Стало известно, почему украинские экспортеры зерновых демпингуют
05 August 2019, 11:55

Ярмак Андрей
Экономист инвестиционного департамента ООН (ФАО)

99,9% украинских экспортеров продовольствия с высокой добавленной стоимостью свою продукцию просто “сливают”, отдают по принципу “… а я могу продать еще дешевле”. И это является огромной проблемой для всего агробизнеса страны, рассказал в эксклюзивном интервью экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак.

– Не всегда пресловутое “все на экспорт – там дороже” приносит украинским аграриям желаемые доходы. Почему так происходит?

– Изначально почти весь украинский бизнес, если мы говорим об экспорте продуктов с высокой добавленной стоимостью, не планирует получать эту высокую добавленную стоимость. Они планируют просто что-то производить и куда-то это продать, не понимая, куда и как, и не закладывая никаких бюджетов на маркетинг.

Соответственно на сегодняшний день почти все, что мы продаем, стоит дешевле, чем у конкурентов. Притом, что можем-то мы продавать намного дороже.

Вот по яблоку нам удалось немножко переломить эту тенденцию. Мы убедили импортеров, что украинское яблоко лучше. Соответственно оно и подается на 20-50% дороже на разных рынках, по сравнению, скажем, с польским яблоком. Потому, что украинское яблоко уже по-другому оценивается.

Но и здесь есть желающие продать товар дешевле. Это большая проблема, поскольку украинское яблоко, действительно, может быть более качественным и может стоить не на 20% а в два раза дороже польского. Когда все поставщики продают украинское яблоко, скажем по 80 центов на одном экспортном рынке, и кто-то один вдруг, выставляет цену в 50 центов за такое же яблоко, другие теряют возможность продавать по 80. В результате теряют все.

При этом не факт, что продающий яблоки дешевле, в итоге хоть что-то заработает. В результате он попросту испортил рынок и не только себе, но и другим.

– Почему же так происходит?

– Это так называемая постсоветская “дефицитная” ментальность, когда дефицитом было все. Каждый думает: вот сейчас вырастим и будет прибыль, забывая о том, что нужно приложить усилия для продажи.

Скажем, в этом году лук был по 40 гривен/кг в рознице. Отлично! Значит дефицит! В результате лук выращивать вдруг начали все, и жду, что он опять будет по 40 гривен.

Маркетингом не занимается практически никто. Рынки не исследуют, в продвижение продукции не вкладываются. Все хотят экспортировать, но бюджет на продвижение товара ни у кого даже не предусмотрен.

99,9% украинских экспортеров продукцию просто “сливают”, отдают по принципу “… а я могу продать еще дешевле”. Можно заработать больше, но никто не хочет прикладывать лишних усилий. Все считают, что главное – вложиться во что-то, потратить деньги, ну а потом мы как-нибудь да “вырулим”.

– Как можно изменить такую ситуацию, да и само отношение?

– Как всегда истина в деталях. Если мы говорим об экспорте продуктов с высокой добавленной стоимостью, то мы должны постараться продать их максимально дорого.

Если мы говорим о зерне и масличных, тоже хотелось бы дорого продавать, но здесь низкая цена – конкурентное преимущество и это очень важно, потому, что товар обезличен. Но даже в этих товарах можно искать ниши.

К примеру, канадцы, вместо того, чтобы участвовать в мировом рынке рапса придумали “канолу”. Канадцы определили: у них другие сорта рапса, с низкой кислотностью, и это должно называться уже не “рапс” а “канола”.

Тут же был задан и тон позиционирования продукта: рапс – это дешево, а “канола” – это продукт лучше, а, следовательно, должен быть и дороже. Благодаря этому им удалось выйти и за пределы ценовой конкуренции.

Когда планируется бизнес в США, первой статьей бизнес-плана является что? Маркетинг. И есть бюджет маркетинга. При этом 99,9% украинских бизнес-планов вообще не имеют статьи затрат на маркетинг.

Наши же люди не планируют зарабатывать деньги – они планируют только их тратить. И в этом проблема.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 5 по 9 августа 2019.

Источник: seeds.org.ua

Теги     зерновые      цены      демпинг      экспорт      Украина   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Алтайские аграрии оценили возможности современных дронов (Видео)
Беспилотные летательные аппараты ещё вчера воспринимались, как нечто футуристичное, из научной фантастики. Или как игрушка для энтузиастов. В течение последних пяти лет рынок агродронов в России сформировался. Сегодня эти летающие машины – востребованные помощники в агропроизводстве.
Сильные дожди задерживают весенний сев в Украине и могут повлиять на урожай
Проливные дожди почти во всех регионах Украины задержали весенний сев 2024 года примерно на 20% по сравнению с 2023 годом и потенциально могут повлиять на урожай, заявил во вторник министр сельского хозяйства Николай Сольский.