Как донские аграрии распоряжаются полученной грантовой поддержкой? (Видео)
21 March 2019, 16:45

По данным донского минсельхозпрода, с 2012 по 2018 годы участниками грантовых программ стали 678 глав КФХ, в том числе 583 начинающих фермера и 95 семейных животноводческих ферм. Как минимум до 2030 года подобная поддержка будет продолжена.

О том, каковы особенности реализации грантовых программ и чего ещё ждать аграриям от государства, шла речь на заседании Клуба агрознатоков ИД «Крестьянин», которое состоялось в рамках XXII Агропромышленного форума юга России.

Партнёрами мероприятия стали ООО «РобоМилКинг» (официальный дилер по продаже высокотехнологичных роботизированных доильных систем LELY) и компания «Сингента» (один из крупнейших мировых производителей средств защиты растений, протравителей и гибридов подсолнечника и кукурузы, а также семян овощных и цветочных культур).

По словам замминистра сельского хозяйства Ростовской области Ольги Мироновой, малые формы хозяйствования вносят до 30% продукции в общую копилку Ростовской области.

Регион лидирует в России по количеству участников грантовых программ. Начиная с 2012 года общий объём инвестиций здесь превысил 2,2 млрд рублей. Грантополучателями создано свыше 1 200 новых постоянных рабочих мест.

– С 2019 года в РФ реализуются 12 нацпроектов. Один из них – поддержка фермеров и развитие сельхозкооперации, – говорит Ольга Миронова. – Федеральным проектом предусмотрено три новых поддержки: например, грант на агростартап, выдаётся любому желаю­щему до 4 млн рублей на любое направление деятельности.

Ты можешь быть просто гражданином РФ, прийти поучаствовать в конкурсе. Если выиграл, то должен в течение 30 дней зарегистрироваться как ИП глава КФХ и выполнить условия гранта: создать рабочее место на каждые 2 млн рублей и т. д.

До апреля разрабатывается федеральная «нормативка» по этому направлению, в которую затем мы добавим свою и разошлём по районам.

Кроме того, с 2018 года увеличен размер гранта на молочную ферму до 30 млн рублей, продолжает замминистра. Ещё 20% фермер может получить из областного бюджета.

– То есть можешь получить 40 млн гранта и добавляешь 10 собственных или заёмных средств. Ростовская область – единственный субъект РФ, который из регионального бюджета частично погашает 40%. На кооперативы с 2018 года размер гранта увеличен до 70 млн, – добавляет она.

– Также субсидируем производство молока. Мы завезли в прошлом году порядка 1 800 голов импортного скота молочного направления. Субсидируется примерно 30% стоимости одной головы.

Хозяйство Андрея Соцкова (Пролетарский район) было организовано в 2016 году. Получив грант, фермер закупил 43 бычка герефордской породы. Как сам утверждает, добиться результата без сотрудничества с уже состоявшимся фермером у него бы вряд ли получилось.

Однако известный донской аграрий глава КФХ Алексей Жданов (недавно он был избран председателем совета АККОР Ростовской области) помог ему с оформлением документов, выделил помещение для содержания скота. И затем поддержал техникой, людьми, кормами. В первый год это было особенно важно, признаёт Соцков.

– Сначала я хотел заниматься свиноводством, потому что проходил практику в Германии на ферме, где были свиньи и молочные коровы. Но Жданов меня отговорил, посоветовал выращивать мясной КРС. Проблем, конечно, очень много, особенно поначалу, когда мало что понимаешь в этом деле. Но со временем всё приходит.

По словам Андрея Соцкова, взаимоотношения со «старшим» фермером у него складываются партнёрские – никакой благотворительности тут нет, общение взаимовыгодное. Но роль Жданова в становлении бизнеса Соцкова всё-таки сложно пере­оценить.

– Скот мы купили на грантовские деньги. На корма средств уже не осталось. Жданов дал нам корма в рассрочку. Через полгода первую партию бычков откормили, сдали и расплатились за корма. И так вот завертелось. Сейчас уже приобретаем недостаю­щие корма на свои деньги.

С какими трудностями столк­нулся начинающий животновод (судя по всему, они ждут большинство желающих «давать стране мяса»)? Главная из них – высокая себестоимость производства и слабая «база» для старта в бизнесе, признаёт аграрий.

– Программа называется «Начинающий фермер». А когда фермер начинает, то у него нет ни земли, ни помещения, ни техники. Одни руки, – рассказывает Андрей Соцков. – Если подсчитать все траты, начиная с покупки телёнка, кормов, горючего, до момента сдачи бычка на мясокомбинат, то расходы превышают наши доходы.

Думаю, такая ситуация у большинства фермеров. Работать, пользуясь только собственными доходами, не получается. Без кредитов, без господдержки животноводство – непосильная ноша. Эта отрасль поддерживается во всём мире.

Сегодня в хозяйстве Соцкова насчитывается 30 бычков на откорме, каждые полгода закупается новая партия. Скот изначально брали в Татарстане, но, по словам фермера, животные оказались хуже, чем ожидалось, да и транспортировка влетела в копеечку.

Тем не менее движение вперёд продолжается – Соцков собирается уже получать грант на создание семейной фермы, а поголовье надеется нарастить до 150 бычков.

Для заветинского главы КФХ Андрея Шевченко молочное производство не первый шаг в агробизнесе. Фермер уже занимался откормом КРС, несколько лет назад получал грант на развитие овцеводства.

«Молочка» стала логичным шагом на пути диверсификации бизнеса. Начав с малых объёмов, за три года Шевченко стал крупнейшим производителем молока в округе.

– В прошлом году мы получили грант 40 млн рублей на развитие семейной молочной фермы, – рассказывает фермер. – Плюс добавили свои. Освоили эти средства на 70%.

Планируем до конца весны докупить оборудование и полностью реализовать проект. Уже закупили нетелей, начался отёл. На закупку техники потратили 25 млн, на оборудование для приготовления кормов – порядка 5 млн, оборудование для переработки молока – около 10 млн, закупка нетелей и тёлочек симментальской породы в Волгоградской области – порядка 10 млн. Ферма рассчитана на 150 дойных коров.

В реализации молока Шевченко хочет сделать ставку на бюджетные учреждения – садики, школы. В доступной по логистике зоне (Дубовский, Ремонтненский, Заветинский районы) большого производителя молока нет, поэтому перекупщики, заготовители туда не доезжают. Переработка в этом смысле – единственный вариант для сбыта.

– Мы сами перерабатываем, фасуем наше молоко, – говорит аграрий. – Есть свои магазины, которые реализуют молоко, сметану, творог. Люди с удовольствием покупают, потому что это натуральное, хотя и не дешёвое.

Сейчас мы подготовили помещение для переработки молока в объёме 3 тонны в смену. Там будет расширена линейка продуктов, в том числе сыры. С районными властями у нас отличные взаимоотношения, они поощряют нас к тому, чтобы мы производили как можно больше продукции.

А если мы найдём с детскими садами и школами общий язык по цене и качеству, то сможем обеспечивать питание детей местными натуральными продуктами, не конкурируя с волгоградцами и воронежцами.

По словам Ольги Мироновой, в муниципальных бюджетах Дона заложено около трёх миллиардов рублей на закупку продуктов. В том числе миллиард рублей на молочку. И тут есть варианты для фермеров, мечтающих о стабильном сбыте.

– Поставлять продукцию можно по конкурсу или по прямым договорам до 4 тысяч рублей. Вторая процедура действительно проще. И она законом предусмотрена, – подчёркивает замминистра.

Также будет интересно:

Сельскому хозяйству в Дагестане уделяют повышенное внимание

Развитие Дальнего Востока: какие отрасли получат миллиарды инвестиций?

Пшеница костанайских аграриев выросла в цене

Источник: agrobook.ru

Теги     фермеры      аграрии      сельское хозяйство      поддержка   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.