения весенней полевой кампании, и сев пройдет в необходимые агротехнические сроки.

О стратегических мерах, направленных на предотвращение неблагоприятных природно-климатических условий

Два основных направления: страхование и мелиорация.

1. По страхованию: законопроект разработан, рассмотрен в первом чтении в Государственной думе. Рассчитываем, что новая система страхования, прежде всего, от катастрофических рисков в сельском хозяйстве, заработает уже в следующем году. На эти цели в бюджете 2011 года предусмотрено 5 млрд руб., что в 2 раза больше, чем в 2010 году.

2. Минсельхозом разработана Концепция развития мелиорации до 2020 года. Ее реализация направлена на снижение рисков гибели урожая в результате неблагоприятных природно-климатических условий, а также будет способствовать повышению плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур во всех агроклиматических зонах России вне зависимости от погодных условий.

О ситуации в животноводстве

За последние 5 лет в отрасли созданы все предпосылки для дальнейшего устойчивого развития. Реализовано более 2 тыс. проектов в мясном и молочном животноводстве. Производство свинины выросло на 40%, птицы — на 76%. Стабильной остается ситуация с производством молока — около 32,5 млн тонн.

Этому способствовали эффективные меры таможенно-тарифного регулирования, по мясу — квотирование импортных поставок мяса, а также отраслевые программы, реализуемые Минсельхозом — по птицеводству, свиноводству, мясному и молочному скотоводству, первичной переработке скота и производству комбикормов.

Кроме того, Правительством РФ было принято решение о запрете экспорта зерна, что в целом стабилизировало ситуацию на зерновом рынке и явилось прямым фактором поддержки животноводства.

За 10 месяцев производство скота и птицы в живой массе увеличилось на 6,7% и составило 7 млн 800 тыс. тонн. Основной прирост — в производстве мяса птицы — на 12,3% (или на 335 тыс. тонн) и свиней — на 8% (или на 173 тыс. тонн). В целом, производство увеличилось в 57 субъектах, в том числе в 10 лидирующих — на 211 тыс. тонн.

По итогам года производства мяса составит 10 млн 600 тыс. тонн (в живой массе) или на 6,5% больше уровня 2009 года и на 5% выше целевого индикатора Госпрограммы.

Сложной остается ситуация с производством мяса крупного рогатого скота и молока. Из-за засухи и пожаров в некоторых регионах наблюдался дефицит кормов, снижение продуктивности и численности поголовья.

Тенденция снижения поголовья наблюдается в течение последних 10 лет, при этом устойчиво растет продуктивность молочного скота и удельный вес специализированных мясных пород.

По молоку. Если в I полугодии наблюдался рост производства, то в последние 4 месяца, из-за аномальной засухи, произошло его снижение — за 10 месяцев на 483 тыс. тонн или 1,7%. Прогноз производства по итогам года — 32 млн тонн (-1,8%).

В ряде субъектов, снижение носит системный характер и не зависит от погодных и других внешних условий. За последние 3 года в Костромской, Тамбовской, Ярославской, Новгородской, Ульяновской, Московской областях, Республике Марий Эл отмечен спад производства. В целях поддержки регионов в 2010 году на реализацию экономически значимых программ будет дополнительно направлено 4 млрд руб.

О мерах по развитию животноводства

Сегодня основная задача в животноводстве — подготовиться к зимовке скота. По данным субъектов, обеспеченность грубыми кормами составляет 98%, сочными — 75%. На 1 условную голову заготовлено 20,7 ц кормовых единиц. Это несколько меньше, чем в прошлом году на текущую дату (21,7 ц кормовых единиц), но достаточно для проведения зимовки скота без существенных потерь поголовья. Важную роль в этом сыграли меры государственной поддержки территорий, пострадавших от засухи, в том числе бюджетные кредиты, прямые дотации и пролонгация кредитов.

Также Минсельхоз принимает комплекс дополнительных мер.

1. Для сохранения поголовья КРС уже в нынешнем году планируется направить дополнительно 4 млрд руб. на финансирование экономически значимых региональных программ по мясному и молочному скотоводству. Проект Постановления согласован с заинтересованными Министерствами и ведомствами и 28 октября направлен в Правительство.

В следующем году также будет продолжено финансирование этих программ в размере 3 млрд рублей. При этом механизм поддержки сохранится, так как он является наиболее эффективным для увеличения производства молока и говядины и сохранению поголовья крупного рогатого скота.

Племенная поддержка в следующем году составит 4,5 млрд руб. (+1 млрд к ранее запланированному объему).

2. По результатам совещания в Республике Мордовия подготовлены изменения в постановление Правительства о правилах предоставления и распределения субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ. При выполнении целевого индикатора, установленного Соглашением на уровне не менее 50% от среднероссийского уровня, Минсельхоз сокращает объем субсидий бюджету субъекта из расчета 1% объема субсидий за каждый процент снижения показателя. При достижении целевого показателя менее 50% — предоставление субсидий не производится (ранее это показатель был равен 95% от Соглашения).

При этом Минсельхозом будет проведен дополнительный отбор региональных программ по развитию мясного и молочного скотоводства для их софинансирования из федерального бюджета в 2011 году.

(В 2010 году объем субсидий на 1 кг прироста производства мяса говядины составил 107 руб., молока — 3 руб. 76 коп.).

Также в целях развития кормовой базы будут внесены изменения в Концепцию федеральной целевой программы «Развитие мелиорации до 2020 года» в части формирования комплекса мероприятий, стимулирующих производство кормов на орошаемых землях.

3. Важной стратегической мерой по обеспечению устойчивого развития животноводства является подготовленный проект Федеральной целевой программы по ликвидации африканской чумы свиней. Проект передан на рассмотрение в регионы.

4. В соответствии с решениями, принятым на Государственном совете в Белгороде, завершается разработка «Стратегии развития мясного животноводства до 2020 года».

Итоги выполнения показателей Госпрограммы за 9 месяцев 2010 года:

— индекс производства продукции сельского хозяйства составил 89,3%. Основная причина — аномальная засуха и снижение объемов производства продукции растениеводства на 20-25%;

— при этом рост в животноводстве составил почти 7%, а в сельхозорганизациях — 12,7%. Уже традиционно основной рост приходится на производство мяса птицы и свинины;

— за 9 месяцев было введено почти 800 тыс. кв. м жилья, в том числе 382 тыс. — для молодых специалистов. Минсельхозом подготовлена Концепция «Устойчивого развития сельских территорий до 2020 года», которая помимо развития социальной и инженерной инфраструктуры на селе, предполагает меры по стимулирование развития бизнеса на селе и нетрадиционных форм занятости (экологический и аграрный туризм, др.);

— по плану идет реализация мероприятий по поддержанию почвенного плодородия и повышения доступности кредитов. По состоянию на 1 октября, объем полученных субсидируемых кредитов составил 408 млрд руб.;

— было приобретено более 10 тыс. 500 тракторов, 3 тыс. 677 зерноуборочных и 1 тыс. 187 кормоуборочных комбайнов.

По итогам года, индекс производства продукции сельского хозяйства прогнозируется на уровне 90-91%. Таким образом, ситуация в отрасли остается непростой, но в целом стабильной. Реализован комплекс мер, который обеспечит эффективное проведение ярового сева, позволит сохранить позитивную динамику в животноводстве, а также будет способствовать стабилизации цен на продовольственном рынке.


Уважаемые депутаты!


В завершении выступления хочу обратиться к Вам с просьбой поддержать основные законы, в которых заинтересовано Министерство. Прежде всего, это:

— Закон «Об обороте земель сельхозназначения», принятый в первом чтении еще в январе 2010 года и сейчас готовый ко второму чтению;

— Законопроект «О страховании с государственной поддержкой», принятый в первом чтении.

А также разрабатываемые Минсельхозом законы, которые будут внесены в Госдуму в 2011 году: «О ветеринарии», «О карантине растений», «О семеноводстве» и «О племенном животноводстве».

Это системообразующие документы, которые будут определять динамику развития агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективы и позволят создать условия для дальнейшего устойчивого роста отрасли.

Спасибо!»

Теги     Скрынник      АПК      Госпрограмма      сельское хозяйство      Госдума   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Уважаемые! 35 млрд. рублей на 13 млн.300тыс. га, это примерно 2630 рублей на погибший гектар посевов. Кто-нибудь получил такие суммы по погибшим посевам? Спасибо за информацию.

  2. Известно, что продуктивное сельское хозяйство в современном мире не может существовать без широкого участия государства, и первоочередными мерами по обеспечению нормальных условий для работы российских сельхоз товаропроизводителей нужно.
    1) Довести государственную поддержку агропромышленному комплексу до 10% расходной части бюджета. Здесь могут использоваться самые различные рыночные механизмы.
    2) Ввести рыночные механизмы планирования производства сельскохозяйственной продукции, как это делается в развитых странах. Сегодня планированием не занимаются ни Минэкономразвития, ни Минсельхоз, сельхоз товаропроизводитель предоставлен сам себе, засевает площади на свой страх и риск. Получили сельхоз товаропроизводители высокий урожай зерна или плодов и не знают, куда его девать, а министры в это время рапортуют о достижениях в сельском хозяйстве. В чём их-то заслуга, в том, что они завели селян в тупик? Для России сегодня урожай создаёт больше проблем, чем неурожай.
    3) Принять закон о страховании в сельском хозяйстве и создать страховой фонд на условиях, которые я предлагал выше, можно рассмотреть и другие варианты создания фонда.
    4) Принять закон, ограничивающий доходы фирм по уровню рентабельности продаж товаров, работ, услуг до 40%.
    5) Обеспечить государственную поддержку своему сельскому хозяйству, с помощью государственного протекционизма, таможенных барьеров, как это делают США, страны Евросоюза, перекладывая таким образом финансирование этой поддержки и на всех потребителей. Россия взяла обязательство перед мировым сообществом выделить 75 млн долларов (2,25 млрд рублей) на борьбу с голодом. Вот и нужно направить эту помощь в виде продуктов (муки, крупяных и макаронных изделий, растительного масла), а не давать деньгами, чтобы на них купили «ножки Буша» и китайский рис. Предложенные меры защитят сельхоз товаропроизводителей от монополистов, позволят рентабельно работать сельскому хозяйству, продукция и растениеводства, и животноводства будет востребована у переработчиков и торговцев. А власти надо принимать эти законы и обеспечить их выполнение, не вмешиваться в экономические процессы на предприятиях, прекратить заниматься показухой и рассказывать о каких-то несуществующих достижениях в сельском хозяйстве. Россия производит лишь 4% от мирового объема аграрной продукции, меньше, чем Германия, где пашни меньше, чем в России, в 47 раз. Страны ЕЭС планируют к 2015 году довести компенсации более 50% от рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. По данным статистики, только около 25% сельхозпредприятий и 20% фермерских хозяйств имеют какой-то гарантированный рынок сбыта. Вместо цивилизованного рынка с чёткой инфраструктурой Россия получила рынок с теневой криминальной экономикой, где правят монополисты, криминальные структуры как в ст. Кущёвской на Кубани, такое могло случится в любом регионе России. А то, что сложилось за последние 2-3 года, трудно назвать даже теневым рынком. Государство в экономике перешло на ручное управление, отказалось от рыночных механизмов и забыло, что такое конкуренция. Государство в лице правительства пытается договориться с нефтяниками, банкирами, энергетиками и.т.д. Нефтяные компании по просьбе правительства снижают цену на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей на 10% перед уборкой и посевной, тут же повышают цену на ГСМ для всех остальных потребителей. Зато весь год потом ходят и бьют кулаком в грудь, что они помогли и правительству, и АПК, а на самом деле за счёт других потребителей. Но при этом стоимость ГСМ в России в 2 раза дороже, чем в США, в 1,5 раза дороже, чем в странах ЕЭС. Банки так помогают сельхозпроизводителю, что кредит невозможно получить: во-первых, дорогой – ставка по кредиту со всеми накрутками банка более 20%; во-вторых, многие банки требуют залог по кредиту, в 2,5 раза превышающий размер кредита. В 2009 году кредитный портфель банков в России сократился на 44,6%, но когда банки в первом квартале 2010 года опубликовали данные бухгалтерского баланса по итогам 2009 года, то у большинства крупных банков доходы выросли в 1,5-2 раза. Зачем большой кредитный портфель, если банкам можно и на маленьком зарабатывать большие деньги. Кому кризис, а кому доходы на кризисе. Чуть ли не каждый день докладывают министры финансов и экономического развития,и председатель Центрального Банка президенту, и премьеру о снижении Центрабанком ставки рефинансирования, и достигла она 7,75%. От этого снижения ни сельхозпроизводители, ни население ничего не получили кроме убытков, процентная ставка по кредиту осталась на прежнем уровне (20% и более), а субсидии по кредиту определяются из расчёта ¾ ставки рефинансирования, и теперь субсидии составляют около 20% от ставки по кредиту, в прошлом году было около 50%, а у населения банки стали принимать вклады под 4-6 процентов годовых. Опять получается, что выиграли только банки: берут дешёвые кредиты у Центрального Банка по ставке рефинансирования и дешёвые вклады у населения, а затем продают дорогие кредиты и бизнесу, и населению. Разве об этом не знают министры финансов и экономического развития, председатель Центробанка?

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.