Олег Савельев: рост цен в Крыму однозначно будет. Это неизбежно
26 September 2014, 11:03
«Министерство будущего» — так, наверное, можно назвать министерство России по делам Крыма. Два документа, разработанные министерством за первые пять месяцев работы – ФЦП по развитию Крыма и проект закона о свободной экономической зоне на полуострове – определят облик региона на десятилетия вперед.
О планах создать в Крыму технопарки и IT-кластер, привлечь частные инвестиции к добыче газа в Черном море и построить Керченский мост с учетом потребностей будущих поколений рассказал в интервью «Интерфаксу» министр России по делам Крыма Олег Савельев.
— Олег Генрихович, на каком этапе работа над проектом закона о создании в Крыму свободной экономической зоны, который разрабатывает ваше министерство?
— Законопроект подготовлен совместно с властями Республики Крым и Севастополя. Были жаркие дискуссии по разным аспектам этого документа. Но сейчас он находится в правительстве и готовится к внесению в Госдуму.
Вместе с тем, данный вариант, скорее всего, не окончательный.
Поскольку, между первым и вторым чтением в закон может быть внесен ряд дополнительных идей – у депутатов есть масса инициатив. И только после второго чтения можно будет сказать, что «каркас» будущей СЭЗ готов, и потенциальные инвесторы смогут начать считать свои бизнес-планы.
— Когда закон пройдет второе чтение?
— По нашим планам, к ноябрю. До 1 января он должен пройти третье чтение в Совете Федерации, подписание президентом и вступить в силу.
— Проект закона о СЭЗ ориентирован, в первую очередь, не на поддержку нынешнего крымского бизнеса, а на тех, кто будет начинать работу в регионе?
— У закона есть несколько «слоев». Первый направлен на создание общего комфортного налогового режима для всех, кто ведет деятельность в Крыму. Мы настаиваем, что налоговые льготы должны быть не адресными, они должны касаться всех – это связано с ситуацией, в которую сейчас попал крымский бизнес. Ему очень тяжело: меняется все, начиная от системы бухгалтерского учета, заканчивая поставщиками, каналами сбыта, стоимостью труда.
Полное применение российского налогового законодательства может привести к тому, что часть бизнеса не выдержит роста издержек. Это касается, в том числе, и крупных предприятий. Сейчас мы ведем практически индивидуальную работу с каждым крупным крымским предприятием, пытаемся решить проблемы, с которыми они столкнулись.
Второй, дополнительный комплект льгот будет касаться тех, кто придет в Крым с инвестициями. Они получат льготы, сравнимые с теми, которые действуют в российских особых экономических зонах. Это, например, земельные льготы, плюс, возможно, особый режим подключения к сетям водоснабжения, газопроводам, энергетической системе. Во многих российских ОЭЗ принято решение подключать резидентов к коммуникациям бесплатно – такая норма может применяться и в Крыму.
Кроме того, в проекте закона, который предлагает принять Минкрыма, предполагается использование режима свободной таможенной зоны (СТЗ). Это позволит без пошлин поставлять сюда оборудование — в рамках программ модернизации предприятий или создания новых производств.
Плюс будет возможность ввозить беспошлинно материалы и комплектующие для переработки на территории Крыма и так же беспошлинно вывозить на мировые рынки произведенную продукцию.
Впрочем, практика показывает, что большинство иностранных инвесторов приходят в Россию не для того, чтобы поставлять отсюда товар за рубеж, а для того, чтобы зацепиться за российский рынок. Поэтому сейчас мы рассматриваем возможность сохранения таможенных льгот при распространении такой продукции на территории РФ, в том числе посредством компенсации таможенных платежей и сборов.
— Получается, предлагаемый вами проект закона позволит продлить нынешнюю ситуацию, когда товары из Украины в Крым поставляются без таможенных пошлин, а механизм их проверок упрощен?
— Да, режим свободной таможенной зоны вводит беспошлинный ввоз товаров на территорию Крыма. Но, при попытке вывоза товара в другие регионы России, с целью перепродажи без какой либо переработки на территории Крыма, придется заплатить все таможенные пошлины.
Вариант, который мы предлагаем – не закрывать, а наоборот, открывать границу Украины с Россией на крымском участке. Тем более что благодаря естественным рубежам контрабанда товаров из Украины через Крым в другие регионы России практически невозможна.
Эти меры, в частности, помогут нам избежать резкого скачка цен на потребительском рынке. Сейчас увеличение зарплат бюджетникам приводит к тому, что люди, работающие в реальном секторе экономики, на их фоне выглядят малообеспеченными. Предприятия вынуждены повышать зарплаты, у них растут издержки — и, соответственно, растут цены.
Этот рост, конечно, неизбежен, экономику обмануть нельзя. Но мы можем его в определенной степени замедлить.
— Нормы, о которых вы говорили раньше, – возможность заключения сделок по британскому праву, режим «удобного флага» — включены в проект закона о СЭЗ?
— Да. Кроме того, наши предложения предполагают, что один или несколько портов Крыма смогут получить статус свободного порта — то, что в мире называют порто-франко. Согласно последней версии законопроекта, решение о наделении порта таким статусом будет принимать правительство России.
— Какие преимущества даст порту такой статус?
-Существенное упрощение процедур досмотра. Вполне возможен вариант, когда таможенное оформление грузов будет на выходе с порта на территорию Крыма. Не взимание пошлин, а именно оформление, чтобы мы знали, что куда вывозится. То есть, частичную переработку груза можно будет осуществлять в порту, без прохождения таможенной границы.
— Планируются ли отраслевые, секторальные льготы? Или условия для инвесторов во всех сферах – промышленности, туризме, сельском хозяйстве – будут одинаковыми?
— Сейчас в законопроекте этого нет, но такие механизмы активно обсуждаются и, возможно, появятся в финальной версии. Регулирование льгот для отдельных отраслей, скорее всего, будет осуществляться на местном уровне. Формат особых условий для отдельных секторов будет сильно зависеть от того, по какому сценарию пойдет развитие событий, какие сектора станут для нас особо важными и будут нуждаться в особой поддержке.
— А какой сценарий ожидает Минкрыма? Какие отрасли экономики, по вашей оценке, будут развиваться быстрее других?
— Сельское хозяйство, туризм. Большой вклад в развитие экономики даст строительная отрасль. Объем государственных инвестиций, предусмотренных в рамках ФЦП по развитию Крыма и других федеральных целевых программ, так велик, что если строительная отрасль не покажет бурный рост, у нас не получится осуществить эти инвестиции. Реализация мероприятий ФЦП создаст огромное количество рабочих мест для крымчан в строительной сфере.
Эти три отрасли будут лидировать в краткосрочной перспективе. Потом, как мы ожидаем, присоединится энергетика. Что касается промышленности, то мы рассчитываем на подъем в судостроении и судоремонте. Рассчитываем и на появление предприятий в других секторах. Например, в автомобилестроении. С этой целью нами предусмотрено создание индустриальных парков.
— Несколько вопросов о федеральной целевой программе по развитию Республики Крым и Севастополя до 2020 года.
Является ли ФЦП исчерпывающим, полным списком вложений, которые Крымский федеральный округ получит на развитие из федеральных источников в ближайшие пять лет? Или в Крыму будут действовать дополнительные отраслевые программы?
— Крым, конечно, же, будет участвовать и в отраслевых программах. В этом году, например, Крым участвовал в программе «Развитие села»: был принят ряд неотложных мер в связи с перекрытием Северо-Крымского канала, субсидировалось садоводство, животноводство. Все меры, которые применяются для поддержки российских сельхозпроизводителей, несомненно, будут применяться в Крыму.
И это касается не только сельского хозяйства. Крыму предстоит участвовать и в ФЦП «Культура России», и в других программах. Правительства Республики Крым и города Севастополя провели вместе с нами инвентаризацию этих программ, определили, в каких из них будет участвовать Крым.
Но помимо этих программ было принято решение сконцентрировать беспрецедентные средства на развитии инфраструктуры Крыма – недоразвитой, а в последние годы частично разрушенной.
Одна из главных задач ФЦП – переориентировать всю существующую инфраструктуру Крыма на Российскую Федерацию, без использования территории и ресурсов Украины. Речь идет и об энергомосте, и о транспортном сообщении, и об интеграции крымской газотранспортной системы в единую систему газоснабжения РФ.
Стоит задача обеспечить Крыму возможность даже с учетом потенциального роста потребления энергии обходиться без поставок с Украины. К сожалению, нас к этому подталкивает позиция политического руководства Украины.
— Имеете в виду сокращения поставок электроэнергии в Крым?
— В том числе и это, хотя, скорее всего, сокращения связаны не с политической ситуацией, а с проблемами энергоснабжения самой Украины. Несмотря на былую избыточность украинской энергетической системы, сейчас мы видим дефицит мощности, связанный, в первую очередь, с нехваткой топлива для тепловых электростанций.
Мы рассчитываем ввести в эксплуатацию энергетические объекты примерно на год раньше, чем транспортный переход.
Энергомост, который соединит энергосистему Крыма с энергосистемой Юга России, планируем ввести в строй в середине 2017 года. Это будут две «двухцепки», пропускной способностью 220 киловольт каждая. По этим линиям в Крым можно будет поставлять до 500 мвт. При необходимости через пролив можно будет перебросить еще одну высоковольтную линию – мы закладываем такую возможность в проект транспортного перехода.
В эти же сроки в Крыму будет создана и введена в эксплуатацию вся генерирующая энергетическая инфраструктура. Речь идет о генерации мощностью 880 мегаватт, разнесенной по двум точкам.
— Вы упомянули интеграцию Крыма в российскую систему газоснабжения…
— Через Керченский пролив наряду с транспортным переходом пойдет, в том числе, и газовая труба – ответвление от «Южного потока».
— Какие перспективы развития у «Черноморнефтегаза»?
— Развитие «Черноморнефтегаза» потребует очень серьезных дополнительных инвестиций. К тому же, в любом случае, выгоднее не строить в Крыму изолированные газотранспортную и энергетическую системы, а включать их в единую систему Российской Федерации.
Вопрос о наращивании добычи «Черноморнефтегаза» тоже стоит на повестке дня, но это будут частные инвестиции, и они не отражены в ФЦП. В Крыму было совещание, которое проводил Виктор Алексеевич Зубков, председатель совета директоров «Газпрома». В оценках «Газпрома» по Крыму предполагается наращивание добычи более чем в 1,5 раза до 2020 года. Это требует очень серьезных подсчетов и серьезных затрат на геологоразведку. И, конечно же, соблюдения плана бурения. Процесс формирования инвестиционной программы «Черноморнефтегаза» в самом разгаре, поэтому называть конкретные цифры по объему инвестиций пока рано.
Речь идет не только о наращивании добычи газа, но и о развитии газораспределительной и газотранспортной системы. Это потребуется и для прихода «большого газа» с материковой части Российской Федерации и для эффективного использования газа, добытого «Черноморнефтегазом».
— «Газпром» не планирует работать в Крыму?
— «Газпром» будет строить часть газопровода – до территории Крыма. Напрямую участвовать в добыче в Крыму «Газпром» на сегодняшний день не планирует.
— Круг потенциальных инвесторов в развитие «Черноморнефтегаза» уже определен?
— Еще нет. Мы готовы и к российским инвестициям, и к иностранным. Иностранцы вообще проявляют большой интерес – и речь идет не только о газе.
— И санкции не пугают?
— Сегодня здесь, в Крыму, ведется ряд переговоров с инвесторами-иностранцами. Они, как выясняется, не боятся прилетать в Крым, обсуждать проекты. Я многих еще по старой работе (в Минэкономразвития России — ИФ) знаю. Задавал вопрос: а как же санкции? «Не волнуйтесь, – говорят, — это нас не коснется».
Насколько я понимаю, санкции не касаются уже начатых инвестиционных проектов и тех, где инвестор зафиксировал свои намерения в документах.
— В каких сферах они готовы работать?
— Первый сектор, который дает наиболее быстрый инвестиционный эффект – это сельское хозяйство, включая виноделие. Потенциал Крыма огромен – даже раскопки в Херсонесе показывают, что в эпоху античности Крым был винной провинцией для Греции. Сейчас Крым практически не фигурирует на мировом винном рынке – и совершенно незаслуженно. Ситуацию нужно менять. Для этого уже разработана концепция стратегии развития этой отрасли в Крыму до 2025 года.
Помимо виноградарства, инвесторов интересует выращивание твердых сортов пшеницы, садоводство. Еще эфиромасличные культуры: раньше, при СССР, это была «вишенка на торте» крымского агропрома.
Есть проекты по выращиванию кукурузы с дальнейшей переработкой в лизин (незаменимая аминокислота, используемая в медицине — ИФ) и масса других. Причем эти проекты адаптированы к нынешней ситуации с водой, они не предполагают использование воды Северо-Крымского канала. Многие интересанты уже ведут анализ почв, просчитывают эффективность своих инвестиций, придумывают, как ее повысить, объединяя производство и переработку сельхозпродукции.
Рассчитываю, что одним из источников инвестиций в экономику Крыма будут украинские бизнесмены. У них традиционно есть здесь интересы и, к тому же, они сейчас испытывают большие проблемы с инвестированием внутри страны.
— Каким будет формат участия крымских предприятий в строительстве Керченского моста?
— Решать будет генеральный подрядчик, диктовать ему мы не можем. Но я рассчитываю, что Крым выдвинет привлекательные для подрядчика предложения. Такие решения принимаются с калькулятором в руках. Если крымские предприятия будут загибать неконкурентоспособные цены и будет проще привезти щебень из Якутии – его оттуда и повезут.
Рассматривается возможность использовать промышленные предприятия Крыма для сборки металлоконструкций, которые потребуются при строительстве моста. Чтобы не везти «негабарит».
Переправа, о которой идет речь в ФЦП, будет включать в себя две линии железной дороги и две линии для автомобилей – по две полосы в каждом направлении.
— Крымские руководители отмечали, что для нынешних потребностей региона это слишком много.
— Для нынешних, конечно, много. Но я очень ценю, что мы наконец-то научились планировать и работать с существенным запасом, учитывая потребности не только нынешнего поколения. Да, может оказаться, что на нашем с вами веку провозные мощности транспортного перехода не будут полностью использованы. Но заставлять наших детей через 20 лет переделывать мост, на мой взгляд, нецелесообразно.
К тому же, я смотрю в будущее более оптимистично. А при оптимистичном сценарии провозные способности моста, заложенные в нынешнюю концепцию перехода, могут начать лимитировать развитие региона уже в ближайшие 15-20 лет.
— ФЦП предполагает, что наиболее крупная сумма на реализацию программы из внебюджетных источников будет привлечена в следующем году – более 12 млрд из 23 млрд рублей. На что именно будут привлекаться эти деньги, какой будет механизм окупаемости?
— Уточню: основной объем фактических инвестиций мы ожидаем ближе к 2017 году. На 2015 год предусмотрен основной объем тех частных инвестиций, которые фигурируют в ФЦП в виде конкретных цифр.
Дело в том, что мы не стали закладывать в программу все суммы, которые планируем привлечь из внебюджетных источников. Например, электрогенерация обозначена в программе как внебюджетный проект, но сумма инвестиций не указана. Потому что это вопрос инвестора: построить электростанции необходимой мощности и прочих нужных нам параметров за 40 млрд руб или за 12 млрд.
Достаточно большой объем частных средств мы рассчитываем привлечь, например, в переработку твердых бытовых отходов. Этих цифр тоже нет в ФЦП, хотя мы уже ведем переговоры с потенциальными инвесторами, готовыми строить в Крыму мусороперерабатывающие заводы.
— ФЦП предусматривается, что к 2020 году в Крыму будут созданы четыре индустриальных парка. Где планируется их разместить, что они будут производить, сколько рабочих мест может быть создано?
— Концепция промышленных парков предусматривает подготовку всей инфраструктуры – вплоть до производственных помещений без оборудования. Возможно использование и имеющихся производственных помещений. В Татарстане, например, для создания такого промышленного парка использовали освободившиеся цеха КАМАЗа.
Потом эти готовые к использованию корпуса сдаются в аренду мелкому бизнесу, среднему бизнесу, или даже крупному. Уже есть электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, возможно, даже финансовая инфраструктура. Приходи и работай! Но это должно быть обязательно производство. Не торговля, и не сфера услуг.
— Насколько я знаю, есть планы создать в Крыму также IT-центр…
— В этом направлении мы работаем вместе с министерством связи России. Министр связи Николай Никифоров, как известно, был заместителем президента Татарстана и создавал в Татарстане «Иннополис» (инновационный научный городок — ИФ).
Идеология крымского IT-кластера примерно та же: не просто дата-центр и производственные помещения, но и комфортная инфраструктура для молодых, талантливых, «повернутых» на своих идеях людей.
Мы пытаемся начать реализацию этого проекта уже в нынешнем году, используя деньги этого года. Чтобы сэкономить время, планируем начать работу через управляющую компанию «Иннополиса» (компанию ОАО «ОЭЗ «Иннополис», совладельцами которой являются Минэкономразвития России и Татарстан — ИФ). Завести их сюда, чтобы они здесь реализовывали этот проект.
— Где именно планируется создавать IT-кластер?
— Определенные ограничения накладывает необходимость близости к аэропорту. Есть перспективная площадка в Севастополе, коллеги смотрели различные варианты и по Республике Крым. Окончательное решение пока не принято.
— В ФЦП заложены около 13 млрд руб. на развитие аэропорта «Симферополь». Что именно планируется сделать?
— Создать дополнительные стоянки и перроны для самолетов, модернизировать вторую взлетно-посадочную полосу. Сейчас она не используется — слишком короткая и не подходит по ряду других параметров. Нам, конечно, нужно будет ее модернизировать и выйти на использование двух полос.
Сверхважный вопрос – создание современного аэровокзального комплекса мирового уровня. По расчетам руководства аэропорта, собственных ресурсов им не хватит, даже с учетом хороших прибылей, которые аэропорт получает в высокий сезон. Поэтому терминальный комплекс будет построен за счет частных инвестиций либо с привлечением банковского финансирования.
— Когда аэровокзал будет готов?
— Думаю, к 2019 или даже к 2018 году. Пиковое количество пассажиров аэропорту предстоит обслуживать в ближайшие три года – пока не будет построен мост. Но мы не успеем построить новое капитальное здание, чтобы принять этих пассажиров. Поэтому под сезон будем расширять пропускную способность аэропорта за счет быстровозводимых конструкций. Одновременно будем модернизировать вторую взлетную полосу.
— А что ждет аэропорт «Бельбек» под Севастополем?
— Рассматривается возможность его применения для гражданской авиации, хотя и военным он тоже необходим.
— Что необходимо сделать, чтобы «Бельбек» использовался для гражданских нужд? Реконструировать взлетно-посадочную полосу?
— Вопрос даже не во взлетной полосе, а в инфраструктуре: недостаточно стоянок, перронов, а терминальные комплексы вообще отсутствуют.
При наличии моста два конкурирующих аэропорта на регион с населением 2,5 млн человек да еще всего в 80 километрах друг от друга – это, конечно, неэффективно.
А вот использование взлетно-посадочной полосы «Бельбека» в качестве резервной для симферопольского аэропорта может дать вполне позитивный эффект.
У этого аэропорта хорошая перспектива для региональной и бизнес авиации.
Возможно, эффективным будет единое управление: на сегодняшний день симферопольский аэропорт уже заходит в управление «Бельбеком» в части гражданской авиации, помогают техникой.
— Будут ли государственные средства использоваться для подготовки площадки, на которой будет создаваться игорная зона? Или инфраструктуру будет строить инвестор?
— На сегодняшний день я не вижу механизма использования государственных средств на эту цель. Никаких предложений по подготовке инвестиционной площадки пока нет.
— Еще не решено, где она будет находиться?
— Это будет зависеть от инвестора. Мы, конечно, можем, как свойственно чиновникам, посчитать себя умнее всех, ткнуть пальцем в карту и провозгласить: «Здесь будет город-сад!». Только вот ничего там не будет, кроме грязного следа на бумаге.
Игорная зона – очень непростой проект, если делать ее не как сарай с игровыми автоматами, а этого допускать ни в коем случае нельзя. Мы говорим о создании в Крыму подобия Макао, Монте-Карло или Лас-Вегаса.
Когда будет определено, кто готов участвовать в создании этого проекта и рисковать своими деньгами, они сами будут говорить, где они хотят работать, а власти будут выставлять ограничения с учетом интересов региона.
— Не планирует ли правительство сотрудничать с крупнейшими мировыми управляющими корпорациями (Holiday Inn, Hilton и т.д.) для строительства в Крыму гостиниц?
— Это вполне вероятно. Любой инвестор хочет, чтобы его деньги работали максимально эффективно, а для этого желательно нанять управляющего, причем начать сотрудничать с ним на самом раннем этапе, еще до начала строительства.
Как будет построено это сотрудничество – это вопрос инвесторов. Будет ли это напрямую Radisson, Hilton, Mariott или кто-то еще, либо будут найдены формы сотрудничества, не подвергающие эти крупные корпорации дополнительным рискам с учетом ситуации в мировой политике. Думаю, отели известных мировых сетей здесь появятся.
Но для успешного и эффективного развития, в Крыму многое предстоит сделать и многое поменять.
Ваш комментарий
|
|