Производители должны сами решать, на что тратить дотации
18 May 2011, 16:06

Субботин Павел
Заместитель руководителя ФАС России

Павел Тимофеевич Субботин — Заместитель руководителя ФАС России, рассказал о необходимых АПК мерах государственной поддержки, и пожелал участникам конференции «Зерновой Кавказ» успешной и плодотворной работы.

 

— Павел Тимофеевич, какие меры государственного регулирования необходимы зерновой отрасли России в первую очередь?

 

— В первую или во вторую очередь, эти меры должны быть интегрированными, всесторонними. Как в целом для сельского хозяйства, так и для зерновой отрасли. Мне думается, необходима более точная, долговременная политика субсидий и преференций. Прежде всего, это связано с тем, что сельхозтоваропроизводителям, конечно, необходимо помогать. Удобрениями, горюче-смазочными материалами, финансовыми средствами. Помогать на наш взгляд, взгляд Федеральной Антимонопольной Службы, нужно за произведенные тонны, литры продукции, за конкретный результат работы. Поддержка, оказываемая на сегодняшний день, — очень существенна, очень большая, но она имеет несколько общий характер. Например, поддержка по дизельному топливу составляет почти 30% от уровня ноябрьских цен. Это очень серьезно и важно. Но возникают вопросы, куда уходит это дизельное топливо, на что оно уходит? Как это всё можно проконтролировать? Или, например, минеральные удобрения. Купили ли эти удобрения, внесли ли на данную площадь? Невозможно набрать столько контроллеров и всё это отслеживать.


Было бы совсем другое дело, если бы мы давали, предположим, за одну тонну зерна какую-то определенную дотацию, например, 500 рублей, или тысячу, это можно определять заранее.  За зерно одного качества – одну дотацию, за зерно другого качества – другую. А куда эти деньги направлять, как эту дотацию использовать, это может решать сам производитель. Покупать минеральные удобрения, или использовать естественные, закупать ли горюче-смазочные материалы или наоборот экономить на ГСМ. Надо дать возможность производителю самому принимать подобные решения. И мы выступаем именно за это.


Еще один вопрос, который необходимо продолжать решать, — это совершенствование системы закупок, интервенций. Что и каким образом делать на пике цены, что делать на спаде. Такой опыт есть, государство активно этим занимается. Эту работу, конечно же, надо продолжать, совершенствовать. Она выравнивает ценовые колебания, позволяет гарантировать продовольственную безопасность в кризисные периоды. Как ни крути, а зерновая отрасль  в сельхозпроизводстве занимает ведущую роль.


— В связи с эмбарго на экспорт зерна большое количество мелких зернопроизводителей оказались на грани банкротства, их активы скупаются крупными холдингами. Нет ли в этом процессе угрозы монополизации зернового рынка?

 

— Угроза, конечно, есть, но она не так страшна, как это может показаться. Во-первых, это не монополизация, а концентрация, о монополизации здесь вряд ли может речь идти. Монополизация наступает, когда компания занимает 65 и более процентов на рынке. Такое трудно себе представить даже в масштабах европейской части России.


Что же касается концентрации производства, интегрирования на рынке, то это возможно. Ну а в чем мы видим здесь угрозу? В том, что будут злоупотребления своим доминирующим положением? Да, такая угроза есть, но для этого и существуют контрольные органы, чтобы точно отслеживать поведение на рынке тех доминирующих компаний. Вот на компании, которые не доминируют на рынке, на них нет ограничений по цене, по формированию договоров, по наличию в них позиции, ущемляющих интересы других субъектов. Ничего этого у компаний, работающих на конкурентном рынке, нет. А для таких компаний, которые на рынке доминируют, сегодня, по закону о защите конкуренции ФЗ №135, ограничения эти предусмотрены.


Второе, при концентрации производства всегда происходит повышение технологической обеспеченности, это всегда введение каких-то новых технологий, более рациональное использование ресурсов. То есть в такой постановке вопроса, нам, конечно же, надо внимательно следить за этими процессами, контролировать их, но серьезной угрозы рынку я пока не вижу.


— 19 мая в Пятигорске будет проходить конференция «Зерновой Кавказ», какую пользу Вы видите от подобных мероприятий и что можете пожелать ее участникам?

 

— Я хочу пожелать участникам успешной и плодотворной работы. Ну и, конечно, здоровья, урожая, благополучия, всего того, что любой нормальный человек может пожелать своим товарищам, своим коллегам. Я называю себя коллегой, потому что участвовал в подобной конференции и считаю, что это очень хорошая площадка для откровенного, искреннего обмена мнениями. Только там я слышал откровенные споры по поводу того, быть ли экспорту зерна или не быть, продлевать ли эмбарго на экспорт или не продлевать. Только там я видел твердую, всесторонне обоснованную позицию по ценовым предположениям, по тем ценовым колебаниям, которые нас ожидают.


И на таких конференциях, где собираются и люди занимающиеся просто анализом рынков, в силу своей профессии, и люди, которые занимаются производством продукции, её хранением, её переработкой, именно там можно вырабатывать толковые и практичные решения. Так что успехов её участникам.


— Спасибо большое за интервью.

Теги     ФАС      господдержка АПК   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Генпрокуратура подала иск об изъятии акций компании «Макфа»
Генпрокуратура РФ намерена добиться обращения в доход государства акций «Макфы»
ЕС ожидает падения производства мягкой пшеницы до четырехлетнего минимума в 2024/25 году
Европейская комиссия прогнозирует, что основной урожай пшеницы в Европейском Союзе упадет до четырехлетнего минимума в 2024/25 году из-за сокращения посевных площадей.