Беларусь придерживается статуса наблюдателя
24 March 2014, 14:34

Почему Москва позволяет Беларуси относительно нейтральную позицию, а Лукашенко чувствует себя не в своей тарелке — высказывания главы государства о ситуации в Украине анализирует политолог Александр Класковский.

 

— Высказывания Лукашенко на избирательном участке отразили ту коллизию, о которой с самого начала обострения отношений между Россией и Украиной говорят аналитики. С одной стороны, белорусским властям абсолютно ни к чему ссориться с властями в Киеве при любой политической погоде. С другой стороны, Беларусь никуда не может деться от своего статуса ближайшего военно-политического союзника Кремля. А в условиях, когда де-факто имеет место агрессия, роль сводится к функции сателлита, вассала.

 

Заявления Лукашенко на избирательном участке притом, что он пыталсяусидеть на двух стульях, все-таки засвидетельствовали признание им вассального статуса Беларуси. Хотя Лукашенко старался не идти полностью в фарватере российской пропаганды, был целый ряд высказываний, которые оттеняли его позицию. Он не стал утверждать, что у власти в Киеве бандеровцы и фашисты. Он даже похвалил западенцев, сказав, что служил в погранвойсках на Западе Украины и отметив, что только политики виноваты, столкнув лбами украинцев.

 

— Что означает заявление Лукашенко о том, что он не одобряет идею федерализации Украины?

 

— Это заявление в пику кремлевской дипломатии, которая настаивает на федерализации. Лукашенко послал сигнал Кремлю: не волнуйтесь, мы ваши верные союзники. Но дал понять киевским властям, что не хочет идти с ними на конфронтацию. И эти клятвы Лукашенко, что Кремль особо на него не давит, требуя признать аннексию Крыма, возможно, не далеки от истины. Есть такая версия среди аналитиков, что Москва специально позволяет Беларуси относительно нейтральную позицию, чтобы иметь здесь запасную площадку для переговоров с Киевом.

 

Заявление Лукашенко о том, что в историческом и стратегическом плане мы на стороне России, является доминирующим и показывает, что судьба Беларуси зависит от политики Кремля. И сегодня, когда Москва рискует ввязаться в новую «холодную войну» с Западом, это означает, что и Беларусь может быть втянута в глобальное противостояние, абсолютно чуждое белорусским интересам.

 

«Холодная война» ничего хорошего Беларуси не сулит, поскольку это перечеркивает перспективы нормализации отношений с Западом, еще больше привязывает Беларусь к Москве в экономическом плане.

 

А Россия может серьезно надорваться в этой «холодной войне». Она потянет за собой на экономическое дно и Беларусь. В то время когда Беларуси нужны реформы, развитие, диверсификация в политике и экономике, она оказывается привязанной к Москве в ее новом издании «холодной войны» против Запада.

 

— «Важнее народы и государства. Яценюки, тягнибоки, кличко — приходят и уходят, а люди остаются. Мы обречены жить вместе и выстраивать отношения с тем правительством, которое есть», — отметил Лукашенко в воскресенье. Но ведь именно глава правительства Арсений Яценюк является сейчас рукопожатным политиком из украинских верхов и встречается с лидерами США и Евросоюза. Используя нарицательные слова в отношении упомянутых политиков, не рискует ли Лукашенко отвергнуть от себя нынешнюю киевскую элиту?

 

— Тут особого риска нет, потому что сегодня украинские власти ценят даже такую позицию Беларуси: «и нашим, и вашим». Они понимают, в каком уязвимом положении находятся белорусские власти, и даже перехваливают их, что было видно повысказываниям украинского посла в Минске и других политиков.

 

Новому украинскому правительству тоже нужны хорошие отношения с Беларусью. Это тот случай, когда соседей действительно не выбирают. Украинцы в обозримой перспективе будут покупать и белорусские нефтепродукты, и сельхозтехнику. Так что тут зависимость взаимная.

 

— Заметит ли Запад такие вынужденные лавирования белорусского руководства?

 

— Запад не питает особых иллюзий в отношении Лукашенко. Там прекрасно понимают, что Беларусь – стратегический партнер России, что сама политическая система, созданная Лукашенко, обрекает его на роль московского сателлита.

 

Для сближения с Западом нужно проводить серьезные реформы – расширять пространство демократии, рыночной экономики, но Лукашенко пойти на это не готов. Более того, предчувствуя, что будет нарастать конфронтация с Западом, он уже сейчас опять подчеркнул, что без прошения о помиловании не выпустит тех, кого Запад считает политзаключенными.

 

Это блокирует вопрос, поскольку трудно представить, что тот же Николай Статкевич, будучи в здравом уме и твердой памяти, напишет такое прошение. Запад только утверждается в своем убеждении, что вряд ли можно перековать белорусское руководство и перетянуть его на свою сторону. Может разрушиться призрачная надежда хотя бы на снятие напряжения в двухсторонних отношениях.

 

В последнее время в Минск прилетали высокопоставленные европейские функционеры, предлагали различные варианты промежуточных планов, а сейчас мы услышали из уст Лукашенко уже подзабытую антизападную риторику. Он припомнил западникам и бомбежку Ирака, и Египет, и Сирию, в общем, все грехи, хотя ранее он сам подчеркивал, что Беларусь небольшая страна и у нас нет глобальных геополитических амбиций. Это вопросы противостояния России и Запада. Беларусь втягивают в конфронтацию, абсолютно не отвечающую нашим национальным интересам.

 

Но чтобы перевести стрелки, власти будут усиливать антизападную пропаганду в духе старых советских традиций: вот, западные империалисты точат зубы. И в такой тональности рисуется необходимость нахождения здесь российских самолетов. Хотя имперский реванш мы наблюдаем сегодня не с западной, а с противоположной стороны. Но об этом белорусское руководство никогда не скажет, потому что эта тема табуирована, хотя и Лукашенко, думаю, чувствует себя не в своей тарелке, видя, как легко Москва расправляется с атрибутами чужого суверенитета.

 

Справка «Завтра твоей страны»

 

Крым сегодня является частью России, и от признания или непризнания этого факта ничего не изменится, заявил 23 арта Александр Лукашенко журналистам.

 

«Крым не является независимым государством, как та же Осетия, Абхазия. Крым сегодня — часть территории Российской Федерации. Можно признавать это или не признавать, но от этого ничего не изменится», — отметил глава белорусского государства.

 

Александр Лукашенко подчеркнул, что от белорусской стороны «никто не требует признания Крыма и поддержки россиян или выступать против этого».

 

«Я честно говорю: от меня и от наших провластных структур, МИД никто этого не требует», — сказал глава государства, заметив, что сегодня у власти в Украине находятся политики самого разного плана — как бизнесмены, так и те, кто называет себя наследниками Бандеры. Однако «кем бы они ни были, с ними нужно иметь дело. Подавляющее большинство украинского народа — это наши люди, такие же, как мы», — сказал Лукашенко. По его словам, для Беларуси всегда будет важнее народ, чем личности тех, кто стоит у власти.

Теги     экономика      Беларусь      РФ   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Доля отечественных семян сои и рапса достигла в 2024 г. в ЮФО 60%
Доля использования хозяйствами Южного федерального округа в текущем году семян отечественной селекции по ряду сельскохозяйственных культур достигла и даже превысила 60%
Теплая погода в конце декабря на юге ухудшит условия для зимовки озимых
Теплая погода в конце декабря 2024 г. в южных регионах может ухудшить агрометеорологические условия для зимовки озимых зерновых культур, сообщает Росгидромет.