Закон о трансфертном ценообразовании выгоден для компаний
01 March 2012, 10:42
Дмитрий Вольвач
начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы
Корреспондент IDK.ru, в предверии II Международной конференции «Зерновой Юг», поговорил о трансфертном ценообразовании в интервью с начальником Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Дмитрием Вольвачем.
IDK.ru: Дмитрий Валерьевич, один из экспертов нашего «Клуба Экспертов», главный экономист ФЭИ «Центр развития» Валерий Миронов, высказал мнение, что закон о трансфертном ценообразовании абсолютно невыгоден для компаний. Согласны ли Вы с его точкой зрения?
В первую очередь хотелось бы уточнить, что раздел V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), или как его называют закон о трансфертном ценообразовании, регламентирует порядок определения цен исключительно в целях налогообложения. Пункт 12 статьи 105.7 Кодекса недвусмысленно указывает, что налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами, используемыми в целях налогового контроля, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных Кодексом.
Кодекс никак не ограничивает и вообще не регламентирует использование цен внутри компании, например, для перераспределения ресурсов между различными ее структурными подразделениями, в том числе в целях повышения эффективности работы в регионах с разной рентабельностью и конъюнктурой рынка. Речь идет о том, что исчислять налоговую базу по таким сделкам компаниям необходимо исходя из рыночных цен, то есть цен, которые имели бы место в сопоставимых сделках, между независимыми лицами.
Более того, контроль над ценами в целях налогообложения не является новеллой для российского налогового законодательства. С 1999 года, то есть с момента принятия первой части Кодекса, действовали нормы статей 20 и 40. Только по новым правилам налогового контроля цен используется не механический критерий – отклонение на 20 процентов от рыночной цены, а учитываются все возможные условия совершения сделки, которые влияют на цену. Это и функциональные роли участников, и принимаемые ими риски, используемые в сделке активы (в том числе и нематериальные), рыночные стратегии, особенности регионального рынка, финансовые условия сделки и многое другое. Расширен перечень методов и источников информации, которые в целях налогообложения налогоплательщик может использовать для обоснования соответствия цены сделки рыночной.
Закон обязывает налогоплательщика отчитаться о контролируемых сделках только один раз в год. Указываются эти сведения в уведомлении о контролируемых сделках, форма которого и порядок его заполнения и представления, утверждается ФНС России по согласованию с Минфином России.
Проект уведомления нами уже разработан и проходит внутриведомственное согласование. При работе над проектом мы исходили из того, что формирование данного документа будет осуществляться автоматически с использованием программных продуктов, доступных налогоплательщику. Информация, которую будет необходимо включить в уведомление, уже имеется у налогоплательщика в его базах данных бухгалтерского и налогового учета.
Передаваться в налоговые органы уведомление, как и другие формы отчетности, будет преимущественно по телекоммуникационным каналам связи, так как такой способ сдачи отчетности является традиционно наиболее удобным для налогоплательщиков.
Таким образом, на мой взгляд, закон является ожидаемым и справедливым, а не невыгодным.
IDK.ru: Чем этот закон выгоден для государства?
Новые правила налогового контроля цен для целей налогообложения – это логичный шаг принятый руководством страны, направленный на обеспечение сбалансированного и справедливого налогообложения, в том числе противодействие злоупотреблениям в налоговой сфере.
В первую очередь, закон направлен на защиту бюджета Российской Федерации от неэкономического перемещения налоговой базы за ее пределы. Поэтому налоговый контроль цен по трансграничным сделкам, особенно с оффшорными юрисдикциями, будет усилен. Не секрет, что с помощью таких сделок осуществляется уклонение от уплаты налогов, причем это проблема не только нашей страны, а всего мирового сообщества. Мы здесь не пионеры, нормы нового закона во многом основаны на рекомендациях ОЭСР, принятых еще в 1995 и существенно обновленных международными экспертами в 2010 году.
Во-вторых, новые правила нацелены на справедливое распределение налогов внутри страны в соответствии с налоговой базой субъектов Российской Федерации, в зависимости от вклада в стоимость конечного продукта, который сделали предприятия региона. Поэтому под контроль попадают также и сделки внутри страны.
Как вы знаете, вопрос о справедливом распределении налогов между регионами регулярно поднимается. Закон о трансфертном ценообразовании призван во многом способствовать этому справедливому распределению. Это крайне важно для формирования макроэкономической политики государства.
Я хотел бы отметить, что контроль внутренних сделок между взаимозависимыми лицами это не «российское ноу-хау». Установление налогового контроля за внутренними сделками достаточно часто встречается и в законодательстве иностранных государств, особенно, имеющих федеративную структуру.
По данным ОЭСР правило о том, что цены внутренних сделок должны соответствовать принципу «вытянутой руки», содержатся в законодательстве в 20 из 34 стран ОЭСР, в том числе Великобритании, Германии, США, Франции.
IDK.ru: Пойдут ли власти навстречу бизнесу, если тот попросит, и смогут ли отменить этот закон или исправить?
Представители бизнеса постоянно призывают к скорейшей и более глубокой интеграции нашей страны в международную экономику, о приведении отечественного законодательство в соответствие с мировыми стандартами. Как я уже говорил, нормы Кодекса в части контроля цен для целей налогообложения основаны на рекомендациях ОЭСР, и их принятие это еще один шаг, направленный на такую интеграцию. Очень важный шаг.
Что касается совершенствования отдельных норм закона, то оно, я думаю, безусловно, будет происходить. Это естественно для любого закона, регулирующего развивающиеся общественные отношения.
IDK.ru: Насколько я понимаю, закон введен для того, чтобы сделать цену более прозрачной. Есть ли еще какие-то меры, чтобы добиться требуемого эффекта?
Как я уже сказал, закон введен, чтобы ценообразование в контролируемых сделках базировалось на рыночных принципах, на основе широко используемого в мировой практике принципа «вытянутой руки», чтобы налоговая база оставалась внутри страны и справедливо распределялась между субъектами Российской Федерации.
Другое не менее важное условие создания прозрачной конкурентной рыночной среды – это добросовестное исполнение всеми участниками хозяйственных отношений законодательно установленных норм и требований.
IDK.ru: Спасибо Вам за интервью.
Ваш комментарий
|
|