Василий Шишкоедов: «В село нужно привлечь молодежь!»
21 December 2020, 13:37

Шишкоедов Василий Михайлович
Депутат комитета Госдумы по вопросам аграрной политики от Курганской области

2020-й год был непростым для всех и преподнес немало сюрпризов, порой и очень неприятных. Что принесет аграриям год грядущий? Ведь «балом править» на этот раз будет сельскохозяйственное животное – железный бык! Какую поддержку АПК он принесет? Что нового произойдет в законодательстве, какие проблемы сейчас существуют в отрасли, и есть ли пути их решения? Обо всех этих актуальных вопросах мы побеседовали с депутатом комитета Госдумы по вопросам аграрной политики от Курганской области Василием Шишкоедовым.
– Василий Михайлович, какие на сегодняшний день проблемы, на Ваш взгляд, в сельскохозяйственной отрасли наиболее остро стоят на пороге 2021 года?

– На мой взгляд, в 2021 году особенно остро стоят вопросы: повышения престижа сельскохозяйственных профессий, привлечения молодых кадров с заинтересованностью работать на предприятиях АПК. По-прежнему сохраняется недопустимо низкий уровень социально-экономического развития сельских территорий, плохое состояние инженерной инфраструктуры сельских территорий, низкая доступность социальных услуг населению, в первую очередь, образовательных и медицинских организаций, а также уменьшение численности населения сельских территорий, высокий уровень бедности и безработицы среди сельского населения, слабая оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей сельхозтехникой и оборудованием (в среднем по России на 1000 гектаров пашни приходится 3 трактора и 2 комбайна), низкие темпы ввода в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель, диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию для АПК, высокие тарифы на электроэнергию и транспортировку продукции для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

– Да… проблем немало! Что нужно сделать, чтобы постараться решить эти вопросы?

– Необходимо: учесть замечания и предложения Государственной Думы при корректировке государственной программы комплексного развития сельских территорий; при внесении изменений в государственную программу комплексного развития сельских территорий предусмотреть продление срока ее реализации до 2030 года; при корректировках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия учитывать необходимость совершенствования мероприятий, направленных на повышение энерговооруженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие садоводства, овощеводства, картофелеводства, производства молока и мяса крупного рогатого скота; увеличивать количество кредитных организаций, участвующих в реализации программ кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей с государственной поддержкой; рассмотреть вопрос сохранения возмещения части прямых понесенных затрат на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, как эффективной меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; разработать механизмы снижения цен на промышленную продукцию для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе электроэнергию, горюче-смазочные материалы, пестициды и агрохимикаты. Рассмотреть возможность распространения мер государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции на личные подсобные хозяйства населения и уделить внимание повышению эффективности мер господдержки развития потребительской сельскохозяйственной кооперации.

– Поговорим об обеспечении продовольственной безопасности…

– Как Вы знаете, в январе 2020 года Указом Президента РФ №20 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. До этого действовала Доктрина 2010 года. За 10 лет в АПК произошли изменения. Стратегия импортозамещения сменилась экспортной моделью развития отрасли. Меняется мир. Меняется международная обстановка. Мы должны учитывая новые обстоятельства защитить потребителя, отечественных производителей и, главное, укрепить продовольственную независимость и при этом развивать импортозамещение.

На это направлена Доктрина продовольственной безопасности. Расширен список потенциальных рисков и угроз продовольственной безопасности. Появились риски снижения плодородия сельскохозяйственных земель из-за их нерационального использования. Добавлены ветеринарные и фитосанитарные риски, санитарно-эпидемиологическая и социальная угрозы. Последняя обусловлена снижением привлекательности сельского образа жизни. Это создает риски для обеспечения отрасли кадрами. Документ определяет продовольственную безопасность как состояние, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность продуктов для каждого гражданина в объемах, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Доктрина предусматривает изменение ранее принятой методики расчета продовольственной безопасности. Для ее оценки вместо удельного веса отечественного производства в общем объеме внутреннего потребления будет использован международный показатель самообеспеченности.

Он включает не только отношение объема производства к величине потребления, но и соответствие продукции требованиям технического регулирования ЕАЭС, а также расчет экономической и физической доступности продовольствия. В документ включены новые товарные группы – овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, семена.

Доля отечественного производства во внутреннем потреблении должна составлять не менее 95% для зерна (осталась на уровне 2010 года), 90% для растительного масла (в 2010 году – 80%), 90% для сахара (в 2010 году – 80%), 85% для мяса и мясопродуктов (осталась на уровне 2010 года), 90% для молока и молокопродуктов (осталась на уровне 2010 года), 95% для картофеля (осталась на уровне 2010 года), 90% для овощей и бахчевых (в 2010 году не было), 60% для фруктов и ягод (в 2010 году не было), 85% для рыбы и рыбопродуктов (в 2010 году – 80%), 75% для семян отечественной селекции (в 2010 году не было) и 85% для пищевой соли (осталась на уровне 2010 года).

По итогам 2019 года, можно сказать, о достижениях показателей продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям. А с учётом прироста производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов индекс АПК составил 4,2%. Кроме того, объём урожая зерна превысил 135 млн тонн.

В 2019 году самообеспеченность страны зерном, рыбой и рыбной продукцией превысила показатели доктрины в 1,5 раза, производство мясных и мясосодержащих продуктов увеличилось на 11,5%, а за счёт роста объёмов производства сырого молока увеличился выпуск сыров, молока и сухих сливок на 16%. Рыбохозяйственный комплекс обеспечил вылов водных биоресурсов в объёме около 5 млн тонн, а также двукратный рост производства продукции товарной аквакультуры за 10 лет. В сравнении с 2018 годом прирост составил 20%.

– Для чего, на Ваш взгляд, необходимо развивать региональные бренды? Какие меры поддержки российским сельхозтоваропроизводителям в этом направлении будут оказываться в 2021 году?

– Одним из направлений продовольственной независимости может быть развитие региональных брендов. А это поддержка отечественных производителей. В этом году состоялся Первый национальный конкурс региональных брендов продуктов питания, «Вкусы России», который провел Минлсельхоз России. В нем приялин участие 60 регионов нашей страны. Было подано свыше 290 заявок.

Каждый региональный бренд – это «визитная карточка» той территории, которая еще неизвестна массовому потребителю, но может стать всеми любимым продуктом, завоевать российский, а может и зарубежный рынок и стимулировать развитие предпринимательства и агротуризм.

Мне известно, что от Курганской области был представлен региональный бренд «Шадринский пряник». Зауралье – сельскохозяйственный регион и славится своей продукцией. Надо приложить все силы, чтобы наши сельхозтоваропроиводители смогли как можно больше создать таких региональных брендов.

Для развития АПК, в том числе и региональных брендов, сельхозтоваропроизводителям будет выделена из федерального бюджета поддержка в 2021 году:

– на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и развитие малых форм хозяйствования 23,4 млрд рублей, в том числе Курганской области более 221 млн рублей;
– на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства – 31,9 млрд рублей, в том числе Курганской области более 295 млн рублей;
– на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации 5,1 млрд рублей, в том числе Курганской области 64 млн рублей;
– на стимулирование увеличения производства масличных культур – 8,4 млрд рублей, в том числе Курганской области 16,9 млн рублей.

– Какие изменения претерпело законодательства в области АПК нашей страны?

– В условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией, с которой столкнулась наша страна, как и весь мир, определили изменение формата работы Государственной Думы. В первую очередь, вместе с Правительством депутатский корпус работал над законопроектами, которые позволили нашей стране преодолеть на тот момент пик пандемии. Разрабатываемые меры оперативно находили отражение в законодательстве.

В отрасли сельского хозяйства, безусловно, первоочередной обязанностью аграриев является обеспечение населения продовольствием, поэтому отрасль должна бесперебойно функционировать, что и было сделано Правительством РФ в лице Минсельхоза России и депутатским корпусом.По итогам весенней сессии былиприняты следующие федеральные законы, такие как «О внесении изменения в статью 43-2 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в части отмены плановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов), «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации, «О внесении изменений в ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 42 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Принят законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки», который существенно упростит процедуру исправления ошибок в кадастровой оценке земельных участков. В настоящее время кадастровая стоимость земли порой в разы превышает рыночную. Правительственный законопроект призван помочь сделать кадастровую оценку более справедливой и исправить накопившиеся ошибки в этой сфере.

По поручению Президента страны завершается работа над созданием Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса на 2021-2030 годы. Всего предстоит вовлечь в оборот для аграриев не менее 12 млн га новых земель.

Кроме того, с 2020 года начала действовать Государственная программа комплексного развития сельских территорий, на реализацию которой в текущем году предусмотрено практически 36 млрд рублей, в 2021 году – 35 млрд рублей.

Программа позволит улучшить ситуацию с жильём, инфраструктурой, образованием и здравоохранением на селе, приблизить уровень жизни сельского населения к городскому. К концу этого года в рамках программы, в числе прочего, будет введено или приобретено более 140,6 тыс. кв. м жилья, реализовано 90 проектов комплексного развития сельских территорий, почти 4 тыс. общественно значимых проектов по благоустройству. Это лишь малая часть всех мер, направленных на улучшение качества жизни граждан на селе. Мероприятия госпрограммы затрагивают более 4 миллионов человек.

Прорывным механизмом программы определена сельская ипотека. Наряду с дальневосточной ипотекой, сельская ипотека показывает очень большую эффективность и востребованность среди населения. С начала 2020 года на конец ноября в банки уже поступило более 162,7 тыс. заявок на сумму, превышающую 347 млрд рублей. В 2020 году на финансирование программы направлено 1,5 млрд рублей из федерального бюджета, на 2021 год на эти цели предусмотрено более 4 млрд рублей. Это позволит обеспечить комфортным жильём более 45 тысяч семей.

Сельская ипотека предусматривает ставку от 0,1% до 3% годовых. Предельная величина кредита составляет 3 млн рублей для всех регионов, кроме Ленинградской области, Дальневосточного федерального округа и Ямало-Ненецкого автономного округа – в них максимальная сумма достигает 5 млн рублей. Льготная ипотека может быть предоставлена на срок не более 25 лет.

Еще один законопроект по этой теме был принят. Речь идет о внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны земель сельскохозяйственного назначения).

Так, обязанность по проведению обследований почв и формированию плана проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения будет возложена на государственные бюджетные учреждения, подведомственные Минсельхозу России. А обязательные мероприятия будут проводиться по государственному заданию полностью за бюджетный счет.

– Каких еще изменений ожидать нашим аграриям в грядущем году?

– Кроме этого, приняты федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Эти законопроекты устанавливают общие принципы контрольнонадзорной деятельности и производства, закрепляют периодичность проведения плановых проверок, основания и порядок внеплановых мероприятий. Закон призван закрепить результаты работы «Регуляторной гильотины» и снизить административное давление на бизнес.

Принят федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (в части обеспечения государственной поддержки развития сельского хозяйства). Льготными кредитами смогут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в инвестпроектах по производству, переработке и реализации сельхозпродукции. Процент по таким кредитам составляет от одного до пяти, а разницу между льготной и обычной ставкой компенсирует государство.

В настоящее время на льготный кредит могут рассчитывать только организации и переработчики, у которых доля дохода от реализации сельхозпродукции составляет не менее 70 процентов.

После вступления в силу закона льготные кредиты станут доступны и для тех, кто только открывает свое дело и готов вложить средства в сельхозпроизводство и развитие отрасли. Кредит под инвестиции им дадут сразу. Через три года такие заемщики должны будут подтвердить, что доля их дохода от продажи сельхозпродукции в общем доходе от реализации других товаров составляет не менее 70 процентов. В противном случае отдавать кредит придется не по льготной, а по обычной ставке. На льготные кредиты в соответствии с законом смогут также претендовать те, кто участвует в реализации национальных проектов, – например, компании, заключившие соглашения о повышении конкурентоспособности в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК».

В рамках поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) членами рабочей группы Госдумы (рабочая группа входит в состав Комиссии ГД по поддержке МСП), предложили развивать сельское хозяйство со сложным климатом. Так, предлагается внедрить программу поддержки строительства социально значимых объектов сельскохозяйственного назначения с субсидированием из бюджета не менее 50% от стоимости.

Большая часть нашей страны находится в зоне рискованного земледелия. Нельзя полностью закрыть потребности в сельхозпродукции жителей Урала, Сибири, Дальнего Востока за счет зоны черноземья. Если не обращать внимания на эти территории страны, то их жителям придется либо покупать привозные продукты втридорога, либо некачественную продукцию. В условиях эпидемии эта проблема встает особенно остро. Первыми под удар попадают небольшие крестьянские фермерские хозяйства – поставщики овощей и мясной продукции в зоне рискованного земледелия. Если мы сейчас им не поможем, то жители северных и восточных территорий могут столкнуться с опережающим ростом цен на продукты.

В новый пакет мер также вошло предложение субсидировать представителям МСП в сельском хозяйстве и/или сельскохозяйственным потребительским кооперативам приобретение (строительство, капитальный ремонт) хранилищ, цехов по переработке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, предоставить право субъектам РФ поддерживать овощеводство защищенного грунта в рамках «стимулирующей» субсидии. Также предложена идея повысить региональные налоговые возможности по поддержке малого и среднего аграрного предпринимательства через снижение дифференцированных ставок.

В качестве дополнительных мер стимулирования было предложено предоставить льготы по уплате налогов и сборов предприятиям (крупным и средним), оказывающим финансовую поддержку социально ориентированным НКО, объединениям малых форм хозяйствования.

По просьбе представителей отрасли в рамках мер поддержки в новый пакет также включили возможность организованного привлечения к аграрным кампаниям студентов/выпускников с механизмом стимулирования и мотивации по аналогии с программой «Земский доктор».

Участники рабочей группы обратили внимание на пересмотр грантовой поддержки «Начинающий фермер» и «Агростартап». Предложено упростить механизм их получения, увеличить объем финансирования и продлить срок их освоения минимум на один год.

Новый пакет мер от рабочей группы уже направлен в Комиссию ГД по поддержке МСП для последующей передачи в Правительство РФ.

– Сильные и слабые стороны АПК России на сегодня?

– Несмотря на текущую ситуацию, сохранение диспаритета цен в отрасли, рост затрат на материально-технические ресурсы, электроэнергию, сохранение зависимости по импорту по отдельным направлениям, российский АПК продолжает демонстрировать положительную динамику.

По данным Росстата, в январе-октябре 2020 года года индекс производства пищевой продукции составил 104,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, напитков – 101,9%, табачных изделий – 103,3%. В частности, высокие темпы роста отмечаются в производстве мясных консервов (+12,3%), переработанного и консервированного картофеля (+12,1%), мяса (+11,4%), масла подсолнечного нерафинированного (+10%), мясных и мясосодержащих полуфабрикатов (+8,4%), сыров (+5,8%).

Положительная динамика достигнута благодаря планомерному росту объемов производства сельскохозяйственного сырья, увеличению поставок на внешние рынки, совершенствованию мер господдержки, а также модернизации производств. Высокие темпы развития отрасли позволяют полностью обеспечить внутренний рынок основными продуктами питания и наращивать экспортный потенциал.

Одна из стратегических задач, поставленная перед отраслью Президентом страны – это наращивание экспорта продукции АПК, объем которого должен достичь к 2024 году 45 млрд долларов США (на 2020 год этот показатель составляет 25 млрд долларов США).

Решить эту задачу можно только благодаря системному подходу.

Необходимо обеспечить вовлечение в севооборот дополнительных 40 млн га сельскохозяйственных земель, восстановление 13,6 млн га мелиорируемых земель. В настоящее время эта доля мелиорируемых земель в Российской Федерации составляет 7%, что в 5 и более раз меньше, чем в странах, с которыми мы конкурируем на мировом рынке продовольствия. Более 70% оросительных и осушительных систем нуждаются в реконструкции.

Требуется сохранить положительную динамику развития подотраслей АПК, достичь снижения зависимости от импорта в растениеводстве, животноводстве, ветеринарии, производстве кормов и переработке продукции.

Необходимо проводить технологическую модернизацию отрасли, обновление парка техники и оборудования, развитие научной и образовательной базы, изменения подходов к ведению селекционно-племенной работы, развитие мелиоративного комплекса.

– Какая господдержка в 2021 году будет оказываться аграриям, производителям сельхозтехники, агрохимии, а также аграрной науке и образованию от государства?

– В 2021 году будет оказана господдержка на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в АПК – 20,6 млрд рублей, в том числе Курганской области 4,8 млн рублей.

В рамках технической модернизации агропромышленного комплекса в 2021 году предусмотрено 1 980 млн рублей субсидии АО «Росагролизинг» на возмещение недополученных доходов при уплате лизингополучателем лизинговых платежей на льготных условиях.

Эта мера поддержки действует с 2019 года, что позволило заключить 4403 договора финансовой аренды (лизинга) с 2501 сельскохозяйственным товаропроизводителем на 7079 ед. сельхозтехники (1133 ед. – тракторы, 1434 тыс. ед. – комбайны, 4512 ед. – прочая техника) стоимостью 32,3 млрд руб.

По состоянию на 08.10.2020, поставлено 1620 ед. техники (314 ед. тракторов, 325 ед. комбайнов и 981 ед. прицепной и навесной техники и оборудования вместе с автотехникой с/х назначения) по 986 договорам лизинга 736 контрагентам в 65 субъектов РФ.

Однако, несмотря на принимаемые меры поддержки, сохраняется сокращение парка техники, темпы ее выбытия существенно опережают темпы обновления.

Окажут господдержку и на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физкультурой и спортом – 1,3 млрд рублей, в том числе Курганской области – 13 млн рублей. А также на создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа – 2,7 млрд рублей.

Будет оказана поддержка на единовременные компенсационные выплаты учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек 1,1 млрд рублей, в том, числе Курганской области – 19,8 млн рублей. Кроме того, на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях – 59,2 млрд рублей, в том числе Курганской области – 441,4 млн рублей.

На ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций выделят 74,2 млрд рублей, в том, числе Курганской области – 441,4 млн рублей.

На создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования – 8,1 млрд рублей.

На создание (обновление) материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах – 2,9 млрд рублей.

На обеспечение комплексного развития сельских территорий – 19,7 млрд рублей, в том числе Курганской области – 116 млн рублей, на реализацию мероприятий ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» – 3,1 млрд рублей, в том числе Курганской области более 177 млн рублей.

– Ну… как мы видим, государство не оставит земледельцев один на один с трудностями, которые подстерегают отрасль, буквально, на каждом шагу. Ведь рисков у аграриев существует немало. Мы поблагодарили Василия Михайловича за содержательную беседу. И надеемся только на то, что новый год будет лучше предыдущего…

Читайте прогноз биржевых цен с 21 по 25 декабря 2020.

Источник: svetich.info

Теги     АПК     Курганская область     село     молодые кадры  
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Важные
Аграрии Белгородской области установили рекорды вместе с Ростсельмаш (Видео)
30 ноября завершилась программа компании «Ростсельмаш» по продвижению «Ставим рекорды вместе». Итоги подвели, победителей наградили.
Алжир стремится снизить зависимость от импорта пшеницы
Рынок пшеницы Алжира долгое время зависел от импорта, и правительство страны хочет обратить эту тенденцию вспять