Тимирязевская академия поглощает два аграрных университета
03 July 2013, 12:00

20 мая 2013 года глава Минсельхоза России Николай Федоров подписал приказ о реорганизации трех федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования — «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева», «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина» и «Московский государственный университет природообустройства». О том, как в Москве идет реализация этого документа, означающего важный этап в совершенствовании аграрного образования в стране, рассказал в интервью с генеральным директором ЗАО «Крестьянские ведомости медиа-группа» Игорем Абакумовым и.о. ректора Тимирязевки Василий Нечаев.

 

 

— История этого вопроса такова,- отметил Василий Нечаев. — После известного мониторинга 27 вузов из 59 системы Минсельхоза оказались с признаками неэффективности. Была создана при Министерстве образования межведомственная рабочая комиссия, которая принимала меры по устранению этих недочетов

В результате департаментом научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ было принято решение об оптимизации сети образовательных учреждений путем присоединения. Эта касается и расположенных в столице аграрных вузов. В данном случае к Тимирязевке присоединяются университет природообустройства и агроинженерный университет имени Горячкина.

Такие же процессы происходят в Ростове: там соединяются один университет и две академии. Это касается также Казани, Челябинска и Санкт-Петебурга.

В соответствии с планом-графиком, период реорганизации определен до 2015 года. В данном случае Москва оказалась первой. Потому что, во-первых, этому способствует территориальное расположение вузов. А во-вторых. восстановится историческая справедливость: пусть не обидятся мои коллеги, в конце концов, все вышли из Тимирязевки. Напомню, что Тимирязевка в свое время разделялась. Было несколько эпох. Пожалуй, одна из наиболее нашумевших — эпоха Хрущева, когда хотели академию вообще вывести за пределы Московского кольца…

И вот с тех пор эти университеты существовали самостоятельно. Обособленно. Что, конечно, в 21 веке не совсем здорово… Ну, скажем, как аграрному вузу быть без факультета механизации. Или без гидротехнического факультета?

И плюс самая главная задача: в соответствии с 559-м Указом Президента России необходимо довести среднюю заработную плату профессорско-преподавательского состава до средней по экономике региона. В данном случае имеется в виду зарплата по экономике Москвы. Она, конечно, велика и на сегодняшний день разрыв составляет в Тимирязевке порядка 10 тысяч рублей

За счет чего может быть достигнут требуемый Указом показатель? 30% дает государство, 30% мы должны найти за счет внебюджетных средств и 30% за счет оптимизации.

— В чем заключается оптимизация?

— Это значит сокращение обслуживающего персонала. Сокращение руководства. Ну, скажем, на этой небольшой территории размещается свыше двух десятков проектов. Со своими секретарями, со всеми администраторами и так далее. В то время как в объединенном вузе их будет семь-восемь.

Аналогичная ситуация с бухгалтериями. Если сейчас их три, то будет одна. И вместо трех гаражей будет один гараж. Также и по остальным подразделениям. Что касается непосредственно самого объединения, то здесь больших проблем нет. Потому что они просто не пересекаются, а дополняют друг друга. Скажем, университет имени Горячкина вливается как институт механизации. Университет природообустройства вливается как институт гидротехники и других направлений.

То есть, здесь какой-то колоссальной конкуренции нет. Не так, как в том случае, когда соединяют, например, три экономических вуза. Там возникает много вопросов, начиная с руководства и кончая всеми структурными подразделениями. Здесь же, я думаю, это пройдет менее болезненно и будет только на пользу.

— А как коллектив воспринял это объединение?

— Прошли ученые советы во всех трех высших учебных заведениях. Прошел совет в Тимирязевке. Аналогичные вопросы обсуждались в государственных университетах природообустройства и агроинженерном. Каких-то особых отрицательных эмоций высказано не было. Единственно, каждый начинает отыскивать свое место в новой структуре. Особенно это касается общеобразовательных кафедр.

Скажем, три кафедры иностранного языка. Но, с другой стороны, мы все понимаем, что даже у переводчиков есть строгое разделение. Переводчик, скажем, по нефти и газу вряд ли возьмется быть переводчиком по медицине. И наоборот. Думаю, что эти кафедры будут сохранены, учитывая специфику направления подготовки бакалавров и магистров.

Точно так же можно сказать и о кафедрах физики. На первый взгляд, она должна быть одна. Но опять же, здесь разные подходы. Если в Тимирязевке она ориентирована на биологов, агрономов, зоотехников, то эта кафедра в университете имени Горячкина ориентирована на машиностроение, а в природообустройстве – на строительство. То есть по названию одинакова, но есть своя специфика, которую, я думаю, надо принимать во внимание.

— Василий Иванович, а как удается избежать конфликта амбиций в связи со сменой статуса университетов? Сложная работа?

— Нет, на сегодняшний день каких-то больших противодействий не было. Когда дело очевидно разумное, противников очень мало.

— У меня вопрос бытового свойства. Я бывал в различных аграрных учебных заведениях в Европе и в Америке. И там преподавателям принято проживать на территории вуза. Есть такое понятие как служебное жилье. Это либо коттеджи, либо квартиры. Не думаете ли вы решать этот вопрос в Тимирязевке?

— Что касается строительства, то здесь несколько сложно. Это связано с тем, что Тимирязевке присвоен статус территории культурного наследия. И если проводить какие-то работы, особенно по строительству, необходимо разрешение Правительства Российской Федерации.

С такими вопросами обращается большое количество преподавателей всех трех учебных заведений, о которых мы говорили. Но эта тема нами будет прорабатываться, я думаю, в перспективе.

— Скажите, какое примерно место занимает Тимирязевка в рейтинге аграрных вузов Европы?

— Что касается аграрных вузов Европы, то здесь сложно однозначно ответить. У нас несколько иная структура, чем во всем мире. В наших университетах осуществляется преподавание, а наука ведется в основном в институтах Россельхозакадемии. Поэтому у нас происходит такое разделение и соответственно у нас нагрузка на преподавателя составляет 800-900 часов вместо 300-350 часов в странах Европы и Соединенных Штатах. Но там они в большей.степени должны заниматься научными исследованиями.

— И все же какая доля научных исследований в Тимирязевке по сравнению с преподавательской деятельностью?

— Существует статистика в департаменте Министерства сельского хозяйства. Это где-то порядка 20 — 25%.

— Это много или мало?

— Это средний показатель в мировом контексте

— А нет ли у вас желания усилить исследовательскую деятельность?

— Есть желание, но для этого необходимо, как я уже сказал, сокращать количество тем и проектов.

— В университете Иерусалима профессорско-преподавательский состав относится к высшей категории оплаты по стране. Почему? Потому что при «хоздоговорных работах», как это у нас называется, коллектив, который делает конкретный продукт, – выводит сорт или делает какое-то механическое новшество – получает 40% от того, что получает университет по договору. Как вы полагаете, когда у нас можно будет начать говорить об этом?

— Я думаю, у нас начало уже положено. Скажем, один подход к исследованиям, которые нуждаются в каких-то энергозатратных лабораторных и других разработках. Они, конечно, требуют, большего количества средств, которые ученый должен оставлять в университете. А в тех случаях, когда таких вложений не требуется – я имею в виду, к примеру, экономические или изыскательские разработки, думаю, доля исследователей должна возрастать. И мы сейчас как раз прорабатываем эти вопросы для того, чтобы увеличить заинтересованность профессорско-преподавательского состава в этом направлении.

— В Иерусалимском университете даже студенты и аспиранты участвуют в этой работе. Их потом указывают в патентах. Что им обеспечивает какой-то прожиточный минимум на всю жизнь…

— Совершенно верно. Я работал многие годы в Кубанском аграрном университете. У нас было создано специальное общество, когда студент и преподаватель могли внедрять свои разработки. Там было более щадящее налогообложение И вот практически в течение последних десяти лет по этому показателю Кубанский аграрный университет занимал передовые позиции.

Что касается Тимирязевской академии, то сейчас здесь тоже проводятся большие разработки по биотехнологиям, также ведутся работы по агроландшафтному планированию и размещению территории. Они очень широко взаимодействуют со студентами, бакалаврами и особенно магистрами, которые в этих проектах выполняют свои работы.

— Скажите, какой вы видите Тимирязевку после объединения?

— Я думаю, что это будет лучший аграрный вуз в Российской федерации. Это, во-первых.

Во-вторых, опять-таки восстановится некоторая историческая справедливость. Почему, например, Министерство экономического развития имеет Высшую школу экономики? Министерство финансов имеет финансовый университет. А Министерство сельского хозяйства, к сожалению, на сегодняшний день имеет сеть каких-то раздробленных университетов.

А вот в этом случае будет как раз такой комплекс, который будет готов выполнять заказы Министерства сельского хозяйства, взаимодействовать с зарубежными и отечественными партнерами. Полагаю, к ноябрю мы завершим реорганизацию.

Теги     академия      объединение      поглощение   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Как изменение климата влияет на продовольственную безопасность (Видео)
На 50% по сравнению с прошлым годом сократится производство зерна в Европе из-за засушливой погоды. Прогноз опубликовали в журнале National Geographic. Аналитики оценили засуху в регионе как одну из самых сильных за последние пять столетий.
Уругвай ожидает меньшего урожая пшеницы и кукурузы
Учитывая рекордные урожаи пшеницы за последние два года, ожидается, что фермеры Уругвая посадят больше пшеницы в сезоне 2024–2025 годов, но общий объем производства, как ожидается, несколько снизится, согласно отчету Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США (USDA).