Какая судьба ждёт Украину?
02 July 2014, 11:01

За яростными политическими сварами и кровопролитными уличными боями на Украине о ее бедственном финансовом положении все как-то подзабыли. Ну, точнее, почти все: бдительные рейтинговые агентства всегда помнили, что украинский дефолт на пороге. Очередной тревожный сигнал послало агентство Standard & Poor’s. Там заявили, что суверенный рейтинг Украины (ССС) будет обрушен до дефолтного, если Киев утратит контроль над восточными регионами страны.

 

Причина проста: будучи разрезанной надвое, Украина не сумеет обеспечить выплату своего немаленького государственного долга, о чем лично предупредил глава комитета суверенных рейтингов S&P Джон Чемберс. Прогноз агентства по Украине, кстати, негативный, и 11 июля «Стандард энд Пурс» произведет очередное рейтинговое действие. Как нетрудно предположить, рейтинг может быть понижен, после чего наверняка скажут свое слово «Мудис» и «Фитч», два других агентства «большой тройки». Но рейтинг может и остаться на месте с изменением прогноза на «стабильный», хотя сейчас в это не очень верится.

 

С решением S&P у киевских властей появился дополнительный стимул проводить силовую операцию в Донецкой области. Стимул, возможно, не самый мощный: угроза полностью утратить Восток и сама по себе очень серьезна. В Киеве должны помнить ошибку Януковича, который проявил нерешительность и потерял все. А ведь на Украине тандем Турчинова — Яценюка и без того на каждом шагу обвиняют чуть ли не в измене, требуя решительных действий на Донбассе.

 

Но вспомним, что на финансовом направлении правительство Арсения Яценюка поддавливают не первый раз. МВФ, который на днях приступил к перечислению Киеву пакета в 17 миллиардов долларов, одновременно указал: потеря восточных регионов потребует выделения новых средств, поскольку страна потеряет 21% ВВП и 30% промышленного производства. При этом в фонде никто не гарантировал такого увеличения антикризисной помощи, и даже вопрос об этом, насколько известно, не ставился. Посыл ясен: правительству, неспособному контролировать страну и спасать себя самостоятельно, никакие Запад и МВФ помогать не будут.

 

Определенное давление на Киев оказывают и его кредиторы, в том числе частные. Бросается в глаза тот факт, что даже на фоне крымских событий западные инвестфонды продолжали скупать долговые обязательства Киева. В частности, «Франклин Темплтон», главный держатель украинских гособлигаций, в первом квартале года увеличил их количество в своем портфеле почти до 8 миллиардов долларов, установило агентство «Блумберг».

 

Одновременно «Франклин Темплтон» продолжил сбрасывать долларовые долговые обязательства России и российских компаний, одним из основных держателей которых он является. За последние полгода фонд продал российских бумаг на 1,2 миллиарда долларов. И это несмотря на то, что потери по вложениям в украинские долговые обязательства, как подсчитали эксперты банка «Джей-Пи Морган Чейз», почти вдвое выше, чем по российским, — 8% против 4,4%. Инвесторы оценивают такие действия однозначно: конфликт на Украине не ограничится одним только Крымом, отмечает «Блумберг». Но если российские облигации менеджеры фондов сбрасывают как потенциально токсичные, то украинские, наоборот, приобретают: МВФ все равно взял Киев на баланс, и суммы на частичное погашение госдолга в его пакете помощи предусмотрены.

 

Кроме того, «пчелы что-то подозревают». В апреле глава фонда «Франклин Темплтон» Майкл Хазенстаб приезжал в Киев на переговоры с новым правительством Украины и вернулся в совершенном восторге, если верить его деловому блогу. Задолженность Киева он назвал «относительно небольшой» (40% ВВП). Зато долгосрочный потенциал Украины, «хорошо расположенной со стратегической точки зрения», финансист охарактеризовал как «превосходный», а первые шаги правительства Яценюка — как «исключительную работу». В ближайшие 5–10 лет, по мнению главы «Темплтона», Украина может встать на путь, ведущий к процветанию. Мы можем предположить, что за кадром небольшого видеоролика, записанного Хазенстабом, остались уверения со стороны Киева в том, что иностранным вложениям в украинские долги ничего не грозит. В свою очередь, для новых властей угроза растерять последних крупных частных кредиторов становится все более реальной. Стоит грянуть дефолту, на грани которого страна балансирует с февраля, и тот же Майкл Хазенстаб явится в Киев уже совсем в другом настроении.

 

Тяжелые финансовые обстоятельства, в которых оказались новые власти Украины, лишний раз убеждают в том, что решать долговые проблемы Киеву в ближайшем времени придется силой оружия. На Украине хоть и нечасто, но можно услышать такие голоса: лучше отдать Донецк России и двинуться в Евросоюз только с теми, кто этого действительно хочет. Майский этап силовой операции на Донбассе — прозрачный намек на то, что для Киева такого варианта больше не существует. Ему только и остается, что любой ценой удержать Восток, балансируя на грани гражданской войны, потому что иначе случится не просто потеря мятежного региона, а тотальный финансовый крах, который свалит даже не кабинет Яценюка, а все «правительство Майдана». В этом случае вождям «февральской революции» придется «править» Украиной из какой-нибудь восточноевропейской столицы, как «правит» ей сейчас из Ростова-на-Дону Виктор Янукович, — перспектива, которую они, судя по всему, осознали.

Теги     Украина      долги      судьба   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Экспорт зерна через порты Краснодарского края превысил 41 миллион тонн
Экспорт зерновых культур через порты Краснодарского края с января по сентябрь 2024 года превысил 41 миллион тонн, сообщил РИА Новости директор ФГБУ "Центр оценки качества зерна" Руслан Хасанов.
Путин сообщил о планах по увеличению объемов производства АПК на 25%
Президент России Владимир Путин среди ключевых задач российского агропромышленного комплекса (АПК) назвал увеличение объемов производства не менее чем на 25% к 2030 году, а также рост экспорта не менее чем в полтора раза. Об этом 13 октября он заявил в видеообращении по случаю Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, опубликованном на сайте Кремля.