Расхлебываем СУП четко с 1-го июля
13 July 2017, 13:54

С 1 июля на зерновом рынке начала действовать новая концепция, предложенная Федеральной налоговой службой. Аграрии говорят о параличе рынка: зерно, фактически, невозможно продать. Экспортёры, напротив, уверены, что провала нет, а рынок успел перестроиться. О перспективах текущего сезона рассказали на Налоговом форуме в Ростове-на-Дону 6 июля.

Когда к микрофону вышла начальник отдела анализа налоговых рисков и планирования налоговых проверок контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич, сидящие в зале как по команде включили смартфоны на видеозапись. Вероятно, все ожидали такой же бурной дискуссии, как на зерновом раунде в Геленджике, ролики с которого разошлись в соцсетях. Но встреча в РИНХе прошла относительно спокойно. Возможно, из-за того, что шок от первых заявлений прошёл. Или благодаря модератору Вадиму Засько, который сразу пресёк попытки задавать вопросы из зала. «У нас тут не майдан», – заявил он, и зал как будто потух: потерялась сама идея форума как публичного обсуждения. Стало ясно, что обсуждать, в общем-то, уже нечего.

Напомним вкратце ход событий. 19 мая ФНС России предложила участникам зернового рынка принять хартию в сфере оборота зерна. Суть её заключается в том, чтобы отказаться от услуг посредников и закупать зерно у производителей напрямую. По мнению налоговой, это должно очистить рынок от серых схем по необоснованному возмещению НДС, которыми пользовались недобросовестные посредники.

– Потери бюджета от таких схем составляют порядка 65 млрд рублей при экспорте зерна и масла и ещё 100 млрд рублей от неуплаты НДС на внутреннем рынке, – озвучила масштабы проблемы Варвара Бурлевич.

– Дискуссия о том, нужна хартия или нет, уже не идёт, – высказал своё мнение Николай Демьянов, директор департамента маркетинга ООО «Международная зерновая компания». – Мы уже живём в хартии, понимаем последствия её нарушения и готовы к ним. Принцип один: нельзя воровать НДС (зал дружно захлопал. – Прим. авт.).

Конъюнктура сейчас хорошая. Хотя производители этого ещё не почувствовали (все ухмыльнулись. – Прим. авт.). Но провала в закупках, которого все боялись, нет (зал зашушукался. – Прим. авт.).

Обращения сельхозпроизводителей в редакцию, скорее, говорят о другом: желающих купить зерно у фермеров практически нет. Продать выращенную продукцию трейдерам с поля невозможно из-за сложностей с доставкой и оформлением карантинных сертификатов. Как бы ни относились представители налоговой к деятельности компаний-посредников, против которых направлена хартия, они выполняют на рынке важную функцию – аккумулируют партии зерна определённого объёма и качества, берут на себя хлопоты с документацией и быстро рассчитываются с аграриями. Получилось так, что в борьбе государства за чистоту рынка пострадали именно рядовые фермеры, которым теперь некуда сбыть зерно и нет денег на продолжение уборочной кампании.

– Любое лечение неприятно пациенту, но в конечном итоге наши усилия направлены на то, чтобы развивать АПК, – пыталась переубедить всех собравшихся Варвара Бурлевич. – После очистки рынка мы готовы отказаться от налоговых проверок. А прямые поставки трейдерам сулят сельхозпроизводителям более выгодные цены.

Варвара Бурлевич озвучила новые правила, по которым теперь предстоит жить зерновому рынку. Если продукция поставляется без НДС (а это 85% рынка), её должны покупать без НДС по прямым договорам или по «агентской» схеме. То есть посредник выступает агентом производителя, сделка должна быть полностью прозрачной, чтобы можно было проследить, кто произвёл, кто доставил зерно, по какой цене и какова сумма агентского вознаграждения.

В качестве варианта трейдерам предложено открыть отдельную фирму на упрощённой системе налогообложения и закупать зерно небольшими партиями (лимит остаточной стоимости основных средств для таких компаний не может превышать 150 млн рублей).

– По итогам третьего квартала мы рассчитываем увидеть закупки зерна без НДС, – заявила Варвара Бурлевич. – В основном рынок уже перестроился, но мы видим, что посредники с НДС ещё остались. У нас есть договорённость с банками. Если банк видит, что расчёты идут с «техническими» организациями (фирмами-однодневками. – Прим. авт.), расчётно-кассовое обслуживание таких счетов приостанавливается. Далее будут возбуждаться уголовные дела.

– Я хотел бы отметить потрясающую работу ФНС России, – прокомментировал со сцены эти требования бизнесмен Кирилл Подольский. Ранее он владел группой компаний «Валинор», занимавшейся производством и экспортом зерна. – В 2007-2008 годах я пережил глобальную налоговую проверку с огромными доначислениями. Сейчас изменился не только уровень профессионализма работников налоговой службы, но и их подход к плательщикам. Поверьте, возможности ФНС сейчас позволяют спокойно снести весь рынок. Но они решили вносить изменения поэтапно. Предложили вам добровольно (в этом месте Кирилл Подольский выразительно кашлянул. – Прим. авт.) перейти к нормальным методам работы, дали шанс всё изменить в лучшую сторону. Лучших условий они предложить рынку просто не могли.

«Галёрка», где сидели фермеры, зашуршала: эти слова и новые правила игры обращены к трейдерам, а не производителям сельхозпродукции. Между тем, именно они сейчас больше всего нуждаются в разъяснениях, как жить дальше.

Вопрос о том, куда же аграриям сбывать зерно, задала фермер из Мартыновского района Татьяна Трегубова.

– Человек, у которого всего 150-200 га земли, не может самостоятельно оформить столько документов, чтобы напрямую продавать зерно экспортёрам. Я работаю с НДС, если я куплю зерно у 5-10 производителей и перепродам его трейдерам, при этом я заплачу НДС, что мне за это будет? – спросила Татьяна Трегубова.

Варвара Бурлевич пояснила, что борьба налоговой направлена против компаний-посредников. «А сельхозпроизводителей вообще не трогают». У сельхозпроизводителя есть возможность закупать и продавать продукцию в пределах 30% от оборота. Значит, подобная кооперация может быть законным выходом из ситуа­ции.

Однако в дальнейшем, отвечая на вопросы журналистов, Варвара Бурлевич заявила, что площадки по отмыванию НДС могут переместиться на базу сельхозпредприятий. Налоговая это понимает и будет внимательно следить за чистотой подобных сделок.

Резонный вопрос: почему именно сейчас, перед началом уборки задумали наводить порядок на зерновом рынке. Получается, раньше государство закрывало глаза на серые схемы?

– Государство не закрывало глаза, но сложно было доказывать незаконность подобных операций, – объяснила Варвара Бурлевич. – Без правоохранительных органов сделать это было невозможно, мы шли в суды, но часто их проигрывали. А наводить порядок мы начали давно, с внедрения системы учёта АСК НДС 2, которая позволяет отслеживать разрывы в финансовой отчётности компаний. Далее мы стали внедрять концепцию СУП (система управления поведением налогоплательщиков) на всех рынках поэтапно. Первыми были рынки бытовой техники и алкоголя. То, что мы работаем с рынком в целом, а не с отдельными его участниками, – более эффективно, так как в этом случае мы защищаем интересы честных игроков рынка.

По мнению Варвары Бурлевич, в связи с принятием новых правил более половины сельхозпроизводителей могут перейти с единого сельхозналога на общую систему налогообложения, так как в этом случае они смогут продавать свою продукцию на 10% дороже. Чтобы стимулировать закупки зерна у производителей, на сайте донского минсельхозпрода опубликован реестр, в котором перечислены все компании по производству зерна.

– Некоторые игроки рынка потеряли связь с сельхозниками из-за того, что раньше они работали через посредников. Теперь связь придётся восстанавливать. В реестре указано, какие культуры производят предприятия, какой режим налогообложения применяют, – объяснила Варвара Бурлевич.

Руководитель управления ФНС России по Ростовской области Дмитрий Фотинов заявил, что в помощь сельхозпроизводителям сотрудники учреждения разработали методические рекомендации для бухгалтеров фермерских хозяйств, а также собрали образцы договоров, по которым необходимо совершать сделки покупки и продажи зерна. Методички разосланы в территориальные органы налоговых служб.

Ожидает своего решения и проблема оформления карантинных сертификатов. Напомним, ранее Agrobook.ru сообщал, что замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольга Горбанева рассказала, что ведомство направило в Правительство РФ предложение о внесении изменений в ФЗ «О карантине растений». Зерно относится к подкарантинной продукции и каждая его партия, выпущенная в оборот, должна сопровождаться карантинным сертификатом. В настоящее время объём одной партии ограничивается одним транспортным средством.

– Это высокая нагрузка на сотрудников Россельхознадзора, возникают очереди грузоотправителей. Для снижения финансовых потерь мы просим внести изменения в федеральный закон и разрешить осмотр зерна на складе, а сертификат оформлять на партию объёмом свыше тысячи тонн, – пояснила Ольга Горбанева.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 10 по 14 июля.

Источник: ptizevod.narod.ru

Теги     РФ      зерно      экспорт      налоги   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Доллар взлетел, а рынок акций США снизился после решения ФРС по ставкам
ФРС снизила ставку по федеральным фондам на 25 б.п. до 4,25–4,50%, как и ожидалось.
РФ и UNCTAD работают над преодолением затруднений в сфере банковских расчетов
Обе стороны подтверждают важность продолжения усилий по нормализации доступа российской сельхозпродукции на мировые рынки, осложненного ввиду незаконных односторонних западных санкций, говорится в сообщении МИД РФ