О пяти неразрешимых проблемах Порошенко
29 May 2014, 08:45

Убедительная победа Петра Порошенко на выборах президента Украины с результатом в 54% является важным шагом на пути к политической стабильности. Но предстоит тяжелая работа, так как достичь экономической стабильности будет намного сложнее.

 

Политический кризис в стране начался в качестве экономического кризиса. Его истоки находятся в неудачной экономической политике на протяжении десятилетий. Большой объем субсидий, неравномерное распределение доходов, высокий уровень коррупции и неработающие рынки внесли свой вклад в ухудшение экономической ситуации.

 

Эта политика была отражением завышенного обменного курса, большого устойчивого бюджетного дефицита, растущего дефицита текущего счета, а также падения валютных резервов.

 

Решение бывшего президента Виктора Януковича привлечь $15 млрд из России и отказаться от соглашения об ассоциации с ЕС в конце 2013 г. являлось попыткой отсрочить неизбежный экономический кризис, перед которым сейчас стоит Украина.

 

В конце апреля МВФ согласовал пакет реформ на $17 млрд для обеспечения экстренного финансирования и начала самого процесса реформирования. Меры, принятые для достижения соглашения с МВФ, предполагают плавающий обменный курс, увеличение цен на энергоносители, сокращение социальных выплат и других расходов бюджета, шаги по борьбе с коррупцией.

 

Эти меры подразумевают дополнительную нагрузку на экономику, которая уже находится в рецессии. До сих пор правительство проводило прозападную политику, несмотря на очевидное негативное влияние реформ МВФ. Новому президенту необходимо действовать быстро, чтобы решить ряд экономических проблем, если он хочет добиться стабильности своего политического положения.

 

Достижение соглашения с Россией в области энергетики и долга за газ

 

Сейчас все внимание сосредоточено на том, что поставки газа могут быть прекращены с 1 июня, но не менее важным вопросом является цена за газ.

 

МВФ предполагает, что договоренности между Россией и Украиной должны предполагать среднюю мировую цену в $385 за 1 тыс. куб. м. При этом предполагается, что долги за газ должны быть погашены.

 

Небольшое отклонение от этой цены будет регулироваться корректировкой программы МВФ, но если она окажется значительно выше, западное финансирование придется серьезно увеличивать, и это вызывает озабоченность по поводу фискальной и долговой устойчивости.

 

Долг Украины за газ к концу апреля составляет $3,5 млрд. Ранее «Газпром» с 1 апреля повысил цену на газ для Украины до $385,5 за 1 тыс. куб. м и ввел обязательство предоплаты с июня.

 

Украина заявила о возможности погасить долг только при снижении цены до $268,5. Также украинские власти намерены обратиться в международный суд, в котором готовы отстаивать свою позицию.

 

Такие действия могут угрожать не только поставкам в саму Украину, но и европейским потребителям, а это вряд ли понравится партнерам Украины в Европе.

 

Увеличение финансовых и торговых потоков с Западом

 

Европа увеличила торговые выгоды за счет ожидающего подписания соглашения об ассоциации, но его еще только предстоит подписать.

 

К $17 млрд, которые выделяет МВФ, могут быть добавлены еще $10-15 млрд за счет финансирования со стороны Всемирного банка, ЕС и других стран, и ускорение выделения этих средств станет важнейшей задачей.

 

Что касается торговых отношений, то проблемой является необходимость соответствия стандартам ЕС. Конечно, примерно четверть украинского экспорта уже сейчас отправляется в Европейский союз, то есть эти товары уже соответствуют необходимым требованиям. Но для того чтобы другие экспортеры смогли получить преимущество в торговле с Европой, им необходимо привлекать инвестиции для модернизации производства, а в текущих экономических условиях это будет непросто сделать. Кроме этого, могут возникнуть сложности с поставками на территорию Таможенного союза.

 

Сейчас в отношениях ЕС и Украины наиболее сильные позиции занимает аграрно-промышленный комплекс, его доля превышает 25%. Также сильные позиции имеет металлургическая и химическая промышленность.

 

Сохранение торговых связей с Россией

 

В 2012 г. товарооборот России и Украины составил $45,05 млрд. При этом объем экспорта товаров и услуг из России в Украину составил $27,2 млрд, а из Украины в Россию — $18 млрд.

 

При этом, по данным Росстата и Госкомстата Украины, доля Украины во внешнеторговом обороте России составляет 5,4% по итогам 2012 г., тогда как в обороте Украины доля России достигает 29,4%. Таким образом, Украина является 5-м по величине партнером России, а Россия – крупнейшим партнером Украины.

 

Некоторые сектора Украины полностью завязаны на российский рынок, и если какая-либо сторона начнет ограничивать поставки, негативные последствия будут заметны для всех. Среди таких секторов можно отметить сектор молочной продукции, алкоголя и кондитерских изделий.

 

Объяснение избирателям необходимости жесткой экономики

 

Новому правительству придется объяснять общественности необходимость мер жесткой экономики и то, почему эти меры необходимо реализовать именно сейчас.

 

Временное правительство старается держаться в тени как по экономическим, так и по политическим причинам, и это необходимо изменить.

 

Экономический успех в ближайшее время может иметь чрезвычайную важность в части обеспечения общественной поддержки. Если население страны не будет ощущать поддержку властей, не будет чувствовать постепенное улучшение уровня жизни, то велика вероятность роста политической нестабильности.

 

Пересмотр программы МВФ

 

Когда комиссия МВФ вернется в Киев в конце июня, она, вероятно, увидит, что состояние экономики сильно отличается от тех перспектив, которые описаны в действующей программе.

 

Судя по всему, пока самых сильных негативных последствий мы не увидели, но кризис продолжает развиваться, сокращается экономическая активность и объем инвестиций.

 

Кроме этого, сокращаются фискальные доходы, и не только из-за сокращения объемов производства или торговли, но и из-за уклонения от уплаты налогов. Дефицит бюджета расширяется в краткосрочной перспективе из-за падения производства, а программа жесткой экономии требует сокращения показателя до 2% от ВВП.

 

Скорее всего, деловая активность будет ниже, а долг выше, чем прогнозировалось.

 

Затраты на реструктуризацию финансового сектора все еще не ясны, и они могут быть выше, чем правительство сможет взять на себя. Новое правительство, возможно, будет делать постепенную бюджетную корректировку.

 

Но у участников рынка и возможных инвесторов растет скептицизм относительно возможностей страны по выплате своих долгов.

 

Вряд ли кто-либо хочет повторения греческого сценария, поэтому привлекать финансирование со временем будет сложнее.

 

Украина уже в этом году должна отдать финансовым донорам $13 млрд, а к концу следующего — еще $16 млрд.

 

Успех Порошенко возможен, но он потребует сильного управления и существенной поддержки. И восстановление экономики будет дорогостоящим и займет время.

Теги     экономика      Украина      Порошенко   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Цены FOB и EXW на 23 декабря 2024. Пшеница. Кукуруза
Правительство России установило тарифную квоту в объеме 10,6 млн т на вывоз зерновых культур из страны за пределы Евразийского экономического союза. Она будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 года, сообщается на сайте кабмина.
Осмотр сельхозземель в Красноярском крае специалистами Россельхознадзора не прекращается и зимой
В середине декабря этого года сотрудники Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю осуществили выездные проверки сельскохозяйственных земель в Сухобузимском районе. Зимние обследования земельных участков проводятся государственными инспекторами с использованием снегоходной техники, что позволяет исследовать труднодоступные участки и оценить их использование в прошедший вегетационный период.