Транспортный коллапс на «российских железных дорогах» вынудил правительство РФ дать задний ход реформированию монополии. Как ни странно, но от этого должна выиграть экономика Украины, сообщает информационный портал Комментарии.
На прошлой неделе вице-премьер РФ Сергей Иванов дал поручение вернуть в управление РЖД около 200 тыс. полувагонов, переданных ранее ее дочерним структурам — Первой и Второй грузовым компаниям (ПГК и ВГК). Тем самым была поставлена под сомнение сама модель реформирования российской монополии с передачей парка дочерним компаниям-операторам.
Поводом для такого решения стала ситуация с вывозом угля из Кузбасса. Как заявил на прошлой неделе губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, на складах в Кузбассе скопилось 13 млн. т угля. Он обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию. Ведь, по словам Тулеева, «на момент доклада 230 собственников подвижного состава оголтело командуют в Кузбассе… вагоны стоят по пять суток, пути забиты». После чего Медведев заявил: «Поручаю вице-премьеру Иванову вместе с главой Минтранса Левитиным и руководителем РЖД Якуниным разобраться и представить предложения по разблокированию этой ситуации в трехдневный срок. Результаты доложить мне лично».
В итоге Сергей Иванов поручил до 1 ноября вернуть около 200 000 полувагонов ПГК и ВГК в РЖД. Точнее, передать их в аренду, а РЖД будет их предоставлять для перевозок на условиях инвентарного парка (собственности железнодорожных администраций), где тариф на 30–40% ниже, чем у частников. Мера названа временной: в частности, ВГК передаст свои вагоны «до решения вопроса создания эффективной модели управления парка в условиях множественности, а ПГК — до момента перехода права собственности акций к новому собственнику» (аукцион по продаже 75% акций назначен на 28 октября).
Как прокомментировали ситуацию руководители ряда транспортно-экспедиторских компаний Украины, в последнее время сеть «Российских железных дорог» представляет собой одну большую пробку. Даже недавние проблемы с поставкой авиатоплива в московские аэропорты возникли по вине этого ведомства. По крайней мере об этом в конце сентября заявил вице-премьер РФ Игорь Сечин.Стоит напомнить, что процесс передачи грузовых вагонов РЖД в ПГК, начавшийся четыре года назад, был негативно воспринят в железнодорожных администрациях других постсоветских государств. Ведь такие вагоны, де-факто остающиеся в 100%-ной госсобственности РФ, получали статус якобы приватных. Соответственно, если ранее такой вагон, будучи инвентарным, прибывал за пределы РФ, его можно было загрузить в обратном направлении без согласования с РЖД. А уже в статусе якобы приватного его загрузку нужно согласовывать с собственником.
В итоге после передачи «дочкам» всех запланированных вагонов РЖД в инвентарном парке должно было остаться около 30 тыс. вагонов из 1040 тыс. имеющихся в России. (Для сравнения: в инвентарном парке «Укрзализныци» осталось 120 тыс. грузовых вагонов (всего в стране 182 тыс.), в Казахстане — 54,8 тыс. (всего 112,2 тыс.), в Беларуси — 23 тыс. (всего 40,5 тыс.).
Активный перевод грузовых вагонов РЖД в «частный» статус дал результаты, что особо заметно на примере Украины. Если раньше значительная часть украинского экспорта вывозилась в российских вагонах после их выгрузки, то с начала года до 40–50% вагонов возвращаются в Россию порожняком. Среднесуточный показатель составляет 1–1,5 тыс., именно столько в этом году хронически не хватает «Укрзализныце» для обеспечения погрузки.
В отношении Украины еще можно было бы усмотреть «руку Москвы», целенаправленно дестабилизирующую промышленность соседа. Но проблемы случаются и в отношениях РФ со странами — членами Таможенного союза. Из недавних примеров стоит отметить ситуацию с вывозом зерна на экспорт из Казахстана. Казахстанская железная дорога договорилась об аренде 5,5 тыс. российских вагонов-зерновозов, в том числе 4 тыс. вагонов компании «Русагротранс», которая является «дочкой» ПГК. И теперь в самой России ощущается нехватка вагонов для перевозок зерна, чем тоже недовольны многие чиновники, уже готовые рапортовать о рекордном экспорте зерновых.
Получается, «частнособственническая психология» ПГК и ВГК привела к тому, что погоня за более выгодными высокотарифными грузами отодвинула на второй план как соглашения в рамках Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии, так и обязанности железных дорог обслуживать экономические амбиции РФ. А такое в России безнаказанно не проходит.
Как видим, проблемы с поставками энергетических углей из Кузбасса накануне отопительного сезона стали поводом к пересмотру реформы РЖД. Кроме определенной стабилизации ситуации и возобновления управляемости процессами перевозок в самой РФ выигравшей стороной окажется Украина. Ведь возвращение 200 тыс. полувагонов в статус инвентарного парка предполагает, что вывоз украинского экспорта назначением в Россию можно будет осуществлять в вагонах, управляемых РЖД. В таком случае российский вагон, прибывший в Украину с экспортным или транзитным грузом, можно будет загрузить в обратном направлении без учета «частнособственнических интересов» дочерних структур РЖД.
Ваш комментарий
|
|
Ни кому это реформирование еще 4 года назад не нравилось. Забрать все в РЖД и ликвидировать все дочек! Просто разделили «пирог» на части, а жевать не могут и не знают как! Бардак!!! Якунина и его свиту в отставку!
А по мне, так этот материал – лишний повод удостовериться в том, что во главе Государства стоит… мягко говоря командам профессионально непригодного персонала , которая в течение вот уже своего двенадцатилетнего периода правления (если не брать в счет эпоху Царя Бориса) завела страну в такой тупик… Красный пояс с виселицей по ним всем плачет!
Читаю новости и комментарии, и слов не хватает. что бы выразить свое негодование того состояния, до которого нас доводят.
Уже несколько лет подряд, жена пилит и пилит, глядя в злосчастный телевизор. Вот её последний монолог в мой адрес:
«Вон как люди живут. Это только ты честный такой. Ходишь на работу. Пора уже начать воравать как все, иначе скоро ноги протянем с твоей правдой и желанием что-то лучше для страны сделать. Видишь — сидят холеные и в галстуках. У них все хорошо, потому что умеют правильно лизать одно место. А ты все вкалывешь, а дома шаром покати. Так, что давай меняй свою работу, иди в Единую Россию, и учись брать взятки!»
Интересно, это только у меня в семье такое, или есть братья по несчастью?
Олег, думаю, что сотни миллионов таких прецедентов. В стране где 5% людей могут позволить взять ипотеку, по другому быть не может. Религия денег внедренная товарно-денежными отношениям и достигшая апогея в наше время — победы капитализма во всем мире — дает свои плоды. А развитие технического прогресса теперь позволяет единицам офигевать от количества бабла, а остальным чувствовать себя бессильными против государственной машины подавления.
На сегодняшний день, как подсчитали в «Русагротрансе», в российском парке имеется более 32 тысяч вагонов-зерновозов, но в реальности для перевозок зерна используется только 26 тысяч. А к 2015 году только 6 тысяч зерновозов будут пригодны для грузоперевозок, в то время как порядка 20 тысяч вагонов придется списать, ремонтировать либо заменить.
Чтобы обеспечить увеличивающиеся потребности России в транспортировке зерна, специалисты «Русагротранса» разработали программу, включающую в себя такие составляющие как введение маршрутных поездов и улучшение логистической архитектуры. Внедрение маршрутных поездов позволит использовать почти вдвое меньше вагонов при равных объемах перевозок. А логистика будет улучшаться за счет локализации экспортных зерновых кластеров и согласования действий всех участников цепочки перевозок производитель – элеватор – станция – порт.
А попутно будет произведен отбор, на тех кто в программу попадает, ну и само собой на тех, кому в этой жизни не повезло. По разным причинам.
Казахстан привлекает вагоны для экспорта зерна из стран Центральной Азии и Грузии, сообщил ответственный секретарь министерства сельского хозяйства Евгений Аман 27 октября, передает ИА Новости-Казахстан.
«Что касается экспорта, то есть проблема, связанная с вагонами. Вы наблюдаете, наверное, как существенно изменился тон и мнение руководителя российского правительства, и жесткие ограничения вводятся для транспортных компаний, которые могли бы поставлять нам на внутренний рынок зерновозы… Сейчас идет привлечение вагонов из Центральной Азии, Грузии, из тех регионов, где не настолько жесткая востребованность вагонов. Есть российская позиция, вы сами понимаете, и мы ее переломить не можем», — сказал Е.Аман.
«Что касается объемов экспорта, в прошлом месяце где-то 250 тыс. тонн. В этом месяце за 23 дня у нас в общей сложности около 870 тыс. тонн перевезено, из них около 500 тыс. на экспорт. Некоторый прирост есть», — уточнил представитель министерства.
Он сообщил, что Минсельхоз готовит обращение в правительство с просьбой решить вопрос с обеспечением вагонов для транспортировки зерна. «В любом случае наши транспортные компании и министерство (транспорта и коммуникаций) должны обеспечить привлечение вагонов. Над совместным предприятием мы работам, но та текущая ситуация, которая сейчас складывается, не позволяет в ближайшую перспективу видеть этот вопрос», — сказал Е.Аман.
В текущем году в Иране отмечается дефицит ячменя, предназначенного на корм скоту и птице. Зернотрейдер Абдухалим Чаудхари из Астаны сообщил, что иранские животноводческие компании готовы купить казахстанский кормовой ячмень по цене выше стоимости пшеницы ($200-280 за тонну).
Единственное условие — поставки должны быть немедленными.
Экспорт зерна в Иран может стать еще более перспективным направлением после открытия прямой железной дороги. Речь идет о запланированном на ближайшее время открытии стыковки железной дороги в сторону Ирана в обход Узбекистана, через территорию Туркменистана — от станции Жанаозен до станции Горган.
Открытие этой линии позволит Казахстану дополнительно экспортировать в Иран 1 млн. тонн зерна в год, считает глава «Продкорпорации» Бейбитхан Кабдрахманов.
По его данным, сейчас в Иран через порт Актау Казахстан ежегодно экспортирует более 600 тыс. тонн зерна.
Нужно отметить, что экспортируется только ячмень, поскольку в 2010 году Иран с целью защиты местных товаропроизводителей ввел запрет на импорт 20 видов продуктов продовольствия, включая пшеницу. Министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков в своем Твиттере подтвердил, что и дальнейшее расширение экспорта в Иран будет идти за счет ячменя, а не пшеницы.
Тем не менее, открытие железной дороги даст Казахстану возможность выйти на другие рынки Персидского залива. Летом прошлого года объекты строительства этой дороги посетил Президент РК Нурсултан Назарбаев. «Эта железная дорога позволит выйти на рынки Персидского залива. Кроме того, введение этой железной дороги позволит Казахстану уже к 2012 году увеличить экспорт зерна в направлении Ирана примерно до 5 млн. тонн», — отметил тогда Н. Назарбаев.
Согласно сделанному в конце августа прогнозу Международного совета по зерну (МСЗ), Афганистан и Узбекистан в текущем маркетинговом сезоне увеличат импорт муки на 100 тыс. тонн и по-прежнему останутся крупнейшими импортерами муки в мире.
В то же время импорт муки в Индонезию сократится. В результате Индонезия, которая по итогам прошлого сезона занимала третье место после Узбекистана и Афганистана, может опуститься в 2011/12 по объему ввоза муки на 5-е место, пропустив вперед Ирак и Бразилию.
Вообще, прогноз МСЗ мировой торговли муки в 2011/12 повышен до уровня прошлого сезона.
Неожиданной на фоне перепроизводства зерна в Казахстане стала информация о том, что Правительство РК может ограничить экспорт пшеницы в Узбекистан. Об этом нам рассказал Нурлан Толибаев, вице-министр сельского хозяйства.
Поводом для такого решения, по словам чиновника, стал тот факт, что узбекские мукомолы перемалывают казахстанское зерно и продают муку на внешний рынок. И таким образом создают конкуренцию казахстанской муке.
Отметим, что по данным АО «НК «Казахстан темир жолы», Узбекистан остается основным получателем казахстанской муки. В октябре т.г. мукомолы Казахстана поставили в эту страну 92 000 тонн муки из общего объема экспорта 246000 тонн.
В 2010 году по ж/д путям Казахстана экспортировано 2,102 млн. тонн муки. Из них в Узбекистан — 1,199 млн. тонн.
источник; казахзерно.