Генетики Новосибирска вывели синий ячмень и черную пшеницу (Видео)
23 July 2020, 11:18

Новосибирские генетики доказали – человеческий гормон меланин содержат многие растения. Более того, представители флоры умеют общаться друг с другом. Статью опубликовали в авторитетном научном журнале, а на экспериментальные поля высадили разноцветный ячмень, который получился в результате генетических изменений.

«Ячмень – он самоопылитель, он скрещивается сам с собой. Но если вы хотите вести селекцию, получать гибриды, вводить нужные признаки в ваши сорта, вы должны искусственно вести скрещивание». В итоге и фиолетовый ячмень получили, и черный, и даже альбинос – вообще без окраски. Выращивают и такой, который очень легко чистить – зерно вываливается само. Потом из такого цветного колоса выделяют ДНК и дальше отправляют на исследования в лабораторию. Именно там удалось выяснить – меланин, который отвечает за цвет человеческих глаз или кожи, меняет и окраску злаков. – Это такой пигмент, который есть не только у растений. Он есть у животных, у бактерий. Например, волосы у людей окрашены. Но у людей он немного другой. А у растений он похож, но обладает своей структурой, при этом практически не изученный, мы пионеры в этой теме, – говорит младший научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Анастасия Глаголева.

Меланин – это фенольное соединение. В природе миллионы их разновидностей. Разрежьте банан или яблоко – через минуту срез потемнеет. Это реакция какого-либо фенола с кислородом. Кроме того, с помощью такой биохимии растения, как бы фантастически это ни звучало, могут общаться между собой.

– Растение начинает выделять в воздух сигнальные молекулы. Они улавливаются соседними растениями, и очень быстро начинается синтез фенольных соединений, которые попадают в трихому на поверхности листа. Вредитель, наевшись с листьев одного растения, подбирается к другому – а там его неожиданно ждет сюрприз. Терпкий, неприятный, отталкивающий его вкус, – поясняет директор Всероссийского института генетических ресурсов (город Санкт-Петербург) Елена Хлесткина.

То, что сибирским ученым удалось выделить такой ген у злаков, – большая удача для фундаментальной науки. Но есть еще и прикладное значение – цветные колосья могут использовать и в сельском хозяйстве, и в медицине, и в химической промышленности.

– Химики очень интересуются, как можно использовать пигменты, особенно меланины. Они обладают важными свойствами – адсорбируют, это проводники электронов. И сейчас есть такое направление. Лузгу подсолнечника пытаются применять как адсорбенд. Адсорбенд тяжелых ионов для очистки сточных вод, – говорит старший научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Олеся Шоева.

Сейчас на экспериментальных полях растет несколько новых сортов. Некоторые уже готовы передать в минсельхоз для выращивания в промышленных масштабах. Так что, возможно, вскоре в школьных столовых появится синяя перловка – и наверняка завтраки станут веселей.

Читайте прогноз биржевых цен на 23 июля 2020.

Накормим весь мир: американцы предрекли России самые крупные урожаи зерна

Губернатор Челябинской области о господдержке фермеров после засухи

Зачем Россельхозцентр проверяет качество семян на пензенских полях

Источник: vn.ru

Теги     пшеница     ячмень     Новосибирск     новые сорта     генетики

Подробнее на IDK-Эксперт:
Аналитики Аргентины существенно снизили прогнозные данные на урожай пшеницы
Аналитики Зерновой биржи Буэнос-Айреса понизили прогнозные данные производства пшеницы в Аргентине в сезоне 2020/21. Согласно обновленным данным, фермеры Аргентины могут собрать до 17,5 млн тонн пшеницы. В майском прогнозе этот показатель составлял 21 млн тонн пшеницы.
Рейтинг Forbes пополнился агрохолдингами с представительствами в Черноземье
Среди крупнейших частных компаний России в этой отрасли оказались: «Содружество», «Русагро», «Эфко», «Черкизово», «Мираторг», «Агро-Белогорье», «Продимекс», «Ресурс», «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева, «БЭЗРК-Белгранкорм», «Комос Групп» и ТД «Риф».