Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что госслужащие не умеющие пользоваться компьютером и Интернетом, профнепригодны. Такое мнение президент высказал на встрече с сетевыми активистами, считающими себя его сторонниками.
«Я считаю, что если госслужащий не умеет пользоваться компьютером и не знаком с тем, как вести себя в Интернете, он просто подлежит увольнению, потому что он профессионально не пригоден», — сказал глава государства.
Кроме того, Дмитрий Медведев выразил несогласие с мнением о том, что необходимок ввести надбавки к зарплате учителям за умение пользоваться компьютером.
«Доплата за то, что человек умеет пользоваться компьютером неправильная, поскольку Интернетом должен уметь пользоваться любой современный человек», — подчеркнул президент.
Напомним, сам Дмитрий Медведев является активным пользователем Всемирной паутины. Президент уже несколько лет ведет видеоблог на сайте Кремля, который транслируется в «Живом журнале. В июне 2010 г. он завел собственный микроблог в ходе посещения штаб-квартиры компании Twitter в Кремниевой долине в США. А на встрече с представителями интернет-сообществ завел себе страничку «ВКонтакте».
«Вообще власть должна искать в Сети сторонников, чтобы быть современной и актуальной. Если она таких сторонников не имеет, то скорее всего между властью и значительной частью людей образуется разрыв. Это плохо. Я стараюсь в этом плане подавать пример», — заявил Дмитрий Медведев.
Более того, президент РФ предположил, что через 20-30 лет Россия вернется в эпоху непосредственной демократии с использованием цифрового ресурса, «когда у каждого человека будет свой цифровой ключ или индекс какой-то, который будет позволять ему непосредственно участвовать в управлении государством».
Ваш комментарий
|
|
Путин отдает МВФ золотовалютный запас России?
Взамен Запад поддержит высокие цены на нефть до российских президентских выборов
В Москве завершился трехдневный визит директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард. На встрече с президентом Дмитрием Медведевым она так сформулировала рецепт правильной, с ее точки зрения, бюджетной и налоговой российской политики:
«Было проделано много хорошей работы по бюджетной политике, это заслуга Минфина и Центробанка, но в МВФ считают, что необходимы еще два якоря, которые позволят стабилизировать экономическую ситуацию. Первый касается денежно-кредитной политики и уровня инфляции. Хорошо было бы, если бы она была на уровне 3–5%. Второй якорь касается бюджетной политики: нефтяной дефицит бюджета должен быть зафиксирован на уровне 4%».
Россия, надо полагать, с рецептом согласилась: Лагард отметила, что в подходах России и ЕС к данным вопросам «есть единство и взаимопонимание». Накануне она прочла лекцию в Государственном университете Министерства финансов РФ, в которой дала российскому руководству еще несколько «добрых» советов:
«Как друг России – а как человек, получивший орден Дружбы от руководства России, я могу себя считать другом России, – могу вам сказать, что рост государственных расходов – это не очень хорошее явление, особенно в период перед выборами», – сказала Кристин Лагард.
И – посоветовала откладывать деньги. По мнению Лагард, создание Россией резервов на черный день актуально сейчас, пока мировые цены на нефть остаются на достаточно высоком уровне. Российская экономика все еще крайне уязвима к снижению мировых цен на сырье. Кроме того, европейские банки могут сокращать присутствие в России, что создаст дефицит ликвидности на рынке. В этой ситуации, считает Лагард, правительству и пригодится подушка безопасности в виде суверенных фондов.
Надо заметить, это первое деловое турне Кристин Лагард за пределы США и Евросоюза. Страны, которые она выбрала для поездки – Россия, Китай и Япония. Если Япония – это, скорее, попытка понять, насколько плохо у Токио дела в экономике, то Москва и Пекин – другое дело. Обе страны выразили желание поучаствовать в финансовом спасении Европы через инструменты МВФ. Россия выделяет на благое дело 10 млрд долларов.
Почему мы помогаем Европе, рассуждает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
«СП»: – Андрей Павлович, зачем мы занялись спасением европейцев, у нас своих проблем мало?
– По-моему, я первым в России, еще в конце сентября, говорил: кончится тем, что Россия будет помогать еврозоне. В одном из интервью я сказал следующее:
«России прежде всего надо не надеяться на международную кооперацию и меньше забивать себе голову проблемами США и Европы. Это не наша игра, и мы всё равно ничего не решаем. Они сами разберутся, кто кому должен. Наша задача – быть независимыми от их договорённостей, жить своей жизнью. Если мы будем интегрированы в эти договорённости, появится искушение повесить часть долгов на Россию. Сейчас в открытую говорится, что страны БРИК должны помогать еврозоне. Россия уже начала спасать Кипр. Думает помочь Испании и вообще Европе. На мой взгляд, надо держаться подальше от этого процесса».
В сентябре, как только начались разговоры о создании Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), я уже понимал, что деньги в него никто давать не собирается. Было известно, что США не собираются, Великобритания – тоже. Те страны, у кого есть излишки – Австралия, Канада, Норвегия – тоже сразу сказали, что не хотят участвовать в деле. В Германии и Голландии население категорически против отчислений в фонд.
Получается, уже в сентябре было понятно, что идея создания ЕФФС должна иметь какое-то другое основание. И как только зашел разговор, что Европа и страны БРИК взаимосвязаны, что экономика у них общая, я понял, что это коснется России. У Индии и Бразилии слишком большое население, и слишком маленькие золотовалютные резервы, поэтому на их помощь нельзя рассчитывать. Оставались Россия, Китай и Япония – потенциальные жертвы помощи Европе.
А дальше ситуация начала развиваться. Япония дистанцировалась от процесса – тем более, у нее из-за аварии на Фукусиме проблем хватает. Китай занял жесткую позицию, и требует за помощь торговых уступок, прежде всего, от США.
В итоге, осталась одна Россия.
«СП»: – Отставка Кудрина, случаем, не связана со спасением ЕС?
– Думаю, да. В сентябре Кудрин был на сессии Международного валютного фонда, и заявил там, что не будет работать с Медведевым. Кудрин, видимо, уже с середины сентября был в курсе идеи предоставления Россией помощи через МВФ, предполагал вести переговоры с Лагард и брать на себя обязательства – в случае, если он сам станет премьером (тогда было еще неизвестно, что будущим премьером станет Медведев).
24 сентября, когда произошла рокировка в тандеме, на сессии МВФ помощь России Европе и обсуждалась – я в этом уверен. Именно тогда возникли разговоры, что от России нужны какие-то обязательства, и Кудрин обсуждал это с Кристин Лагард. Очевидно, Кудрин сказал Лагард, что не может дать никаких гарантий, потому что не имеет полномочий. И предложил ей обсуждать эти вопросы с Медведевым – что она теперь и делает.
Получается, то, что предполагалось сделать тогда, на сессии МВФ, просто зависло, но идея никуда не ушла. Идея старая – чтобы Россия как-то поучаствовала в процессе оказания помощи Европе, потому что больше некому.
Выстраивается такая цепочка: есть какие-то соглашения между Кудриным и Лагард, потом следует пауза (идет обсуждение), потом саммит еврозоны в октябре, потом встреча «двадцатки», куда едет Медведев, и сразу после этого Лагард отправляется в Москву. На мой взгляд, логика здесь следующая: вы, Россия, должны заплатить за свое участие в интеграционном процессе с Западом, и заплатить немало.
Накануне приезда Лагард дает интервью корреспонденту «Коммерсанта» и говорит: «Вопрос в том, как Россия может воспользоваться все еще высокими ценами на нефть». Что это за странная формулировка? Россия может сама разобраться, как ей воспользоваться ценами на нефть без помощи Лагард, правда? Значит, подразумевается что-то другое.
«СП»: – Что именно?
– Это становится ясно из лекции Лагард, с которой она выступает в Москве. Ее концепция следующая. Поскольку риски кризиса ликвидности в Европе нарастают, они могут ударить и по России. Лагард говорит, что положение у России бедственное по двум направлениям. Во-первых, упадут цены на энергоносители, во-вторых, будет отток капитала. Лагард явно шантажирует Россию тем, что будут закрыты «дочки» западных банков, и прекращены их операции. Таким образом, они выведут какую-то часть капитала из России. Это – почти дословная цитата из ее речи.
Лагард как бы намекает, что России надо подумать о последствиях. А как подумать? Тут же она говорит следующее: России нужно восстанавливать свой Резервный фонд, пока держатся высокие цены на нефть. Параллельно говорится, что на России лежит миссия спасения еврозоны – так же, как на других странах БРИК (которые не разделяют этого энтузиазма).
«СП»: – Получается, России предлагают копить Резервный фонд, спасать еврозону, и увеличивать свою роль в МВФ?
– Непонятно, как она будет увеличена: никаких изменений квот для России МВФ не предусматривается. Речь идет лишь о том, что отдельные страны, в рамках двусторонних соглашений с фондом, добровольно предоставляют средства в ЕФФС. Прошу заметить, что на последней «двадцатке» США и Европа выступили категорически против увеличения капитала МВФ, им это не нужно. Они как бы говорят: если МВФ нужны деньги – пусть Кристин Лагард договаривается с отдельными странами без изменения статуса фонда. Мол, давайте деньги, потому что вам это тоже нужно. А не дадите – хуже будет.
Лагард об этом и говорит в своей речи. Она говорит, что нужно продолжать политику, которую и раньше проводил господин Кудрин: следить за инфляцией и сокращать расходы. Расходы не нужны, потому что все нужно отправлять в Резервный фонд. Для чего? Подразумевается, что Резервный фонд надо связать какими-то договоренностями, которые будут достигнуты по линии МВФ – в том числе, в рамках общего плана помощи еврозоне.
«СП»: – Что это означает для нас?
– Это означает, что Россия не сможет в течение 10-20 лет воспользоваться средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. А потом, возможно, эти деньги будут переоформлены в другие обязательства – например, европейские или американские казначейские обязательства. Цель этой операции – связывание российских средств: официальное признание со стороны России, что деньги Резервного фонда не могут быть использованы, кроме как по согласованию с МВФ.
Таким образом, если кто-то в России захочет, после избрания Путина президентом, все-таки использовать эти деньги на российские нужды, ему будет сказано, что поздно. Есть соглашение, и деньги тратятся только в рамках общего плана по спасению Европы.
В результате, у МВФ с Россией получается ситуация по типу китайской, только в более карикатурном варианте. Китайский вариант предусматривает, что Китай поставляет товары в США, а на часть вырученных денег покупает казначейские обязательства США. Это известная сделка. Об этом Китай, кстати, хочет договорится и с Европой, именно это он ставит условием помощи еврозоне.
А что получается с Россией? Россия продает энергоносители – товары, которые востребованы на мировом рынке и без которых невозможно обойтись. Без китайских обойтись можно, кроме того, их можно заменить. По российским нефти и газу альтернативы нет. Но при этом к России применяется тот же подход, что к Китаю – что странно. России взамен не увеличивают ее торговую квоту, не дают ничего. Получается, за те же условия торговли, что были и раньше, мы теперь должны покупать западные казначейские обязательства.
«СП»: – Почему же мы на это соглашаемся?
– Возможно, такая договоренность была и раньше, во времена Кудрина, а сейчас стала выплывать на поверхность в более явной форме. Но мое мнение – российские обязательства раньше не были такими большими. Тем более, сейчас у России не Бог весть какое хорошее экономическое положение, не так много денег осталось в золотовалютном резерве, особенно если учесть внутренний долг. Мы не являемся кредитором – и вдруг такое жесткое давление. Нам фактически говорят: отдайте ваши деньги – Фонд национального благосостояния плюс Резервный фонд, то есть около 120 млрд долларов.
Думаю, речь идет о том, чтобы вообще не возвращать нам эти деньги. Возможно, они уже как-то используются на Западе, благодаря Кудрину, участвуют в каких-то операциях. Может, речь о том, чтобы не трогать их, чтобы с помощью соглашений с МВФ эти деньги заблокировать.
«СП»: – Я все же не понимаю, с какого перепуга мы должны фактически отдать МВФ наш золотовалютый резерв?
– Напомню, когда та же Кристин Лагард была еще министром финансов Франции, она заявлял, что будет договариваться с Кудриным о снижении цен на нефть. Тогда же Кудрин говорил, то цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель, и будет находиться на этом уровне минимум год. А перед своим уходом Кудрин говорил, то готов продержать Россию в течение года при таких низких ценах.
Думаю, в этих трех заявлениях – подноготная договора. Россия отдает деньги, которые получает выше 60 долларов за баррель, исключительно в Резервный фонд, и использует их только по каналам МВФ. Другими словами, все, что свыше 60 долларов – идет на помощь Европе, которая якобы иначе не выживет. Эти деньги будут как бы России, но воспользоваться она ими не сможет. Но если России станет плохо, Европа ей тоже поможет – например, откроет кредитную линию.
Это, кстати, находится в одном формате с вдруг оживившимися переговорами по вступлению России в ВТО. Заявления, что их нужно срочно завершать, по срокам тоже совпадает с приездом Лагард. Она как бы говорит: если вы деньги сейчас отдаете, мы принимаем вас в ВТО – правда, на своих условиях.
Хотя и помощь еврозоне, и вступление России в ВТО выгодны, прежде всего, самим европейцам. Договором с ВТО европейцы так сильно хотят закрепить нынешнее положение дел, что перестали кривляться и сами уговаривать всех вокруг посодействовать вступлению России в ВТО – только бы втянуть нас туда на невыгодных условиях: сама Лагард говорит, что экономическую выгоду от ВТО Россия не получит, но получит политический стимул, это будет хорошо для имиджа России.
Я считаю, это одна и та же серия переговоров. И она напрямую связана с тем, что в России предвыборный цикл. Путину в данной ситуации будет сложно противиться подобному плану. Путин не может конфликтовать с МВФ, говорить «нет». Тогда ребята c Запада действительно могут подстроить проблемы. А Путину нужно продержаться полгода, чтобы избраться.
«СП»: – Выходит, на Западе выбрали удобный момент, чтобы «прогнуть» Россию?
– Да. Они наши деньги забирают, а взамен премируют Россию членством в ВТО. В краткосрочном плане вступление в ВТО повысит курс рубля, и даст нам возможность позанимать денег на Западе в течение полугода. Впоследствии же ВТО колоссально ухудшит торговые условия России. Получается, Запад берет «живые» деньги для спасения Европы, а расплачивается туфтой.
С точки зрения здравого смысла, это является совершенным абсурдом. Россия – страна с более низким жизненным уровнем, с огромным числом нерешенных социальных проблем, с недостатком инвестиций и большими финансовыми потребностями – вдруг начинает помогать Греции, Испании, Италии. То есть странам, уровень жизни в которых в разы выше нашего, которым нужно в 50-100 раз больше денег, чем у нас есть. Это выглядит диковато даже на фоне наших партнеров по БРИК. Индия и Бразилия отказались помогать, Китай торгуется и выдвигает ультиматумы, и только Россия говорит: «да, пожалуйста, мы согласны!».
«СП»: – Получается, это отражение политической слабости нынешнего руководства России?
– Да. Кроме того, это показывает, что в России есть группа людей, которые делают свои дела по-быстрому, пока есть политическая неопределенность. Они подыгрывают международным финансовым организациям, той же Кристин Лагард, которая представляет наиболее отмороженное, на мой взгляд, крыло мировой финансовой элиты.
В мире Лагард пользуется дурной репутацией – достаточно почитать, что о ней говорил ее предшественник Доминик Стросс-Кан. Он, мягко говоря, считал ее некомпетентной. Тем не менее, она из Чикаго, она работала в Америке, она американская француженка, и появилась на политическом горизонте вместе с Саркози – ее правдами и неправдами протащили на пост директора-распорядителя МВФ.
Лагард относится к супер-радикалам, которые будут творить все, что угодно американской администрации – в самом отъявленном виде. Ее речи в Москве это ярко показывают, когда она угрожает выходом капитала и падением цен, приказывает нам накапливать Резервный фонд, и говорит, что миссия России – спасать Европу. Я считаю, это верх цинизма и неприкрытый шантаж, который, к сожалению, может сработать.
«СП»: – Вы говорите, ссора с МВФ в планы Путина не входит. А что все-таки будет, если он открыто скажет «нет»?
– Последуют санкции. Уверен, на Западе рассматривают вопрос об очередном количественном смягчении – как в Европе, так и в США. Правда, в Европе этот процесс идет с трудом из-за сопротивления немцев, но есть Федеральная резервная система США во главе с Беном Бернанке – таким же отморозком, как Лагард. Он пойдет на третье смягчение, но для этого Бернанке нужны гарантии, что деньги, которые придут в Россию, останутся в руках Запада. Потому что, как только Бернанке объявит третью программу смягчения, цена на нефть вырастет, и эти деньги надо у России заранее забрать.
Если же Россия откажется, Бернанке может сыграть в обратную сторону: сказать, что денег на программу смягчения не даст. Соответственно, цена на нефть упадет, и возникнут предвыборные проблемы у Путина. На Западе это хорошо понимают.
«СП»: – За наше согласие Запад может нам что-то дать?
– Я считаю, Запад не в состоянии нам ничего дать. Самое большее, что он может дать – это несколько месяцев высокой цены на нефть. Но для Путина это важно, потому что выборы. Как говорится, дорого яичко ко Христову дню.
Получается, сама по себе операция кабальная. После выборов-2012 закончится программа смягчения, и цена на нефть полетит вниз. Только денег у России уже не будет – все они уйдут на помощь «бедным» европейцам. Получается, сделка краткосрочная, на несколько месяцев, за которые придется заплатить серьезнейшими долговыми последствиями. Эти последствия сильно ослабляют российское правительство в долгосрочном плане.
После выборов Россия может оказаться с пустой казной. И тогда уже Путину придется ехать в Вашингтон, и просить у Кристин Лагард помощи. А как у МВФ получить помощь, все знают – это очень непросто. В итоге, новая-старая власть России хотя и будет избрана, но окажется у разбитого корыта.
Так говорит Лагард
«Наши обсуждения, я думаю, также коснутся того, как эти события скажутся на перспективах экономического развития России, а также на приоритетах экономической политики. Один конкретный вопрос для обсуждения, учитывая усилившиеся риски замедления темпов роста мировой экономики, заключается в том, как Россия может воспользоваться все еще высокими ценами на нефть, чтобы уменьшить факторы своей потенциальной экономической уязвимости».
«Резкое падение цен на биржевые товары повредит росту. Затруднения в крупнейших банках зоны евро могут нанести серьезный удар по российской банковской системе. Дефицит бюджета России (без учета нефтяных доходов) с начала кризиса возрос более чем в три раза, что оставляет ограниченные возможности для гибкости в принятии антикризисных бюджетных мер».
«Одним из важнейших приоритетов должно быть восстановление буферных резервов бюджета, пока цены на нефть еще остаются на высоком уровне. Это означает противостояние давлению на расходы и сбережение доходов от нефти, превышающих заложенные в бюджет».
«В области денежно-кредитной политики основное внимание следует уделять поддержанию низкой инфляции. Это заложит основы для стабильности и предсказуемости. Это также поможет развитию финансовых рынков, что может способствовать превращению Москвы в международный финансовый центр».
Больше всего удивляет, что за все время переговоров сторонникам вступления России в ВТО так и не удалось подобрать обоснования (хотя бы лукавые) выгодности этого шага для нас. Видимо, наверху решили, что молчание это лучший довод. Единственное, что несколько утешает, это то, мы в течение последних лет и так фактически уже жили по нормам ВТО. Хотя у нас тот же автопром пока еще защищен 30% пошлиной, есть протекционистские барьеры в отношении сельхозпродукции и т. д.
Когда нас успокаивают и говорят, что снижение пошлин будет растянуто на несколько лет, то возникает естественный вопрос: а эти меры являются добром или злом? Если это зло, то зачем мы их вводили? Если добро, то почему мы так рвемся в ВТО? Нас уверяют, что пошлины на сельхозпродукцию снизятся в целом незначительно — до 10,8% с 13,2%. Однако в этом есть изрядная доля лукавства. Дело в том, что есть виды сельхозпродукции, которые есть смысл защищать пошлинами, потому что у нас существует в какой-то степени конкурентное производство. А защищаться пошлинами от, например, бананов никакого смысла нет. Как от них не защищайся, мы их все равно производить не будем. Это же касается многих других (и не всегда столь экзотических) культур. Например, пивоваренного ячменя. Хотя кормовой ячмень у нас выращивается, с пивоваренным у нас сложнее в силу сельскохозяйственных причин.
Снижение пошлин даже на 3% — это «средняя температура по больнице». Что приведет к банкротству конкретных сельхозпроизводителей, которые специализируются на определенных культурах и перейти на другие просто не смогут. К тому же следует учитывать, что незначительное снижение пошлин после вступления в ВТО связанно с тем, что у нас в настоящий момент существует неправильная (недостаточная) тарифно-таможенная политика. Учитывая, что мы сегодня и так практически живем по нормам ВТО, эти пошлины уже являются заниженными.
Нормы ВТО, негласно распространяемые на Россию в последние годы, и привели к этому ужасному положению в нашей обрабатывающей промышленности, которой по большому счету нет. А после официального вступления в ВТО нормы будут дополнительно ужесточаться. Это все равно что в больнице лежит полумертвый человек, а его родным говорят — через день он будет себя чувствовать хуже всего на несколько процентов, но это ведь не страшно по сравнению с тем, что уже есть. Я не понимаю, на кого рассчитана такая логика. У тех, кто хоть немного может подумать, ничего кроме раздражения это не вызывает.
Еще остается один самый главный вопрос, который аккуратно обходится и замалчивается, — что будет с экспортными пошлинами на нефть и газ. Дело в том, что последний публичный разговор на эту тему состоялся более полугода назад. Когда экономисты говорили о том, что вообще не понятно, что будет с нашим бюджетом, если требования ВТО об отмене экспортных пошлин не будет снято. Позже было сказано что-то об изменении экспортных пошлин. Но что именно имелось в виду непонятно. Это одно из последствий присоединения России к ВТО, которое может уже в краткосрочной перспективе доставить массу неприятностей нашему бюджету. Издержки отмены экспортных пошлин на энергоносители автоматически будут перекладываться на плечи потребителей. Кроме того, мы в таком случае будет приравнены к иностранным потребителям нашего сырья. Несмотря на то, что мы в нефтяном и газовом секторе являемся страной-производителем. То, что об этой теме ничего не говорится, наводит на неприятные подозрения.
Вступление в ВТО — беда для России. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). После вступления России в ВТО преимущества отечественных предприятий будут изъяты как недопустимые привилегии в формально равноправном торговом мире, отмечается в докладе экспертов ИГСО. Внутренние цены на энергоносители исчезнут, что резко повысит издержки товаропроизводителей. Созданные на территории РФ сборочные производства окажутся лишними. Угнетающе скажется на рынке и падение доходов населения. Потребление снизится в результате вытеснения многих российских производств внешними конкурентами. При этом логично ожидать роста цен на оказываемые населению услуги. Предприятием придется во враждебной среде решать проблему высоких затрат на производство. При этом нет оснований надеяться на доступность дешевых кредитов. Подобным образом, как указывают в ИГСО, события развивались во многих странах.
Также есть мнение, что Россия тяжелее переживет вторую волну кризиса, если вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО), чем если бы в нее не вступала.
«Я думаю, что это (вступление в ВТО) будет хуже для России… Сейчас начинается выборочная деглобализация, и может произойти так, что Россия вынуждена будет согласиться на условия, препятствующие (её) дальнейшему промышленному росту», — заявил норвежский экономист Эрик Райнерт журналистам в Екатеринбурге на конференции «Точки роста экономики Большого Урала».
По его словам, сейчас США и ЕС понимают, что им нужно максимально концентрироваться на защите своих собственных отраслей промышленности, поэтому России тоже необходимо занимать такую позицию.
Взаимоотношения стран в рамках ВТО, по мнению Э.Райнерта, являются «игрой с участием шулеров, в которой выигрывает сильнейший».
«Например, в авиационной промышленности и США, и ЕС играют нечестно. Но это — баланс: один шулер против другого. А если в эту игру начинает играть новичок, совсем не факт, что он сможет победить», — подчеркивает экономист.
В то же время он отмечает, что и, будучи в ВТО, страна может найти лазейки, которыми сумеет воспользоваться в своих интересах.
«Так, если что-то называется защитой, то в рамках этого определения можно сделать очень многое. Например, нам нужно производить деревянные двери в целях обороны. Страны иногда используют очень глупые предлоги, чтобы оправдать свои действия. Поэтому я говорю: это — нечестная игра», — заявил Э.Райнерт.
Он добавил, что России необходимо иметь специалистов, хорошо разбирающихся в праве ВТО, чтобы воспользоваться лазейками.
Присоединение России к ВТО, которое произойдет к середине следующего года, может создать проблемы ряду отраслей, но в стратегическом плане выгодно для экономики, полагает Алексей Кудрин.
«Может быть, в краткосрочном плане — непростое решение для некоторых отраслей (вступление в ВТО). Слава богу, у нас будет переходный период, в течение семи лет мы должны будет перейти к более долгосрочным ориентирам в нашей торговой политике», — сказал экс-министр финансов, выступая на деловом завтраке Сбербанка. В целом, по мнению А.Кудрина, вступление в ВТО несет позитивный эффект.
«Россия сегодня не входит в клуб стран, вырабатывающих правила мировой торговли. Я думаю, что этот недостаток мы изменим и преодолеем буквально в ближайшие месяцы. Это будет серьезным шагом в структурных реформах. Россия будет подчиняться неким правилам, бизнес будет знать, какие коридоры тарифов и субсидий они будут иметь в среднесрочной перспективе», — отметил А.Кудрин.
В свою очередь заместитель министра экономического развития Андрей Клепач сообщил, что вступление России в ВТО в краткосрочном плане никак не повлияет на рост экономики, а в среднесрочном плане позволит повысить доверие инвесторов к ней.
«В краткосрочном плане никак, а в среднесрочном — повысит доверие инвесторов», — сказал он журналистам, отвечая на вопрос, как повлияет вступление России в ВТО на экономику.
Замминистра добавил, что России еще предстоит перестроить очень много защитных механизмов в экономике. «Нам нужно перенастроить много механизмов защиты», — подчеркнул он.
Неужели «медвепуты» выиграют выборы????!
Они их сфальсифицируют.
В довольно трудном положении могут оказаться российские аграрии. Дело в том, что страны ВТО навязали довольно скудный лимит госсубсидий для сельского хозяйства: $9 млрд ежегодно сейчас, а затем в течение 7 лет – снижение до $4,4 миллиарда. То есть, до того уровня, который достигнут на сегодняшний день. Таким образом, пропорционально площади сельхозугодий АПК будет и впредь субсидироваться на порядок меньше, чем американские или европейские фермеры. При этом тарифная защита российского рынка сельскохозяйственной продукции составляет всего 13,2% и будет в перспективе снижена до 10,8%, тогда как, в среднем, по ВТО этот показатель превышает 50%. Расчет, видимо, делается на то, что российский крестьянин выдержал и крепостное право, и коллективизацию, и раскулачивание – выдержит он и конкуренцию с западными фермерами в неравных условиях.
Что касается защиты прав интеллектуальной собственности, то Россия, конечно, обязалась бороться с пиратством. Однако опыт Китая показывает, что членство в ВТО отнюдь не мешает массовому выпуску и использованию пиратской продукции. Так что те, кто не любит платить за лицензионные программы, могут не волноваться: с ВТО все будет, как и прежде. То же самое можно сказать и относительно внутренних цен на газ: их не будут выравнивать с экспортными, а значит, катастрофического подорожания газа в России не произойдет.
Таким образом, на вопрос, кто больше выиграет от вступления России в ВТО – мы или наши партнеры, – однозначно ответить трудно. Все суждения на эту тему строятся на той или иной гипотетической модели развития ситуации. Например: стабильные рамочные условия для бизнеса – приток инвестиций – промышленный рост. Или по-другому: открытие рынков – обострение конкуренции – вытеснение отечественных производителей. И тот, и другой сценарий имеют шансы реализоваться, весь вопрос – который из них станет основной тенденцией. Поэтому не удивительно, что одни эксперты, например, говорят, что вступление в ВТО обеспечит России ежегодное приращение ВВП на $20 млрд, а Всемирный банк вообще сулит в долгосрочной перспективе «китайский» рост экономики в 11%. В то время как другие аналитики предрекают полный крах отечественной промышленности и упадок сельского хозяйства.