Порт Владивосток оптимизирует работу в условиях кризиса
15 June 2015, 08:29

Столкнувшись с недобором контейнеров, стивидор оптимизирует расходы и сокращает рабочую неделю.

Новые экономические реалии ударили по морским контейнерным перевозкам. Как стало известно деловой газете «Золотой Рог», в стремлении минимизировать потери от негативного тренда ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП, входит в контролируемую группой «Сумма» Транспортную группу FESCO) готовится к переходу на неполную рабочую неделю и сокращает штаты. В то же время зарплаты стивидор обещает сохранить на докризисном уровне.

Напомним, что после того, как ВМТП покинула группа менеджеров во главе с Вячеславом ПЕРЦЕВЫМ и Михаилом РОБКАНОВЫМ, новые акционеры в лице группы «Сумма» пересмотрели стратегию развития стивидора, сделав ставку на расширение контейнерного бизнеса и развитие бункеровочных услуг. Под эти цели во Владивосток в конце прошлого года был призван Валерий МЕСТУЛОВ, ранее успешно работавший в ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК), прямом конкуренте ВМТП на контейнерном рынке. Новый гендиректор рьяно взялся за перестройку рабочего процесса, сделав ставку на повышение производительности труда при оптимизации персонала. Не обошлось и без обычных в таких случаях курьезов. Как отмечают источники «Золотого Рога», в управлении порта был введен строгий дресс-код: «длина юбки не выше…, высота каблука ниже…».

Досье «Золотого Рога»: ОАО «Владивостокский морской торговый порт» — крупнейшая стивидорная компания в порту Владивостока. По итогам 2014 года среди универсальных морских терминалов Дальнего Востока ВМТП сохранил долю в 18%. Всего в 2014 году ОАО «ВМТП» переработало 6 млн 189,3 тыс. тонн грузов (рост на 5,8% к 2013 году), в том числе перевалка контейнеров выросла на 8%, до 513,5 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера).

ВМТП на региональном рынке портовых услуг имеет сильные позиции по таким направлениям, как перевалка контейнеров (32% рынка), автотранспорта (40% импортного грузопотока), кокса (97%), черных металлов (14%), металлолома (22%). Также ВМТП традиционно является единственным портом, осуществляющим перевалку зерна по прямому варианту (из вагонов-зерновозов на судно), сахара-сырца навалом и целлюлозы брейк-балк.

В ВМТП отмечают, что к традиционным рискам в плане ограниченности пропускной способности подъездных автомобильных путей к порту (расположение порта в городской зоне) и нерешенной проблемы припортовых станций в последнее время добавился еще один — «действия конкурентов по перенаправлению грузопотоков на собственные мощности, по развитию новых перегрузочных мощностей (в т. ч. «сухие» терминалы) и развитию новых для Дальневосточного региона технологий обработки грузов» (например, организация рейдовых перегрузочных комплексов в портах Находка и Посьет).

Помог слабый рубль

Готовиться к новым экономическим реалиям в ВМТП начали загодя, когда стивидор привязал тарифную политику по некоторым операциями и видам грузов к курсу доллара. Расчет тарифа с 1 января 2015 года ведется в долларах, а счета — в рублях по текущему курсу пары рубль/доллар ЦБ РФ. Экспедиторы отмечают, что после перехода ставки на услуги контейнерного терминала повысились едва ли не в два раза.

«На объемы перевалки ключевого для ВМТП груза — контейнеров — оказывает давление макроэкономическая ситуация (по данным Федеральной таможенной службы, импорт товаров в РФ из стран дальнего зарубежья в 1 квартале 2015 года сократился на 35,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. — Прим. авт.). Так, в 1 квартале 2015 года негативный тренд показали объемы импорта контейнерных грузов, став основной причиной общего снижения объемов контейнерных грузов на рынке Дальнего Востока. Под влиянием рыночных тенденций снизился объем перевалки контейнеров в ВМТП (в 1 квартале 2015 года падение составило 18% к 2014 году, до 90,1 тыс. TEU). При этом порт сохраняет лидерство по объему перевалки импортных контейнеров на Дальнем Востоке РФ с долей рынка 37,8%. Объемы перевалки генеральных грузов снизились преимущественно за счет снижения объемов перевалки черных металлов. При этом порт активно работает с клиентами, повышая качество сервиса, скорость таможенного оформления и привлекая новые грузы. Так, за 1 квартал увеличился объем перевалки идущих на экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги», — пояснили «Золотому Рогу» в ВМТП.

В 1 квартале ВМТП снизил перевалку контейнеров на 18%, до 90,1 тыс. TEU. Международные морские перевозки контейнеров также сократились — на 10%, до 84,8 тыс. TEU. А вот интермодальные и железнодорожные перевозки по-прежнему пользуются спросом: их объемы увеличились на 2,7%, до 57,5 тыс. TEU, и на 8,5%, до 76,2 тыс. TEU, соответственно. Перевалка неконтейнерных грузов в порту сократилась на 32,5%, до 557,7 тыс. тонн.

В поисках замещения выпадающих потоков ВМТП в 2014 году проводил активную работу с японскими компаниями, направленную на развитие сотрудничества по обработке в порту генеральных грузов (медный концентрат в мягких контейнерах для навалочных и насыпных грузов), оборудования и автомобилей, а также автокомпонентов в контейнерах. Помимо этого, проводились встречи с Японским исследовательским институтом, в ходе которых обсуждалась возможность создания объединенной информационной системы слежения за движением российско-японских грузов в контейнерах с использованием передовых интернет-технологий, сопряженных с японской системой COLINS.

По производственным достижениям и финансово-экономическим показателям можно сделать вывод, что 2014 год являлся успешным для ВМТП. В компании наращивались производственные мощности, пополнялся перегрузочный парк, разрабатывались новые технологии размещения и обработки грузов, что в общем итоге позволило стивидору достойно противостоять основным конкурентам и сохранить лидирующие позиции среди универсальных портов Дальневосточного бассейна.

Предпринятые меры позволили не только избежать убытков, но и нарастить прибыль. В январе-марте 2015 года ВМТП увеличил чистую прибыль по РСБУ на 90,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до 827,863 млн рублей. При этом выручка выросла на 33,8% и достигла 1,774 млрд рублей.

Сокращаться есть куда

Но даже на фоне роста финансовых показателей компания вынуждена пойти на непопулярные меры сокращения персонала.

«ВМТП работает над повышением эффективности и производительности труда (частью этого является автоматизация системы управления контейнерным терминалом), в рамках чего ведется частичная плановая оптимизация численности. Это касается в основном административно-управленческого персонала. Оптимизация ведется постепенно, в том числе с учетом естественного выбывания — выход на пенсию и прочее. ВМТП стремится повысить уровень производительности труда до лучших мировых аналогов. В условиях автоматизации части операций, а также текущей макроэкономической ситуации оптимизация численности — неотъемлемый шаг программы по повышению эффективности предприятия, так же как и оптимизация организации рабочего процесса. ВМТП работает по обычному графику, но в целях повышения эффективности рассматривается возможность перевода части административно-управленческих функций на неполную неделю. Зарплаты сотрудников не сокращаются», — поясняет компания.

Стоит отметить, что во многом за счет оптимизации затрат в 1 квартале 2015 года операционные расходы в порту были сокращены на 51% к прошлому году.

«В текущих условиях CAPEX (англ. CAPital EXpenditure, капитальные расходы. — Прим. авт.) сокращен до уровня, необходимого для поддержания операционной деятельности. Вместе с тем ВМТП продолжает реализовывать значимые проекты, такие как обновление основного оборудования, внедрение системы автоматизированного управления контейнерным терминалом. Реализация этого проекта позволит на 20% увеличить скорость обработки контейнеров и производительность труда, на 15% — пропускную способность терминала, а также — на 15% снизить затраты на управление. Система обеспечит повышение качества сервиса для клиентов», — сказали в ВМТП.

Стоит отметить, что с хорошим уровнем рентабельности после перевода экспортно-импортных тарифов в порту из рублей в доллары сработала и группа FESCO.

Досье «Золотого Рога»: В настоящее время 68,88% акций ОАО «ВМТП» принадлежат ООО «М-Порт» (Москва), которое, в свою очередь, контролирует ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП, базовая компания группы FESCO). Еще 28,67% принадлежат ООО «Национальная контейнерная компания». FESCO — один из крупнейших в России собственников и операторов портовой инфраструктуры с интегрированным железнодорожным и логистическим бизнесом, преимущественно сфокусированным на интермодальных перевозках контейнерных грузов. В настоящее время группе «Сумма» братьев Зиявудина и Магомеда МАГОМЕДОВЫХ принадлежит 32,5% акций ДВМП, GHP Group — 23,8%, TPG — 17,4%, East Capital — 4,9%.

FESCO от рентабельности не уходит

Как следует из отчетности по МСФО, чистая прибыль FESCO в 1 квартале текущего года составила $16 млн, тогда как год назад был получен убыток в размере $13 млн.

Выручка FESCO за отчетный период снизилась на 15,8% по сравнению с I кварталом 2014 года, до $204 млн (в рублевом выражении — выросла на 49,5%, до 12,683 млрд руб.), EBITDA (англ. Earnings Before Iinterest, Taxes, Depreciation and Amortization, прибыль до процентов, налогов и амортизации) увеличилась на 5,4%, до $36,9 млн (в рублях — на 87,5%, до 2,3 млрд руб.). Рентабельность по EBITDA повысилась на 4 процентных пункта, до 18%, при этом у портового дивизиона она увеличилась на 13 процентных пунктов, до 58%.

Группа отмечает, что на ее финансовые результаты в 1 квартале повлияли снижение объемов работы и ослабление курса рубля, однако оптимизация расходов и перевод экспортно-импортных тарифов в порту из рублей в доллары способствовали увеличению рентабельности. FESCO увеличила долю на рынке международных морских перевозок по контейнерным линиям через Дальний Восток РФ до 45,2%, контролирует 37,8% рынка перевалки импортных контейнеров в этом регионе.

В линейно-логистическом дивизионе FESCO снижение международных перевозок и падение мировых ставок фрахта привели к сокращению выручки на 29,1%, до $97,3 млн, EBITDA составила $1 млн. Объемы интермодальных перевозок при этом выросли на 2,7%, до 57,5 тыс. TEU.

Выручка морского дивизиона выросла на 41,9%, до $28,1 млн за счет работы ледоколов и новых поступлений от операций с танкерами в рамках бункеровочного бизнеса. EBITDA увеличилась почти в 3 раза, до $12,5 млн за счет обновления флота и влияния девальвации рубля на расходы. Рентабельность по EBITDA увеличилась на 22,3 процентного пункта, до 44,5%. В бункеровочном сегменте выручка выросла на 76,5%, до $51,9 млн за счет увеличения объемов, EBITDA составила $4,6 млн.

Консолидированный чистый долг FESCO по состоянию на 31 марта 2015 года составил $897 млн, снизившись с начала года с $961 млн. Он включает в себя два выпуска еврооблигаций на $550 млн со ставкой купона 8% годовых и погашением в 2018 году и на $325 млн со ставкой 8,75% годовых и погашением в 2020 году, а также рублевые облигации на 5 млрд рублей, направленные на рефинансирование займов на приобретение FESCO и существовавшей ранее задолженности.

Теги     порт      Владивосток      оптимизация   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Алтайские аграрии оценили возможности современных дронов (Видео)
Беспилотные летательные аппараты ещё вчера воспринимались, как нечто футуристичное, из научной фантастики. Или как игрушка для энтузиастов. В течение последних пяти лет рынок агродронов в России сформировался. Сегодня эти летающие машины – востребованные помощники в агропроизводстве.
Сильные дожди задерживают весенний сев в Украине и могут повлиять на урожай
Проливные дожди почти во всех регионах Украины задержали весенний сев 2024 года примерно на 20% по сравнению с 2023 годом и потенциально могут повлиять на урожай, заявил во вторник министр сельского хозяйства Николай Сольский.