Отлучение чиновников от бизнеса: получилось ли у Медведева оздоровить госкомпании
08 July 2011, 14:30
К 1 июля 2011 года профильные министры и вице-премьеры оставили должности в советах директоров и наблюдательных советах 17 российских госкомпаний. Такое распоряжение давал президент Дмитрий Медведев в конце марта на совещании в Магнитогорске. На смену высокопоставленным чиновникам должны были прийти независимые директора, как уточнял глава государства — «это не должны быть просто клерки», они должны быть «профессиональными, беспристрастными, некоррумпированными и имеющими авторитет на рынке». На форуме в Санкт-Петербурге президент заявил, что процесс замены чиновников высокого уровня на независимых директоров в ключевых госкомпаниях завершится осенью этого года. По словам Медведева, процесс идет позитивно, и уже есть положительные результаты, пишет Финам.
Эксперты говорят, что эти меры — во многом лишь формальность, и пока рано ожидать изменений в управлении компаниями. В инициативу Медведева не верит Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений. По его мнению, поручение президента не привело к серьезному перераспределению сфер влияния среди групп в госаппарате. Эксперт отмечает, что новые члены этих органов близки к командам чиновников, которых они заменили, или к топ-менеджерам данных компаний. Зависимость руководства данных компаний от позиции высших чиновников не сократилась, а эффективный независимый контроль управления госпакетами акций по-прежнему отсутствует.
О том, что чиновники — это зло для бизнеса, что госуправление компаниями далеко не самое эффективное, хором говорят все эксперты. Независимые директора (в международном понимании этого термина) больше всего подходят под определение людей «с авторитетом на рынке». Под независимым директором понимается тот член СД, который, по мнению избирающих его акционеров, независим от должностных лиц акционерного общества, их аффилированных лиц, крупных контрагентов общества и который не находится с обществом в иных отношениях, которые могут повлиять на независимость его суждений.
Кто же у нас заменил правительственных чиновников? Министра транспорта Игоря Левитина в СД «Аэрофлота» заменил коллега — директор департамента Минтранса Александр Тихонов. Бывший глава экспертного управления президента РФ Илья Ломакин-Румянцев стал главой НС «Россельхозбанка», сменив Виктора Зубкова. Кстати, первый вице-премьер Зубков также покинул посты в «Росагролизинге» и «Росспиртпроме», но остался председателем СД «Газпрома», потому что газовая монополия — «отдельный случай». Вместо министра финансов Алексея Кудрина наблюдательный совет ВТБ возглавил член совета директоров «ВТБ Капитала» Сергей Дубинин (экс-глава ЦБ). Председателем совета директоров «Роснефти» был избран вице-президент Российской академии наук (РАН) Александр Некипелов, заменив Игоря Сечина. Кстати, Некипелов уже успел высказаться за необходимость сохранения государственного контроля над крупнейшей российской нефтяной компанией.
В России пока еще не сложилось окончательного доверия институту независимых директоров. Где-то до 2007 года независимые директора привлекались в компании, например, как необходимый элемент перед IPO, чтобы продемонстрировать настрой бизнеса на прозрачность и защиту прав миноритариев. После 2007-го и до настоящего времени, согласно различным исследованиям, привлечение независимых членов часто делается для установления эффективного контроля собственника над деятельностью топ-менеджмента, а также для повышения рыночной стоимости компании. Эти цели ярко были продемонстрированы, например, в конфликте акционеров «Норильского никеля». Правда, и на Западе отношение к независимым директорам не так однозначно. Особенно много скептиков появилось после истории с компанией Enron, активы которой были разворованы, несмотря на наличие в ее СД большинства независимых директоров.
Однако международный бизнес все же ожидает продолжения реформ корпоративного управления в России. Потенциал — большой. Ассоциация независимых директоров (АНД) сообщила, что согласно результатам исследования «Корпоративное управление как инструмент повышения стоимости компании и привлечения прямых иностранных инвестиций» в 2010 году Россия недополучила $50 млрд прямых иностранных инвестиций из-за недоверия западных инвесторов к профессионализму российских директоров и прозрачности механизмов корпоративного управления. Активы российских компаний недооценены на 20-30%, что составляет $200-300 млрд, исходя из текущей капитализации всех российских компаний. Что касается компаний с государственным участием, то по исследованиям АНД, в состав советов директоров 75% европейских госкомпаний не входят представители государства, а в советах директоров 86% российских госкомпаний работают госслужащие. В советах директоров европейских госкомпаний превалируют независимые директора — 66% состава совета директоров, в российских госкомпаниях независимые директора составляют 16,8%. В 75% европейских госкомпаний председателем совета является независимый директор. В российских госкомпаниях такая практика отсутствует — в 71,4% российских госкомпаний совет возглавляет чиновник. Таковы данные за 2010 год, реформы Медведева должны несколько изменить картину, как минимум — формальную, в 2011 году.
С учетом сохранения высокой степени монополизации российской экономики, сложно ожидать перераспределения сфер влияния в компаниях в столь короткий срок, считает Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал». Кроме того, отмечает эксперт, вряд ли ушедшие чиновники оборвали все связи с компаниями, в руководство которых они входили. «Если честно, то изменения пока носят чисто косметический характер, — согласен Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал». — Мы по-прежнему видим, как вице-премьер Игорь Сечин комментирует планы «Роснефти», а уж про роль сенатора Сулеймана Керимова в российском бизнесе и вовсе лучше даже не заикаться». Кстати, Сечин одним из первых отреагировал на требования президента и еще в апреле, до проведения годовых собраний акционеров, отозвал свою кандидатуру из списка кандидатов в СД «Роснефти». Его примеру последовали министр экономического развития России Эльвира Набиуллина, помощник президента Аркадий Дворкович («Сбербанк»), вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин (ВТБ и «АЛРОСА»). Забавная ситуация сложилась в «Ростелекоме», большой долей в котором государство владеет через «Связьинвест». Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заранее отказался входить в СД объединенного «Ростелекома», но в ходе ГОСА акционеры проголосовали за него. Правда, министр все же исполнил поручение Медведева и заявил, что не будет принимать участие в заседаниях СД.
В перспективе из управляющих органов компаний должны уйти и чиновники рангом ниже, если инициативы Дмитрия Медведева будут продолжены. Это сможет улучшить корпоративное управление в России — скорее да, чем нет, полагает Владимир Брагин. «Даже если чиновники сохранят какие-то интересы в компаниях, то все равно, проблемы, связанные с конфликтом интересов, будут не такими острыми», — полагает эксперт.
Что касается иностранных инвестиций, то здесь ситуация не так однозначна, как может показаться сначала. «С одной стороны, улучшение корпоративного управления в целом по РФ будет благоприятно сказываться на притоке инвестиций, с другой — политические риски ниже все-таки в компаниях, где присутствуют представители правительства и изъятие их оттуда может быть негативно воспринято», — размышляет Владимир Брагин. В любом случае, пока, «с точки зрения наиболее искушённых в российской жизни иностранных инвесторов, всё остаётся более или менее в прежнем русле», заключает г-н Рожанковский. Кроме того, можно предположить, что в период политической неопределенности, то есть в предвыборный год, инвесторы будут опасаться увеличивать свои инвестиции в РФ.
Некоторые эксперты уверены, что даже если процесс, запущенный нынешним российским президентом, продолжится, влияние государства на эти компании не уменьшится. Реально же оздоровить бизнес можно только при действительно масштабной приватизации в стране. Что ж, этого Медведев тоже потребовал. Правда, мало кто поверит, пока все происходящее больше похоже на театральную постановку. «В России 2000-х есть реальная власть, и она, как ни крути, находится в руках высших чиновников, так что, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Необходимо менять всю социально-политическую модель, и я сомневаюсь, что нынешнее руководство нашего государства отважится на подобные жертвы», — говорит Владимир Рожанковский.
Ваш комментарий
|
|