Модернизация предприятий зерноперерабатывающей отрасли — возможна
17 October 2011, 19:00

Дюмулен Алексей
Генеральный директор компании «ЮНИГРЕЙН»

В преддверии IV Международной конференции «Зерновая Сибирь», Алексей Дюмулен, генеральный директор компании «ЮНИГРЕЙН», рассказал порталу IDK.ru о специфике зерноперерабатывающей отрасли в России и о планах по модернизации стандартного комбината хлебопродуктов.

 

 

— Почему Вы занялись глубокой переработкой зерна — столь экзотичной и дорогостоящей проблематикой для нашей страны? 


Одной из главных причин отставания российской индустрии зернопереработки является морально-технологическая «изношенность» производственной базы большинства отечественных предприятий, вызванная многолетним структурным кризисом её отраслей. Поэтому для меня очевидна не просто перспектива, но объективная необходимость дальнейшего развития технологической цепочки отрасли, а именно – внедрение технологий по глубокой переработке зерна.


После катастрофического падения в 2008-м году цен на зерно и на муку для нас с коллегами стало очевидным, что, во-первых, в России каждый год образуется как минимум около 10 млн.  тонн «лишнего» зерна, и, во-вторых, вся зерноперерабатывающая отрасль практически достигла лимита реального сбыта муки, и перспектив для расширения рынка не имеет. Рентабельность производства муки в стране за последние десять лет снизилась более чем в 3 раза. Наконец, в-третьих, расширенное производство комбикормов может лишь временно решить проблему «избыточного» зерна, поскольку в полнорационных современных комбикормах, как известно, удельный вес зерновых ингредиентов не должен превышать 45%.  В чем, кстати, мы убедились, завершив осенью 2011 года реконструкцию комбикормового завода на нашем предприятии и приступив к реализации кормов (под торговой маркой «Главкорм»), произведенных с использованием новейших западных технологий.


С другой стороны, на предприятии, которое не увеличивает свои мощности, неизбежно уменьшается доходность и возникают инфраструктурные проблемы, поэтому замысел строительства завода по глубокой переработке зерна появился весьма своевременно.


— Расскажите подробнее о Вашем проекте.


Мы с коллегами остановились на достаточно простом и, как мы думаем, рациональном решении, разработав проект модернизации стандартного комбината хлебопродуктов, взяв за основу типовой план Йошкар-Олинского КХП, который, как оказалось, принципиально не отличается от запущенного совсем недавно в Германии завода по глубокой переработке зерна, кроме, разумеется, новых технологий. Инфраструктура существующего КХП и предприятия по глубокой переработке зерна не противоречат друг другу, а напротив, удачно дополняют.

 

На строительство «с нуля» завода по производству крахмала и клейковины мощностью 300 тонн муки/сутки потребуется не менее 55 млн. евро, в то время как для модернизации и реконструкции типового КХП для производства тех же продуктов в сопоставимых объёмах понадобится 27 млн. евро. Производственная мощность нашего завода по глубокой переработке зерна позволит ежегодно перерабатывать около 100 тыс. тонн зерна, производя более 45 тыс. тонн пшеничного крахмала и 10 тыс. тонн глютена. Рентабельность продуктов глубокой переработки составляет не менее 28 процентов. Что же касается проблемы сбыта этих продуктов, то, по экспертным оценкам, существующие объёмы производства в России сухой пшеничной клейковины и крахмала удовлетворяют лишь от 10 до 20%  растущих потребностей внутреннего рынка. Таким образом, расчётный срок окупаемости нашего проекта по строительству завода глубокой переработки зерна не должен превысить пяти лет.


— Оценка российского рынка новых продуктов зернопереработки и перспективы модернизированных КХП выглядят оптимистично, но для того, чтобы добиться поставленных целей комбинатам, видимо, потребуются немалые средства для модернизации. Откуда их взять?   


Конечно же, это привлечение заемных средств. Невзирая на большие сложности в процессе убеждения банкиров в кредитовании такого рода проектов, существующий залоговый потенциал типового комбината хлебопродуктов (включая стоимость элеватора, комбикормового завода, мельниц, элементов инфраструктуры и, наконец, территории комбината), а также оценка существующего бизнеса являются неплохой стартовой позицией для диалога с финансистами.


— Ваш проект уже выглядит как пилотный кластер, который, видимо, можно тиражировать и на других предприятиях отрасли?


Да, мы доказываем в первую очередь самим себе, что модернизация предприятий зерноперерабатывающей отрасли возможна, и надеемся, что наш опыт может быть использован коллегами. Мы уверены в том, что реализация нашего проекта поднимет профессиональный престиж, социальную значимость отрасли и привлечёт к работе в ней молодые перспективные кадры.


Добавлю также, что проблема формирования постоянно обновляемой высокотехнологичной индустрии производства сухой пшеничной клейковины была решена в США и странах Западной Европы в конце 70-х годов прошлого века, где успешно производят не только сами эти продукты, но и серийное оборудование для глубокой переработки зерна с различной градировкой по мощностям. В случае признания целесообразности тиражирования представленной нами модели модернизации типовых КХП в масштабах отрасли, эффективным решением станет не покупка импортного профильного оборудования, а приобретение отечественными машиностроителями лицензий на его производство в России. По-моему, перспективы и этого рынка могут оказаться крайне интересными и прибыльными.


Вы приглашены к участию в конференции «Зерновая Сибирь» 16-17 ноября в г.Барнаул, что Вы хотели бы пожелать участникам данного мероприятия?

 

Желаю успешной работы и конструктивного диалога между всеми участниками конференции.

 

Спасибо за интервью.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Впервые башкирское зерно отправилось в Иран
Агропромышленный комплекс Башкирии в 2024 году пополнил свой список стран-импортеров - в апреле кормовой ячмень отгрузили в Исламскую Республику Иран.
Бензин и дизель в России за неделю подорожали на 5 копеек
Средние потребительские цены на бензин в России с 15 по 22 апреля 2024 года выросли на 5 копеек — до 54,98 рубля за литр, говорится в материалах Росстата.