Зерновые квоты на экспорт – это миллиарды долларов потенциальной коррупции?
20 January 2020, 11:22
Введение квот на экспорт зерна стало, наверное, главной новостью АПК в январе. Нам объясняют, что жадные экспортеры в погоне за длинным долларом могут вывезти из страны все зерно, оставив переработчиков и животноводов с голым задом.
Хотя всем ясно, что как минимум до 2024 года Россия из-за недоразвитой портовой инфраструктуры при всем желании не сможет вывозить за сезон более 60 млн тонн. 26 декабря Путин на Госсовете по АПК с гордостью заявлял, что теперь «ежегодный урожай за 100 миллионов становится устойчивой тенденцией» (а чиновники пишут в прогнозах урожаи до 200 млн тонн уже в ближайшие годы). На этом фоне введение квот правда было очень неожиданным решением.
Средняя урожайность последних лет – около 120 млн тонн плюс несколько десятков миллионов тонн переходящих запасов при потреблении максимум в 55 миллионов… Зачем же пугать рынок, когда реальной угрозы продовольственной безопасности, вроде бы, нет? Некоторые эксперты в кулуарах озвучивают одну страшную версию. И хотя в нее сложно поверить, назвать ее необходимо.
Она заключается она в том, что запрет экспорта может быть использован для личного обогащения чиновников. Вспомните 2010 год, когда президент Медведев ввел мораторий на экспорт зерна. Тем летом была сильная засуха. Особенно пострадали центральные регионы, где сосредоточены серьезные мощности по животноводству. И президент ввел мораторий якобы для того, чтобы защитить местный сельхозсектор. Однако, как рассказывали мне участники рынка, реально зерна было собрано гораздо больше, чем проходило в статистических отчетах. Например, директор одного воронежского элеватора лично мне тогда рассказывала, что у нее элеватор практически забит под завязку, тогда как в балансе она указывала нулевую отчетность. По ее словам, занижать объемы зерна требовали руководители регионов, чтобы получить больше денег (компенсаций) из федерального бюджета.
Не стоит на слово верить подобным рассказам, однако вспомните: тогда власти ввели льготные железнодорожные тарифы — чтобы перебросить зерно из Урала и Сибири в Центральный регион. Но, вопреки ожиданиям федеральной власти, никакого массовых продаж зерна «пострадавшим регионам» не случилось. Воронеж, Белгород и прочие погорельцы отказывались покупать пшеницу и ячмень даже по льготным ценам и с учетом колоссальных транспортных скидок. Это говорит о том, что «чужое» зерно им правда не было нужно.
Зато после введения моратория, когда Россия в одностороннем порядке подарила свою долю рынка, мировые цены на зерно уже осенью скакнули вверх. Нет сомнений, что внезапное ограничение экспорта принесло многомиллиардные прибыли зарубежным производителям и трейдерам. И сегодня некоторые специалисты задают вопрос, если у российского чиновника будет кнопка, при помощи которой можно управлять ценами на зерно не только внутри страны, но и в мире, не может ли это использоваться для своих корыстных целей? Мы пока не знаем ответ на этот вопрос.
Читайте прогноз биржевых цен с 20 по 24 января 2020.
Источник: rosng.ru
Ваш комментарий
|
|