Тернистый путь аграриев на рынки ЕС
14 January 2016, 09:09

Европейский потребительский рынок – один из самых крупных в мире, но продукцию украинских аграриев на нем, мягко говоря, не ждут с распростертыми объятиями. С одной стороны, украинский экспорт ограничен квотами, которые остались на самые популярные украинские продукты, с другой – высокими техническими требованиями, выдвигаемыми ЕС. В итоге, несмотря на заверения украинских чиновников об открытии экспорта в Европу, объем продаваемой западным соседям украинской аграрной продукции не только не растет, но даже сокращается.

Соглашение о зоне свободной торговли Украины с Евросоюзом вступило полноценно в действие уже 1 января 2016 года. Страны ЕС одномоментно получили торговые преференции со стороны Украины. А вот ставки ввозных пошлин для украинских товаров останутся фактически на том же уровне, которые сейчас действуют в рамках автономного преференциального торгового режима, так как с 23 апреля 2014 года ЕС уже отменил пошлины на 83,4% товарных позиций для украинской сельхозпродукции.

Перечень товаров, которые подпадают под тарифные квоты, не изменится. В то же время размер некоторых квот может быть увеличен (например, пшеница, мясо птицы и консервированные томаты). Так, квоты, предоставленные на 2015 год Евросоюзом Украине, по некоторым позициям аграрной продукции почти исчерпаны. По отдельным видам сельскохозяйственной продукции квоты были исчерпаны еще в начале прошлого года.

Согласно данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, по состоянию на конец декабря 2015 года полностью исчерпаны годовые квоты на мед, ячменную крупу и муку, обработанное зерно, зерновые злаки, обработанные томаты, виноградный и яблочный сок, овес. Также использована годовая квота на кукурузу и пшеницу, три квартальные основные квоты на мясо птицы по 4 тыс. тонн и почти исчерпаны квоты по ячменю (194,2 тыс. тонн из 250 тыс. тонн).

В то же время по многим позициям квоты даже не использовались. В перечне незаполненных квот – баранина, и сахарные сиропы, крахмал, отруби, грибы, сахарная кукуруза, чеснок, продукция из обработанного молока и масла. Это те категории, на которые нет конкуренции среди украинских производителей, а следовательно, квоты на нее как в прошлом году, так и сейчас продолжают оставаться незаполненными. Безусловно, Украина продолжает работать над вопросом увеличения беспошлинных квот на экспорт аграрной продукции в ЕС, правда, безуспешно.

С введением ЗСТ с 1 января 2016 года появились препятствия иного характера, преодолеть которые для отдельных сельхозпроизводителей пока кажется невозможным. Такими препятствиями остаются нетарифные барьеры. Речь идет о требованиях к качеству продукции и условиям производства, а также разнице в подходах к функционированию рынка.

Для того чтобы получить разрешение на экспорт продукции в ЕС, сельхозпроизводитель должен привести свой товар в соответствие со стандартами качества и безопасности, подтвержденными сертификатами европейского типа. На данном этапе Украина получила разрешение на экспорт большинства из основных позиций продукции животного происхождения, среди которых мясо птицы, рыба, мясопродукты, яйца и мед. Ранее Еврокомиссия утвердила перечень 10 отечественных предприятий, которым разрешено экспортировать молоко и молочные продукты в Европу. Это означает, что качество нашей продукции лишь на 10 предприятиях аналогично европейской.

Чтобы лучше ориентироваться в новых требованиях технического, санитарного и фитосанитарного направления, Европейской комиссией был создан специальный онлайн-сервис Export Helpdesk. Каждый, кто намерен увидеть свой товар на полках европейских супермаркетов в будущем, сможет ознакомиться с этими требованиями и деталями условий экспорта в ЕС.

Кроме требований к качеству и безопасности пищевых продуктов, к нетарифным барьерам можно отнести частные стандарты. Они действуют независимо от законодательного регулирования в ЕС. Хотя о мерах нетарифного регулирования не так часто вспоминают в Украине, но они не меньше влияют на конечный результат, чем, например, фитосанитарный контроль.

В частности, чтобы реализовать продукцию в отдельных супермаркетах, необходимо соблюдать, помимо прочего, определенные социально-экономические, экологические и даже моральные принципы при производстве товара. Речь идет о соблюдении трудовых стандартов, прав животных, о нанесении минимального вреда окружающей среде. В условиях рыночной конкуренции и товарного ассортимента это те факторы, которые увеличивают спрос на соответствующую продукцию и делают ее уникальной. Поэтому своеобразие указанных требований также должно учитываться украинскими экспортерами.

 Источник: vybor.ua

Теги     рынок      ЕС      аграрии   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Алтайские аграрии оценили возможности современных дронов (Видео)
Беспилотные летательные аппараты ещё вчера воспринимались, как нечто футуристичное, из научной фантастики. Или как игрушка для энтузиастов. В течение последних пяти лет рынок агродронов в России сформировался. Сегодня эти летающие машины – востребованные помощники в агропроизводстве.
Сильные дожди задерживают весенний сев в Украине и могут повлиять на урожай
Проливные дожди почти во всех регионах Украины задержали весенний сев 2024 года примерно на 20% по сравнению с 2023 годом и потенциально могут повлиять на урожай, заявил во вторник министр сельского хозяйства Николай Сольский.