Василий Шишкоедов: «В село нужно привлечь молодежь!»
21 December 2020, 13:37

Шишкоедов Василий Михайлович
Депутат комитета Госдумы по вопросам аграрной политики от Курганской области

2020-й год был непростым для всех и преподнес немало сюрпризов, порой и очень неприятных. Что принесет аграриям год грядущий? Ведь «балом править» на этот раз будет сельскохозяйственное животное – железный бык! Какую поддержку АПК он принесет? Что нового произойдет в законодательстве, какие проблемы сейчас существуют в отрасли, и есть ли пути их решения? Обо всех этих актуальных вопросах мы побеседовали с депутатом комитета Госдумы по вопросам аграрной политики от Курганской области Василием Шишкоедовым.
– Василий Михайлович, какие на сегодняшний день проблемы, на Ваш взгляд, в сельскохозяйственной отрасли наиболее остро стоят на пороге 2021 года?

– На мой взгляд, в 2021 году особенно остро стоят вопросы: повышения престижа сельскохозяйственных профессий, привлечения молодых кадров с заинтересованностью работать на предприятиях АПК. По-прежнему сохраняется недопустимо низкий уровень социально-экономического развития сельских территорий, плохое состояние инженерной инфраструктуры сельских территорий, низкая доступность социальных услуг населению, в первую очередь, образовательных и медицинских организаций, а также уменьшение численности населения сельских территорий, высокий уровень бедности и безработицы среди сельского населения, слабая оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей сельхозтехникой и оборудованием (в среднем по России на 1000 гектаров пашни приходится 3 трактора и 2 комбайна), низкие темпы ввода в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель, диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию для АПК, высокие тарифы на электроэнергию и транспортировку продукции для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

– Да… проблем немало! Что нужно сделать, чтобы постараться решить эти вопросы?

– Необходимо: учесть замечания и предложения Государственной Думы при корректировке государственной программы комплексного развития сельских территорий; при внесении изменений в государственную программу комплексного развития сельских территорий предусмотреть продление срока ее реализации до 2030 года; при корректировках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия учитывать необходимость совершенствования мероприятий, направленных на повышение энерговооруженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие садоводства, овощеводства, картофелеводства, производства молока и мяса крупного рогатого скота; увеличивать количество кредитных организаций, участвующих в реализации программ кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей с государственной поддержкой; рассмотреть вопрос сохранения возмещения части прямых понесенных затрат на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, как эффективной меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; разработать механизмы снижения цен на промышленную продукцию для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе электроэнергию, горюче-смазочные материалы, пестициды и агрохимикаты. Рассмотреть возможность распространения мер государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции на личные подсобные хозяйства населения и уделить внимание повышению эффективности мер господдержки развития потребительской сельскохозяйственной кооперации.

– Поговорим об обеспечении продовольственной безопасности…

– Как Вы знаете, в январе 2020 года Указом Президента РФ №20 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. До этого действовала Доктрина 2010 года. За 10 лет в АПК произошли изменения. Стратегия импортозамещения сменилась экспортной моделью развития отрасли. Меняется мир. Меняется международная обстановка. Мы должны учитывая новые обстоятельства защитить потребителя, отечественных производителей и, главное, укрепить продовольственную независимость и при этом развивать импортозамещение.

На это направлена Доктрина продовольственной безопасности. Расширен список потенциальных рисков и угроз продовольственной безопасности. Появились риски снижения плодородия сельскохозяйственных земель из-за их нерационального использования. Добавлены ветеринарные и фитосанитарные риски, санитарно-эпидемиологическая и социальная угрозы. Последняя обусловлена снижением привлекательности сельского образа жизни. Это создает риски для обеспечения отрасли кадрами. Документ определяет продовольственную безопасность как состояние, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность продуктов для каждого гражданина в объемах, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Доктрина предусматривает изменение ранее принятой методики расчета продовольственной безопасности. Для ее оценки вместо удельного веса отечественного производства в общем объеме внутреннего потребления будет использован международный показатель самообеспеченности.

Он включает не только отношение объема производства к величине потребления, но и соответствие продукции требованиям технического регулирования ЕАЭС, а также расчет экономической и физической доступности продовольствия. В документ включены новые товарные группы – овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, семена.

Доля отечественного производства во внутреннем потреблении должна составлять не менее 95% для зерна (осталась на уровне 2010 года), 90% для растительного масла (в 2010 году – 80%), 90% для сахара (в 2010 году – 80%), 85% для мяса и мясопродуктов (осталась на уровне 2010 года), 90% для молока и молокопродуктов (осталась на уровне 2010 года), 95% для картофеля (осталась на уровне 2010 года), 90% для овощей и бахчевых (в 2010 году не было), 60% для фруктов и ягод (в 2010 году не было), 85% для рыбы и рыбопродуктов (в 2010 году – 80%), 75% для семян отечественной селекции (в 2010 году не было) и 85% для пищевой соли (осталась на уровне 2010 года).

По итогам 2019 года, можно сказать, о достижениях показателей продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям. А с учётом прироста производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов индекс АПК составил 4,2%. Кроме того, объём урожая зерна превысил 135 млн тонн.

В 2019 году самообеспеченность страны зерном, рыбой и рыбной продукцией превысила показатели доктрины в 1,5 раза, производство мясных и мясосодержащих продуктов увеличилось на 11,5%, а за счёт роста объёмов производства сырого молока увеличился выпуск сыров, молока и сухих сливок на 16%. Рыбохозяйственный комплекс обеспечил вылов водных биоресурсов в объёме около 5 млн тонн, а также двукратный рост производства продукции товарной аквакультуры за 10 лет. В сравнении с 2018 годом прирост составил 20%.

– Для чего, на Ваш взгляд, необходимо развивать региональные бренды? Какие меры поддержки российским сельхозтоваропроизводителям в этом направлении будут оказываться в 2021 году?

– Одним из направлений продовольственной независимости может быть развитие региональных брендов. А это поддержка отечественных производителей. В этом году состоялся Первый национальный конкурс региональных брендов продуктов питания, «Вкусы России», который провел Минлсельхоз России. В нем приялин участие 60 регионов нашей страны. Было подано свыше 290 заявок.

Каждый региональный бренд – это «визитная карточка» той территории, которая еще неизвестна массовому потребителю, но может стать всеми любимым продуктом, завоевать российский, а может и зарубежный рынок и стимулировать развитие предпринимательства и агротуризм.

Мне известно, что от Курганской области был представлен региональный бренд «Шадринский пряник». Зауралье – сельскохозяйственный регион и славится своей продукцией. Надо приложить все силы, чтобы наши сельхозтоваропроиводители смогли как можно больше создать таких региональных брендов.

Для развития АПК, в том числе и региональных брендов, сельхозтоваропроизводителям будет выделена из федерального бюджета поддержка в 2021 году:

– на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и развитие малых форм хозяйствования 23,4 млрд рублей, в том числе Курганской области более 221 млн рублей;
– на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства – 31,9 млрд рублей, в том числе Курганской области более 295 млн рублей;
– на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации 5,1 млрд рублей, в том числе Курганской области 64 млн рублей;
– на стимулирование увеличения производства масличных культур – 8,4 млрд рублей, в том числе Курганской области 16,9 млн рублей.

– Какие изменения претерпело законодательства в области АПК нашей страны?

– В условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией, с которой столкнулась наша страна, как и весь мир, определили изменение формата работы Государственной Думы. В первую очередь, вместе с Правительством депутатский корпус работал над законопроектами, которые позволили нашей стране преодолеть на тот момент пик пандемии. Разрабатываемые меры оперативно находили отражение в законодательстве.

В отрасли сельского хозяйства, безусловно, первоочередной обязанностью аграриев является обеспечение населения продовольствием, поэтому отрасль должна бесперебойно функционировать, что и было сделано Правительством РФ в лице Минсельхоза России и депутатским корпусом.По итогам весенней сессии былиприняты следующие федеральные законы, такие как «О внесении изменения в статью 43-2 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в части отмены плановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов), «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации, «О внесении изменений в ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 42 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Принят законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки», который существенно упростит процедуру исправления ошибок в кадастровой оценке земельных участков. В настоящее время кадастровая стоимость земли порой в разы превышает рыночную. Правительственный законопроект призван помочь сделать кадастровую оценку более справедливой и исправить накопившиеся ошибки в этой сфере.

По поручению Президента страны завершается работа над созданием Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса на 2021-2030 годы. Всего предстоит вовлечь в оборот для аграриев не менее 12 млн га новых земель.

Кроме того, с 2020 года начала действовать Государственная программа комплексного развития сельских территорий, на реализацию которой в текущем году предусмотрено практически 36 млрд рублей, в 2021 году – 35 млрд рублей.

Программа позволит улучшить ситуацию с жильём, инфраструктурой, образованием и здравоохранением на селе, приблизить уровень жизни сельского населения к городскому. К концу этого года в рамках программы, в числе прочего, будет введено или приобретено более 140,6 тыс. кв. м жилья, реализовано 90 проектов комплексного развития сельских территорий, почти 4 тыс. общественно значимых проектов по благоустройству. Это лишь малая часть всех мер, направленных на улучшение качества жизни граждан на селе. Мероприятия госпрограммы затрагивают более 4 миллионов человек.

Прорывным механизмом программы определена сельская ипотека. Наряду с дальневосточной ипотекой, сельская ипотека показывает очень большую эффективность и востребованность среди населения. С начала 2020 года на конец ноября в банки уже поступило более 162,7 тыс. заявок на сумму, превышающую 347 млрд рублей. В 2020 году на финансирование программы направлено 1,5 млрд рублей из федерального бюджета, на 2021 год на эти цели предусмотрено более 4 млрд рублей. Это позволит обеспечить комфортным жильём более 45 тысяч семей.

Сельская ипотека предусматривает ставку от 0,1% до 3% годовых. Предельная величина кредита составляет 3 млн рублей для всех регионов, кроме Ленинградской области, Дальневосточного федерального округа и Ямало-Ненецкого автономного округа – в них максимальная сумма достигает 5 млн рублей. Льготная ипотека может быть предоставлена на срок не более 25 лет.

Еще один законопроект по этой теме был принят. Речь идет о внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны земель сельскохозяйственного назначения).

Так, обязанность по проведению обследований почв и формированию плана проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения будет возложена на государственные бюджетные учреждения, подведомственные Минсельхозу России. А обязательные мероприятия будут проводиться по государственному заданию полностью за бюджетный счет.

– Каких еще изменений ожидать нашим аграриям в грядущем году?

– Кроме этого, приняты федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Эти законопроекты устанавливают общие принципы контрольнонадзорной деятельности и производства, закрепляют периодичность проведения плановых проверок, основания и порядок внеплановых мероприятий. Закон призван закрепить результаты работы «Регуляторной гильотины» и снизить административное давление на бизнес.

Принят федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (в части обеспечения государственной поддержки развития сельского хозяйства). Льготными кредитами смогут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в инвестпроектах по производству, переработке и реализации сельхозпродукции. Процент по таким кредитам составляет от одного до пяти, а разницу между льготной и обычной ставкой компенсирует государство.

В настоящее время на льготный кредит могут рассчитывать только организации и переработчики, у которых доля дохода от реализации сельхозпродукции составляет не менее 70 процентов.

После вступления в силу закона льготные кредиты станут доступны и для тех, кто только открывает свое дело и готов вложить средства в сельхозпроизводство и развитие отрасли. Кредит под инвестиции им дадут сразу. Через три года такие заемщики должны будут подтвердить, что доля их дохода от продажи сельхозпродукции в общем доходе от реализации других товаров составляет не менее 70 процентов. В противном случае отдавать кредит придется не по льготной, а по обычной ставке. На льготные кредиты в соответствии с законом смогут также претендовать те, кто участвует в реализации национальных проектов, – например, компании, заключившие соглашения о повышении конкурентоспособности в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК».

В рамках поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) членами рабочей группы Госдумы (рабочая группа входит в состав Комиссии ГД по поддержке МСП), предложили развивать сельское хозяйство со сложным климатом. Так, предлагается внедрить программу поддержки строительства социально значимых объектов сельскохозяйственного назначения с субсидированием из бюджета не менее 50% от стоимости.

Большая часть нашей страны находится в зоне рискованного земледелия. Нельзя полностью закрыть потребности в сельхозпродукции жителей Урала, Сибири, Дальнего Востока за счет зоны черноземья. Если не обращать внимания на эти территории страны, то их жителям придется либо покупать привозные продукты втридорога, либо некачественную продукцию. В условиях эпидемии эта проблема встает особенно остро. Первыми под удар попадают небольшие крестьянские фермерские хозяйства – поставщики овощей и мясной продукции в зоне рискованного земледелия. Если мы сейчас им не поможем, то жители северных и восточных территорий могут столкнуться с опережающим ростом цен на продукты.

В новый пакет мер также вошло предложение субсидировать представителям МСП в сельском хозяйстве и/или сельскохозяйственным потребительским кооперативам приобретение (строительство, капитальный ремонт) хранилищ, цехов по переработке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, предоставить право субъектам РФ поддерживать овощеводство защищенного грунта в рамках «стимулирующей» субсидии. Также предложена идея повысить региональные налоговые возможности по поддержке малого и среднего аграрного предпринимательства через снижение дифференцированных ставок.

В качестве дополнительных мер стимулирования было предложено предоставить льготы по уплате налогов и сборов предприятиям (крупным и средним), оказывающим финансовую поддержку социально ориентированным НКО, объединениям малых форм хозяйствования.

По просьбе представителей отрасли в рамках мер поддержки в новый пакет также включили возможность организованного привлечения к аграрным кампаниям студентов/выпускников с механизмом стимулирования и мотивации по аналогии с программой «Земский доктор».

Участники рабочей группы обратили внимание на пересмотр грантовой поддержки «Начинающий фермер» и «Агростартап». Предложено упростить механизм их получения, увеличить объем финансирования и продлить срок их освоения минимум на один год.

Новый пакет мер от рабочей группы уже направлен в Комиссию ГД по поддержке МСП для последующей передачи в Правительство РФ.

– Сильные и слабые стороны АПК России на сегодня?

– Несмотря на текущую ситуацию, сохранение диспаритета цен в отрасли, рост затрат на материально-технические ресурсы, электроэнергию, сохранение зависимости по импорту по отдельным направлениям, российский АПК продолжает демонстрировать положительную динамику.

По данным Росстата, в январе-октябре 2020 года года индекс производства пищевой продукции составил 104,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, напитков – 101,9%, табачных изделий – 103,3%. В частности, высокие темпы роста отмечаются в производстве мясных консервов (+12,3%), переработанного и консервированного картофеля (+12,1%), мяса (+11,4%), масла подсолнечного нерафинированного (+10%), мясных и мясосодержащих полуфабрикатов (+8,4%), сыров (+5,8%).

Положительная динамика достигнута благодаря планомерному росту объемов производства сельскохозяйственного сырья, увеличению поставок на внешние рынки, совершенствованию мер господдержки, а также модернизации производств. Высокие темпы развития отрасли позволяют полностью обеспечить внутренний рынок основными продуктами питания и наращивать экспортный потенциал.

Одна из стратегических задач, поставленная перед отраслью Президентом страны – это наращивание экспорта продукции АПК, объем которого должен достичь к 2024 году 45 млрд долларов США (на 2020 год этот показатель составляет 25 млрд долларов США).

Решить эту задачу можно только благодаря системному подходу.

Необходимо обеспечить вовлечение в севооборот дополнительных 40 млн га сельскохозяйственных земель, восстановление 13,6 млн га мелиорируемых земель. В настоящее время эта доля мелиорируемых земель в Российской Федерации составляет 7%, что в 5 и более раз меньше, чем в странах, с которыми мы конкурируем на мировом рынке продовольствия. Более 70% оросительных и осушительных систем нуждаются в реконструкции.

Требуется сохранить положительную динамику развития подотраслей АПК, достичь снижения зависимости от импорта в растениеводстве, животноводстве, ветеринарии, производстве кормов и переработке продукции.

Необходимо проводить технологическую модернизацию отрасли, обновление парка техники и оборудования, развитие научной и образовательной базы, изменения подходов к ведению селекционно-племенной работы, развитие мелиоративного комплекса.

– Какая господдержка в 2021 году будет оказываться аграриям, производителям сельхозтехники, агрохимии, а также аграрной науке и образованию от государства?

– В 2021 году будет оказана господдержка на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в АПК – 20,6 млрд рублей, в том числе Курганской области 4,8 млн рублей.

В рамках технической модернизации агропромышленного комплекса в 2021 году предусмотрено 1 980 млн рублей субсидии АО «Росагролизинг» на возмещение недополученных доходов при уплате лизингополучателем лизинговых платежей на льготных условиях.

Эта мера поддержки действует с 2019 года, что позволило заключить 4403 договора финансовой аренды (лизинга) с 2501 сельскохозяйственным товаропроизводителем на 7079 ед. сельхозтехники (1133 ед. – тракторы, 1434 тыс. ед. – комбайны, 4512 ед. – прочая техника) стоимостью 32,3 млрд руб.

По состоянию на 08.10.2020, поставлено 1620 ед. техники (314 ед. тракторов, 325 ед. комбайнов и 981 ед. прицепной и навесной техники и оборудования вместе с автотехникой с/х назначения) по 986 договорам лизинга 736 контрагентам в 65 субъектов РФ.

Однако, несмотря на принимаемые меры поддержки, сохраняется сокращение парка техники, темпы ее выбытия существенно опережают темпы обновления.

Окажут господдержку и на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физкультурой и спортом – 1,3 млрд рублей, в том числе Курганской области – 13 млн рублей. А также на создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа – 2,7 млрд рублей.

Будет оказана поддержка на единовременные компенсационные выплаты учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек 1,1 млрд рублей, в том, числе Курганской области – 19,8 млн рублей. Кроме того, на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях – 59,2 млрд рублей, в том числе Курганской области – 441,4 млн рублей.

На ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций выделят 74,2 млрд рублей, в том, числе Курганской области – 441,4 млн рублей.

На создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования – 8,1 млрд рублей.

На создание (обновление) материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах – 2,9 млрд рублей.

На обеспечение комплексного развития сельских территорий – 19,7 млрд рублей, в том числе Курганской области – 116 млн рублей, на реализацию мероприятий ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» – 3,1 млрд рублей, в том числе Курганской области более 177 млн рублей.

– Ну… как мы видим, государство не оставит земледельцев один на один с трудностями, которые подстерегают отрасль, буквально, на каждом шагу. Ведь рисков у аграриев существует немало. Мы поблагодарили Василия Михайловича за содержательную беседу. И надеемся только на то, что новый год будет лучше предыдущего…

Читайте прогноз биржевых цен с 21 по 25 декабря 2020.

Источник: svetich.info

Теги     Курганская область      село      молодые кадры      АПК   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Министерство сельского хозяйства США прогнозирует сокращение площадей кукурузы в США
В своем ежегодном отчете о перспективных посадках от 28 марта Национальная служба сельскохозяйственной статистики Министерства сельского хозяйства США заявила, что фермеры намерены этой весной увеличить посевные площади соевых бобов по сравнению с годом ранее, но засеять меньше акров кукурузой.
Экспорт кукурузы, сои и пшеницы из США снизился на 5% по сравнению с прошлым годом
Согласно отчету о транспортировке зерна (GTR) Министерства сельского хозяйства США (USDA), совокупный экспорт кукурузы, сои и пшеницы в 2023–2024 годах по состоянию на 14 марта снизился на 5% по сравнению с прошлым годом, а объемы продаж выросли на 7%.