Сахалинские рыбопромышленники требуют законных РУЗов и «частной рыбы»
04 August 2016, 10:03

Одним из вопросов прошедшего в Южно-Сахалинске совещания рабочей группы Госсовета по рыболовству под председательством помощника президента Игоря Левитина и его же полпреда Юрия Трутнева стали частные рыборазводные заводы. Речь о перспективах их работы и существующих сегодня проблемах отрасли завел председатель правления «Союза рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергей Сенько.

— Основной болью сахалинских рыбоводных предприятий является невозможность распоряжаться своим продуктом воспроизводства. Сегодня изъятие этой искусственной кеты возможно лишь в рамках действующих правил рыболовства, то есть на общих основаниях. Кета, с того момента как рыбоводный завод выпустил мальков, становится федеральным ресурсом, и де-юре каждый рыбак вправе ловить ее. Хотя еще раз повторяю, это заводская кета, которая должна вылавливаться тем предприятием, которое ее выпустило, — замечает он.

Причины такой несправедливости, уверен Сенько, просты и законодательны. Сегодня для вылова заводской кеты необходимо наличие рыборазводного участка, аналога рыбопромыслового в «диких» районах. Но вот незадача, право пользованием этой территорией не закреплено за заводом, который снабжает ее «ресурсом», а разыгрывается на аукционе.

— То есть права на добычу рыбы, которую выпускает конкретный завод, вполне может получить не его владелец, а вообще сторонний человек. Получается, что делать заводу в таком случае? Закрываться? — продолжает Сенько.

Этот вопрос, признали участвовавшие в заседании директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац и замглавы ведомства Джамбулат Хатуов, уже подробно изучен и рассмотрен, в осеннюю сессию он должен быть внесен в Госдуму. В случае, если поправки будут приняты, продолжают специалисты, процедура получения участка будет значительно упрощена, возможно, решение вопроса о порядке передачи окажется на совести региональных властей.

Областные власти, рассказывает зампред правительства Игорь Быстров, с федеральными коллегами солидарны. Сегодня все больший упор в рыбодобыче на острове делается именно на марикультуру и искусственное воспроизводство ВБР. Но, признает он, на нескольких реках Сахалина и правда происходит казус, когда проект, научные изыскания и все обоснования рыбоводного завода готовит один предприниматель, а право пользования участком на аукционе получает другой. О какой-то заинтересованности и росте инвестиций в отрасль в таких условиях говорить не приходится.

— Когда ты садишь картошку, ты же надеешься ее потом со своего огорода собрать. Здесь ситуация аналогичная, — рассказывает зампред. — Здесь должно быть решение, что участки, где есть заводы, этим заводам и отходят. А «чистые» — пускай на аукционе разыгрываются.

Еще одной темой недовольства рыбопромышленников стало давление на РУЗы — это орудие лова, замечают они, сегодня, несмотря на законность, подвергается «нападкам» со стороны общественности, правительства и депутатов, хотя является совершенно законным на базовых реках. Без РУЗов, уверен Сергей Сенько, эффективно не допускать заводскую кету на нерестилища, где ее быть не должно, просто невозможно.

— Эта кета, по сути, собственность предприятия. И именно оно должно решать, как и когда ресурс ценный изымать. И здесь самыми эффективными орудиями остаются РУЗы. Иначе кета просто заходит в реку, перекапывает нерестилища горбуши, уничтожает все. Этот экономический, социальный ущерб громадный, — продолжает промышленник.

Позиция правительства по РУЗам, оппонирует Быстров, очень ясна и прозрачна, никаких изменений за последнее время она не претерпела — там, где рыба нерестится в естественных условиях, ничего подобного быть не должно. Сегодня, в частности, полностью отказались от РУЗов на горбушовых реках — на юге они бессмысленны из-за отсутствия той самой горбуши, а на севере — «ничего плохого, если она зайдет, не будет». Совсем другая ситуация на базовых реках заводов.

— У нас кету должны брать, ее выпускали, надеясь, что она вернется, и мы ее поймаем, и не надо здесь ничего придумывать. Надо просто отделить зерна от плевел: где рыба естественная, ее надо пропускать на нерест и в реке обеспечивать ее безопасность, а искусственную надо брать однозначно. А что касается РУЗов, которые у нас широко обсуждаются… Это сложное инженерное сооружение, которое позволяет отделить разные виды рыб, обеспечить подсчет, пропуск… На Камчатке они, например, почти на всех реках стоят. А то, как у нас их применяют, — микроскоп, в конце концов, не виноват, что им кого-то по голове ударили.

Источник: sakhalin.info

Теги     Сахалин      рыба      Сергей Сенько   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Алтайские аграрии оценили возможности современных дронов (Видео)
Беспилотные летательные аппараты ещё вчера воспринимались, как нечто футуристичное, из научной фантастики. Или как игрушка для энтузиастов. В течение последних пяти лет рынок агродронов в России сформировался. Сегодня эти летающие машины – востребованные помощники в агропроизводстве.
Сильные дожди задерживают весенний сев в Украине и могут повлиять на урожай
Проливные дожди почти во всех регионах Украины задержали весенний сев 2024 года примерно на 20% по сравнению с 2023 годом и потенциально могут повлиять на урожай, заявил во вторник министр сельского хозяйства Николай Сольский.