Тернистый путь аграриев на рынки ЕС
14 January 2016, 09:09
Европейский потребительский рынок – один из самых крупных в мире, но продукцию украинских аграриев на нем, мягко говоря, не ждут с распростертыми объятиями. С одной стороны, украинский экспорт ограничен квотами, которые остались на самые популярные украинские продукты, с другой – высокими техническими требованиями, выдвигаемыми ЕС. В итоге, несмотря на заверения украинских чиновников об открытии экспорта в Европу, объем продаваемой западным соседям украинской аграрной продукции не только не растет, но даже сокращается.
Соглашение о зоне свободной торговли Украины с Евросоюзом вступило полноценно в действие уже 1 января 2016 года. Страны ЕС одномоментно получили торговые преференции со стороны Украины. А вот ставки ввозных пошлин для украинских товаров останутся фактически на том же уровне, которые сейчас действуют в рамках автономного преференциального торгового режима, так как с 23 апреля 2014 года ЕС уже отменил пошлины на 83,4% товарных позиций для украинской сельхозпродукции.
Перечень товаров, которые подпадают под тарифные квоты, не изменится. В то же время размер некоторых квот может быть увеличен (например, пшеница, мясо птицы и консервированные томаты). Так, квоты, предоставленные на 2015 год Евросоюзом Украине, по некоторым позициям аграрной продукции почти исчерпаны. По отдельным видам сельскохозяйственной продукции квоты были исчерпаны еще в начале прошлого года.
Согласно данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, по состоянию на конец декабря 2015 года полностью исчерпаны годовые квоты на мед, ячменную крупу и муку, обработанное зерно, зерновые злаки, обработанные томаты, виноградный и яблочный сок, овес. Также использована годовая квота на кукурузу и пшеницу, три квартальные основные квоты на мясо птицы по 4 тыс. тонн и почти исчерпаны квоты по ячменю (194,2 тыс. тонн из 250 тыс. тонн).
В то же время по многим позициям квоты даже не использовались. В перечне незаполненных квот – баранина, и сахарные сиропы, крахмал, отруби, грибы, сахарная кукуруза, чеснок, продукция из обработанного молока и масла. Это те категории, на которые нет конкуренции среди украинских производителей, а следовательно, квоты на нее как в прошлом году, так и сейчас продолжают оставаться незаполненными. Безусловно, Украина продолжает работать над вопросом увеличения беспошлинных квот на экспорт аграрной продукции в ЕС, правда, безуспешно.
С введением ЗСТ с 1 января 2016 года появились препятствия иного характера, преодолеть которые для отдельных сельхозпроизводителей пока кажется невозможным. Такими препятствиями остаются нетарифные барьеры. Речь идет о требованиях к качеству продукции и условиям производства, а также разнице в подходах к функционированию рынка.
Для того чтобы получить разрешение на экспорт продукции в ЕС, сельхозпроизводитель должен привести свой товар в соответствие со стандартами качества и безопасности, подтвержденными сертификатами европейского типа. На данном этапе Украина получила разрешение на экспорт большинства из основных позиций продукции животного происхождения, среди которых мясо птицы, рыба, мясопродукты, яйца и мед. Ранее Еврокомиссия утвердила перечень 10 отечественных предприятий, которым разрешено экспортировать молоко и молочные продукты в Европу. Это означает, что качество нашей продукции лишь на 10 предприятиях аналогично европейской.
Чтобы лучше ориентироваться в новых требованиях технического, санитарного и фитосанитарного направления, Европейской комиссией был создан специальный онлайн-сервис Export Helpdesk. Каждый, кто намерен увидеть свой товар на полках европейских супермаркетов в будущем, сможет ознакомиться с этими требованиями и деталями условий экспорта в ЕС.
Кроме требований к качеству и безопасности пищевых продуктов, к нетарифным барьерам можно отнести частные стандарты. Они действуют независимо от законодательного регулирования в ЕС. Хотя о мерах нетарифного регулирования не так часто вспоминают в Украине, но они не меньше влияют на конечный результат, чем, например, фитосанитарный контроль.
В частности, чтобы реализовать продукцию в отдельных супермаркетах, необходимо соблюдать, помимо прочего, определенные социально-экономические, экологические и даже моральные принципы при производстве товара. Речь идет о соблюдении трудовых стандартов, прав животных, о нанесении минимального вреда окружающей среде. В условиях рыночной конкуренции и товарного ассортимента это те факторы, которые увеличивают спрос на соответствующую продукцию и делают ее уникальной. Поэтому своеобразие указанных требований также должно учитываться украинскими экспортерами.
Источник: vybor.ua
Ваш комментарий
|
|