Российские суда под иностранными флагами попросились вглубь Ростовской области
02 March 2018, 09:28

Обслуживающему регион торговому флоту отвели ещё 5-10 лет жизни.

В Ростовской области остро не хватает судов торгового флота. В первую очередь класса «река-море», которые перевозят зерно в порты стран-экспортёров.

По словам руководителя ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря» Сергея Сафоничева, значительно возросло число отфрахтованных судов, возраст которых превышает 30 лет и которые имеют высокие и очень высокие риски по части безопасности плавания, жизни экипажа и сохранности груза. В зимних условиях такие суда значительно замедляют скорость движения ледового каравана, а иногда и полностью его останавливает, отвлекая силы на оказание им помощи, говорит Сафоничев.

По его словам, торговый флот нужно срочно строить, иначе в ближайшие 5-10 лет зерно из Ростовской области «нечем будет возить».

При этом надо понимать, что власти не могут повлиять на большинство работающих в Ростовской области судовладельцев. Формально это иностранные компании.

— Большая часть судов, вывозящих зерно из Ростовской области, ходит под иностранным флагом, — признаёт первый замгубернатора Виктор Гончаров. — Это связано с более благоприятными условиями по обслуживанию в их портах приписки.

Однако суть этого явления зачастую даже не «в благоприятных условиях по обслуживанию», а в отсутствии в принципе необходимости что-то обслуживать. Речь идёт о так называемых государствах «удобного» флага, чьи морские администрации достаточно спокойно относятся к техническому состоянию зарегистрированных у них судов и к нарушениям судовладельцами международных стандартов. В этих государствах (Камбоджа и другие экзотические страны) зарегистрировано более 25% тоннажа мирового флота.

Доминирование таких судов в зерновом экспорте Ростовской области не только опасно с точки зрения безопасности судоходства, но и пагубно сказывается на всей региональной логистике. Дело в том, что иностранные суда (пусть даже таковыми они являются формально) не имеют права ходить вверх по течению Дона. Работать им можно только в акватории Азовского моря. Соответственно, вся нагрузка по перевалке зерна на экспорт ложится на несколько портов — Ростовский, Азовский и Таганрогский.

Как говорит Виктор Гончаров, возврат части судов под российский флаг может решить сразу две проблемы — адекватно распределить нагрузку на порты и одновременно повысить количество судов класса «река-море», портом приписки которых значатся города Ростовской области. То, что пополнение флота таким образом будет чисто формальным и произойдёт за счёт всё тех же предаварийных судов, его, очевидно, не смущает.

Кроме того, сами зернотрейдеры, использующие эти суда (а зачастую через офшоры ими же и владеющие), судя по всему, менять флаги не собираются. И предлагают властям пойти им на уступки.

— Мы предлагаем разрешить проход теплоходов под любыми флагами по территории Ростовской области до Волгодонска и дальше, — говорит гендиректор ООО «Южный центр» Артём Суров. — Либо путём организации пограничных зон в портах, либо через выдачу разрешений на работу в акватории нижнего Дона.

По его словам, это позволит нагрузить порты, расположенные вверх по течению Дона.

— Их много, но они работают как накопители, отправляя зерно в порты Азова и Новороссийска. По сути, это двойная перевалка, а значит, и двойные затраты на логистику. Убрав ограничение на движение иностранных судов, мы сможем сократить убытки, загрузить весь имеющийся флот и все портовые мощности и, как следствие, увеличить закупочные цены сельхозпроизводителям, — добавляет предприниматель.

Такой вариант региональные власти пока не устраивает, так как задача стоит не только в упрощении работы экспортёров, но и в обновлении флота. Тем не менее, по словам министра транспорта Ростовской области Андрея Иванова, вопрос прохода иностранных судов вглубь региона властями обсуждается.

— Позиция сельхозпроизводителей и тех, кто участвует в перевалке зерна, понятна. Но, решая этот вопрос, важно не усугубить ситуацию, не открыть, так скажем, ящик Пандоры и не создать проблемы для наших собственных судовладельцев и нашей промышленности, которая сейчас очень активно движется к тому, чтобы начать строить суда класса «река-море», — говорит министр.

Напомним, что гражданское судостроение в России, начиная с указа президента в 2007 году, сосредоточено в руках государственной Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). Она консолидировала 19 выживших крупных судостроительных и судоремонтных предприятия. Как утверждает министр промышленности Ростовской области Михаил Тихонов, регион сейчас активно работает с этой госструктурой.

— В ОСК есть предприятия, которые владеют компетенцией по производству интересующих нас судов. Это класс «река-море» с водоизмещением 5 тысяч тонн. В активную фазу переговоров с ОСК сейчас вступил Ростовский морской порт. Кроме того, руководство ООО «ТД “РИФ”» {крупнейший российский зернотрейдер, базируется в Ростовской области — donnews.ru} высказало интерес в покупке порядка 15 таких судов, — говорит Тихонов.

По его словам, руководство ОСК заявляет, что в случае получения соответствующего заказа способно выполнить его в сжатые сроки — за полтора-два года. Однако очевидно, что один или два десятка новых судов проблемы не решат.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 26 февраля по 2 марта 2018.

Источник: donnews.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Важные
Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 100 б.п., до 6,50% годовых
По оценкам Банка России, в II квартале 2021 года российская экономика достигла допандемического уровня.
Ставки вывозных таможенных пошлин из РФ на зерно с 23-го июля 2021 года
Рассчитанные ставки вывозных таможенных пошлин применяются начиная с 3-го рабочего дня после дня их размещения и действуют до начала применения очередных ставок вывозных таможенных пошлин.