Скандал на «Зеленой неделе» в Берлине
21 January 2020, 11:01

Похоже, таких скандалов в истории международной выставки «Зеленая неделя» еще не было: немецкие чиновники запретили российским аграриям торговать привезенными продуктами, а потом и вовсе на пару часов закрыли павильон нашей страны, уверяя, что фермеры прибыли с незаконными для Евросоюза деликатесами.

И у немцев бывают технические накладки

«Зеленую неделю» по аналогии с крупнейшим экономическим форумом называют «аграрным Давосом». Больше сотни стран привозят лучшее из того, что они могут вырастить, здесь встречаются министры сельского хозяйства со всего мира и здесь же заключаются контракты на миллиарды долларов, а потому попасть сюда стремятся лучшие фермеры планеты — это и имидж, и внешние рынки. Вот и наши готовились, собирали документы и вдруг…

— Такого чиновничьего беспредела и бардака я в России не видел, — обычно неунывающий подмосковный сыровар Олег Сирота расхаживает посреди российского павильона в очевидно расстроенных чувствах. Чтобы приехать в Берлин, он потратил немало сил и средств, собрал килограммы всевозможных справок, экспертиз и даже успел пообещать немецким друзьям устроить масштабную дегустацию плодов русского импортозамещения. Однако его сыр все равно застрял на немецкой таможне. — Когда узнал, что случилось, обалдел: оказывается, «прогрессивные» немцы только сейчас переводят свою ветслужбу на электронный документооборот и те никак не могут вбить в нее прежние, бумажные разрешения, с которыми я уже был в Австрии и Франции.

Российская логистическая компания, которой минсельхоз России доверил сопровождение продукции отечественных аграриев до Германии, решать проблему отказалась, заявив, что никому ничего не обещала, и что сделать теперь решительно ничего нельзя. Сирота и его помощники все время кому-то звонят и вскоре на его лице появляется улыбка: фермеры где-то достали мобильный высокого немецкого чиновника, и та обещала войти в положение и освободить, наконец, сыры из плена.

«Про широкую русскую душу никто не вспомнит»

На то, что с нашим павильоном что-то не так, сходу обращали внимание многие его посетители. Прилавки ломились от деликатесов (от ароматных воронежских томатов до астраханских осетров), но в большинстве случаев ни попробовать, ни купить их было нельзя. В отличие от павильонов других стран, где уже с утра бойко шла торговля.

— Ну и зачем вы это делаете? — пытаются постичь загадочную русскую душу немецкие журналисты, периодически наведывающиеся на несколько наших стендов, специально придуманных для бесплатного окормления гостей, и уплетая за обе щеки kholodets, kompot, vinegret, kisel, kasha и bliny. Намазывать последние красной икрой предоставляли сами гостям, чем те, конечно, от души пользовались. Запивая все этой бесплатной же водкой. — Все страны приехали, чтобы еще и продать свой товар, а у вас купить нельзя, только бесплатно поесть. Ярмарка тщеславия какая-то. Зачем вы тратите на это деньги?

— Россия — широкая душа! — ответит юный блинщик.

— Никто про эту широкую душу скоро и не вспомнит, — машут рукой мои немецкие коллеги. — «Зеленая неделя» — это бизнес! Вон даже на украинцев посмотри: очень плохой борщ — 6,5 евро, так себе котлета по-киевски — 14, дринк горилки (20 граммов) — 2 евро.

Муляжи вместо продуктов

И вправду — почему привезли и не продаем?

— Наши документы не успели сделать, и немцы пригрозили штрафануть, если увидят продажу, — извинялись нарядные девчонки от одного региона.

— Многие компании даже не заморачивались, когда увидели список требований Евросоюза — долго и дорого, — отвечали другие. — С документами опять же — засада.

— А у нас вообще 300 кг отличной колбасы немцы арестовали, — печалится щелковский фермер Татьяна Еремкина.

В итоге многие, чтобы не рисковать, привезли… муляжи! Красивых рыб, колбас, молочки, упаковок… На фоне аппетитных запахов, стоящих в павильонах других стран, муляжи на российских стендах вызывали всеобщее изумление.

А кто-то и муляжами и не заморачивался. Здоровенный стенд одного из крупных отечественных мясопереработчиков, например, являл собой красивый офис с белыми столами, где не было ни одного деликатеса!

Относятся с подозрением

— Во-первых, надо понять, что европейцы настороженно относятся к нам, — берется объяснять нам нелепость ситуации присутствующий в Берлине первый замглавы комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации РФ Сергей Лисовский. — Не потому, что у нас плохой продукт, а потому что мы очень мощные конкуренты, и создать препоны для нас — большая радость. Второе — по нашему закону о проведении тендеров очень много времени занимает подбор оператора, который привезет продукты и поможет с оформлением.

Получилось так, что документы подали лишь 25 декабря, а в Европе — это Рождество, когда вплоть до Нового года здесь никто толком не работает. Потом — накануне зависла система ветеринарного контроля Германии. Еще момент — немцы очень опасаются африканской чумы свиней и, соответственно, — мясных продуктов из России. Совокупность этих факторов и дали такой результат. Но, думаю, сегодня-завтра все решится…

Позже это подтвердят и российские аграрии. О том, что у них будут проблемы, что на многие продукты нет «еврономеров» (разрешений), приехавшие в Берлин узнавали лишь после новогодних праздников — всего за неделю до выставки!

— Когда собирались, наши ветслужбы объяснили: проварить колбасу до 72 градусов и все будет нормально, — еле сдерживает эмоции фермер Татьяна Еремкина. — Мы на всякий случай проварили до 80 и спокойно начали собираться. Но немцы все равно нас не пустили… Логистическая компания ответила: «а мы разве вам что-то гарантировали?» Знали бы, что так будет, сразу отказались бы. Подставили нас, обидно до слез…

Осознавая все сложности, наши фермеры на свой страх и риск рванули в Берлин, загрузив чемоданы деликатесами. Якобы для «собственного употребления». Их содержимое они и выложили позже на витрины региональных стендов, прикрывая собой разгильдяйство сельскохозяйственных начальников и логистической компании, которые и должны были все организовать.

Спецоперация немецких ветеринаров

Дальнейшее напоминало какую-то сверхсекретную спецоперацию. Россияне еще пытались понять, что на этой выставке можно, а что нельзя, как из динамиков вдруг объявили о пожарной эвакуации. Всех выгнали, не дав забрать сумки и одежду. Когда же павильон снова открыли, выяснилось: с нескольких прилавков исчезли продукты. Вот оно, оказывается, для чего, «пожарную тревогу» объявляли — в отсутствие россиян по их прилавкам прошлись ветслужбы Германии, забирая неугодные продукты. Всего, как заявили ветеринары, они конфисковали товаров без таможенных удостоверений объемом 280 литров. И с формальной точки зрения они были полностью правы.

В это время в соседних павильонах все шло своим чередом: те же немцы накладывали квашеную капусту голыми руками, украинцы посыпали чесноком пампушки, купленные за углом, а африканцы торговали какими-то мумифицированными черными сомами, непонятными грибами и сильно престарелыми сухофруктами — все это санврач любого заштатного российского райцентра без сожаления отправил бы на помойку. Но местных санитаров и полицию это не интересовало — они искали колбасу у русских.

— Чувствуем себя российскими спортсменами: когда косячат все, а допинг ищут лишь у нас, — шутили фермеры…

— Беспредел, по-другому это не назовешь, — печалится технолог-сыровар Сергей Недорезов, до работы в России проживший в Германии 16 лет и поднаторевший в местных законах. — К вечеру первого дня выставки вернули 18 из 30 головок с условием не вскрывать пломбы и давать гостям лишь посмотреть на сыры.

Читайте прогноз биржевых цен с 20 по 24 января 2020.

Источник: kvedomosti.ru

Теги     Россия      АПК      продукты      выставка      продажа      "Зеленая неделя"   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Цены на какао рухнули на треть
Признаки того, что коммерческие фирмы откладывают некоторые закупки западноафриканского какао до следующего сезона, оказали давление на рынок какао
Избыток зерна подтолкнул аграриев СКФО строить заводы по его переработке
В Ставропольском крае и Северной Осетии почти одновременно начали строить два крупных завода по переработке зерна.