Как развиваться фермерам, производящим натуральную и вкусную продукцию? (Видео)
15 March 2018, 18:47
Создание нишевого продукта, кооперация и гастрономический туризм – вот главные пути повышения доходности КФХ, не желающего замыкаться на растениеводстве.
Разумеется, каждый из этих вариантов имеет свои сложности, однако других успешных стратегий (если не брать прямой экспорт) донскими аграриями пока не освоено – об этом и многом другом шла речь на заседании Клуба агрознатоков ИД «Крестьянин», которое состоялось в рамках форума «Интерагромаш-2018».
О некоторых участниках нашего заседания мы уже рассказывали. К примеру, руководитель ООО «Био-хутор» Алексей Щепетьев: первым в Ростовской области он создал органическое хозяйство, отвечающее всем необходимым зарубежным требованиям.
Долгое время Щепетьев с переменным успехом занимался традиционным растениеводством, выращивал зерновые. Но несколько лет назад круто изменил бизнес-модель – от создания «массового» продукта перешёл к уникальному, нишевому.
Сделал ставку на бобовые, а также на сорта дикой пшеницы – спельту, полбу. Сейчас «Био-хутор» выпускает «органические» крупы, хлопья (ржаные, овсяные, полбяные), чечевицу, горох.
– Мы взяли те сорта пшеницы, до которых не добираются вредители, – рассказывает об особенностях технологии Алексей Щепетьев. – Они плёнчатые, поэтому насекомые не могут их прогрызть. Что касается сорняков, то тут работаем боронами, выстраиваем правильный севооборот. Поняли, что нужен пар – хотя бы раз в пять лет паровые участки должны присутствовать на полях.
К переработке фермер пришёл не сразу – как оказалось, одних экосертификатов для того, чтобы продукция стала востребованной, в торговле не хватает. Нужна полноценная линейка товаров, с которой можно выйти в сети, в розницу.
Этим он и занялся.
– Без переработки, как оказалось, никуда, – размышляет аграрий. – Именно здесь создаётся добавленная стоимость. Конечный продукт попадает на полку, там уже другие ценники.
Мы построили птичники – кормим кур экологически чистыми остатками от переработки зерна. Из-за жёсткости плёнки той же полбы до половины урожая приходится отшелушивать. Но зато теперь наше яйцо просто разлетается в магазинах, не успеваем его производить. Выпекаем хлеб из проросшего зерна, делаем муку, сухари.
По словам Алексея Щепетьева, поначалу продажи шли туго – до тех пор, пока не создали специальные отделы продаж сразу в нескольких городах (Таганрог, Ростов, потом Москва), потребитель не узнал товар.
Зато теперь продукция «Био-хутора» реализуется по всей стране, спасибо дистрибьюторам и торговым сетям – в основные магазины типа «Магнита» или «Ленты» хозяйство уже вошло. Наценка в них иногда превышает 100%, но Щепетьев не жалуется: свои 40% он в цену закладывает.
Пётр Смородин со своим молочным ССК «Павловский» – ещё один давний герой «Крестьянина». Объединив пару лет назад несколько фермеров, азовский кооператив активно наращивал производство – свежайшие молоко, сливки, сметана и другие «свойские» товары продавались в Ростове-на-Дону на рынках и в павильонах. Шла речь о создании собственной сбытовой сети.
– На сегодня за девять месяцев работы нам удалось разместить продукцию в девяти точках по Ростову, – рассказывал Пётр Смородин на заседании Клуба агрознатоков весной 2017 года. – И мы видим интерес потребителя. Это выгодно обеим сторонам: производитель избавляется от посредника и вся приращённая стоимость остаётся у него. А покупатели получают качественную «молочку» по нормальным ценам.
Спустя год оптимизм председателя немного поугас. Однако причина этого кроется не в кооперативе и даже не в рыночной конъюнктуре.
– Сама идея кооперации хорошая, и я как экономист другого пути повышения доходности КФХ не вижу, – рассказал Пётр Смородин. – Но зачастую декларации о помощи сельхозпроизводителям (если не считать минсельхоза и грантовой поддержки) так и остаются декларациями.
Год назад мы были готовы расширять объёмы продаж. Наше молоко живое, срок его хранения не превышает 72 часов. Поэтому очень важно наладить качественную логистику и организовать торговлю на местах.
Но сегодня в Ростове-на-Дону система доступа на рынок и земельные участки, где можно было бы поставить павильоны, сосредоточена у владельцев, которые сами реализацией товаров не занимаются. Тендеры (на право аренды участков. – Прим. авт.) выигрывают непонятные люди. А дальше схема работает просто: хочешь получить место – бери его в субаренду. Цена уже, естественно, в разы выше.
Например, на ростовском проспекте Стачки аренда киоска 2 на 2 метра стоит 20 тысяч рублей в месяц. Разве можно это окупить? В течение семи месяцев меня убеждали в городской администрации, что помогут, но в итоге я получил письмо, что «оказать содействие в этом плане невозможно». После проведённых торгов нам опять предлагают брать места по высокой цене.
И теперь, резюмирует Смородин, планы по расширению производства приходится урезать. «Крестьянин» будет следить за развитием ситуации – председатель ССК «Павловский» подготовил соответствующее обращение в правительство и Заксобрание области.
– Нужно вносить изменения в действующие нормативы по размещению мест нестационарной торговли, – убеждён Пётр Смородин. – Если фермеру гарантировать сбыт его продукции, он получает очень мощный стимул для развития.
Наконец, ещё одна возможность для повышения доходности КФХ – участие в гастрономических турах и ярмарках. Но кто будет их организовывать? Прецеденты уже есть.
Донское винодельческое хозяйство «Эльбузд» – единственное предприятие в России, имеющее суперсовременную немецкую технологическую производственную линию.
– Мы очень вовремя, до санкций, успели её купить, – улыбается директор по развитию компании Владимир Гончаров. – Саженцы мы тоже брали в Германии, и, в отличие от многих хозяйств, работаем только с собственноручно выращенным виноградом. Лицензию (на продажу вина. – Прим. авт.) получили два года назад, вино начали продавать осенью 2017 года.
На Дону сейчас лицензировано всего восемь винодельческих предприятий, причём часть из них банкротятся. Мы одно из трёх хозяйств, которые реально работают. Ситуация не очень позитивная – наблюдается дефицит качественных донских вин.
По словам Владимира Гончарова, во всём мире винодельни становятся центрами притяжения (а значит, и точками роста) для других производителей фермерской продукции (мёда, оливок, сыров и т. д.). Поэтому около года назад «Эльбузд» стал проводить гастрономические «выставки». Идея оказалась очень востребованной.
– В нашем бизнесе есть ресторанный комплекс в Ростове-на-Дону, – говорит директор по развитию. – Для первой ярмарки мы отвели в нём один зал, участвовало 10-12 фермеров. Сейчас в день выставки мы полностью закрываем комплекс – участвуют производители сыров, колбас и других сыро-вяленых изделий, плюс, конечно, виноделы. Нашли даже производителя оливок – он возит их к нам из Испании! Проходимость очень большая, залы порой не вмещают всех посетителей.
Чтобы максимально расширить аудиторию, в «Эльбузде» намерены запустить выездные гастрономические туры непосредственно на базу винодельческого завода: его инфраструктура изначально проектировалась с учётом подобных целей. Первая ярмарка состоится в апреле – виноделы приглашают к участию в ней фермеров, производящих вкусную и натуральную продукцию.
– Мы планируем найти от 50 до 70 производителей, надеемся, это привлечёт до 2,5 тысячи посетителей в день, – говорит Владимир Гончаров. Ярмарка будет действовать с весны до октября. Как показывает наш опыт, это очень удачный формат для фермеров. В дни наших выставок каждый из участников распродавал свою продукцию целиком!
Также будет интересно:
Украина вновь развязывает торговую войну с РФ
Путин пошутил про разведку и хлеб
Напечатан первый в мире автомобиль из переработанного кукурузного зерна
Источник: agrobook.ru
Ваш комментарий
|
|