Нужна ли Российским биржам поставка физического товара?
24 July 2012, 13:16
Александр Белозерцев — эксперт по товарным рынкам и Президент компании «Александра» в интервью IDK-Expert о том, как правильно организовать поставку на товарном рынке.
— Разговоры о развитии современной биржевой торговли товарными активами с завидной регулярностью ведутся то в Правительстве, то на крупнейших в стране биржах. Какие в этой связи вопросы, на Ваш взгляд, остаются наиболее важными?
— Их довольно много, и все они имеют первостепенное значение. Как в конкретных российских условиях достичь эффективной интеграции современной биржевой торговли с рынком реального физического товара? Каким образом встроить современную товарную биржу в действующий механизм ценообразования на рынке физического товара? Наконец, какое место занимает поставка физического товара по открытым позициям в современной биржевой торговле товарными активами, и нужна ли эта процедура российским биржевым площадкам?
— Эти проблемы актуальны только для России?
— Не только. Все эти вопросы — на повестке дня крупнейших товарных бирж мира. Цены на биржевом рынке и рынке физического товара взаимозависимы. Причины и факторы этой зависимости активно обсуждаются в профессиональных кругах стран Северной Америки и Западной Европы, Азии и в Латинской Америке. На эту тему проводятся интенсивные дискуссии различного рода экспертов, публикуются статьи, пишется довольно много диссертаций. Несмотря на развитость биржевых товарных рынков в этих странах, эти темы очень важны и находятся в центре внимания биржевых сообществ и правительств этих стран.
— На что при этом обращают особое внимание?
— Особое место в этих дискуссиях, как правило, отводится методологии поставки физического товара по открытым позициям, а также выбору места поставки, поскольку это напрямую влияет на ценообразование того или иного товара. Кроме этого, некоторые эксперты высказывают сомнения в том, что нужна ли поставка в принципе. Особую остроту эти обсуждения приобретают в период подготовки к запуску в торговлю новых контрактов на товарные активы. Другими словами, споры происходят вокруг того, быть ли новому контракту поставочным (deliverable), или же расчетным (cash – settled).
К сожалению, следует констатировать, что российские биржевые круги и экспертное сообщество стоят несколько в стороне от этих обсуждений. Эти вопросы до сих пор находятся на периферии их профессиональных интересов, что отчасти является и причиной неразвитости современной биржевой торговли товарными активами в России.
— Почему?
— В России, да и в других странах постсоветского пространства, в силу специфики развития биржевого товарного рынка, очень часто игнорируется значение самой процедуры поставки физического товара. Звучат заявления, что в условиях XXI века эта процедура применительно к биржевым срочным контрактам на товарные активы себя давно изжила, якобы это уже «…чистой воды атавизм…», а биржевой рынок срочных контрактов существует и развивается исключительно для различного рода инвесторов (читай: прежде всего, спекулянтов). Про многообразие потенциальных хеджеров, при этом, часто и не вспоминают…
И потом, сама процедура разработки спецификации поставочного контракта является более трудоемкой. Она требует осуществления достаточно основательной экспертизы предложенных параметров контракта среди многочисленной группы участников рынка того или иного товара. На это зачастую у бирж нет ни профессиональных, ни материальных ресурсов. Считается, что со спекулятивными контрактами, которые, как правило, не предусматривают поставку физического товара, и ориентированы преимущественно на спекулятивное сообщество, работать для биржи значительно проще и легче… Поэтому-то и продолжают отечественные биржевые площадки скромно «топтаться» на обочине российского товарного рынка, проигрывая, тем самым, и конкуренцию в международном масштабе…
— Получается, что по вопросам поставки физического товара российские биржи совершенно бездействуют?
— Было бы совсем несправедливо говорить, что в этом направлении ничего не делается. Отдельные попытки запуска в торговлю поставочных контрактов на товарные активы предпринимались на Национальной товарной бирже (пшеница), Санкт – Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже (энергоносители), РТС (сахар), и т.п. Однако все эти попытки были разрозненными и не имели под собой четкого и ясного методологического обоснования, потому встроить эти контракты в систему национального (не говоря уже о международном) ценообразования на эти товары никому пока не удалось.
— Что помешало этим отдельным попыткам повлиять на саму систему ценообразования на рынках упомянутых товаров в России?
— Берусь утверждать, что отсутствие четкого обоснования необходимости поставки физического товара по открытым позициям на биржевом срочном рынке, а также отсутствие единой методологии (как организовывать процедуру поставки физического товара) тормозит развитие современного биржевого товарного рынка на всем пространстве бывшего СССР. Больше того, в отечественной профессиональной литературе отсутствует даже поверхностное обобщенное описание тех немногих процедур поставки физического товара, которые пытались внедрить отечественные биржевые площадки. Отсутствует детальный анализ факторов ценообразования в ключевых потенциальных пунктах поставки, где концентрируются основные товарные потоки. С учетом географических особенностей страны, таких пунктов может быть довольно много применительно к тому или иному товару, факторы ценообразования могут варьироваться. Этот пробел необходимо как можно быстрее ликвидировать. Участникам товарного рынка должна быть предложена ясная и понятная методология этого важного для современной биржевой торговли товарами процесса.
— А в чем заключается принципиальная значимость процедуры поставки в этом контексте? Что должно лежать в основе экономического обоснования этой процедуры?
— На самом деле, процедура поставки физического товара является единственным связующим звеном в системе ценообразования между ценами фьючерсного рынка и спот рынка. Это уже доказали на практике все успешные товарные биржи мира. Наличие надежной процедуры поставки, во-первых, позволяет бирже, как организатору торгов, гарантировать исполнение обязательств участников биржевого рынка по открытым позициям. Во-вторых, эта процедура придает некую легитимность и обоснованность самому биржевому рынку срочных контрактов на товарные активы, а также ценам фьючерсных контрактов, которые должны лежать в основе ценообразования на тот или иной товар на спот рынке.
— При запуске новых биржевых контрактов всегда сложно сделать их востребованными, ведь контракт должен удовлетворять потребности участников рынка. Вероятно, для этого нужно обращать внимание на множество факторов. Что необходимо учитывать при разработке процедуры поставки?
— Прежде всего, представляется целесообразным проведение обстоятельного анализа всего национального рынка товара: соотношение спроса и предложение, их географический разброс (спрос и предложение в отдельных регионах), уровень товарности (какая доля от общего объема производства реализуется на рынке), себестоимость производства в целом по стране и в регионах, цены реализации в основных местах производства и переработки / потребления товара, транспортные тарифы (расходы на логистику), наличие складских мощностей, стоимость хранения и перевозки, и, наконец, основные направления движения товарных потоков, как для внутреннего потребления, так и в экспортно-импортных цепочках. Кроме этого, должен максимально учитываться и фактор сезонности прохождения товара по всей маркетинговой цепочке — наивысшие пики и максимальные спады в объемах по месяцам в течение года. Все эти факторы и ряд других влияют на положение того или иного товарного сектора, и они должны учитываться при организации биржевого товарного рынка, чтобы этот рынок был органично встроен в ценовую систему координат данного товара.
— И что станет результатом такого всестороннего исследования?
— Такой анализ даст возможность максимально достоверно обосновать и определить районы расположения потенциальных пунктов поставки (delivery points), которые должны располагаться в местах наиболее интенсивной перевалки товарных партий. Это могут быть места сосредоточения основных объемов производства товарной продукции, места ее интенсивных переработки и/или потребления. Отдельно следует выделить основные пункты экспорта или импорта данного товара.
Важно подчеркнуть, что выбор уполномоченных пунктов поставки (т.е. товарных складов и хранилищ) является наиболее важным и ключевым моментом во всей процедуре организации поставки физического товара. От того, насколько правильно и экономически обосновано проведен отбор пунктов поставки, зависит степень репрезентативности цены фьючерсного контракта, и, в конечном итоге, его успех на биржевом рынке и в товарном секторе в целом. При этом, таких пунктов поставки не должно быть много, и они должны в концентрированном виде отражать основные товарные потоки маркетинговой цепочки.
— Очень часто про российские биржи говорят, что они разрозненны и не имеют четко прописанной стратегии развития товарного рынка…
— Без всякого сомнения, любая биржа, претендующая на успех в организации торговли товарными активами, должна иметь четко прописанную стратегию развития этого сегмента биржевого рынка, которая бы включала в себя, в том числе, и предлагаемые процедуры поставки физического товара, и методику определения и отбора уполномоченных пунктов поставки. Эта методика должна опираться не только на экономическое обоснование основных товарных потоков, проходящих через данный пункт поставки, но и принимать во внимание финансовое, технологическое, компьютерное, и управленческое состояние того или иного склада / хранилища. При этом необходимо помнить, что поставка физического товара может быть организована не только на уполномоченных товарных складах / хранилищах, но и посредством уже загруженных железнодорожных вагонов, автомобильных грузовых фур и самосвалов, морских и речных судов. Но, опять-таки, это должно происходить в местах максимальной концентрации товарного потока. Кроме этого, сама биржа должна иметь четко разработанную методику прозрачного отбора складов / хранилищ (либо других элементов товарной инфраструктуры), которые претендуют на выполнение роли пункта поставки.
Некоторые биржевые энтузиасты, не отработав зачастую надежную процедуру поставки на традиционные биржевые товары (зерно, металлы, энергоносители, древесина), берутся за разработку контрактов на экзотические для российского биржевого рынка товары — например, на воду.… Но они просто не ведают, что любая элементарная ошибка в вопросах организации процедуры поставки может серьезно затормозить развитие биржевого рынка того или иного товара, и вызвать серьезное чувство недоверие (и даже отторжение) к данной биржевой площадке со стороны основной массы участников рынка.
— Внедрение оборота складских свидетельств может как-то помочь в этом деле?
— Это еще один важный момент — выбор инструментария поставки. В последнее время много говорят о складских свидетельствах и их потенциальном использовании в процедуре поставки физического товара на биржевом рынке (особенно, когда речь идет о биржевой торговле зерном). Однако до сих пор ни одна из российских бирж всерьез не занимается внедрением этого многообещающего инструментария в свою повседневную практику, хотя наличие соответствующих статей в ГК РФ этому совсем не препятствует. Часто приходится слышать, что необходим соответствующий федеральный закон, регулирующий выпуск, учет, оборот складских свидетельств на товары. Вот будет такой закон принят — и тогда сразу же закипит биржевая торговля товарными активами. Собственно, я считаю, что и сейчас этой торговле ничто по-серьезному не мешает кипеть, активно опираясь на уже действующие статьи ГК РФ. Надо только очень – очень захотеть.
— Александр Александрович, спасибо Вам за разговор. Он получился интересным.
— В любом случае, хотелось бы рассматривать данную публикацию лишь как приглашение к дальнейшему разговору на заявленную тему. Тем более, что она (эта тема) терпеливо ждет своей практической реализации на биржевом рынке России. Катализатором же таких незатухающих дискуссий, а также всего комплекса последующих внедренческих работ, конечно же, должна стать биржевая площадка.
Ваш комментарий
|
|