От Минсельхоза РФ ждут разворота к интересам населения
21 May 2018, 09:49
Каждый десятый житель страны балансирует на грани недоедания.
Новое руководство Минсельхоза сможет заняться теми проблемами, которые не решались при старом, надеются эксперты аграрного рынка.
Так, россияне значительно переплачивают за продовольствие по сравнению с ценами мирового рынка. Доля затрат на еду в семейных бюджетах постоянно увеличивается, поскольку внутренние цены продовольствия опережают инфляцию. При этом десятая часть населения РФ существует на грани недоедания. А почти всю господдержку получают крупнейшие агрохолдинги.
Эксперты аграрного рынка РФ положительно оценили назначение вице-премьером по агропрому Алексея Гордеева и министром сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, сообщает Интерфакс.
Они считают, что этому тандему придется как минимум корректировать аграрную политику, как максимум – формировать новую.
«Получится хороший тандем – Гордеев и Патрушев, первый – управленец очень высокого уровня и профессионализма, второй – опытный экономист, финансист», – заявил Интерфаксу вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Последний предполагает, что новый министр «сделает акцент не на чисто производственных показателях – сколько зерна собрали и сколько молока надоили, а как финансист – на экономике».
Новому главе Минсельхоза необходимо сосредоточить внимание на повышении прозрачности и эффективности использования земель сельхозназначения, внедрении в отрасль цифровых технологий, снятии барьеров для экспорта сельхозпродукции, в том числе и путем взаимодействия с Роскачеством, контрольно-надзорными органами, считает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
«На увеличение поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве, судя по всему, рассчитывать не приходится. Хорошо, если не будет ухудшения», – заявила «НГ» директор центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.
«Нынешняя аграрная политика государства способствовала созданию эксклюзивных преимуществ для отдельных крупных компаний, концентрации у них огромных площадей земли и большого числа наемных работников, ускоренному вытеснению с аграрного рынка среднего и малого бизнеса, что противоречит мировому историческому опыту и практике развитых стран мира, которые уже создали эффективный сельскохозяйственный сектор», – считает Шагайда. Ограничение размера субсидий одному получателю – это общемировая практика, а в России она игнорируется.
В РФ необходимо пересмотреть устаревшие показатели продовольственной безопасности, в качестве которых используется доля отечественной продукции. В качестве показателей безопасности нужно использовать долю расходов населения на продукты питания в общих расходах на конечное потребление, долю населения, которое не может обеспечить себе 75% стоимости рекомендуемого Минздравом набора питания, а также число регионов, в которых более 30% населения тратит на питание более 50% своих потребительских расходов, предлагает Шагайда.
Заметим, что именно эти показатели в последние годы заметно ухудшаются. В сельских семьях доля расходов на питание в общих расходах на конечное потребление выросла с 41,8% в 2013 году до 45,3% в 2016-м. А в городских семьях – с 31,3 до 35,6%. Особенно заметным этот рост был в беднейших семьях (1-я децильная группа): с 48,2 до 54,4% в 2016 году. При этом калорийность рациона питания десятой части самых малообеспеченных россиян остается на грани недоедания (2045 ккал/день). В США, например, границу голода власти проводят на уровне 2100 ккал в сутки.
Отсутствие конкуренции и продовольственное эмбарго позволяют монополистам взвинчивать цены на продовольствие. Уже с середины 2013 года продовольственные цены стали расти опережающими темпами, а после введения эмбарго в 2014 году их отрыв от средних показателей еще больше увеличился.
При этом государство сохраняет как прямую бюджетную поддержку аграриев, так и косвенную – за счет расходов потребителей, которые вынуждены переплачивать за продовольствие по сравнению с ценами мирового рынка. При этом данные ОЭСР развеивают миф о низкой поддержке агросектора в России. Так, в США прямая и косвенная поддержка аграриев составляет 0,42% ВВП, в Евросоюзе – 0,66% ВВП, а в России – 0,84% ВВП.
В рамках госпрограммы развития сельского хозяйства федеральная казна выделила в прошлом году больше 242 млрд руб., что 24 млрд руб. выше уровня 2016 года. Но реальные объемы господдержки существенно выше за счет помощи региональных бюджетов. Региональное финансирование составляет от 30 до 50% общего бюджета федеральной и региональных программ поддержки сельского хозяйства, напоминают эксперты. И именно необходимость контроля за такими солидными финансовыми потоками и определила изменения в Минсельхозе, считают наблюдатели.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 21 по 25 мая 2018.
Источник: ng.ru
Ваш комментарий
|
|