Вице-губернатор Челябинской области о текущей ситуации в АПК
21 April 2020, 12:10
Вице-губернатор Челябинской области Сергей Сушков, курирующий, в том числе, сельское хозяйство региона, ответил на вопросы журналистов о текущей ситуации в агрокомплексе региона, дефиците продуктов и ценах на них, о поддержке аграриев и посевной кампании в период пандемии, а также оценил переход на узбекские фрукты вместо китайских и предложение известного экоактивиста запустить операцию «Овощеворот».
— Сергей Юрьевич, Минсельхозу с момента введения режима повышенной готовности поручено вести мониторинг цен по группе социально значимых продуктов питания по 32 позициям. Есть изменения?
— В сравнении с ценами на 23 марта на середину у нас подорожала гречневая крупа – порядка 63 процентов, если говорить в рублях, цена выросла с 48 рублей до 77, рис подорожал на 23 процента, макароны – на 20 процентов, на 41 процент подорожала свинина, 22 – говядина, рыба мороженая – на 25 процентов, на 29 процентов – капуста белокочанная. Это те позиции, по которым мы отмечаем достаточно серьезное, на наш взгляд, увеличение цены.
Но хочу обратить ваше внимание, что есть ряд продуктов, цена на которые за это же время упала достаточно существенно. В частности, на хлеб и хлебобулочные изделия – от 27 до 29 процентов, пшеничная мука упала в цене на 35 процентов, сгущенное молоко – на 30 процентов, печенье – на 38 процентов. Лук подешевел на 54 процента: если он стоил 96 рублей за килограмм на 23 марта, то на 15 апреля – порядка 47 рублей за килограмм. Незначительное, но все-таки снижение цен – в рамках 10 процентов – у нас показали консервы рыбные и мясные, минеральная вода, куриное мясо, масло – сливочное и подсолнечное, молоко питьевое, яйцо, чай и детская смесь.
— А как же акция «Южноуральский продукт», стартовавшая в феврале, она обнулилась?
— Акция – замечательная. Мы о ней особенно не докладывали. Но по состоянию на 20 марта, то есть до введения режима повышенной готовности, в акции участвовали 959 магазинов и десятки торговых сетей, произошло снижение по 113 позициям продукции и бакалеи. Мы уже было начали объявлять на мясопереработку, хллебобобулочные изделия и так далее. Но министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Николаевич Патрушев объявил, что для поддержки сельхозтоваропроизводителей всем сетям надо отменить промопланы, а мы эту акцию запускали именно в рамках промопланов сетей. Сейчас, мониторя цены, мы занимаемся фактически тем же самым, но без названий.
— Дефицита продуктов не будет?
— У нас кластер перерабатывающей промышленности очень сильный, один из самых сильных среди субъектов Федерации, он насчитывает 820 предприятий переработки, и объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности в области гораздо выше, чем потребность, которая определяется рекомендуемыми медицинскими нормами питания и потребления. Возьмем мясо птицы. Мы его производим порядка 350 тысяч тонн в год, это третья позиция в РФ, мы обеспечиваем тройной профицит производства. То же самое – и по хлебопродуктам. Двойной профицит у нас по мясной переработке – это колбасы, колбасные изделия.
Такой значительный масштаб производства, конечно, сыграл свою положительную роль в период, когда у нас начался ажиотажный спрос на ряд товаров, и естественно, мы провели достаточно быстро по поручению губернатора ряд мероприятий, которые сыграли существенную роль в решении этой задачи. В частности, сети, во-первых, обнулили свои торговые наценки на 10 товаров. По нашей рекомендации отменены штрафы для поставщиков были на период нерегулярных поставок, которые были предусмотрены в контрактах с сетями, также был отменен ряд конкурсных процедур по закупкам, которые обеспечивали длительность процесса закупок и, как следствие, не давали положить своевременно на полку товары.
По инициативе, в том числе, штабов по борьбе с коронавирусом, были подписаны меморандумы рядом сетей, которые в обязательном порядке предусматривали следующие мероприятия: это расширенное информирование населения о мерах по борьбе с распространением коронавирусной инфекцией в торговых залах, помимо этого, дезинфекция торговых залов не менее двух раз в сутки – во время установленных санитарных часов с обработкой всех контактных мест, в том числе дверных ручек, тележек, кассового оборудования и других поверхностей, нанесение в торговых залах и кассовых зонах разметки для дистанцирования покупателей на расстоянии от 1,5 до 2 метров, использование при наличии технической возможности – защитных экранов, щитков, проведение регулярного эпидемиологического контроля персонала, а также обязательность обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, масками. Все это процедуры на сегодняшний день работают, имеем следующий результат: мы стабилизировали работу региональных и федеральных сетей на территории региона, ассортимент продукции в полном составе присутствует.
— И запасы на складах есть, можно не беспокоиться?
— На сегодняшний день, исходя из потребительского спроса, запас сгущенки на складах имеется на 48 дней, колбас – на 180 дней, консерв – на 334 дня, консерв рыбных – на 669 дней, воды минеральной – на 74 дня, риса – на 33 дня, муки – на 73 дня, макаронных изделий – на 110 дней. Фактически сегодня по ряду позиций создан запас от двух месяцев до года.
Есть, конечно, позиции, по которым возникают вопросы, связанные, в первую очередь, с тем, что не производятся на территории региона, речь идет о ряде овощей и фруктах. Соответственно, сегодня, несмотря на то, что во всех сетях, фрукты и овощи представлены в полном, «докарантинном», ассортименте, товарный запас по этим позициям составляет до 10 дней.
С чем это связано?
— По ряду позиций есть снижение объемов импортных поставок. Это связано, в первую очередь, с изменением страны-импортера, перезаключением контрактов, на которые необходимо время. Соответственно, у нас сегодня основная часть овощей и фруктов идет не из Китая, как это было раньше, а из Узбекистана.
— Достойная ли это смена? Не будет ли дефицита фруктов?
— На мой взгляд, нам проще работать с Узбекистаном, чем с Китаем. Отсутствие языкового барьера – это большое дело, но не только. Я думаю, сегодня с Узбекистаном мы идем в правильном направлении. Например, узбекская продукция иного совсем качества, потому что при ее производстве используется меньше химии. При этом сегодня в Узбекистане 50 процентов урожая сгнивает, не используется.
Думаю, дефицита фруктов у нас в любом случае не будет.
— По продуктам понятно, а что касается сырья – запасов зерна, например, у нас достаточные?
— Мы проанализировали полностью запасы зерновых и зернобобовых культур. Сегодня на элеваторах у нас хранится 1 миллион 59 тыс. тонн зерна. Этого очень даже достаточно на все, включая посевную – на нее нам порядка 230-250 тысяч тонн зерна, а на весь год хлебопечения для всей Челябинской области нужно порядка 700 тысяч тонн. Так что здесь никакой опасности, мы считаем, не возникает.
Также у нас большой запас масличных культур – хранится в складах более 37 тысяч тонн маслосемян, мы полностью обеспечиваем себя картофелем, к сожалению, не можем его нормально сохранять до нового урожая, но это отдельный вопрос. По овощам открытого грунта самообеспеченность у нас пока 50% в области, поэтому это задача, которая будет ставиться, в том числе, перед сельхозтоваропроизводителями в рамках новой посевной кампании.
— К которой южноуральские аграрии уже приступили?
— Восемь районов уже начали работу в поле: идет операция закрытия влаги и боронования. Семян у нас запасы достаточные, как я уже сказал, ГСМ необходимое количество приобретено. Мы увеличиваем в соответствии с поручением губернатора, посевные площади – более чем на 10 тысяч гектаров, под зерновые – на 14 тысяч гектаров. При этом диверсифицируем наши посевы в сторону увеличения посевов гречихи, твердых сортов пшеницы, которая идет на макароны, а также овощей открытого грунта.
— Цены на семенной материал адекватные? Нет ли удорожания?
— Весь семенной материал уже в наличии у сельхозтоваропроизводителей, дефицита нет. Плюс все сельхозтоваропроизводители, как правило, пользуются собственными посевным материалом.
Что касается элитных семян первой репродукции, которые необходимо в количестве 5 процентов приобретать, вот на них, да, цена растет. Но хочу обратить внимание, что федеральное правительство 13 апреля открыло интервенционный фонд по семенному материалу – именно чтобы решить вопрос снижения цены. 200 тыс. тонн они открыли, и в первый же день было продано 120 тыс. тонн на 1 млрд рублей, причем по цене гораздо ниже рыночной. В том числе в торгах участвовали южноуральские предприятия.
Что касается семян картофеля, овощей, тут немножко другая ситуация. Мы, к сожалению, сегодня имеем мало лабораторий по выведению элитных семян картофеля на территории в целом РФ и покупаем эти семена либо в Белоруссии, либо за рубежом. В связи с ростом доллара цена на посевной материал в этом сегменте выросла.
— Защита аграриев от коронавируса. Как-то пандемия скажется на самом процессе посевной? Будут ли какие-то особенности?
— Преимуществом нашего ведения агропромышленной деятельности по производству растительного сырья, полеводства и животноводства, является то, что эта деятельность всегда проходит в чистом поле, начиная с выпаса скота, когда «зеленка» появляется, и заканчивая всеми манипуляциями на земле. У нас порядка двух миллионов гектаров посевных площадей в регионе. И учитывая количество людей, которые занимаются посевной кампанией, то там не только социальная дистанция будет соблюдена – если их по двум миллионам гектаров расставить – они друг друга даже не увидят. Так что социальная дистанция будет соблюдаться однозначно. Но тем не менее, мы всем работодателям поставили задачу обеспечить работников дезинфекцией, масками. Все меры самоизоляции, рекомендуемые Роспотребнадзором, будут соблюдаться.
— Есть ли уже прогноз по урожаю?
— Конечно, в нашем регионе очень многое зависит от погоды. Предварительно долгосрочный прогноз не обещает засухи. Запас удобрений и семян у нас достаточный, влаги в почве хватает. То есть предпосылки благоприятные. Предполагаем приблизиться к 2 миллионам тонн продовольственной пшеницы.
— Какие предприятия агросектора уже начали обращаться за господдержкой? И кто это – крупные холдинги или фермерские хозяйства?
— Губернатором поставлена задача оказать господдержку до 1 июня 2020 года в размере не менее 1 миллиарда рублей. Обращаются за господдержкой ежегодно – а у нас 16 видов господдержки в настоящий момент существует, начиная с компенсации на приобретение минеральных удобрений и заканчивая несвязанной погектарной поддержкой на производство товарного молока, мясного молодняка, поддержка приобретения пестицидов и гербицидов и так далее, – порядка тысячи с небольшим сельхозтоваропроизводителей, из них 95% – фермеры и небольшие хозяйства. Потому что агрохолдингов у нас всего семь.
Вот сейчас мы уже начали прием документов по погектарной поддержке и до конца апреля начнем ее уже выдавать. Уже обратилось больше тысячи человек, включая все агрохолдинги, которые имеют посевные площади, я имею в виду «Макфу», «Равис», «Союзпищепром», «Ситно», «Ариант» и так далее.
— Насколько кризис вообще коснулся наших аграриев? Какую-то поддержку именно в рамках преодоления последствий влияния коронавируса они в Челябинской области получат?
— Хочу, пользуясь случаем, огромное спасибо сказать губернатору от лица всех аграриев за два решения. Первое – отсрочка на 6 месяцев уплаты единого сельхозналога, которое законодатели уже поддержали, и второе – обнуление единого сельскохозяйственного налога в 2020 году. Вы знаете, что мы платим 6% от валовой выручки, единый сельскохозяйственный налог поступает в региональный бюджет, поэтому руководство региона могло принять и приняло такое решение.
— Видите ли Вы риски для сельского хозяйства региона из-за коронавирусного кризиса в долгосрочной перспективе? Падение экспорта или еще что-то?
— Конечно, происходит определенное падение по импортному сегменту, частично – в области семеноводства, частично – в рамках племенных взаимоотношений в области животноводства. Но по большей части, конечно, в сфере запчастей и техники, которую мы используем сегодня, у нас ее достаточно много – около 35-40%. Техника должна получать запчасти, обслуживаться. А если эта техника импортная, да еще и на гарантии, да еще и взята вы лизинг у банка, то мы не можем использовать другие какие-то заменители – вот тут наиболее узкое место.
С другой стороны, сегмент импортозамещения в сегменте сельхозмашиностроения набирает силу, и в нашем регионе в том числе. Эта тема наряду с онлайн-торговлей среди тех, которые ситуация с коронавирусом подтолкнула в развитии, как бы парадоксально это ни звучало. То есть сегодня мы видим «Варнаагромаш», или «Заря» в Миассе, или компрессорный завод, который производит сеялки и пневмосеялки, они сегодня активно начали заниматься производством запчастей взамен импортных. Соответственно, у нас нет другого выхода: или эпидемия закончится – и все откроется, а вдруг нет – тогда будем развивать это направление, благо область обладает серьезным металлургическим потенциалом – а это сегмент металлоемкий, – нам и карты в руки.
— Сергей Юрьевич, можете оценить инициативу известного активиста Дмитрия Закарлюкина, который предложил южноуральцам включиться в операцию «Овощеворот»: взять 10 гектаров земли в обработку, засеять овощами, чтобы по осени собрать и поделить среди участников. Насколько такая идея жизнеспособна?
— Молодец, энтузиаст, заинтересованный – это прекрасно. Но он собирается производить овощи открытого грунта на территории 10 гектаров – это очень маленький объем. Он, наверное, найдет единомышленников, но не из числа тех, что занимались сельским хозяйством. Я исхожу из того, что производство овощей открытого грунта – одна из самых сложных процедур по выращиванию сельхозкультур. И прежде чем посеять, необходимо понести серьезные затраты на подготовку земли. Плюс овощи открытого грунта без водоподготовки – нереальная вещь, они не растут, если у вас нет поливных полей, приобрести семена и технику для этой истории ему будет очень не просто.
На мой взгляд, ему необходимо зарегистрироваться в качестве начинающего фермера и претендовать на господдержку в рамках субсидий для начинающих фермеров. И тогда он получит какие-то оборотные средства. Также ему надо будет защитить проект, где ему посоветуют агрономы, что, когда и где сеять, – и тогда этот проект, возможно, будет жизнеспособен. Иначе – без денег, оборудования и без опыта – у него нет шансов.
P.S. Дмитрий Закарлюкин уже отреагировал на заявление вице-губернатора, поблагодарив его за «ряд ценных комментариев и предложение поскорее оформить фермерское хозяйство чтобы заявиться на субсидию для выделения средств на закуп семян и ГСМ»: «Сергей Юрьевич, мы вас услышали. Так и сделаем!», – написал экоактивист на своей странице в Fb.
Читайте прогноз биржевых цен с 20 по 24 апреля 2020.
Источник: dostup1.ru
Ваш комментарий
|
|