Всемирный банк считает спорной щедрость поддержки Россией малого бизнеса в кризис
08 October 2020, 08:50

Всемирный банк (ВБ) в докладе о влиянии пандемии на малые и средние предприятия (МСП) указывает на риски долговой политики РФ по наращиванию госзаймов для финансирования дефицита бюджета — и, в частности, ради поддержки малого бизнеса.

Опасения аналитиков ВБ связаны с финансовыми ограничениями для такой поддержки в долгосрочной перспективе. ВБ говорит о целесообразности точечной поддержки лишь тех МСП, которые способны обеспечить восстановление экономики,— массированная же поддержка на этапе кризиса может исчерпать возможности России для последующего финансирования перспективных МСП.

Аналитики ВБ в рабочем докладе «Малые и средние предприятия во время пандемии: влияние, реакция и роль финансирования развития» сравнили влияние «коронакризиса» на малые и крупные предприятия в одинаковых секторах на основе опросов предприятий в 13 странах, в том числе в России, Грузии, Молдавии, на Кипре. В целом выводы авторов повторяют наблюдения о том, что МСП более уязвимы по сравнению с крупными компаниями. В среднем такие компании обладают ликвидностью для покрытия постоянных затрат в течение десяти недель, что на три недели меньше, чем у крупных фирм. МСП также в большей степени испытывают шок спроса: их продажи падают сильнее в среднем на 9 п. п. (но при этом они менее подвержены сбоям в международной торговле).

Отдельно авторы изучают влияние пандемии на сектор быстрорастущих и создающих рабочие места МСП, поскольку они «имеют большее значение для восстановления экономики».

Такие компании также более уязвимы к шокам COVID по сравнению с крупными, но в отличие от остальных МСП испытывают шок спроса менее серьезно, тогда как более подвержены сбоям в международной торговле и потрясениям со стороны предложения и финансов. Поэтому спасение перспективных с точки зрения восстановления компаний может потребовать иных мер — помимо решения проблем ликвидности, следует из доклада.

За последние несколько месяцев в 124 странах было принято более 1,1 тыс. мер поддержки МСП в ответ на COVID-19, при этом Всемирный банк группирует их по восьми направлениям: налоги, льготное кредитование, иное финансирование, поддержка спроса и занятости, консультационная поддержка и пр. При этом авторы доклада указывают, что поддержка МСП должна быть направлена не только на решение краткосрочных проблем, но и долгосрочных — цифровизацией сектора и внедрением инноваций.

Основная проблема по мере возобновления бизнеса заключается в том, смогут ли МСП адаптироваться к новой среде после COVID-19 и принять новые бизнес-модели. В будущем МСП потребуется внедрить цифровые технологии, чтобы повысить устойчивость и стимулировать дальнейший рост»,— констатируют в ВБ.

Сложности «поддержки на перспективу» связаны с ее масштабами: поскольку для восстановления экономики большее внимание следует уделять молодым и быстрорастущим компаниям, экспортерам или новаторам, которые напрямую связывают цели поддержки с рядом задач развития, размер фирм в качестве единственного критерия при оказании поддержки неэффективен. Однако из-за отсутствия детализированных сведений о компаниях правительства зачастую не способны предусмотреть адресные меры и вынуждены оказывать широкую поддержку для предотвращения рисков ухода жизнеспособных предприятий. Массированная поддержка всех МСП на этапе кризиса может не оставить ресурсов для тех, кто будет нуждаться в поддержке уже на этапе восстановления.

Актуальность разработки точечных программ поддержки МСП авторы косвенно подчеркивают ограниченными возможностями правительств, в том числе финансовыми и фискальными. Так, среди стран с действующими мерами поддержки 40% относятся к странам с высокими доходами, еще треть — с доходами выше среднего. При этом многие страны с низкими доходами не предлагают никакой поддержки (78%). Механизмы поддержки также значительно варьируются.

Одновременно страны могут испытывать сложности с привлечением дополнительных долгов для финансирования программ поддержки: речь идет о странах с высоким уровнем государственного и корпоративного долга.

«Страны, в которых выполняются оба этих условия, подвергаются наибольшему риску быстрого экономического спада в результате шока и, следовательно, больше нуждаются во внешней помощи»,— указывают аналитики ВБ. К таким наряду с Турцией, Нигерией, Пакистаном и пр. относится и Россия, следует из доклада.

Ранее АКРА также указало на риски долговой политики российского правительства: так, несмотря на невысокую долю госдолга в ВВП РФ, пределы размещения ОФЗ ограничены санкциями и спросом на облигации со стороны банков и финансовых компаний, что повлечет рост стоимости такого финансирования. При широкой поддержке МСП возникают риски того, что на этапе восстановления средства для поддержки сектора будут истощены, в том числе из-за необходимости обслуживания госдолга.

Как сообщили “Ъ” в Минфине, с учетом постепенной траектории восстановления деловой активности и продолжения финансирования отдельных антикризисных программ в период восстановления после пандемии в 2021 году дефицит бюджета останется на повышенном уровне и продолжит финансироваться за счет привлечения дополнительных госзаймов. В этих условиях в 2020 году и в переходный период 2021 года уровень госдолга к 2022 году достигнет 20% ВВП и с учетом нормализации размеров заимствований будет оставаться вблизи этого уровня в последующие годы.

Читайте обзор товарных рынков на 8 октября 2020.

Источник: kommersant.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Важные
Аграрии Белгородской области установили рекорды вместе с Ростсельмаш (Видео)
30 ноября завершилась программа компании «Ростсельмаш» по продвижению «Ставим рекорды вместе». Итоги подвели, победителей наградили.
Алжир стремится снизить зависимость от импорта пшеницы
Рынок пшеницы Алжира долгое время зависел от импорта, и правительство страны хочет обратить эту тенденцию вспять