Текущий курс рубля благоприятен для экспортеров, однако от него страдает высокотехнологичное производство, отмечают экономисты банка. По их мнению, слабый рубль затрудняет модернизацию российской экономики.
Среднесрочная стратегия экономического роста, принятая российскими властями, судя по всему, сфокусирована на импортозамещении, слабом рубле и снижении издержек на оплату труда, пишут аналитики Morgan Stanley в опубликованном в понедельник, 22 июня, обзоре «Российская экономика: поиск новой модели роста».
На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин заявил о регулировании курса рубля в интересах товаропроизводителей. Государство будет поддерживать тезис о сохранении слабого рубля в течение нескольких лет. Экономисты Morgan Stanley считают, что эта политика может привести к сохранению старой структуры экономики, зависящей от нефтяных цен.
Аналитик банка Алина Слюсарчук отмечает, что низкий курс рубля приведет к сильным издержкам в высокотехнологичных отраслях, таких как машиностроение, которые наиболее активно используют импортные технологии. «Таким образом, мы полагаем, что политика слабого рубля сохраняет старую структуру экономики с преобладанием ориентированных на экспорт секторов, которые опираются на сырьевую ренту, в то время как высокотехнологичные отрасли, скорее всего, будут испытывать трудности», — пишет Слюсарчук.
В обзоре также отмечается, что импортозамещение в среднесрочной перспективе ограничит модернизацию и рост производительности, так как импорт технологий играет важную роль в ряде секторов: автомобилестроении, производстве электро- и оптического оборудования, строительстве, сельском хозяйстве и др. Morgan Stanley предупреждает, что импорт, который обеспечивает 14% всех инвестиций в Россию, упадет в результате этой политики.
Еще один фактор экономического роста, выбранный государством, — рост производительности труда — требует внедрения новых технологий и более интенсивного технологического обмена с Западом, а также сокращения менее эффективного персонала, отмечают аналитики. Тем не менее они указывают, что отношения с Западом в настоящее время затруднены из-за санкций, а для России во время кризиса, учитывая рекордно низкий уровень безработицы, нетипично сокращать сотрудников.
Слюсарчук приходит к выводу, что для успешного импортозамещения и роста производительности необходим рост инвестиций, однако оговаривается, что над деловыми интересами в России превалируют внешнеполитические. «Это значит, что инвестиционные перспективы довольно ограничены», — пишет Слюсарчук.
Эти выводы расходятся с позицией официальных властей. В конце минувшей недели министр финансов России Антон Силуанов назвал текущий курс рубля и цены на нефть идеальными для российской экономики. По его словам, они способствуют проведению структурных реформ. Заявление было сделано, когда нефть Brent стоила $62,87, а курс составлял 54 руб./долл. и 61,3 руб./евро.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в понедельник заявил, что в ближайшей перспективе курс рубля сохранится на уровне 55 руб./долл. Среднегодовая цена нефти, по словам министра, будет выше $60/барр.
По состоянию на 14:22 понедельника биржевой курс доллара составлял 53,84 руб., что на 16 коп. ниже уровня закрытия торгов в пятницу. Курс евро на бирже к этому времени также снижался на 16 коп. к уровню предыдущего закрытия, до 61,14 руб.
Ваш комментарий
|
|
Как сказал Стив Форбс на экономическом форуме в Астане «деньги сами по себе не имеют ценности, они лишь измеряют ценности, как метры, или килограммы». Предыдущая денежно-кредитная политика выстроила экономическую систему, в которой важность повышения конкурентоспособности утратила значимость, заменяя ее срочностью реагирования на конъюнктуру сырьевых рынков. Существуют определенные вещи, необходимые для развития экономики. Если эти базовые потребности не удовлетворяются, экономика чувствует себя опустошенной и неполноценной и появляются мысли «о сырьевом проклятии».
Ни рост госдолга, ни секвестр бюджета не помогут России справиться с нехваткой доходов: ее вариант – копить, заключает рабочая группа при Минфине. Для этого нужно ужесточить бюджетные правила, советуют эксперты Минфину.
На то, что средний темп роста экономики России в 2013–2017 гг. окажется в 10 раз меньше, чем в 2003–2007 гг. (0,7 против 7,5%), правительство не рассчитывало: еще полтора года назад прогнозы предполагали рост в ближайшие годы в среднем на 3,2%. К 2018 г. экономика отстанет от планов по росту на 13%, а если брать еще докризисную концепцию долгосрочного развития 2008 г., то разрыв между планами и реальностью будет почти двукратным. Он означает ежегодную потерю 3–4,5% ВВП доходов, говорится в докладе рабочей группы при Минфине, представленном руководителем Экономической экспертной группы Евсеем Гурвичем.
Ориентируясь на неоправданно оптимистичные – как теперь выяснилось – прогнозы, правительство принимало дорогостоящие и долгосрочные обязательства: резкое увеличение пенсий, зарплат в госсекторе. Они росли и в кризисные периоды, а в периоды экономического роста – еще больше, например рост зарплат бюджетников в среднем за 10 лет вдвое превышал рост бюджетных доходов: так формировался разрыв между обязательствами и возможностями по их финансированию. Точно такая же асимметрия формируется сейчас в оборонном секторе.
«Ситуация небезнадежная, если правительство реагирует конструктивно», – успокаивает Гурвич, пример конструктивного подхода – заморозка индексации зарплат в госсекторе и предполагаемое сокращение индексации пенсий. Но если не привести обязательства в соответствие с доходами, Россия может пойти по пути Греции, несколько лет находящейся в состоянии рецессии и бюджетного кризиса – механизм его формирования тот же.
Способ сокращения раздутых обязательств – реформы: сокращение госсектора, отказ от наиболее неэффективных расходов (например, базовой пенсии работающих пенсионеров) и повышение эффективности прочих (например, адресность социальной поддержки).
Риски бюджета и социально-экономические очень высокие, поддержала экспертов первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Но никто не живет «в модели рисков», посетовала она: «Все считают, что, случись что в банковской системе, у монополий, государство придет и начнет все разруливать». Само политическое устройство таково, что никто не размышляет о долгосрочных последствиях, продолжила она.
Отложенное повышение пенсионного возраста – одна из причин текущей проблемы с индексацией пенсий: наращивать ее нельзя, сокращать более чем на год-два тоже, иначе пенсия может оказаться ниже прожиточного минимума, привел пример цены отложенных реформ директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.
Ни добавить, ни убавить
Особенность сырьевых стран – высокая волатильность бюджетных доходов: в России их динамика варьировалась от роста на 20% до спада на 25% в реальном выражении. Особенность развивающихся стран – сложность привлечения займов для финансирования дефицита бюджета тогда, когда это особенно необходимо: для них в плохие времена стоимость займов резко возрастает. В России за 2000–2014 гг. чем ниже были цены на нефть, тем меньше были и займы: в среднем снижение цены нефти на каждые $10/барр. сокращало займы на 0,5 п. п. ВВП. То есть стратегия «решать проблемы по мере их поступления» для России контрпродуктивна: попытка в шоковой ситуации удержать расходы, финансируя их за счет роста госдолга, только увеличивает риски новых шоков – дорогие займы будут отвлекать все большую часть доходов на выплаты долга.
Однако и резкий секвестр невозможен, перечисляют авторы доклада причины: часть обязательств просто не может быть изменена, резкое сокращение расходов несет политически неприятные последствия, снижает доверие к бюджетной политике, а также еще больше усугубляет кризисный спад экономики.
Если в кризис нельзя надеяться на финансирование дефицита за счет займов, сложно сокращать расходы, то остается одно: работать на опережение и встретить кризис подготовленными – копить резервы. «Можно подготовить смягчение [бюджетной политики], когда бы оно ни наступило», – говорит Гурвич. Однако, несмотря на 150-летний пик цен на нефть, резервов Россия накопила мало.
Копить и копить
Эксперты предлагают ужесточить бюджетные правила, взяв за базовую цену нефти ее среднее значение не за 10 лет, а за 31 год – среднюю за цикл. В 2014 г. она составила бы $55/барр. – близко к прогнозной ($50/барр.), затем росла бы примерно на 1% в год. Всю разницу между расчетной и фактической ценой нефти – сберегать. При этом отменить действующий норматив накоплений в резервном фонде в 7% ВВП, при достижении которого нефтедоходы поступают в ФНБ, и вообще объединить оба фонда в один (за исключением части ФНБ, уже размещенной в российские активы): с завершением цикла высокой конъюнктуры ФНБ просто перестал пополняться и уже не будет. Ориентир накоплений – 30% ВВП против имеющихся сейчас 8%, считают эксперты: в сравнении с другими странами это не так много (см. таблицу).
Нужно ужесточить и правила использования средств резервного фонда: например, тратить не более трети за год и прекратить практику замещения ими недобора источников финансирования дефицита или нехватки доходов, обусловленной чем-либо, кроме отклонения цены нефти от базового уровня.
С неприменимостью средней 10-летней цены Минфин уже столкнулся при планировании бюджета на 2016–2018 гг.: расходы 2016 г. резко возрастали (цена нефти – около $90), а потом резко падали (цена нефти – около $55). Проект бюджета на 2016–2018 гг. предполагает почти полное исчерпание резервного фонда к 2018 г.
Расчет «циклической цены» нефти научно не доказан, сомневается проректор РАНХиГС Сергей Синельников-Мурылев. Зато соответствует реальности, возразил Гурвич. Ведомости. Россия рискует пойти по пути Греции. P.S. Копить это не выход, съест инфляция, и проестся в определенный срок при длительной неблагоприятной конъюнктуре. Полезно было бы использовать этот инструмент для увеличения и диверсификации поступления доходов, не отрываясь от реальности какой бы неблагоприятной она ни была. А правительство должно не рассчитывать экономический рост, а действовать, чтобы он реально состоялся, его задача концентрироваться на ситуации и стимулировать к поиску новых решений все заинтересованные стороны. Стратегия Минфина не решает конкретных задач, она только консервирует проблему на срок, который резервов хватит. Когда люди действительно настроены на достижение взаимной выгоды, мыслят в духе «Выиграл/Выиграл», когда они стремятся к глубокому пониманию друг друга и направляют энергию на совместное решение проблем, стремятся к синергии, а не противопоставляют себя другим, результаты могут оказаться грандиозными и ошеломляющими.