Сибирские логисты ищут нестандартные решения
19 August 2010, 16:30

С какими целями представители новосибирской компании «ПродГамма» (крупнейший российский импортер риса) посетили III Международную конференцию «Зерновая Сибирь — 2010» и какие выводы по ее итогам сделали, «МК в Новосибирске» рассказал генеральный директор ГК «ПродГамма» Александр Хамидуллин:
«Нам было интересно принять участие в конференции, организованной IDK, Национальным Союзом Зернопроизводителей, RusAgriBiz Consulting и ОАО «Ингосстрах». Обсуждался большой круг вопросов — от прогнозов текущего урожая зерновых, агротехники, логистики до возможности организации их экспорта в Юго-Восточную Азию. Большое внимание к Сибирскому региону не случайно, особенно сейчас, когда наша страна потеряла из-за засухи до четверти площадей зерновых. Сибирь может оказать значительную помощь пострадавшим регионам поставками продовольственного зерна и фуража. Мы видим значительное внимание и содействие растениеводству в Сибири со стороны федеральных и региональных властей.
Наша компания рассматривает возможность заняться новым для нас направлением бизнеса — экспортом зерна. С этой точки зрения нас интересуют страны Юго-Восточной Азии. Сейчас мы взвешиваем все «за» и «против», обдумываем, насколько своевременно это решение, принесет ли оно дивиденды, в общем, оцениваем ситуацию на данном рынке.
Существует много сложностей с организацией экспорта зерна. Главная проблема связана с его качеством. За последние годы мы неоднократно становились свидетелями конфликтов между российскими экспортерами и иностранными покупателями, сопровождавшихся большими задержками на выгрузке судовых партий зерна, когда проблема качества выходила на межправительственный уровень.
Приходится признать, что российское зерно весьма невысокого качества в том смысле, что его нужно значительно дорабатывать: очищать от сорных примесей, вредителей хлебных запасов и т. д. Не проведя очистку пшеницы, невозможно продать ее за рубеж по справедливой цене. Решение этой проблемы возможно только при значительных инвестициях в строительство хранилищ с передовыми технологиями хранения и переработки зерна. Эта проблема актуальна и для Сибири, где большая часть зерна хранится на токах, непосредственно у сельхозпроизводителя. Уверен, что со временем ситуация будет меняться в лучшую сторону.
Другой значительной проблемой, затрудняющей экспорт зерна из Сибири в Юго-Восточную Азию, являются транспортные тарифы. Сибирь находится в центре России, значительно удалена от портов, что не позволяют сибирскому зерну быть конкурентоспособным по своей цене на зарубежном рынке. Зернопроизводители южных и центральных регионов России, расположенных ближе к Новороссийску, имеют значительно меньшие транспортные издержки, и нам, сибирякам, трудно с ними конкурировать. При этом везти зерно из Сибири железной дорогой через Дальний Восток и далее морем в Юго-Восточную Азию, как ни странно, дороже, чем, если действовать через Новороссийск: стоимость морских перевозок, в отличие от железнодорожных, в кризис значительно упала.
Для удешевления железнодорожных тарифов необходима организация кольцевых маршрутов из Сибири до портов Дальнего Востока, при которых будут использоваться встречные перевозки. Так, предполагается организовать маршрут с перевалкой зерна через порт Зарубино, в который, в свою очередь будет направлен поток из ЮВА глинозема для сибирских алюминиевых предприятий. Но когда заработает эта схема, кто и на каких условиях будет допущен к ней — это большой вопрос.
Особой похвалы можно удостоить работу сибирских логистов, которые пользуются нестандартными решениями для удешевления железнодорожных перевозок зерна. Так, ТЛК «КонтРейл-Байт Сибирь» предложила оригинальный способ перевозки пшеницы в контейнерах. Главным достижением является возможность прямой погрузки пшеницы в контейнеры с токов, то есть непосредственно от сельхозпроизводителей. Этой схемой уже активно пользуется Сибирский аграрный холдинг.
В общем, проблем много, но они не пугают нас, мы просто выбираем самый удобный момент для входа в этот, пока для нас новый, бизнес. Сейчас мы работаем над технологией и логистикой, проверяем свои возможности, ведем переговоры с производителями зерна в Сибирском регионе, с потенциальными покупателями в Юго-Восточной Азии, и в определенный момент, когда нам будет полностью понятен процесс организации экспорта, войдем в этот бизнес. Тем более вопрос пока снят главой Правительства РФ, который недавно ввел временный запрет на вывоз зерна за границу, пока во всех регионах не будет собран урожай. С точки зрения государства это абсолютно правильное решение — не допустить продовольственного кризиса и, как следствие, роста цен и возможного социального взрыва в стране. Мы полностью разделяем такую позицию».


Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Из порта в Ленинградской области в первые в Нигерию отправлена российская пшеница
Отечественную пшеницу впервые направили в Нигерию из порта Высоцк в Ленинградской области.
Кофейное ралли набирает обороты: арабика на пике с 2011 года
Кофе дорожает на фоне обострения проблем с поставками