Крупяное производство Алтайского края столкнулось с рядом проблем
19 January 2012, 13:30
На протяжении последних лет Алтайский край входил в тройку основных регионов — производителей крупяных изделий. Но в ближайшее время положение может измениться. По предварительным данным, крупяная отрасль края впервые не сумела превзойти показатели предыдущего года. Одна из причин спада — сокращающиеся рынки сбыта. Территории Сибирского федерального округа и Дальнего Востока в последнее время активно развивают свое производство. А в европейской части страны алтайская крупа не особо востребована, пишет АлтаПресс.
Назревающие проблемы в крупяном производстве наглядно отражают официальные данные. По информации краевого управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, за январь – ноябрь 2011 года выпуск продукции этого вида в регионе сократился почти на 20%. Итоговые данные по развитию отрасли за весь прошлый год ведомство пока не предоставляет. Но, по общему мнению самих производителей, показатели вряд ли будут выше уровня 2010 года.
«Болевой точкой» крупяного рынка, как ни парадоксально, остается сырье. Несмотря на то что Алтайский край является одним из основных зернопроизводящих регионов, дефицит той или иной культуры происходит из года в год. По словам Николая Старовойтова, генерального директора компании «Стар Коммэн», в 2010 году переработчикам не хватало гречихи, в 2011-м — продовольственного овса.
Не всегда устраивает производителей и качество местного сырья. Если гречиха, выращенная в Алтайском крае, по праву считается самой лучшей в России, то по всем остальным культурам есть вопросы.
Александр Бедарев,
генеральный директор компании «Мельник»:
Сельхозпроизводителям необходимо культивировать крупяные культуры. Только благодаря тому, что на рынке зернопереработки применяются высокие технологии и оборудование — порционеры и фотосепараторы, — мы можем отделять некондиционное зерно, а оставшееся использовать в производстве.
Еще одной проблемой крупяной отрасли Алтайского края является слабое продвижение, а именно брэндирование продукции. Надо сказать, что в масштабах страны это направление тоже только начинает развиваться: раскрученные «крупяные» брэнды можно пересчитать по пальцам одной руки. В нашем регионе, как отмечают эксперты, оно вообще находится в зачаточном состоянии. Причина одна — в сегменте круп переработчики имеют невысокую рентабельность (5–7%). В подобных условиях невозможно выделять серьезные бюджеты на маркетинг и рекламу — таких денег просто нет.
Геннадий Ильичев,
заместитель гендиректора компании «Алтайская крупа»:
Алтайские производители долгое время находились в определенной эйфории. Мы считали, что алтайская продукция самая лучшая, и этого достаточно для продвижения. Но все оказалось по-другому. Крупяные компании других регионов раньше нас создали свои брэнды. И сейчас, когда у них уже есть имя, конкурировать с ними на полках магазинов очень сложно.
Сами с усами
В настоящий момент в Алтайском крае насчитывается более 30 предприятий, выпускающих крупяные изделия. В группу крупных входят «Грана», «Алейскзернопродукт», «Мельник», «Алтайская крупа», крестьянское хозяйство «Роса». Крупозаводы этих предприятий выпускают по 50 и более тонн продукции в сутки.
По данным управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, мощности заводов заняты всего на 70%. Причин тому несколько. Помимо вышеназванных проблем отрасли существует еще одна, которая превосходит все остальные вкупе. С каждым годом возможности для сбыта продукции у алтайских крупяных предприятий становится все меньше. В этом отношении переломным оказался 2010 год. После кризисного дефицита гречки, который взбудоражил всю страну, многие регионы начали выращивать гречиху и строить свою переработку. К примеру, в 2011 году в Омской области был открыт один новый гречезавод, а в Кемеровской — два. Эти предприятия практически полностью покрывают потребность населения в крупе.
В 2011 году проблема с реализацией крупяной продукции возникла в том числе из-за нехватки железнодорожного подвижного состава. «Резко возросшие тарифы на железнодорожные перевозки и возникший в сентябре прошлого года дефицит вагонов затруднили нашу конкурентоспособность на внешних рынках. Эти факторы дали возможность для развития зернопереработчиков в тех регионах, в которые мы традиционно поставляли свою продукцию. Я имею в виду Новосибирскую, Омскую, Иркутскую, Тюменскую области и Красноярский край», — сообщил Александр Бедарев.
По его словам, в последнее время даже регионы Дальнего Востока начали активно заниматься растениеводством. «В прошлом году Амурская область и Приморье достаточно много произвели сахара, сои и возвращаются к производству пшеницы и крупяных культур, в частности — риса. А это значит, что и переработка в этих регионах будет развиваться», — добавил Александр Бедарев.
Экспортных возможностей у алтайских предприятий практически нет. Традиционные рынки сбыта Средней Азии, куда многие годы поступают местная мука и макароны, в этом случае сложно назвать перспективными. В азиатском меню каши встречаются не так часто. Исключение составляют Япония и Корея, где употребляют в пищу зеленую гречку. Однако этот рынок уже давно заняли китайские поставщики.
Надо сказать, что увеличивать производство в 2012 году планируют далеко не многие предприятия. Серьезные планы имеются, пожалуй, лишь у лидера отрасли — компании «Алтайская крупа». Сейчас в ее состав входят два крупозавода общей мощностью 150 тонн продукции в сутки. В текущем году «Алтайская крупа» планирует увеличить их производительность и расширить ассортимент. В настоящий момент компания налаживает сотрудничество с крупными федеральными сетями, в частности, с «Ашан».
Основное направление, которое в ближайшее время, несмотря на все трудности, намерены развивать алтайские переработчики, — выпуск крупяных продуктов с высокой добавленной стоимостью. К ним относятся хлопья и каши быстрого приготовления, мюсли, зерновые завтраки. Наиболее ощутимый рост спроса, как отмечают эксперты, приходится на пакетированные крупы и гарниры с добавками. Именно это направление считается одним из самых перспективных. «Сегодня можно смело сказать, что Россия наелась и современные покупатели, имея большой ассортимент продукции на полках, начинают «ковыряться». В итоге тот производитель, который сможет удовлетворить вкусовые пристрастия потребителя, и будет в фаворе», — констатировал Александр Бедарев.
Рынок в цифрах
204,6 крупы произведено в Алтайском крае в январе – ноябре 2011 года, что составляет 82,6% к аналогичному уровню 2010 года.
На 70% в настоящий момент задействованы мощности крупяных предприятий Алтайского края.
Более 30 предприятий в Алтайском крае занимаются выпуском крупяных изделий.
1-е место в России занимает Алтайский край по производству гречки. В 2010 году местные переработчики выпустили 122,8 тыс. тонн крупы, что на 11,4% больше по сравнению с 2009 годом.
364 тыс. тонн гречихи было получено в крае в 2011 году. Это более 40% общероссийского урожая. Внутренняя потребность страны в этом продукте составляет 650–700 тысяч тонн.
В России достаточно зерна гречихи
В 2011 году в России был собран существенный урожай, в том числе и зерна гречихи. Но, несмотря на это, на рынке гречневой крупы по-прежнему происходят ценовые кульбиты. Как отмечают специалисты антимонопольных ведомств, объективных причин удорожания данного продукта нет, но оно все-таки происходит. Своим мнением по этому поводу поделилась руководитель аналитического отдела Института конъюнктуры аграрного рынка:
Ирина Глазунова,
руководитель аналитического отдела Института конъюнктуры аграрного рынка:
Я полагаю, что российские производители гречихи до сих пор надеются, что цена на нее будет близка к уровню 2010 года. В прошлом году еще до начала уборочной кампании сельхозпроизводители говорили, что цена на гречиху в районе 20 тыс. рублей за тонну их вполне устраивает. Однако уже в сентябре она упала почти в два раза. Видимо, это обстоятельство заставило аграриев придержать свой товар. Кроме того, информация о том, что в Поволжье часть урожая гречихи погибла, а оставшаяся часть плохого качества, подстегнула рынок. В ноябре 2011 года стоимость гречихи в Алтайском крае вновь увеличилась почти на 40%. На наш взгляд, объективных причин для этого не существует. По официальным данным Минсельхоза, в 2011 году Россия собрала порядка 800 тыс. тонн гречихи. Это очень хороший показатель для нашей страны.
Производство крупы в Алтайском крае, тыс. тонн
1990 — 31,8
1995 — 38,2
2000 — 86,4
2001 — 139
2002 — 181
2003 — 152
2004 — 138
2005 — 142
2006 — 173
2007 — 215
2008 — 248
2009 — 251
2010 — 328
_____________________________
О том, что нас ждет в новом году на рынке энергоресурсов, Вы можете узнать на III Международном Форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ», который состоится 24-25 января 2012 г., в Москве, в «Президент-Отеле».
Программа Форума доступна в разделе «Бизнес-мероприятия».
Подать заявку на регистрацию Вы можете здесь.
____________________________________________________________
Ваш комментарий
|
|