Чего ждать от нового финансового курса США
15 February 2017, 10:17

В понедельник, 13 февраля, американский сенат утвердил миллионера и экс–банкира Goldman Sachs Стивена Мнучина в должности министра финансов. РБК разобрался, чего ждать от нового финансового курса правительства США.

Долгожданный министр

Стивена Мнучина, миллионера и бывшего банкира Goldman Sachs, поддержали 53 сенатора, 47 проголосовали против; все сенаторы-демократы, кроме одного, выступили против его кандидатуры. Назначение Мнучина укладывается в логику подбора других членов команды Дональда Трампа: у него отсутствует какой-либо опыт государственной службы, и он абсолютно лоялен новому президенту.

«Работая в Goldman Sachs, я приобрел огромный опыт как в сфере финансовых рынков, так и в области технологий. Я считаю, что это очень важно для работы в должности главы Минфина, — рассказывал Мнучин 19 января на слушаниях в сенате по его кандидатуре. — У меня также есть опыт работы в инвестиционном бизнесе и в региональном банкинге». Трамп отдал должное компетентности Мнучина, руководившего финансами его президентской кампании. «Наша финансовая система передана в надежные руки, — констатировал Трамп на церемонии вступления Мнучина в должность. — Мы решим все проблемы».

В компетенции Мнучина как главы Минфина будут находиться и вопросы санкций. Мнучин высказывался за сохранение ограничительных мер против России еще в ходе сенатских слушаний: «Президент четко дал понять, что изменит санкции лишь в том случае, если мы получим что-нибудь взамен». Он подтвердил свою позицию и после своего назначения во вторник, 14 февраля.

Вакуум власти

Законодатели, лоббисты и бизнес с нетерпением ждали прихода нового министра, который в США отвечает как за экономическую, так и за финансовую политику. Мнучину предстоит незамедлительно взяться за решение сразу нескольких важных задач. Самая неотложная из них — комплектация штата ведомства. Вакантными в министерстве остаются около 20 ключевых позиций, включая должность замминистра по вопросам терроризма и финансовой разведки. Несколько человек отказались от предложенных постов или отозвали свое согласие, сообщает Bloomberg.

Сам пост министра оставался незанятым 22 дня — рекордный срок финансового безвластия за всю историю США, сообщил Bloomberg со ссылкой на данные американских законодателей. Вакуум образовался искусственно — как следствие усилий сенаторов-демократов, пытавшихся затянуть или заблокировать утверждение некоторых предложенных Трампом кандидатур в новую администрацию.

Обезглавленный Минфин создавал условия для противоречащих заявлений различных членов администрации о финансово-экономическом курсе, хотя им не известно, каким он в итоге будет, отмечает обозреватель Bloomberg Марти Шенкер. С ним согласен Эрик Нилсен, главный экономист банка Unicredit: «Неразбериха, судя по всему, будет продолжаться еще достаточно долго, в лучшем случае все будет делаться спустя рукава».

«Мафия» Goldman Sachs

Кадровая политика новых американских властей уже вызвала критику демократов, обвинивших Белый дом в том, что тот делает ставку на выходцев из Goldman Sachs. Должности в администрации сейчас занимают Гэри Кон, глава Национального экономического совета (одно из агентств США. — РБК), Стивен Бэннон, старший советник президента США, и Дина Пауэлл, помощник и советник по экономическим вопросам, все — бывшие работники инвестбанка.

На пост заместителя Мнучина по вопросам внутренних финансов Белый дом рассматривает банкира Goldman Джима Донована, сообщил Bloomberg со ссылкой на осведомленный источник. В его сфере ответственности будет находится рынок казначейских ценных бумаг емкостью $13,8 трлн. Должность другого зама, по международным вопросам, может занять бывший экономист обанкротившегося инвестбанка Bear Stearns, купленного J.P. Morgan Chase, Дэвид Мэлпасс, сообщило агентство.

Финансовый агрессор

Стивен Мнучин родился 21 декабря 1962 года в Нью-Йорке. Он — младший сын Роберта Мнучина, который на протяжении 30 лет был партнером в Goldman Sachs. Стивен проработал в Goldman Sachs 17 лет, он был партнером, отвечал за торговлю ценными бумагами, а также входил в правление банка.

Мнучин окончил Йельский университет в 1985 году. После учебы он проходил стажировку в инвестбанке Solomon Brothers, а затем ушел в Goldman. В 2004 году вместе с двумя коллегами по Goldman Стивен основал хедж-фонд Dune Capital Management. Одним из инвесторов фонда был миллиардер Джордж Сорос. В 2006 году компания занялась финансированием кинопроизводства, заключив контракт с киностудией 20th Century Fox и вложившись в съемки научно-фантастического фильма «Аватар» и некоторых фильмов из серии «Люди Икс». Позднее она осуществляла финансирование фильмов «Американский снайпер» и «Безумный Макс: Дорога ярости».

В 2009 году Мнучин вместе с партнерами приобретает обанкротившийся калифорнийский банк IndyMac и докапитализирует его на $1,6 млрд. Новая структура получила название OneWest Bank. За год партнерам удалось вернуть бизнес к прибыли отчасти за счет агрессивной практики лишения прав собственности держателей ипотеки. В конце 2009 года суд в Нью-Йорке обнулил долги заемщиков банка, наказав OneWest за «жестокие, отвратительные, шокирующие и омерзительные» действия при работе с проблемными кредитами. Спустя год апелляционная инстанция отменила это решение. В общей сложности за последующие шесть лет банк лишил прав собственности на жилье около 36 тыс. своих должников. В 2015 году OneWest был продан финансовой компании CIT Group за $3,4 млрд. Сделка принесла Мнучину $380 млн. Когда Трамп обсуждал со знакомыми эту сделку, он говорил, что больше всего его поразила сумма, которую удалось выручить Мнучину.

Неотложные задачи

Уже в первые дни в должности Мнучину придется решать сразу несколько срочных задач. Еще до назначения Мнучин называл своим приоритетом предотвращение дефолта США. 15 марта власти должны вернуться к вопросу потолка госдолга, который начнет действовать, если законодатели снова не согласуют его приостановку. Сам Мнучин называл объем долга США в $20 трлн слишком большим и говорил, что его сокращению будет способствовать экономический рост. По его оценкам, задача властей — добиться роста ВВП США в 3–4% в год.

Второй срочный вопрос — встреча министров финансов и председателей Центробанков стран «Большой двадцатки» 17–18 марта в Баден-Бадене (Германия), первая для Мнучина в новой должности. К заявлениям министра будет приковано повышенное внимание, поскольку его коллеги по «Двадцатке» смогут интерпретировать словесные интервенции с целью влияния на валютные курсы как нарушение обязательств «воздерживаться от девальвации валют для получения конкурентных преимуществ и всех форм протекционизма», обозначенных в коммюнике G20, принятом в сентябре 2015 года, а также от разжигания валютных войн.

Магистральными в повестке Минфина станут вопросы снижения налогов и пересмотра торговой политики. В своем ноябрьском интервью CNBC Мнучин обещал снизить налоги для среднего класса и бизнеса. Последняя мера — хорошая возможность создать рабочие места, объяснял он. Трамп в рамках реформы налоговой системы предлагал снизить корпоративный налог до 15 с 35%, а также сократить число ступеней налоговой шкалы с семи до трех.

Отвечая на вопросы сенаторов, Мнучин также повторил тезис Трампа о валютной политике, назвав нынешний курс доллара «очень-очень сильным». «Чересчур сильный доллар» может оказать негативное влияние на экономику в краткосрочной перспективе, сказал Мнучин. В январе комментарии Трампа по этому вопросу спровоцировали ослабление американской валюты. Высказывания коллег Мнучина — главы Национального торгового совета при американском президенте Питера Наварро о евро и кандидата в министры торговли Уилбура Росса о Канаде и Мексике — также вызывали снижение курса доллара к евро, канадскому доллару и песо.

Развитие экономических отношений с Китаем, Мексикой и другими торговыми партнерами США, которых беспокоит трамповская стратегия «Америка прежде всего», — также в числе главных задач Мнучина на новом посту. «Станет ли эта администрация изолировать себя от международного монетарного сотрудничества в сфере валютных курсов, международных организаций или глобальной регуляторной политики — большой вопрос», — приводит Reuters слова Эдвина Трумана, бывшего сотрудника Минфина и ФРС США, который сейчас работает в Институте мировой экономики Петерсона.

Источник: rbc.ru

Теги     Минфин      курс      финансы      Трамп   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Какао теперь дороже меди: цены за тонну какао-бобов превысили $9000
Какао за день подорожало более чем на $700 за тонну, превысив отметку $9000 впервые в истории
В МИД рассказали, как жителей ЕС обманывают с тарифами на сельхозпродукцию
Руководство Евросоюза стремится обмануть свое население, выдавая резкое повышение тарифов на сельхозпродукцию из России и Белоруссии за протекционистские меры для рынка ЕС