В Украине можно выращивать два урожая в год
30 July 2018, 10:35

Топчий Владимир Николаевич
Директор департамента аграрной политики и сельского хозяйства МСХ Украины

Что у нас регулярно происходит с гречкой, почему в этом году такая дорогая морковка и хватает ли украинцам отечественного сахара — на вопросы читателей «КП» в Украине» ответил директор департамента аграрной политики и сельского хозяйства Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Владимир Топчий.

О зерне и рапсе

— Владимир Николаевич, как обстоят сегодня дела с уборкой зерна и быть ли Украине с хлебом?

— Уже убрано более половины площадей ранних культур. Как всегда, юг начал уборку на две недели раньше и сейчас подключились практически все области. Существенных препятствий, которые могли бы повлиять на уборку, кроме дождей, нет. На 25 июля уже намолочено около 20 млн тонн зерна. Эти объемы позволяют с уверенностью говорить о том, что запасов для собственных потребностей внутри страны достаточно. Например, несмотря на то, что урожай пшеницы меньше, чем в прошлом году (уже собрано более 15 млн тонн) его вполне достаточно, чтобы обеспечить продовольственные нужды – около 5 млн тонн.

— Сколько Украина экспортирует зерна?

— Около 40 млн тонн. По разным культурам мы попадаем в первую десятку, пятерку и тройку крупнейших экспортеров зерна. География экспорта широкая: здесь и ЕС, и Египет, и Китай, и Индонезия, и Саудовская Аравия. Это дает возможности для диверсификации поставок и в перспективе для роста.

— Насколько качественно украинское зерно?

— Качество нашего зерна в целом высокое, хотя и может колебаться в разрезе разных сельхозпроизводителей. Больше половины украинской пшеницы продовольственного направления использования.

— Какие культуры больше всего выращивают в Украине?

— Определяющим фактором здесь является экономическая эффективность выращивания. Статистика говорит о том, что на первых позициях технические культуры. Из года в год наибольшую эффективность показывают подсолнечник, рапс, соя, кукуруза, озимая пшеница…

— Сейчас много говорят о том, что рапс истощает почву. Это «истощение» навсегда или через несколько лет на этом месте снова можно засевать какие-то культуры? И насколько в таком случае целесообразно выращивание рапса?

— С точки зрения агрономии, любая культура, которая формирует высокий потенциал урожайности, всегда выносит много больше, чем есть в почве. Но правильные технологические решения позволяют формировать бездефицитный баланс питательных веществ и тогда вопрос большого выноса культуры нивелируется тем, что вносится в почву. То есть проблема возникает не тогда, когда рапс выносит много питательных веществ, а когда эти питательные вещества не восполняются производителем. Это называется эксплуатацией грунтов, и здесь нужно ставить барьеры.

— Это как-то контролируется государством? Ведь рапс могут сеять год за годом, пока доход есть…

— Выносит не только рапс, который сегодня занимает 1 млн га площадей, но и подсолнух (6 млн га), и другие культуры выносят. Главное – не нарушать главный закон земледелия – закон возврата: сколько забрал – столько отдай.

На данном этапе, к сожалению, мы только двигаемся в направлении таких регуляций. Со временем, однозначно, такой контроль будет, и он уже есть на уровне использования государственных земель.

Об изменениях климата

— Сейчас заметно меняется климат: в этом году мы вообще обошлись без весны. Это влияет на урожай?

— Изменения климата оказывают большое влияние на формирование количественных и качественных показателей. В сезоне 2017-2018 года зима была мягкая и благоприятная, но весной аграрии получили три мощных удара. Во-первых, вегетация в этом году началась с опозданием, еще в апреле на многих территориях был снег. Во-вторых, несмотря на позднее начало весны, в начале мая мы впервые в истории фиксировали целый ряд рекордов по всей территории страны, когда температура повышалась до 33 градусов. Для растений это вылилось в температурный и световой стрессы. И, наконец, перед началом уборки урожая, два месяца в Украине по сути была засуха – дождей не было совсем.

Эти три удара отрицательно повлияли, в первую очередь, на формирование урожая ранних зерновых культур, но это уже в прошлом: идут дожди, так что влаги на полях достаточно.

— Возможно, из-за таких климатических изменений у нас появятся новые сорта пшеницы, фруктов, овощей?

— Сегодня востребованы растения, стойкие к неблагоприятным условиям. И здесь у отечественной науки есть много наработок и хороших решений. Сегодня украинские аграрии имеют доступ не только к отечественным сортам, но и лучшим мировым образцам современной генетики, селекции, семеноводства. Ежегодно государственный реестр сортов дополняется сотнями наименований, и на сегодня он включает около 11 тысяч наименований.

— Климатологи прогнозируют, что в Украине можно будет выращивать по два урожая в год, это реально?

— Абсолютно реально, и многие аграрии практикуют поукосные и пожнивные посевы. А на юге вообще можно получить по три урожая в год, если речь идет о кормовых культурах — это могут быть озимые на зеленый корм, кукуруза на зеленый корм, разные кормосмеси и другие культуры. Перспективы в этой области хорошие.

— А выращивают ли в Украине непривычные для нас овощи и фрукты – например, авокадо с ананасами?

— В теории возможно вырастить культуры и в космосе – вопрос в создании необходимых условий, технологиях, целесообразности и стоимости. Если говорить о промышленных масштабах – сразу же возникает вопрос об экономической эффективности. А на любительском уровне люди выращивают эти культуры скорее как декоративные.

Об овощах

— Долгие годы в стране были проблемы с овощехранилищами, зернохранилищами, из-за чего приходилось выбрасывать огромное количество овощей и зерна. Это проблема уже решена?

— Основная проблема снята, хотя еще есть реальный дефицит от 10 до 30%, плюс-минус.

— Украинским картофелеводческим хозяйствам удалось достичь очень хороших показателей урожайности, но они жалуются на отсутствие налаженных каналов сбыта. Торговые сети не хотят заказывать определенные объемы товара на следующий сезон, да и пробиться в них трудно, поэтому производители просто сбрасывают товар перекупщикам. Наверняка, аналогичные проблемы есть и в других сферах…

— Около 90% картофеля в Украине производится населением. Промышленный сектор производства картофеля растет, но не настолько быстро, как хотелось бы. Даже по Киеву можно посмотреть, сколько человек весной берут отпуска, чтобы «поехать на картошку» и самим себя ею обеспечить. Поэтому вопрос я бы разделил на две части.

Сегодня можно констатировать, что все промышленные производители достаточно высокотехнологичны, хорошо организованы и, как правило, выращивая картофель, они прекрасно знают, кому будут его продавать. Скорее, проблемы возникают у мелких производителей – им достаточно сложно сформировать крупную однородную партию. По своему опыту скажу: иногда в министерство обращаются из других стран – мол, нам нужно несколько тысяч тонн картофеля определенного сорта. И сформировать такую партию непросто, а порой и невозможно. Решение этого вопроса мы видим в кооперировании. На сегодня есть программа государственной поддержки тех, кто объединяется – например, компенсируется 70% стоимости приобретенного оборудования. Причем не обязательно объединяться сотням производителей– это может быть кооперация, скажем, в пределах одного сельского совета. Такие объединения могут совместно выработать сортовую политику, могут совместно наработать эффективные технологические решения, могут синхронизировать формирование партий, могут выступить продавцом, который получит лучшую цену, чем каждый поодиночке.

— Почему такие аховые цены на морковь? Сейчас она продается по 30 грн за кило, а две недели назад вообще была по 40! Что случилось?

— Да в общем-то все, о чем говорилось выше. Весна пришла позже – сеяли позже, а потом все культуры зацепила засуха. В результате старая морковка уже отошла, а новая еще не подошла – образовался временный пробел. Но сейчас ситуация выравнивается, и мы будем иметь порядка 800 тыс. тонн моркови, что абсолютно достаточно для внутренних нужд.

— После 2014-го из магазинов резко пропал ялтинский лук. В супермаркетах продавались какие-то аналоги, очень похожие на вид, но совершенно не похожие на вкус. А пару недель назад я купила в супермаркете ялтинский лук – и он оказался настоящим! У нас научились выращивать или все же из Крыма везут?

— Из Крыма мы продукцию не импортируем. Разве что кто-то в сумке что-то привез, но это единичные случаи. Кстати, ялтинский лук – это лук с определенной историей. Дело в том, что в Крыму есть лишь очень небольшая часть территории, которая в силу почвенных условий (вулканическое происхождение грунта) позволяла выращивать тот лук, который считается ялтинским. Этот сорт был зарегистрирован в госреестре СССР еще до войны, а в госреестре Украины он числился до 2007 года, после чего был снят с госрегистрации. Сегодня со словом «ялтинский» в госреестре регистрируются другие сорта – например, «ялтинский народный». Современная селекция делает все возможное для того, чтобы этот сорт, очень похожий по форме и вкусу, но уже в других интерпретациях, выращивался на юге Украины — Херсонской, Николаевской, Одесской областях.

О фруктах

— Как повлияли на аграрный рынок страны аннексия Крыма и военные действия на востоке страны? Каких фруктов/овощей нам стало из-за этого не хватать?

— На самом деле, в овощах и фруктах не потеряли ничего. Дело в том, что на названные территории как раз много овощей и фруктов поставлялось. Тот же Крым в курортный сезон никогда не обеспечивал себя нужным количеством продукции – овощи и фрукты везли из Херсонской, Николаевской, Запорожской областей. И наши аграрии получили существенный удар в том смысле, что потеряны рынки сбыта.

— И где же они сейчас находят рынки сбыта?

— И в Европе, и в СНГ. Нарабатываются новые каналы, ведь мы выращиваем на порядок больше, чем нам надо для покрытия внутренних потребностей.

— Почему в Украине уже несколько лет такие дорогие яблоки? Когда-то они были очень бюджетными фруктами, а теперь у нас персики дешевле яблок!

— Садоводство – это отрасль которая ежегодно активно развивается. Мы, с одной стороны, масштабируем производство, а с другой — улучшаем хранение, логистику, что в перспективе позволит сделать продукцию более доступной для потребителя. Присутствуют и сезонные колебания цен. Сегодняшние цены на рынках уже вполне приемлемы. А если вы спросите тех, кто продает яблоки, они и вовсе скажут, что цена яблок низкая, еле-еле покрывает расходы. Сезонная же дороговизна связана с длительным хранением: яблоко, сорванное в сентябре, реализуется в апреле-мае. Чтобы оно пролежало такой срок, нужен холодильник, а это – электроэнергия и другие затраты. То есть себестоимость яблока увеличивается с каждым днем хранения.

— Есть ли в украинских овощах и фруктах ГМО? И, кстати. на ваш взгляд, опасность ГМО не преувеличена экспертами и прессой?

— В Украине законодательно запрещено культивирование любых растений, которые содержат компоненты ГМО до их государственной регистрации. На данный момент зарегистрированных сортов таких растений в Украине нет. То есть выращивание ГМ-растений в Украине противозаконно, и вряд ли такие случаи есть. Здесь очень много слухов.

О пчелах и экологичности

— Почему в Украине массово гибнут пчелы? СМИ писали, что это произошло после обработки полей ядохимикатами, но в таком случае, за пчелами мы – следующие?

— Пчеловодством сегодня в Украине занимается около 400 тыс. пчеловодов. К сожалению, отдельные аграрии не придерживаются норм законодательства и регламентов, регулирующих использование средств защиты растений. Случаются нарушения, мы их фиксируем, создаются специальные комиссии, проводятся расследования. Сегодня министерство активно дорабатывает правовое поле, чтобы обезопасить пасеки от таких случаев, так что со временем ситуация придет в норму.

— А количество и качество агрохимикатов, которые используют фермеры, остается на их совести?

— Есть перечень средств защиты растений, которые разрешены для использования в нашей стране, проблема возникает там, где нарушается закон, регламенты. Как правило, проблема не в препарате, а в тех решениях, которые принимает фермер, главный технолог или руководитель хозяйства.

— Сейчас на западе очень много хозяйств, которые выращивают органическую экологически чистую продукцию. В Украине есть такие хозяйства?

— Конечно, это направление является одним из приоритетных. Из года в год количество аграриев, которые становятся на производство органической продукции, растет, а их продукция пользуется успехом. Правда, такая продукция, как правило, дороже, а многие украинцы привыкли покупать то, что дешевле. Но в тоже время эта продукция пользуется большим спросом в ЕС, так что это очень перспективное направление развития сельского хозяйства Украины.

О гречке и сахаре

— Насколько целесообразно сегодня используются посевные площади? Например, периодически возникает дефицит гречки – и тогда эксперты говорят, что это связано с периодическим сокращением площадей под нее. А потом засеивают больше – и дефицит исчезает. А недавно прочитала о сокращении посевных площадей под картофель. У нас есть вообще четкие планы (в гектарах или процентах) – вот столько-то нужно засеять пшеницей, столько-то подсолнечником, столько-то – картофелем? Почему посевные площади под культуры постоянно меняются, и выходит то густо, то пусто?

— Мы живем в рыночных условиях, и сегодня государственного регулирования структуры посевных площадей нет. Спрос и предложение рождают структуру посевных площадей, которые максимально отвечает запросам потребителей на внутреннем и внешнем рынках. При этом надо сказать, что последние 3-4 года у нас довольно стабильная структура посевных площадей, которая не меняется. Да, есть небольшое увеличение площадей под подсолнух. Но если говорить о зерновых культурах, то это 14 млн га – цифры фактически не меняются с первого года независимости до сегодняшнего дня. Есть и положительные изменения: в 90-х годах Украина практически не выращивала сою. А это культура, которая имеет хорошие потребительские показатели, а, кроме того, выполняет роль мелиоративной культуры, поскольку оставляет после себя азот. Сейчас мы сеем сои около 2 млн га.

Что касается гречки, то эта культура несет в себе некоторую политическую нагрузку. Поэтому при слове «гречка» надо уточнить, о какой гречке идет речь – которая на выборах работает, или о гречке в балансах, или о «домашних запасах»? С гречкой, которая рассчитывается в балансах, все нормально. В этом году у нас есть хорошая погода, хорошие перспективы на урожай и солидные переходные остатки. То есть, в случае возникновения паники, не надо бежать и скупать крупу – хватит всем.

— А что у нас с сахаром? Раньше у бабушки все поля вокруг села были засеяны сахарной свеклой. Но сахарный завод распилили и свеклу выращивать перестали. Украина все еще является крупным производителем сахара? Или же мы покупаем в магазинах тростниковый сахар?

— Сахарная отрасль Украины прошла очень сложный период – из 190 заводов осталось 50, а площади сахарной свеклы сократились в разы. Но самый сложный этап пройден, и сегодня можно говорить о стабилизации и перспективах развития отрасли. Каждый год мы сеем около 300 тысяч га и получаем рекордные для Украины урожаи, приближаясь к европейской урожайности. В этом году мы абсолютно уверены, что произведем те же 2 млн тонн сахара, которые производим ежегодно, при внутренней потребности 1,3-1,4 млн тонн. То есть у нас формируется еще и солидный запас для экспорта.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 30 июля по 3 августа 2018.

Источник: kp.ua

Теги     зерно      Украина      сахар      урожай   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Генпрокуратура подала иск об изъятии акций компании «Макфа»
Генпрокуратура РФ намерена добиться обращения в доход государства акций «Макфы»
ЕС ожидает падения производства мягкой пшеницы до четырехлетнего минимума в 2024/25 году
Европейская комиссия прогнозирует, что основной урожай пшеницы в Европейском Союзе упадет до четырехлетнего минимума в 2024/25 году из-за сокращения посевных площадей.