О судьбе Мариупольского порта пшенице и её экспорте
02 October 2014, 09:18

Амелин Андрей
Глава администрации морпортов Украины

Глава администрации морпортов Украины Андрей Амелин о рекордном урожае пшеницы, росте экспорта через порты и судьбе Мариупольского порта. Госпредприятие Администрация морских портов Украины (АМПУ) создали в июне прошлого года. Это один из этапов стартовавшей портовой реформы.

 

АМПУ позволила государству разграничить административные и хозяйственные функции в портах. Сегодня это ведомство решает, как тратить портовые сборы, допускает компании к припортовой инфраструктуре и привлекает инвестиции, а перевалкой грузов на причалах в портах занимается государственная стивидорная компания.

 

С апреля 2014 года АМПУ возглавляет Андрей Амелин, до этого руководивший одесской экспедиторской компанией Карготранс. В интервью ЛІГАБізнесІнформ председатель АМПУ рассказал, за счет чего удается наращивать перевалку грузов в портах, что случилось с крымской портовой инфраструктурой и куда движется портовая отрасль при новой власти.

 

— Последние месяцы морские порты демонстрируют рост грузопереработки, сопоставимый с лучшими временами 2007-2008 годов. За счет чего?

 

— Причины роста грузопереработки заключаются в сроках завершения контрактного года. Экспортеры стараются максимально избежать штрафных санкций за выполнение контрактов и увеличивают динамику экспорта продукции.

 

— По каким позициям наибольший рост?

 

— В перевалке зерновых грузов, металла и угля. Закончившийся 1 июля 2013/2014 маркетинговый год я бы назвал самым сложным для аграриев за всю историю независимой Украины. Однако, несмотря на все сложности, как климатические, так и социально-политические, им удалось провести посевную кампанию и вывезти за рубеж рекордное количество зерна.

 

— Сколько?

 

— По итогам 2013/2014 маркетингового года Украина экспортировала около 33 млн тонн зерновых — это абсолютный рекорд. Переработка зерновых в портах за восемь месяцев увеличилась на 77%. Показатели экспорта зерна под стать урожаю — рекордные. С начала года экспорт зерна в морских портах Украины увеличился на 77% в сравнении с прошлым годом.

 

— На какие рынки сбыта идет зерно?

 

— К традиционным — Европа, Северная Африка, Ближний Восток — в этом сезоне добавился Китай, который еще два года назад был закрыт для продукции из Украины. Пятая часть общего объема, поставленного на внешние рынки украинского зерна, была отправлена в страны Азии.

 

Если говорить о перевалке металла, мы наблюдаем увеличение переработки в морских портах на 15% относительно прошлого года. Экспорт увеличился на 18%.

 

— Чем это объясняется? Порты взяли на себя часть грузооборота ж/д?

 

— Это больше связано с улучшением экономической ситуации в США и странах ЕС. Мы прогнозируем дальнейшее увеличение мирового потребления стали в 2014 году ориентировочно на 3% по сравнению с 2013-м. Более того, девальвация гривни сделала нашу продукцию более выгодной для импорта.

 

За первые шесть месяцев 2014-го рост обработки угля достиг 14%. Самым ощутимым было увеличение по экспортному углю, которое составило 28%. Существенное влияние на увеличение его экспорта оказал энергетический холдинг ДТЭК. В 2014 году компания вышла на несколько новых направлений: поставляла уголь в Бразилию, Марокко, Великобританию.

 

Мариупольский плацдарм

 

— Можете рассказать подробнее о ситуации в Мариупольском порту?

 

— Многие металлургические предприятия, угольные шахты и глиняные карьеры в Донецкой и Луганской областях приостановили работу. К тому же серьезным разрушениям подверглась ж/д инфраструктура Донбасса. В результате грузопоток в направлении Мариупольского порта в сентябре существенно снизился. Предприятие было вынуждено перейти на сокращенную четырехдневную рабочую неделю.

 

Сейчас основным экспортным грузом является металлопродукция мариупольских меткомбинатов имени Ильича (ММКИ) и Азовсталь, а также чугун ММКИ и Донецкстали. Частично компенсируют ситуацию с ушедшими грузами железорудное сырье и коксующийся уголь, которые каботажными судами доставляются в Мариупольский порт из Одессы, Южного, Бердянска и Николаева для обеспечения бесперебойной работы местных металлургических комбинатов.

 

— Расскажите о результатах внедрения программы каботажного плавания.

 

— С начала действия программы в Мариупольский порт доставлено более 50 тыс. тонн грузов посредством каботажных перевозок.

 

— Если порт попадет под контроль боевиков, насколько болезненно это будет для экономики?

 

— Мы не рассматриваем такую перспективу и надеемся на скорейшее мирное разрешение ситуации.

 

— Какое количество перевалки грузов Украина потеряла с аннексией Крыма?

 

— Незначительную часть грузопотоков. В основном речь идет о перевалке серы. В значительной степени пострадало направление круизного туризма.

 

— Континентальные порты справляются с возросшей нагрузкой?

 

— Полностью.

 

— Что сегодня происходит с украинскими компаниями и портами, которые остались в Крыму? К примеру, компания Авлита работает?

 

— Об этом лучше спрашивать руководство компании.

 

— Как европейские санкции сказались на работе портов в Крыму?

 

— Морские порты АРК закрыты приказом Министерства инфраструктуры от 16 июня 2014 года. О влиянии санкций мне судить сложно.

 

Радужное будущее

 

— Феодосийская нефтебаза национализирована и попала под санкции. Через нее шли на экспорт нефтепродукты Лукойла, Роснефти и других компаний. Есть ли спрос от российских компаний на перевалку через порты Украины?

 

— Отвечу так: вопрос мотивации российских компаний в осуществлении нефтеперевалки через морские порты Украины находится в политической плоскости.

 

— Какие проекты каких компаний будут реализованы в этом и следующем годах в морских портах?

 

— На стадии согласования откорректированный план развития Ильичевского морского порта с учетом уже реализуемых проектов компаний Рисоил, Кернел, Ильичевский зерновой порт. В Одесском порту реализуются инвестпроекты Бруклин-Киев и строительство нового контейнерного терминала на Карантинном молу совместно с ГПК-Украина. В порту Южный заявлены к реализации проекты Укрлендфарминг, Ол Сидз, Мрия и холдинга Портинвест. Есть ряд проектов на ранних стадиях реализации в портах Николаев, Рени и других. Также после окончания эксплуатационного дноуглубления в Скадовском морском порту возможна реализация в этой гавани инвестпроектов совместно с паромными операторами.

 

— Как вы считаете, концессия — это перспективный формат для развития портов? Какие концессионные проекты на очереди и в каких портах они будут реализованы? В какие сроки? Каковы инвестиции?

 

— Безусловно, это перспективный формат. Первый такой проект планируется начать в морском порту Южный. Сейчас Мининфраструктуры согласовывает условия концессионного конкурса, который должен состояться до конца текущего года.

 

— Как будет развиваться припортовая ж/д инфраструктура, которая сегодня ограничивает мощности портов?

 

— Пропускной способности железной дороги действительно не хватает. Однако если в морских портах существует целый ряд различных вариантов инвестиционного сотрудничества, то в Укрзализныце практика государственно-частного партнерства не отработана.

 

— Какие объемы перевалки вы прогнозируете до конца года?

 

— Могу сказать, что уровень перевалки будет выше прошлогоднего. Думаем, что текущая динамика перевалки сохранится до конца года.

 

— Какие тенденции в портовой отрасли выкристаллизовались в этом году?

 

— Ключевой тенденцией я бы назвал начало дноуглубительных работ в портах Скадовска, Бердянска, Белгород-Днестровского. В том числе создание самой глубоководной акватории Черного моря в морском порту Южный. До конца года АМПУ планирует начать дноуглубительные работы в восьми морских гаванях. Это позволит обслуживать суда большей грузовместимости.

 

— Какие первоочередные задачи стоят перед вами?

 

— На ближайшее время одна из главных задач — упрощение процедур оформления грузов в портах. Для этого планируется внедрение информационной системы портового сообщества в морских портах. О проведении дноуглубительных работ в восьми морских портах я уже упоминал. В целом это усилит конкурентоспособность украинских морских портов.

Теги     порт      Мариупольский порт      пшеница      экспорт   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Алтайские аграрии оценили возможности современных дронов (Видео)
Беспилотные летательные аппараты ещё вчера воспринимались, как нечто футуристичное, из научной фантастики. Или как игрушка для энтузиастов. В течение последних пяти лет рынок агродронов в России сформировался. Сегодня эти летающие машины – востребованные помощники в агропроизводстве.
Сильные дожди задерживают весенний сев в Украине и могут повлиять на урожай
Проливные дожди почти во всех регионах Украины задержали весенний сев 2024 года примерно на 20% по сравнению с 2023 годом и потенциально могут повлиять на урожай, заявил во вторник министр сельского хозяйства Николай Сольский.