О развитии конкуренции на агропродовольственных рынках (доклад А.Пироженко)
17 ноября 2009, 14:02

Пироженко Александр
Директор Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития РФ

Развивающиеся события в национальной и мировой экономике, по сути, сформировали новую реальность, создав для российских производителей сельхозпродукции потенциально наилучшие условия для ведения бизнеса за последние десятилетия. Внимание государства и, что еще важнее потребителя, к национальным товарам и продуктам в кризисный период значительно возросло. Огромные ресурсы для наращивания производства, растущий спрос на локальных и международных рынках ставят отрасль в положение потенциального локомотива всей экономики нашей страны. А значит, впервые за многие годы налицо все возможности для ведения эффективного бизнеса, какими бы сложными не были текущие проблемы с финансированием и операционным управлением.
Какие стратегии принесут наилучшие результаты хозяйствам и переработчикам? Как работать с государством и его финансовыми институтами в рамках программы поддержки отрасли? Какие возможности создал внутренний рынок для развития продаж в 2009 году? Как управлять технологическим перевооружением и какие направления в переработке будут наиболее востребованы? Как управлять маркетингом, кадровой политикой, планированием и другими тактическими задачами? Все эти темы жизненно важны для участников индустрии, и, потому, легли в повестку III ежегодного саммита Agro Industry 2009.
Объединив знания и опыт первых лиц крупнейших хозяйств, агрохолдингов и глав компаний-переработчиков саммит помог найти ответы на все поставленные вопросы. Участие в нем представителей министерств, правительства, Государственной Думы сделает возможным увидеть планы государства по регулированию рынка и его финансовой поддержке, понять реальные шаги бизнеса по взаимодействию с госсектором.
На Agro Industry 2009 выступил с докладом «О развитии конкуренции на агропродовольственных рынках» Александр Пироженко, директор Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития РФ:

О РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ

Ситуация на рынках агропродовольственного комплекса

Развитие отечественного агропродовольственного комплекса ограничивается специфическими особенностями отрасли в целом (природно-климатические условия). В этой связи устойчивость сельскохозяйственного производства ниже, чем в других отраслях, что определяет наличие высокого уровня предпринимательских рисков в отрасли. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен.
Существенным ограничителем является неопределенность ситуации в связи с сезонностью производства. Это приводит к неравномерному уровню предложения продовольственной продукции в течение года и трудностью в прогнозировании долгосрочной рыночной конъюнктуры. Значительная доля продукции (овощи, молоко) является скоропортящейся, требует специальных условий хранения и срочной реализации, что существенно изменяет конкурентную ситуацию в период ее массового поступления на рынок.
Фактором, существенно обострившим конкуренцию в отрасли, стал экономический кризис, однако, благодаря принятым мерам по улучшению экономических условий функционирования сельского хозяйства, в том числе реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также благоприятной внешней конъюнктуре отрасль продолжила развитие.
Развитие конкуренции в сельском хозяйстве ограничивает ряд факторов: недостаток материальных и финансовых ресурсов, низкий уровень развития кооперации, излишние административные барьеры, а также отсутствие развитой инфраструктуры (недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки продукции, средств связи, неудовлетворительное состояние дорожной сети).
На развитие зернового комплекса существенное влияние оказывает мировая конъюнктура. Начиная с 2005 года, наблюдался устойчивый рост производства зерновых культур. Во второй половине 2007 года неурожаи в ряде стран — производителей зерна (Австралии, США, странах ЕС) привели к значительному росту мировых цен на зерновые (в 2 раза), что в свою очередь, стимулировало увеличение российских экспортных поставок и вызвало расширение посевных площадей. В 2009 году вследствие неблагоприятных агрометеорологических условий, которые наблюдались в ряде регионов Поволжья и Юга России, валовой сбор зерна может быть на 14-17% ниже уровня предыдущего года, но все равно на достаточно высоком уровне (90-93 млн. тонн).
Благодаря улучшению агротехники возделывания культуры и защите внутреннего рынка от импортного сахара-сырца наиболее заметные изменения произошли в свекловичном секторе. Средняя урожайность сахарной свеклы за 2005-2008 гг. по сравнению со средним показателем 2001-2004 гг. увеличилась на 37 процентов. В 2008 году в сахарной отрасли был зафиксирован исторический рекорд производства сахара-песка из сахарной свеклы (3,5 млн. тонн). В 2007-2008 годы в структуре производства сахара-песка доля сахара-песка, выработанного из сахарной свеклы, составила 53%-59,3% соответственно против 44,7% в 2005 году.
В животноводстве позитивные тенденции наметились с 2006 года. Выход на проектную мощность свиноводческих и птицеводческих комплексов, инвестиции в которые осуществлялись в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», способствовал росту производства скота и птицы на убой в 2008 году к 2007 году на 6,7%, в январе-августе 2009 г. к январю-августу 2008 г. — на 6,5% за счет инвестиционно-привлекательных птицеводства и свиноводства. Особенно высокие темпы роста в настоящее время демонстрирует птицеводство.
Существенную роль в этом сыграли и меры, связанные с сокращением квот на импорт мяса, и девальвация рубля, приведшая к заметному удорожанию импортной продукции, и неопределенная ситуация, связанная с распределением квот в начале 2009 года. А также действия Россельхознадзора, направленные на временное ограничение ввоза свинины с территорий, где зафиксированы вспышки так называемого свиного гриппа, придали дополнительный импульс развитию свиноводства.
Исключение составляет производство крупного рогатого скота, так в январе-августе 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. производство говядины составило 13,3%. Действующая система таможенно-тарифного регулирования наряду с низким уровнем собственного производства, отсутствием крупных инвестиционных проектов, а также высокой долей импортозависимости способствует формированию высокой внутренней цены на продукцию.
Низкая инвестиционная привлекательность молочного животноводства и невысокий уровень спроса на протяжении последних лет являются причиной стагнации молочного сектора. За последние годы в молочном секторе наблюдалось усиление влияния конъюнктуры внешнего рынка: ценовое давление со стороны стран Евросоюза и обострение конкуренции между отечественными и белорусскими и украинскими производителями молочной продукции. На взаимоотношения участников рынка существенно повлияло принятие федерального закона от 12 июня 2008 г. 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

Использование земельного фонда Российской Федерации

Одним из определяющих факторов развития конкуренции в агропромышленном комплексе является структура прав на земли сельскохозяйственного назначения. К таким землям относятся земли за границами несеченых пунктов, представленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Они выступают в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.
На 1 января 2008 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 403,2 млн. га. К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским институтам). В нее также входят земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.
На конец 2007 г. общее количество земель сельскохозяйственного назначения, за исключением пашень, составило 11 740,7 тыс. га., что на 424,9 тыс. га. Большем, чем в 2006 г.
Распределение земельного фонда по угодьям

К началу 2008 г. у сельскохозяйственных предприятий находилось в пользовании 190,5 млн. га, или 86,4% всех сельскохозяйственных угодий, имевшихся в Российской Федерации. Из них 67,4% использовались сельскохозяйственным предприятиями, 32,6% находились в пользований граждан.
В тоже время необходимо отметить, что на протяжении более 10 лет наблюдается ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий в целом по стране . Основной причинной уменьшения площади продуктивных земель в границах Российской Федерации является неудовлетворительное экономическое состояние сельского хозяйства. В виду отсутствия достаточных финансовых средств у производителя сельскохозяйственной продукции не выполняются элементарные мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв, не соблюдается проведения мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий, допускается длительное неиспользование земель, что в результате приводит к потере продуктивности ценных земель.
В 2007 г. общая площадь сельскохозяйственных угодий, находившихся у сельхозтоваропроизводителей, сократились на 46,2 тыс. га.

Распределение земель сельскохозяйственного назначения.

По данным на 1 января 2008 г., значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 274,8 млн. га (68,1%), в собственности граждан — 121,6 млн. га (30,2%), в собственности юридических лиц — 6,8 млн. га (1,7%).
Из всех земель, находящейся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 97,1% (128,4 млн. га), из них 85,6% составляли земли доли граждан в общей собственности на землю.
В результате мероприятий по разграничению государственной собственности на землю в собственности Российской Федерации зарегистрировано 3,2 млн. га, из них представлено юридическим лицам в пользование 2,3 млн. га и аренду — 0,5 млн. га. В собственности субъектов Российской Федерации находилось 5,2 млн. га, из них 1,9 млн. га земель представлено юридическим лицам в аренду 0,9 млн. га — в пользование. В муниципальной собственности зарегистрировано 1,2 млн. га, из них представлено гражданам во владения 24,4 тыс. га, аренду — 0,2 млн. га и юридическим лицам в пользование — 45,8 тыс. га, аренду — 0,9 млн. га.
За отчетный год в структуре форм собственности на землю произошли изменения в сторону сокращения площадей государственных и муниципальных земель. На уменьшение площади существенное влияние оказала ситуация, сложившаяся в Республиках Башкирия и Калмыкия. Увеличение площади земель общей долевой собственности в Республиках связано с приватизацией земель сельскохозяйственных предприятий. В установленном порядке 320 тыс. граждан стали обладателями доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на площади 2,1 млн. га в Республике Башкортостан и 283,1 тыс. га передано в долевую собственность гражданам на территории Республики Калмыкия.
Одновременно продолжается оформление гражданами прав на землю в соответствии с требованиями действующего законодательства, уточнение принадлежности земель коллективно-долевой собственности, выкуп земельных участков юридическими лицами для сельскохозяйственного производства.

Использование земель производителями сельскохозяйственной продукции

Согласно данным на 1 января 2008 г., у предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, в использовании числилось 548,6 млн. га земель, из них земли сельскохозяйственного назначения составили более 356,6 млн. га (65%). На землях поселений для сельскохозяйственных целей использовалось 8,5 млн. га.
В отчетном году площадь, закрепленная за предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися сельскохозяйственным производством, увеличилась на 16,4 млн. га. Решающее влияние на изменение площади оказало отражение ранее не учитываемых земель, выявленных в результате инвентаризации земель, проведенной на территории вновь образованного субъекта Российской Федерации Красноярского края.
В европейской части страны в 2007 г. продолжалось перераспределение земель между юридическими и физическими лицами, занимающимися сельскохозяйственным производством.
Использование земель для сельскохозяйственного производства в 2007 г. осуществлялось предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм. Большинство из них представляло собой сельскохозяйственные коммерческие организации.
В 2007 г. вне зависимости от формы хозяйствования повсеместно функционировали сельскохозяйственные предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на землях различных форм собственности. При этом в границах реорганизованных предприятий использовались земли, находившиеся в частной собственности — 4,5 млн. га, общей собственности —
86,5 млн. га, государственной и муниципальной собственности — 359,8 млн. га. В составе общей собственности на землю долевая собственность составила 85,5 млн. га (98,8%), совместная — 1 млн. га (1,2%).
Земли общей долевой собственности состояли на 99% из земель долей граждан, в том числе невостребованных — 28%. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, на которые юридические лица зарегистрировали долю в праве общей собственности, составила 269,4 тыс. га. Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям принадлежали доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на площади 335,1 тыс.га.
Для земледельческих территории наиболее распространенной формой хозяйствования к концу 2007 г. оставались производственные кооперативы, имеющие много общего с прежними колхозами. Они использовали более 40% земель, находящихся у всех предприятий и организаций — производителей сельскохозяйственной продукции. Хозяйственные товарищества и общества использовали около 38% таких земель, государственные и муниципальные предприятия — более 6%, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий — 0,7%.
Более половины земель, как в производственных кооперативах, так и в хозяйственных товариществах и обществах находились в общей собственности, из них около 99% находились в общей долевой собственности.
В северных регионах страны основными производителями сельскохозяйственной продукции являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они использовали более 49% земель, представленных предприятиями для сельскохозяйственного производства. Общественно-родовыми хозяйствами, занимающимися традиционным промыслом, использовалось 21% земель, производственными кооперативами — более 18%, хозяйственными товариществами и обществами — более 11%. Земли этих предприятий находятся в основном в государственной и муниципальной собственности и представлены производителям сельскохозяйственной продукции на праве аренды или пользования (постоянного (бессрочного) лил безвозмездно срочного).
Основным видом сельскохозяйственного производства является северное оленеводство, охота, рыболовство. Доля данных земель составила 93,9% от площади земель, представленных гражданами для сельскохозяйственных целей в этой части страны. В силу природно-климатических условий площади, отведенные в этих районах под крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство, садоводство и огородничество, незначительны (0,8 млн. га).
В целом по России гражданами для производства сельскохозяйственной продукции использовалось 92,2 млн. га, или 16,8 всех земель, представленных для сельскохозяйственных целей. К землям граждан отнесены участки, представленные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, сенокошения и выпаса скота, участки при индивидуальных жилых домах, служебные наделы, дачные участки и земли традиционного промысла, земли собственников земельных долей и земельных участков, не вошедших в состав земель, используемых предприятиями и организациями.

Меры, направленные на стимулирование развития конкуренции в отрасли
Снижение административных барьеров.

Российская экономическая система характеризуется высокой степенью административного регулирования экономики, что замедляет развитие данного сектора экономики. В число существенных административных барьеров входят сложное для понимания и применения законодательство, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровне, избыточное инспектирование и контроль.
Основными путями снижения указанных барьеров являются: совершенствование законодательства, введение четко прописанных инструкций по контролю, увеличение прозрачности процессов лицензирования и сертификации, устранение дублирования функций органами исполнительной власти (как федеральными, так и региональными).
Для устранения избыточных административных барьеров в Минэкономразвития России создана рабочая группа по снижению административных барьеров в предпринимательстве в рамках, которой проработаны вопросы:
— внесения изменений в Федеральный закон «О ветеринарии», в части уточнения понятийного аппарата;
— внесения изменений в Федеральный закон «О карантине растений», предусматривающие после завершения обязательных процедур государственного карантинного фитосанитарного контроля выпуск подкарантинной продукции в свободное обращение;
— исключения процедуры регистрации кормовых добавок из всех нормативных актов, либо перевести данную процедуру в категорию надзорной функции, исключив платный характер;
— разработки предложений по изменению порядка формирования перечня лекарственных средств для животных;
— разработки предложений по разделению надзорных функций государственной ветеринарной службы и функции по оказанию платных услуг;
— отмены требований наличия карантинного сертификата при перемещении продукции по территории Российской Федерации, кроме случаев, когда продукция была произведена на карантинной территории;
— установления границ карантинных территории в субъектах Российской Федерации;
— демонополизации рынка профилактического обеззараживания территории, предоставив возможность осуществлять данную функцию специально аккредитованным компаниям;
— сокращения оформления карантинных и фитосанитарных сертификатов на сельскохозяйственную продукцию;
— установления бессрочного действия карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию, находящуюся на территории Российской Федерации и не предназначенную для целей экспорта, либо увеличить сроки действия карантинных сертификатов;
— демонополизации процедуры выдачи «сертификата качества» на зерно, продукты его переработки и компоненты комбикормов.

Развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции

Существенным ограничителем развития конкуренции в отрасли является отсутствие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственную продукции и продовольствия (первичная переработка, хранение и транспортировка сельскохозяйственной продукции).
В целях содействия местным товаропроизводителям в продвижении их продукции на региональные агропродовольственные рынки в субъектах Российской Федерации реализуются меры по созданию региональных центров по приемке, логистической и технологической переработке сельскохозяйственной продукции.
В 27 регионах логистические центры уже работают, вступают в эксплуатацию в текущем году или находятся в стадии строительства. В субъектах Российской Федерации продолжается разработка региональных концепций развития логистической и технологической переработки сельскохозяйственной продукции.
Для достижения целей отраслевой целевой программой «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы», разработанной Минсельхозом России, предусматривается создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.
Доклад Минсельхоза России по данному вопросу согласован с заинтересованными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации. Он предусматривает реализацию комплекса мер по созданию региональных центров по приемке, логистической и технологической переработке сельскохозяйственной продукции. Для реализации предложенных мер требуется соответствующее решение Правительства Российской Федерации.
Для целей поддержки эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры Минсельхозом России по согласованию с Минэкономразвития России утверждены и реализуются отраслевые целевые программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы» и «Развитие мясного скотоводства России на 2009 — 2012 гг.», а также в целях увеличения производства сахара из собственных сырьевых ресурсов и максимального сокращения его импорта разработана «Отраслевая программа развития свеклосахарного подкомплекса России на 2010-2012 годы». Реализация указанных программ будет обеспечивать необходимый уровень поддержки существующих эффективных проектов.
Кроме того, с целью стимулирования объединений сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развития кооперации, Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана Концепция развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, предусматривающая соблюдение экономических интересов объединяющихся товаропроизводителей, достижение определенных выгод для членов кооперативов (в том числе повышение прибыльности хозяйств).
В целях расширения возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей по реализации произведенной ими продукции органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по созданию на муниципальном уровне сельскохозяйственных кооперативных рынков, обеспечивающих сельскохозяйственным производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и хозяйствам населения прямую, без посредников, продажу своей продукции.
В настоящее время необходимо ускорения доработки, согласования и принятия Правительством Российской Федерации разработанной Концепции развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Это позволит стимулировать объединения сельхозпроизводителей и достичь необходимого уровня развития кооперации.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
11 комментариев

    Не совсем понятна процедура определения карантинных территорий :(

    "отмены требований наличия карантинного сертификата при перемещении продукции по территории Российской Федерации, кроме случаев, когда продукция была произведена на карантинной территории".

    А что первично? Курица или яйцо? Как определить эти территории, если в стране не производятся отборы проб и не проводятся исследования продукции?

    Только одна реплика.

    "Российская экономическая система характеризуется высокой степенью административного регулирования экономики, что замедляет развитие данного сектора экономики."… и об этом говорит чиновник КЛЮЧЕВОГО ведомства, дай волю которому, он будет "либирализировать" подопытное аграрное хозяйство ("которого ему не жалко") до состояния полной анархии, что мы наблюдали лет десять назад.. Поделюсь с ним тайной — агро рынок по "воле судеб" — это ЕДИНСТВЕННЫЙ РЫНОК в классическом понимании этого слова — составляющий сотни тысяч неорганизованных произвордителей конкурирующих между собой. Больше в РФ т.н. "рынков" просто НЕТ. Так что говорить об развитии конкуренции  именно на агро рынке…. это как бы сказать .. не в те ворота: ведь можно доконкурироваться сдуру до самоубийсв фермеров и до сбивания цены на зерно ниже себестоимости. Это во-первых, а во-вторых, ….
    Мне как человеку, в силу своей работы, вникающим в отдельные проблемы агро рынка ГОДАМИ, можно выразить противоречие и его специфику так: "рудиментарная" в плане сравнения с другими отраслями с одной стороны и САМАЯ сложная в плане регулирования с другой. Причем ценовое регулирование свехсложной агро системы — это ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ экономиста. От делитантизма во всех его видах ("какашку закопал-зерно вырастил") уже ТОШНИТ.

    Извините, Александр, еще одну строчку не заметил:
    "демонополизации процедуры выдачи "сертификата качества" на зерно, продукты его переработки и компоненты комбикормов."

    А что Вы имели ввиду под словом — демонополизации?

    А давайте вместе с вами откроем "компашку", по сертификации, так как Вашего уровня лобирования подобных интересов, я думаю, достаточно.
    А так как мы с Вами ничего в этом не понимаем, то заключим договор субподряда, либо возьмем в штат "улыбчивых" ребят из "туманного альбиона" или "нового света".
    Следующим этапом возьмем на себя контроль интервенционного фонда, а потом и Росрезерва, за отличную работу! :)
    Они ребята щедрые, и я думаю детям на наследство точно хватит.

    P.S. Только задумайтесь о том, что с нами будет за раскрытие подобной информации, ну и на будущее…, чем питаться будут Ваши дети? Может и не стоит овчинка выделки? (Это так… — лирика)

    Гостю на 1 вопрос: Правильно я понимаю, что у Вас нет идей, как решить эту проблему? По-Вашему, лучше оставить как есть — карантинная территория соответствует границам субъекта Российской Федерации?

    Гостю на 2 вопрос: Под демонополизацией сертификации имеется в виду расширение перечня организаций, которые вправе выдавать сертификаты. Плюс прозрачные требования и правила получения такого статуса экспертными организациями.

    AgriAnalytik, спасибо за замечания. Судя по эмоциональному комментарию, Вы считаете, что все в АПК с конкуренцией (эффективностью, качеством, ценами) в порядке и чтобы хуже не было ничего делать не надо. Чтобы было понятно, я действительно дилетант в вопросах АПК, но нисколько этого не стыжусь. Проект доклада сформулирован на основе предложений участников рынка. Но чтобы доклад решал реальные, а не мнимые проблемы, мы и обратились за советом и предложениями к профессионалам. В том числе к Вам. Еще раз спасибо за замечания.
    С уважением, Александр Пироженко

    Честь имею, Александр Александрович!

    Позвольте заметить, что с конкуренцией в АПК действительно все не нормально, а аномально — аномально низкий уровень господдержки по сравнению с развитыми странами и аномально высокие ставки кредитования реальных секторов экономики.

    Раз уж Вы представляете Минэкономразвития, позвольте высказать мнение о министерстве в целом. Такое впечатление, что целевые установки МЭР РФ — "держать и не пущать" развитие российского АПК, а для наглядности я конкретный пример приведу:

    2006.09.13 — МЭРТ подвел итоги уборочной кампании
    http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=704402

    Минэкономразвития не видит перспектив в господдержке сельского хозяйства, по крайней мере, до конца 2008 года. Как информировал вчера начальник департамента МЭРТ Андрей Клепач, его министерство признает большую часть предлагаемых Минсельхозом мер поддержки агробизнеса неэффективными, импортозамещение – несуществующим, а рост импорта продовольствия – неизбежным…

    Теперь, позвольте фрагмент публикации "Африканская чума свиней — изощренная хитрость или беспросветная глупость?!" процитировать:

    Отсутствие опасности заражения людей при 100% летального исхода у домашних свиней, делает АЧС идеальным средством для экономической атаки на страны с доминирующей долей производства и потребления свинины. А в нашей стране производство и потребление свинины в долевом соотношении составляют порядка 40%. В мясном импорте ее доля 30%, а суммарно импорт мяса к 2008 году достиг уровня 40% от внутреннего потребления. При этом, по данным ФТС РФ импорт мяса и птицы за три года увеличился на 10% — от 2,58 млн. тонн в 2006 году до 2,84 млн. тонн в 2008 году. Цена импортного мяса за этот же период выросла на 45% и объемы мясного импорта в долларах США увеличились на 59% — от $3,94 млрд. до $6,26 млрд.

    По данным ФТС РФ, в общем и целом ИМПОРТ продовольственных товаров и сельхозсырья в 2008 году достиг $32 млрд. против $18 млрд. в 2006 году, а ЭКСПОРТ в 2008 году составил $5 млрд. против $3 млрд. в 2006 году. При этом в 2008 году мы экспортировали 11,72 млн. тонн пшеницы и меслина на сумму $2,86 млрд., а импортировали 2,87 млн. тонн мяса, птицы и мясных консервов на сумму $6,39 млрд.

    Знаете, как такая схема внешней торговли называется? Украсть водки — продать, купить водки — напиться…

    Теперь, ответьте на один вопрос — случаем, не под "победное вступление России в ВТО" депутаты удерживают отечественный АПК вне Закона о продовольственном суверенитете (независимости и безопасности) государства?! Так давайте я Вам скину материал "Зерна истины и шелуха обмана", который мы Президенту РФ по линии проекта "Диалог" четыре месяца назад направляли — там есть табличка, иллюстрирующая, чем пахнет "аббревиатура из трех букв" для стран бывшего социалистического лагеря по демографическим прогнозам US Census Bureau.

    В этом плане позвольте напомнить афоризм, который я специалистам Вашего департамента рекомендовал "законспектировать", когда имел честь присутствовать на экспертном совете в Вашем кабинете ;)

    Контролируешь нефть — контролируешь страну
    Контролируешь продовольствие — контролируешь население
    Контролируешь деньги — контролируешь нефть и продовольствие, страну и население

    А напоследок позвольте в Вашем лице выразить пожелание Департаменту развития конкуренции: перепрофилируйтесь в Департамент повышения конкурентоспособности и сделайте своим девизом клятву Гиппократа — Не навреди!

    С уважением, Стратег

    Спасибо за рекомендации, уважаемый Стратег. Министерство поддерживает и разделяет все меры поддержки отечественных сельхозпроизводителей, которые реализуются Российским Правительством. К сожалению, Вы руководствуетесь устаревшими данными — в 2009 году импортозамещение резко возросло. Импорт говядины по сравнению с 2008 годом (октябрь к октябрю) снизился на 23%, свинины — на 25%, а куриного мяса — на 26%. Соответственно, производство свинины выросло на 21%, птицы — на 16%. С чем всех нас и поздравляю. Так что и без изменения названия департамента жизнь налаживается (в смысле конкурентоспособности).
    Предлагаю все-таки воздержаться от критики, к тому же столь эмоциональной и перейти к конструктивному обсуждению предложений по развитию конкуренции и эффективности производства в сельском хозяйстве.

    Спасибо, Александр, что включились в дискуссию.
    А каково Ваше отношение к закупочным интервенциям? Насколько данный вид деятельности со стороны государства выгоден как труженику села, так и самому государству? Стимулируют ли данные операции развитие конкуренции на рынке?

    К Вашим %-ным выкладкам, уважаемый Александр Александрович, позвольте добавить несколько объемно — ценовых.

    По оценкам FAS USDA потребление мяса в России в 2009 году снизится на -8,29%, до 54,1 кг на чел. в год против 58,99 кг на чел. в 2008 году. В том числе: говядины от 17,1 до 13,8 кг или на -19,3%, свинины от 21,7 до 20,7 кг или на -4,6%, мяса птицы от 20,2 до 19,6 кг или на -3,0%.  

    По данным СЦУ АПК потребительские цены (на прилавках) в 2009 году к 2008 году подросли в следующих пропроциях:

    — Говядина от 174 руб. за кг в 2008 году до 206 руб. за кг в 2009 году, или +18%
    — Свинина от 170 руб. за кг в 2008 году до 211 руб. за кг в 2009 году, или +24%
    — Мясо птицы от 90 руб. за кг в 2008 году до 105 руб. за кг в 2009 году, или +17%

    ПОЧЕМУ свинина подорожала круче, чем говядина и птица?!
    ПОТОМУ что розница торговую наценку подняла от 43% в 2008 году до 55% в 2009 году

    В смысле мясной конкурентоспособности нам АЧС угрожает "жизнь испортить". В 1971 году эта зараза все свинское поголовье на Кубе выкосила, а в 1977 году "тройным прыжком" по просторам СССР прошлась — через Одесскую и Киевскую до Свердловской области "ход конем" забубенила. На этот раз АЧС от грузинов заползла в июне 2008 года, до Оренбургской области прошлась, в Ленинградской области нарисовалась и весь Северный Кавказ на уши поставила. Как думаете, это случайность, или нас извне взялись позиционировать, пока мы в своем огороде конкуренцию разводим?!

    Опять же, по данным СЦУ АПК в сельском хозяйстве с конкуренцией все в ажуре. Цены на зерновые и масличные культуры плавают вверх — вниз в соответствии с рыночной конъюнктурой, цены на животноводческую продукцию на ценовых пиках зерна припадают, как это в 2003 и 2007 годах произошло, когда скотинку было легче убить, чем прокормить… А вот в рознице "ценовые аномалии" наблюдаются, но ваше прошлое место работы — ФАС РФ, его в упор не замечает. Например, за 10 лет с 1999 по 2009 год цены переработчиков на говядину подросли на 331% = 103 руб. на кг, а в рознице на 412% = 166 руб на кг, на свинину соответственно у переработчиков на 315% = 103 руб. на кг, а в рознице на 396% = 168 руб. на кг — странно, правда?!

    Так что если включить конструктивный подход — тогда мы можем конкретные предложения по повышению эффективности сельскохозяйственного производства представить, а Вашему департаменту имеет смысл ритэйлеров к ценовой конкуренции по всей строгости закона призвать, чтобы не повадно было поставшиков продуктов питания в позу "испуганного страуса" загибать. Или Вам в этом "огороде" не велено конкуренцию разводить?

    С уважением, Стратег
        

    на Ставрополье распространены случаи административного давления на с/х товаропроизводителей со стороны местных властей направленного на убой свинопоголовья

    Гостю (30.11.2009 20:00)
    А какой смысл администрации оказывать давление?

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Важные
Предварительный анализ экспорта зерна
С территории РФ в 2019/20 с.-х. году с учетом перемещения на территорию стран Таможенного союза экспортировано 8,3 млн т зерна и продуктов его переработки, что на 457 тыс. т или на 5% меньше объемов на аналогичную дату 2018/19 гг. – 8,7 млн т. За аналогичный период 2017/18 гг. – 6,1 млн т.
Цены FOB и EXW Россия, Украина. Данные на 23.08.2019
Нынешний сезон для удмуртских хлеборобов выдался непривычным и аномальным. Причина — обильные дожди и низкие температуры, которые тормозят созревание и налив зерна.