России необходим контроль качества зернопродуктов
25 March 2010, 13:56
  2 комментария  

Билаонова Тамара
ветеран труда Государственной Хлебной Инспекции (ГХИ)

На вопросы IDK.ru ответила Ветеран труда Государственной системы контроля качества зерна и продуктов его переработки, Государственной Хлебной Инспекции (ГХИ) Тамара Семеновна Билаонова.

— Тамара Семеновна, в СССР существовал контроль за качеством зерна. А какая организация его осуществляла и насколько такой контроль необходим сейчас?

— В СССР контроль осуществлялся единой Государственной хлебной инспекцией (ГХИ). Государственная хлебная инспекция была создана как орган государственно-технического контроля за качеством зерна и входила в состав Министерства заготовок (хлебопродуктов). На первых порах ее основная оперативная работа состояла в инспектировании и классификации зерна и на основе этого выдача сертификатов при перевозках зерна внутри страны по важнейшим назначениям и отгрузках на экспорт. Учреждением ГХИ было положено начало государственному инспектированию и классификации зерна и продуктов его переработки в масштабах страны.
ГХИ контролировала цикл полностью: от начала производства зерна и до поставок их к потребителю. Причем контроль осуществлялся на каждом этапе, что позволило СССР быть одним из главных конкурентов на мировом рынке зернопродуктов. На сегодня Россия вытеснена конкурентами с мирового рынка. Отсутствие такого контроля качества не позволяет России занять достойное место на мировом рынке зерна.
Я считаю, что независимо от государственного строя страны контроль качества зернопродуктов необходим, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Для того чтобы построить систему контроля, в первую очередь необходимо обратить внимание на землю. Начинается все с земли. Умные страны считают, что хлеб — это неотъемлемая часть человечества, а для того чтобы торговать этим хлебом сначала его надо уметь вырастить и знать, сколько надо вырастить.
Для начала необходимо иметь земельный кадастр всех сельхозземель. При советской власти был очень строгий контроль, так как он мотивировался потребностью. Система контроля качества зернопродуктов была построена следующим образом: первыми кто контролировал качество зерна, продаваемого государству, были производственные лаборатории хлебоприемных пунктов, элеваторов, мукомольных, крупяных предприятий. И случаи претензий по качеству рассматривала ГХИ.
А при нынешнем контроле, я считаю, что надо менять все. На внутреннем рынке мы должны создавать условия гарантирующие поступление качественных и безопасных зернопродуктов. Если мы этого не сделаем, то на внутренний рынок будет продолжаться поставка зерна непригодного для потребления, что чревато для людей, а главное для наших детей. И на мировой рынок поставлять зерно высокого качества. Если все останется по-прежнему, то мы в будущем не сможем заниматься экспортом, т.к. не будем знать, что производим, сколько, а самое главное — какого качества.
Это сейчас мы отгружаем в мусульманские страны, у которых никогда не было должного отношения к качеству зерна, такого, какое они требуют сейчас. При советской власти мы не отгружали только в Канаду и США. А так экспортировали во все страны: в Ирландию, Исландию и даже в Аргентину.
ГХИ контролировала качество и напрямую подчинялась Министерству. Выполняя контрольные функции на местах, инспекторы знали, что их труд контролируется вышестоящими органами ГХИ. И для того, чтобы инспекторы понимали, что они делают, их специально обучали, чего не делается сегодня.

— Почему ликвидировали ГХИ?
— Несмотря на мою долголетнюю работу (около 45 лет) я не могу понять, по какой причине ликвидирована государственная инспекция. Если из-за недостатка финансового ресурса, то неужели Россия, экспортирующая нефть и газ, не может содержать структуру, помогающую стране иметь дополнительную прибыль от продажи зерна хорошего качества на мировой рынок? Сегодня мы наблюдаем за полным разрушением сельскохозяйственной отрасли и пока не ясно к чему это приведет. Сельское хозяйство всегда ущемляли, но сегодня его просто разрушают.
ГХИ свою работу координировало с другими государственными организациями по вопросам качества зернопродуктов. ГХИ гарантировало качество. Зерно, как правило, засорено различными примесями: песок, земля, солома, пленки, семена и плоды диких растений – вредные и ядовитые, зараженные амбарными вредителями, а так же различными болезнями. Раньше контроль качества гарантировал здоровую нацию. Мы всегда знали, что употребляем качественную еду.

— Вы считаете, что воссоздание государственного контроля качества зерна единственное спасение в сложившейся ситуации?
— Я считаю, что да. И это единственный выход.

— А какую опасность таит в себе непроверенное зерно?
— Во-первых, канцерогенность. Если зерно перезимовало под снегом, то это чревато септической ангиной. Когда пшеницу скосили она лежит на земле и если ее не убрать сразу и зерно пролежит 5 дней, то на нем появляется плесень, образующая ядовитые микотоксины (низкомолекулярные вторичные метаболиты, продуцируемые микроскопическими плесневыми грибами). Микотоксины обладают высокой токсичностью, а также канцерогенными, тератогенными, мутагенными и иммунодепрессивными свойствами для человека. Микотоксины очень устойчивы к физическим и химическим воздействиям, поэтому существующие способы обеззараживания загрязненной микотоксинами продукции сложные, как в методическом, так и в технологическом плане.

— Значит, контроль необходим постоянно?
— Да, конечно, контроль необходим постоянно. Влажность и температуру хранящегося зерна надо контролировать каждый день.

— Как Вы считаете, имеет смысл контролировать учет рационального использования зерна? Это эффективно?
— Раньше так и делали, но это не выгодно.

— Чего у нас не хватает для производства качественного зерна?
— Во-первых, климат: некоторые регионы в России — зона рискованного земледелия. Во-вторых, контроля качества зерна. В-третьих, нехватка элеваторов. Ведь никто не финансирует строительство элеваторов, а многие из тех, что были построены при советской власти пришли в негодность.

— А зачем контролировать качество?
— Вот, например, решили вы сварить рисовую кашу. Стакан риса, мы переберем ручками. А кто будет котел риса перебирать в детском саду, армии или в больнице? Сколько сейчас в детских садах травят детей. А это все из-за отсутствия контроля. Не контролируется питание, ни детское, ни диетическое.

— Так может, необходим только конечный контроль?
— Нет контролировать надо каждый этап производства.

— В настоящее время независимые лаборатории проводят платные испытания. Как по-Вашему, может быть стоит вернуть бесплатную сертификацию?
— Обязательно стоит вернуть бесплатную сертификацию. Инспектор должен быть государственным служащим.

— Что Вы скажите по поводу запасов зерна интервенционного фонда, которые довели до 9,5 млн т? Это целесообразно со стороны государства? Нужен ли такой запас?
— Конечно, нужен. Во-первых, это внутренние потребности страны. Затем поставки на экспорт обязательны, поставки в армию, для детского питания, поставки в тюрьмы, на крайний север. А если завтра война? А нас 145 млн человек. И что это за запас?

— А кто контролирует этот запас и его качество?
— Должны контролировать на предприятиях хранения, но если нет, то тогда никто не контролирует. Раньше у государственных резервов было свое управление при правительстве, но, тем не менее, мы всегда контролировали качество зерна, которое туда закладывали. Пшеницу могли хранить 5-10 лет. Оптимальный срок хранения зерна 5 лет. Смотря как хранить.

— Качество зерна меняется в процессе его хранения?
— Обязательно меняется. Когда привозят с полей зерно, оно дозревает по-разному. Например, пшеница может дозревать в течение 75 дней. В это время необходим ежедневный контроль производственными лабораториями. При хорошем хранении улучшаются все показатели зерна, а потом оно спокойно лежит и качество не ухудшается и не улучшается.

— Сколько надо времени, чтобы восстановить систему?
— Так, как мы не готовили кадры, не меньше 5 лет.

— Можете подвести итог, зачем необходим контроль качества со стороны государства?
— Во-первых, продовольственная безопасность страны за счет контроля стратегических резервов.
Во-вторых, репутация России на международных рынках за счет контроля экспортно-импортных операций.
В-третьих, здоровье нации за счет контроля продуктов питания от детского до диетического.
В-четвертых, совершенствование структуры товарооборота за счет четкого планирования производства.
В-пятых, повышение культуры отношений между участниками рынка за счет контроля, обучения и помощи государства.
— Спасибо.

Теги     Билаонова      контроль качества   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Поистине профессионалов сразу видно! А то почему то у нас борьба с коррупцией приводит только к сокращению гос. органов которые должны гарантировать безопаность народа: ГХИ, армия, стандартизация, наука и т.д.

  2. Да и на самом деле не понятно почему «похоронили» Госхлебинспекцию?
    На глаза попалось эмоциональная реакция С.Глазьева (http://www.solidarnost.org/article_new.php?issue=129&section=53&article=2709)
    — Это решение не является оптимальным с точки зрения теории управления: хлебная инспекция должна быть независимой, если мы хотим, чтобы она должным образом выполняла свои функции. Возникает вопрос, на который так никто и не может дать ответа: кому помешала хлебная инспекция, которая 75 лет защищала нашу страну от угроз, касающихся каждого человека? Я могу привести сотни примеров попыток ввоза в страну зараженного, некачественного хлеба, очень дешевого, который наносил ущерб не столько нашим товаропроизводителям, сколько здоровью населения… И хлебная инспекция тогда стояла на страже здоровья наших граждан.

    Представители правительства называли тяжелым решение об ее упразднении. Это не тяжелое решение, это безумное, глупое и очень вредное для страны решение, которое уже принято и последствия которого мы не исправим в полной мере, принимая этот законопроект. Зачем ликвидировали хлебную инспекцию? Кому пришла в голову мысль ликвидировать орган, успешно защищавший здоровье граждан в течение десятилетий? И где сегодня люди, которые работали в хлебной инспекции, — специалисты, руководители? Как будет функционировать эта структура в новом качестве?.. Пора задать вопрос: кто и зачем вообще спланировал эту безумную административную реформу, которая ничего, кроме хаоса в системе управления страны, не дала? Авторов ее уже нет в правительстве, а мы до сих пор пожинаем ее плоды. Министерства были дезорганизованы и парализованы на два года.

    Мы рассуждаем о том, как возродить контроль качества хлеба. А известно ли представителям правительства, что уже не найти те предприятия, те структуры, которые этим занимались?! Их имущество во многом приватизировано, растащено, его уже нет. И приходится на новом месте создавать то, что было утрачено. Я думаю, что на этом примере надо очень серьезно задуматься о цели бессмысленных реорганизаций, которые, словно лихорадка, постоянно охватывают нашу исполнительную власть, и сделать очень серьезные выводы. Пример с хлебной инспекцией наглядное тому подтверждение. Проблема должна решаться в комплексе.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Увеличение второго урожая повысит производство сои в Аргентине
Ожидается, что производство сои в Аргентине увеличится в 2024-2025 годах за счет более крупного посева второго урожая сои, согласно отчету Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США (USDA).
Виден краешек рекорда: Россия нарастила производство и экспорт удобрений
Производство удобрений в России заметно выросло за I квартал нынешнего года