Представители власти и бизнес-сообщества должны услышать друг друга
15 July 2011, 12:01
  2 комментария  

Лычев Николай
Главный редактор журнала "Агроинвестор"

Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор» и модератор сессии «Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения» форума «Аграрное Черноземье» рассказал порталу IDK.ru о своих ожиданиях от участия в форуме, а также поделился видением ситуации, сложившейся в сфере оборота земель сельхозназначения.

 

 

Покупайте землю, её больше не производят.

Марк Твен

 

—  Хотелось бы узнать, каковы Ваши ожидания от этой сессии, какие вопросы Вы хотели бы задать докладчикам, что пожелать участникам?

 

—  Хочется, чтобы это была не просто очередная сессия, не просто очередной разговор,  а чтобы  представители бизнес-сообщества, то есть инвесторы, которые инвестируют или собираются инвестировать в сельскохозяйственные земли, и представители властей (особенно региональных) услышали друг друга. Ибо одна из главных причин того, почему рынок сельхозземель у нас находится в таком подвешенном, и я бы даже сказал, депрессивном состоянии – инвесторы и  регуляторы по-разному понимают и формулируют свои интересы в этой сфере, ставят перед собой разные задачи Прямая покупка земель в нашей стране запрещена иностранным инвесторам де юре, а отечественным (в большинстве случаев) – де факто: власти, мягко говоря, неохотно соглашаются не только на выкуп сельхозземель, но и на передачу их в долгосрочную аренду. А брать на себя долгосрочные риски (окупаемость агроземельных проектов может составлять до 8 лет) при краткосрочном горизонте планирования (максимум 3–4х–летняя аренда актива, который по сути нужно чуть ли не создавать с нуля – если это залежи и деградированные почвы), да еще нести затраты на консолидацию вчерашних паев – делать все это сможет и захочет не каждый инвестор. Чиновники не хотят выпускать из своих рук ресурс, составляющий немалую часть их «властной ренты». На это во многом справедливо сетует частный бизнес. Но и власти, со своей стороны, возражают, что инвесторы у нас непрозрачные, многие покупают земли ради спекуляций, перевода в другие категории и т д., а в итоге снижается сельхозпроизводство, налогооблагаемая база, демотивируется местное население, сокращаются рабочие места и пр. Таковы доводы властей, и их тоже можно понять.

 

Вот если мы сможем – в информационном пространстве – активизировать деловую составляющую агроземельных инвестиционных процессов, то мне кажется, решим задачи и сессии, и конференции в целом. Мы собираемся на Орловщине, это перспективный, хотя пока что и несколько пустоватый в плане инвестиций в сельхозсектор, регион. Здесь отличные земли, многие – классический чернозем. Вкладывать в их развитие минимум в несколько раз больше, чем сейчас, было бы правильно и логично.

 

– А каким образом можно активизировать этот процесс, сдвинуть с мертвой точки?

 

– Нужны прозрачное законодательство, благоприятный инвестиционный климат ну и, конечно, политическая воля, как всегда в нашей стране – без нее трудновыполнимы первое и второе условия. В данном случае – воля администраций регионов Черноземья к привлечению инвесторов в связанное с землями аграрное производство с внятной и четкой стратегией, «правилами игры», минимум на 5–10 лет. Пока я таких стратегий у большинства областей не вижу – есть только отдельные пожелания и устремления. Соответствующий и результат: в сравнении с потенциалом, который есть, инвестируют эпизодически, непоследовательно, а иногда и неохотно и лишь потому, что власти «хорошо попросили». В результате все последние 10 лет, занимаясь аграрной журналистикой, слышу, что наши агрохолдинги, «дочки» западных производителей, фонды, прочие инвесторы «присматриваются» к нашим землям и «интересуются» ими. Но активных вложений как не было, так и нет, а в последние четыре года они еще и падают. Сейчас, например, землей явно интересуется иностранный капитал — суверенные, псевдосуверенные инвестфонды, частные лица. Но они инвестируют точечно либо ограничиваются намерениями: местный рынок малоликвиден, непрозрачен, а главное, иностранцам запрещена прямая покупка земли. Вот и получается, что к российским агроземлям присматриваются, а вкладываются в Украину или даже страны Африки, где условия намного привлекательнее наших.

 

Поэтому хочу еще раз выразить надежду, что форум вообще и сессия в частности будут одной из площадок, где не просто заслушиваются доклады и принимаются резолюции, а где знакомятся и конструктивно договариваются власть и бизнес, где налаживают контакты инвесторы и сельхозпроизводители.

 

– Сейчас вступил в силу закон об обороте земель сельхозназначения, который как раз и должен направлять земли на использование по сельхозназначению.

 

— Закон хороший, но как всегда суть в деталях – прежде всего в практике правоприменения. Как этот закон будет применяться? Насколько знаю, в нем большое количество отсылок на региональные законодательные и федеральные подзаконные акты, соответственно, многое зависит от того, какое значение им придадут и придадут ли вообще. В целом, закон правильный. В нашей стране вообще большинство законов – правильные, логичные и написаны красиво – от Конституции до Правил дорожного движения. Но российские особенности правоприменения зачастую нивелируют эффект закона или искажают его суть. Например, в законе, о котором вы спрашиваете, записано право изъятия у собственника земли, не обрабатываемой в течение нескольких лет. То есть содержится размытая формулировка: под этот критерий при желании можно подвести многих инвесторов, которые вовремя не заходят в нужные кабинеты к определенным чиновникам.

 

А главное, комплексного современного агроземельного законодательства у нас пока все равно нет. Свободная продажа земель фактически отсутствует. Через 20 лет после земельной реформы из 400 млн га сельхозземель 270 млн га остается у государства и муниципалитетов. И при этом у нас рыночная экономика, во всяком случае, так декларируется. А если так, то должна быть свободная купля-продажа земель. В отличие от нефти и газа, которые мы экспортируем и очень гордимся этим, землю из страны увезти невозможно, и в случае с ее переходом в собственность рискует не столько государство, сколько инвестор – учитывая, в каком состоянии находятся многие земли и насколько не защищены в России права собственности.

 

Спасибо за интервью!

 

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Николай, добрый день. В «народе» Вас считают человеком Виктора Алексеевича Зубкова. Насколько Вы считаете возможным вести открытый диалог между властью и бизнесом? Есть ли перспектива таких открытых отношений?

  2. Красивый заголовок. Только власть не хочет ничего делать, и заняты только одной мыслью, где бы стырить побыстрее и побольше.
    Поэтому врятли кто-то от них приедет. Боятся в глаза народу посмотреть.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
В Крыму заработает маслоперерабатывающий завод
В Крыму запускают крупный маслоперерабатывающий завод, который сможет производить более 9 тыс. тонн подсолнечного масла в год.
Первое судно с зерном из Херсонской области намерены отгрузить до конца 2024 года
Для создания полноценного хаба были проведены переговоры с портами Крыма и Севастополя